Азбука веры Православная библиотека протоиерей Александр Никольский Освящение Успенского храма с. Троицкое-Лыково Московского уезда

Освящение Успенского храма с. Троицкое-Лыково Московского уезда

Источник

В субботу, 4 октября, в селе Троицком-Лыкове, Московского уезда, в 10 верстах от Москвы, происходило освящение деревянного Успенского храма, возобновленного на средства недавно (30 апреля сего года) скончавшегося потомственного почетного гражданина С. И. Корзинкина.

Храм этот, по-видимому, очень древний. Существует местное предание, по которому он когда-то, в очень давнее время, будто бы был перенесен в село Троицкое-Лыково из Московского Кремля. В 1876 году, при переходе имения от гг. Бутурлиных к потомственному почетному гражданину И. И. Корзинкину, деревянный Успенский храм пришел в такую ветхость, что грозил падением. Нужно было или совсем разобрать его, или же произвести в нем самый полный, капитальный ремонт. Принято было второе решение. К сожалению, смерть (22 января 1879 г.) И. И. Корзинкина воспрепятствовала ему привести в исполнение это решение и благая мысль о приведении Успенского храма в сколько-нибудь благоустроенный и благолепный вид могла, – как это нередко бывает в подобных случаях, – совсем не осуществиться, если бы приемником И. И. Корзинкина по владению селом Троицким не был такой отменно-усердный к храмам Божиим и внимательный к народным чувствам и нуждам человек, каким всегда был теперь также покойный С. И. Корзинкин. Мысль своего родителя он горячо принял к сердцу и энергично взялся за это доброе, завещанное ему дело. Очень сложны и хлопотливы были в настоящем случае работы, требовавшие не одних только значительных денежных средств, но и многих предосторожностей, иногда стеснявших и затруднивших более быстрый ход самых работ. Надобно было подвести под церковь каменный фундамент, вывесить ее, так как она значительно покосилась на бок, переменить в ней немало гнилых бревен, обшить тесом снаружи, окрасить, покрыть железом, водрузить новый крест и т. д. Внутренний ремонт церкви касался переделки в ней пола, устройства нового престола и жертвенника, реставрации иконостаса, св. икон и т. д. Сверх того нужно было снабдить эту церковь утварью, сосудами, подсвечниками и т. д. Господь не судил добрейшему Сергею Ивановичу довести до конца предпринятое им святое дело и часть трудов и хлопот в настоящем случае разделила, со всем усердием и горячею любовью к дому Божию, достойнейшая супруга почившего Ю. М. Корзинкина.

Успенский деревянный храм отделан без особенной, бьющей в глаза роскоши и великолепия, но с большим вкусом и изяществом. Сам по себе этот храм необширен, но все части и предметы его внутреннего устройства так подобраны и расположены, что, находясь между собою в должном соответствии, они нигде и ни в чем не нарушают гармонии целого и в общем производить весьма приятное впечатление. Особенное внимание обращают на себя здесь паникадила и подсвечники, устроенные из дерева, прекрасной токарной работы. Вообще мысль, которая имелась при возобновлении Успенского храма – сохранить его, как памятник особенно дорогой по многим причинам местным крестьянам проглядывает во всех подробностях и частностях обстановки храма и выдержана с достаточною полнотою и рельефности.

С живым любопытством и интересом следили крестьяне-прихожане села Троицкого-Лыкова за ходом работ по обновлению дорогого для них храма и с понятным нетерпением ждали того дня, когда им наконец откроется возможность молиться там, где в прежнее время молились их отцы и деды.

Накануне дня освящения, 3 октября, который был днем рождения С. И. Корзинкина, в Троицкой церкви соборно была совершена о упокоении души его литургия и за тем панихида на могиле его, а в 6 1/2 ч. вечера началось в обновленном храме всенощное бдение, окончившееся около 10 часов. Народу собралось множество и храм далеко не мог вместить в себе всех молящихся, которые целыми толпами окружали залитый огнями храм. Еще большие массы народу стеклись из окрестных деревень на другой день, 4 октября.

Самое освящение Успенского храма, с разрешения и благословения Преосвященнейшего Мисаила Епископа Дмитровского совершил духовник покойного С. И. Корзинкина, священник Московской Космодамианской, на Покровке, церкви А. В. Никольский, в сослужении священников сел: Волынского о. Зверева, Покровского-Филей о. Гурьева, Хорошева о. Смирнова и местного священника А. В. Востокова. На литургии, которую очень стройно пел хор певчих г. Сахарова, в обычное время, было произнесено следующее слово:

Господи! возлюбих благолепие дому Твоею и место селения Славы Твоея!

Пс.25:8.

Весь сия в которой мы собрались, братия, на нынешнее, светлое торжество, одна из примечательных весей, окружающих первопрестольный, царствующий град. Кроме особенных красот местоположения, в иную пору года привлекающих сюда не мало любителей и ценителей таких красот, – здесь, под сенью вековых деревьев, возвышаются три храма Божия, на самом близком друг от друга расстоянии. С одним из этих храмов, посвященном имени Пресвятой Троицы и по своему происхождению относящемся к концу ХVII или к началу XVIII столетия, соединяется воспоминание о пребывании здесь, в качестве владетельницы места сего, боярыни Нарышкиной, матери великого преобразователя России. Другой храм, во имя Успения Пресвятой Богородицы, есть плод благочестивого усердия позднейших владетелей, бояр Бутурлиных, – он построен в половине текущего столетия. Наконец третий храм, также во имя Успения Богоматери, под сенью своею соединивший нас ныне во единый сонм празднующих, древнейший второго и также, может быть, и первого храма, не знает своего виновника...

Предание говорит, что этот храм был перенесен в весь сию из первопрестольного, царствующего града и что он стоял в нем там же, где красуется в настоящее время всероссийский собор Пречистыя, но когда, кем и почему он был перенесен сюда, – неизвестно. Достоверно известно лишь то, что десять лет тому назад, ко времени перехода места сего к его нынешним владетелям, этот храм представлял вид неблагообразный и близок был к разрушению.

Тяжело бывает смотреть и на жилище человека, когда оно никем не поддерживаемое, с каждым днем более и более ветшает и клонится к падению, но дом Божий, в котором от лет древних призывалось имя Господне, в котором целые поколения православного народа получали благодатные озарения, утешения, освящения этот дом, обрекаемый на разрушение какая сугубо-тяжелая и грустная картина! Здесь невольно вспоминается та особенно-глубокая и живая любовь, которую предки наши всегда питали к храмам Божиим и их благо украшению. Умирает, например, в старину невидный и незначительный человек в приходе, жилец, по старинному выражению, обладатель небольшого клочка земли и стоящей на нем полуразвалившейся хижины и этот жилец, «отходя сего света, дворовое свое место» завещает приходской церкви. Умирает именитый боярин и первые и главнейшие пункты его завещания выражают собою многосторонние и часто весьма трогательные заботы о родном, приходском храме.

Наша жизнь, братия, слагается по иным образцам и под впечатлениями и влияниями, часто не имеющими ничего общего с церковью и с добрыми преданиями старины. Но, однако и ныне, – как об этом ясно свидетельствуют все три храма этой веси, – иногда встречаются люди, родственные и близкие по духу нашим предкам. В самом деле, в то время как роды древние, боярские свое пребывание в месте сем ознаменовали созданием двух храмов, – род сравнительно новый, купеческий, – в лице так недавно и так безвременно похищенного от нас смертью приснопамятного раба Божия Сергия, – обнаруживает такие опыты усердия и любви к храму Божию, – каким могли бы позавидовать и предки наши, – является одновременно украсителем тех двух храмов и воссоздателем сего, третьего храма.

Благословен Господь, на пространстве почти двух столетий, вручавший и место сие, и весь сию в удел людям, для которых всегда так были возлюблены Его селения! В роды родов да прейдет с благословениями память о рабе Божием Сергие, все три храма в этой веси, приведшего в такую совершенную степень благоустроенности и благолепия, в какой они не могут затеряться даже и среди храмов первопрестольного, царствующего града!

Но чем, с другой стороны, необыкновеннее для веси и чем вообще привлекательнее сам по себе вид этих мест селения славы Божией, тем естественнее возникает здесь вопрос: что же именно побуждало раба Божия Сергия к их благо украшению и, в частности, к воссозданию сего дома Божия, обновление которого мы ныне празднуем? И прежде всего, здесь не может быть и речи о честолюбии и тщеславии, – этих столь обычных двигателях человеческой деятельности. И зде стоящие, и многие отсутствующие, – все вообще, кто имел возможность ближе знать усопшего воссоздателя сего храма, имеют твердое и основательное убеждение в том, что честолюбие и жажда славы, яже от человек, были не свойственны ему и в его широкой общественной и частной благотворительности, теперь, к общему огорчению, пресекшейся, нельзя открыть никаких указаний на эти побуждения, так обесценивающие и унижающие в очах Божиих многие наши дела, по-видимому несомненно-полезные и добрые.

Поставленный в особенные отношения к почившему рабу Божию Сергию, – отношения, открывшие мне возможность близко знать его душу, я, не обинуясь, должен свидетельствовать как о строгости его нравственных взглядов вообще, так в частности и о том, что, благо украшая храмы Божии, он руководился убеждениями, имеющими высокую, нравственную цену. Здесь именно, в основании всех его многоразличных забот и трудов, а также и весьма значительных и щедрых денежных жертв, лежала прежде и паче всего его искренняя и глубокая любовь к дому Божию, как месту селения славы Божией. «Вот я живу в доме кедровом, – говорил некогда муж по сердцу Божию Давид Пророку Нафану, – вот я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром» (2Цар.7:2). Подобного же рода чувство, выразившееся в этих словах Царственного Пророка, не могло не посещать чуткой души и воссоздателя этого храма. Ущедренный от Господа в изобилии дарами Его благости, сам обитая здесь в доме великолепном и богато убранном, он не мог не поражаться скорбию при виде того, что, в ближайшем расстоянии от его дома, стоит в запустении и опасности разрушиться дом Божий, в котором от лет древних приносилась великая и страшная жертва Господня. По истине–святая скорбь, обличающая добрую, высокую, благородную душу! В этом отношении почивший воссоздатель сего храма ярко выделяется из среды многих лиц его же звания и общественного положения, – лиц, при не меньшем изобилии в средствах, иногда слишком далеко держащих себя по отношению к храмам Божиим и нимало не входящих в их порою вопиющие нужды.

Но, кроме живой любви к дому Божию, была в настоящем случае и особенная причина, подвигнувшая приснопамятного раба Божия Сергия к воссозданию сего храма. Здесь встают пред нашими глазами минувшие времена крепостного права в России, со всеми неприглядными сторонами его бытового значения, – права, в иных случаях слишком далеко и широко простиравшего свое значение... В самом деле, кто не знает, что во времена крепостного права бывали и такие случаи, когда обладатели чуждались даже молитвенно-церковного общения с обладаемыми, почитая уничижительным для себя такое общение, – как будто во Христе и по отношению к его благодатному царству, в самом деле, может быть какая-нибудь разница между господами и слугами, между рабами и свободными!..

Мы не знаем, имело ли, собственно, в этой веси сейчас упомянутое истинно-печальное явление духовной разобщенности и отчужденности единых братий о Христе, но достоверно знаем то, что простой народ всегда питал особенную любовь и приверженность к этому храму и считал его по преимуществу своим храмом. Что же влекло сюда простой, православный люд? Крайне простая и безыскуственная обстановка этого деревянного храма, живо напоминая крестьянину не прихотливую убогую обстановку его собственного домашнего быта, сама по себе уже способна была именно на этом храме остановить и сосредоточить лучшие, духовные помыслы и сочувствия верующей крестьянской души. С другой стороны, все, наиболее выдающиеся события в жизни крестьянина были существенно связаны с этим же самым храмом. В былое время, говорят, здесь исключительно происходило отпевание усопших крестьян, совершались крестьянские браки, крещение младенцев... Говорить ли еще о том, что то святое место, в котором мы теперь присутствуем, не раз, конечно, бывало прежде местом самых горячих и умиленных молитв народа в тяжкие годины тех или других, постигавших его бедствий? Да, этот храм, несомненно, имеет весьма важное значение, как памятник, который весьма много говорит зде и окрест живущему православному крестьянству, вызывая в нем множество воспоминаний то радостных, то горестных, но всегда близких и дорогих воспоминаний. И вот, восстановляя этот памятник, во всей его возможной, первоначальной простоте и безыскусственности, воссоздатель сего храма, как истинный благодетель народа, идет на встречу народному чувству, поддерживая и освежая добрые народные сочувствия и предания. Паки и паки повторяю: да будет всегда благословенно имя раба Божия Сергия, с таким истинно-христианским участием относившегося к духовным нуждам своих меньших братий о Христе!

Но чем, с другой стороны, сами по себе почтеннее и возвышеннее были побуждения, руководившие при воссоздании этого храма, тем, конечно, полнее и живее должны быть сознаваемы и те обязанности, которые самым обновлением храма возлагаются на тех, для кого он, собственно, воссоздан и обновлен. И, без сомнения, самою первою и священнейшею обязанностью для братии этого храма должна быть та, чтобы как можно чаще ходить в него, к службе Божией. В самом деле, храмы Божии создаются и обновляются вовсе не для украшения ими городов и сел, а для духовной пользы православного народа, – для того, чтобы они служили для него ближайшим и постоянным училищем веры и благочестия Не все, конечно, вы, братия, понимаете в этом училище; для вас непонятны, может быть, многие церковные молитвы и песнопения, но однако же самое главное и важное, – без знания чего решительно никто не должен приходить в храм Божий, – вы хорошо и по собственному опыту знаете. Именно: вы знаете, что все мы – великие грешники перед Богом и что, без помощи Божией, ни одно наше дело и начинание никогда не благо успеется. И так, приходя в храм Божий, приносите первее всего с собою это смиренное чувство своей греховности и не достоинства перед Богом, полагайте это чувство в основание всех ваших молитв и они, при всей простоте своей, несомненно будут тогда угодны и благоприятны

Господу, Который никогда не уничижит сердца сокрушеннаго и смиреннаго.

Другая ваша обязанность состоит в том, чтобы вы свою любовь к дорогому для вас храму выражали не на словах только, но и на деле, – своими посильными жертвами на нужды его. Вы видите, как благолепно украшен и обставлен этот храм в настоящее время. Ваше дело позаботиться, чтобы он всегда был в таком виде. Есть между вами люди с хорошими достатками, есть и менее достаточные и даже бедные, но и те, и другие, и третьи никак не должны увольнять себя от обязанности ближе входить в нужды и положение своего приходского храма, каждый, в меру своих средств и возможности, содействуя его благо украшению и благолепию. В настоящем случае особенно-важна и драгоценна пред Богом не сумма ваших жертв, которая, конечно, не может быть особенно-значительною, но та теплота усердия, с которою вы всегда должны делать их. Лишь доброхотна дателя любит Бог, по слову Апостола Христова (2Кор.9:7).

Третья ваша обязанность заключается в том, чтобы, сами любя храм Божий, вы старались поселить эту любовь и в детях ваших, и чтобы вообще и в домах ваших, и повсюду вы всячески поддерживали уважение, подобающее святыне храма. Что же это значит? Это значит то, чтобы вы и дети ваши, проходя мимо храма Божия всегда осеняли себя благоговейно крестным знамением; это значит, далее, то, чтобы в то время, когда совершается служба Божия в храме, а вы почему-либо не можете присутствовать в нем, – вы и дети ваши не выходили из домов ваших на улицу для игр и пения песен, для бесчинных криков и ругательств, к которыми многие из вас так привыкли; это значит, наконец, то, чтобы праздников Господних, – в которые не только всем вам надлежит быть в храме Божием, но и дома – пребывать в благочестивых, молитвенных настроениях, – многие из вас не избирали преимущественными временами для пьянства и дикого разгула... Да, братия, если когда, то именно теперь, в праздник обновления вашего приходского храма, вам особенно благовременно подумать об обновлении своей жизни «К себе восходи, человече – поучает ныне каждого из вас Св. Церковь, – буди нов вместо ветхого, и души празднуй обновление, дóндеже – время жития. Да обновляется тебе всякого жития путь: древняя бо преидоша, се быша вся нова! Сие празднику плодопринесие, добрым изменением изменяем». (Чин Обновления храма, стих, на хвалитех).

Есть, наконец, у вас и еще одна обязанность, не менее важная и святая. Какая же эта обязанность? Вот здесь, в нескольких саженях от этого святого храма, обрел себе место вечного упокоения воссоздатель его, – тот, кто так отзывчив был на все ваши нужды и с такою готовностью шел на встречу многоразличным вашим просьбам и ходатайствам. И, конечно, все вы помните своего благодетеля, вы говорите: “это был добрый человек, незабвенный наш благодетель”. Но, однако же этого мало. Мало говорить и повторять эти и подобные им прекрасные слова. Нет, чаще и чаще приходите на могилу вашего благодетеля, орошайте ее слезами благодарности и ваши горячие молитвы соединяйте с молитвами скорбящей семьи усопшего, да творивший на земле милости вам сам примет милость от Господа и со причтется к святому сонму избранных Божиих на небесах! Никогда не забывайте, что самое низкое и недостойное человека чувство есть именно неблагодарность к нашим благодетелям.

Но братия, с благодарностью молитвенно воспоминая усопшего раба Божия Сергия, имейте всегда в ваших помыслах и молитвах и здравствующую, достойнейшую супругу его, рабу Божию Юлию, которой принадлежит завершительная часть трудов по воссозданию сего храма, а также вашего молодого ктитора раба Божия Сергия, принесшего также свою долю участия в этом святом деле.

Боже Безначальный, и Присносущный, святыя Твоя церкви и жертвенники Твоя по всей земли насадивый во еже приноситися Тебе священным и церковным жертвам!... (Из молитвы при освящении храма) Сотворшим храма сего обновление, по любви к Тебе, Богу тщательно оставление согрешений подаждь! Возвигни я к деланию заповедей Твоих, даруй им обновление дара Святаго Твоею Духа, да не осужденно поклонятся Тебе, Единому Истинному Богу и Его же послал ecu, Иисусу Христу, молитвами Богородицы и всех Святых Твоих! (См. заключительную молитву при освящении храма в «Чине» сего освящения).

По окончании литургии, пред началом молебна, местный священник о. Востоков обратился к досточтимой Юлии Матвеевне с речью, в которой благодарил ее за искреннее, горячее усердие и щедрые жертвы, принесенные ею на дело окончания предпринятого ее супругом обновления Успенского храма, – причем поднес ей просфору. Вслед за тем прихожане – крестьяне села Троицкого поднесли Юлии Матвеевне икону Преподобного Сергия в сребропозлащенной ризе и в прекрасном, резном киоте, – причем также было сказано ей несколько простых, но сердечных слов благодарности и привета.

Торжество заключилось панихидою на могиле Сергия Ивановича, соборне отправленною по общему, единодушному желанию всех участвовавших и присутствовавших на этом торжестве. Умилительно было видеть эти массы простого, православного народа, с возженными свечами окружавшего со всех сторон могилу своего благодетеля и горячо молившегося о упокоении души его...

Возобновление старинного Успенского, в селе Троицком-Лыкове, храма, стоившее не одной тысячи рублей покойному С. И. Корзинкину, есть одно из многих его добрых дел, совершенных им в течение не долгой, земной жизни. Без шума и сокровенно делались эти дела во славу Божию и на пользу ближнего, по тем выше их цена и тем они благонадежнее, как доброе напутствие в жизнь вечную. Да, с благою надеждою оставил этот мир раб Божий Сергий! Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело его и труд любви, которую он оказал во имя Его (Евр.6:10). Без сомнения здесь заключается и самое лучшее и высокое утешение для осиротелой, многочисленной семьи почившего, доселе так скорбящей о тяжкой, невознаградимой его утрате...

Священник Александр Никольский


Источник: Никольский Александр, свящ. Освящение храма [Успения Пресвятой Богородицы в с. Троицкое-Лыково Московского уезда] // Московские церковные ведомости. 1886. № 44. С. 659-662.

Комментарии для сайта Cackle