Азбука веры Православная библиотека протоиерей Александр Никольский Назидательное слово по случаю двадцатипятилетнего юбилея ректора Московской духовной семинарии протоиерея Н.В. Благоразумова

Назидательное слово по случаю двадцатипятилетнего юбилея ректора Московской духовной семинарии протоиерея Н.В. Благоразумова

Источник

После причастного стиха на литургии преподавателем Семинарии, священником Александром Никольским сказано было следующее назидательное и приличное торжеству слово.

Молим вы, братие, знайте труждающихся у вас. 1Фес.5:12

«Двадцать пять лет тому назад, в этом доме учения восшел на свое скромное делание, в качестве учителя, наш нынешний начальник, досточтимый Отец Протоиерей Николай Васильевич, и с тех пор вся его жизнь, за исключением лишь года и нескольких месяцев, отданных светской школе, стала всецело и безраздельно принадлежать лишь этому одному дому учения. Он духовно сроднился с ним и в нем нашел для себя тот живой центр, около которого, на пространстве почти двадцати четырёх лет, сосредоточивались все помыслы и сочувствия, вся его неутомимая и благоплодная деятельность – сначала лишь учительская, а потом учительская и начальническая вместе. Под руководством нашего О. Ректора образовались и воспитались целые массы учеников, здесь и там, на разнообразных поприщах жизни, с честью и достоинством проходящих более или менее видные общественные служения и всегда сохраняющих самую добрую и благодарную память о своем бывшем наставнике и начальнике. В наш дом учения, под отечески попечительное руководство нынешнего его начальника, уже давно вступают дети его бывших учеников и в этой живой преемственности непрерывающегося предания от отцов к детям слышится свободное, громкое и единодушное свидетельство тех и других о высоких умственных и нравственных качествах Отца Ректора. Преобразовательные движения прошлого царствования, коснувшееся и духовно-учебных заведений, возложили на нынешнего нашего начальника множество новых, особенных и тяжёлых трудов, касавшихся полного и всестороннего обновления вверенного его руководству учебного заведения. И вот, следуя заповеди св. Апостола – знать труждающихся (1Фес.5:12), движимые сознанием бесспорно-важных услуг, оказанных этому дому учения его нынешним начальником, мы собрались, братие, в сем святом храме, чтобы прежде всего общею и совокупною, братскою молитвою ко Господу, Подателю всякого блага, отметить и почтить нынешний день, замыкающий собою двадцатипятилетие служебного поприща досточтимого Отца Ректора.

День этот, вызывающий такое свободное и общее признание всей благоплодности служения О. Ректора, в настоящем случае имеет некоторое особенное значение, применительно к особенным свойствам той среды, в которой почти четверть века трудился чествуемый ныне труженик. В самом деле, наше делание в этом доме учения невидное, сокровенное, по преимуществу духовное. Изо дня в день, многими сеятелями, со всем усердием и старанием сеется здесь семя учения, но брошенные нами добрые семена принесут ли добрый плод, когда и где принесут, – сие сокрыто от очей наших. Мы знаем только одно, что труд сеяния – нелегкий труд и что в качестве сеятелей, мы приставлены к великому и святому делу. В самом деле, в руках школы вообще до известной степени находятся будущие судьбы общества и государства, так как обыкновенно в школе полагаются те духовный основания, из которых и на которых развиваются и вырабатываются те или другие характеры будущих деятелей общества и государства. В руках школы духовной, – как рассадника пастырей церкви и учителей народа, – находятся судьбы религиозно-нравственного воспитания и образования всего вообще русского народа.

Воистину – великое и страшно-ответственное служение такой школы! И как в особенности должен быть велик, сугубо велик тот труд долговременного и в тоже время несомненно-благоплодного руководства и управления ею, какой понесен нынешним её начальником!

Примечательно, что время служения нашего досточтимого О. Ректора духовной школы совпадает со временем действия в ней трёх её уставов, преемственно следовавших друг за другом. Здесь не место и не время говорить об относительных достоинствах этих уставов. Более благовременным нам представляется указать общие условия преуспеяния духовной школы, – безотносительно к тому или другому уставу.

От домостроителей требуется, говорит св. Апостол Павел, чтобы каждый оказался верным (1Кор.4:2). Это качество верности имеет особенно-важное значение в великом деле строения душ человеческих, которому исключительно и всецело посвящает себя школа. Верность строителей здесь состоит в том, чтобы предлежащие им в виде постоянного предмета их деятельности, камни живые (1Петр.2:4), но обыкновенно всегда более или менее дикие и грубые, рядом постоянных, настойчивых и многосторонних усилий довести до такого совершенства отделки, чтобы в последствии зодчий, в случае нужды, всегда мог найти в них себе прекрасный и во всех отношениях ценный строительный материал. Дело, бесспорно, очень трудное. Кроме умелых и опытных рук, оно требует еще великой зоркости и предусмотрительности и самого тёплого сердечного отношения к предмету работы и обработки. И в царстве механических сил и движений один камень не похож на другой и сколько-нибудь опытный каменщик, обрабатывая различные камни, должен приспособляться к их породам. Тоже самое, лишь гораздо в большой мере, надобно сказать о камнях живых, людях, носящих в своем духовном облике такое множество самых разнообразных отличий и особенностей. Можно, конечно, не считаться с этими особенностями и образовательно-воспитательное действование проводить общим и для всех одинаковым образом – легкий способ разрешения одной из труднейших педагогических задач! Но зато и плод такого поверхностного решения должен быть такой же, какой видим в том случае, когда невежественный каменщик одинаковым способом обделывает камни, принадлежащие к различным породам, то есть все почти камни бывают испорчены до степени полной негодности служить строительным материалом. Скажем яснее и определённее: ничто так губительно не действует на внутреннее возрастание и преуспеяние школы, как вторжение в нее и господство в ней одностороннего, сухого формализма, все умственные и нравственные движения в жизни школы измеряющего исключительно посредством цифры и насильственно вгоняющего их в одни и те же тесные искусственные рамки, созданные школьною рутиною. Говорить ли здесь о том, что этот мертвящий и убивающий формализм в его крайностях и исключительности всего менее может и должен иметь место в школе духовной? В виду особенно важных задач, преследуемых ею, здесь, в этой школе, по преимуществу должны воспитываться люди живой духовной силы и крепкого духовного разумения, бодрые и чуткие ко всему истинно доброму, в чем бы и где бы оно ни проявлялось. И в самом деле, чем вообще действительно полезным и плодотворным ознаменуют свою пастырскую деятельность те пастыри, у которых уже давно, в годы учения, убита всякая живая мысль и самостоятельное чувство, которые в школе развили в себе вкус лишь к одним арифметическим выкладкам, верно якобы выражавшим всю сумму их умственных и нравственных успехов и для которых теперь, когда они вышли на поприще самостоятельного делания, цифра и форма стали выше и дороже всего? Жизнь ставит им самые разнообразные вопросы и тщетно ждет от них сколько-нибудь удовлетворительного и толкового ответа на эти вопросы. Может ли, в частности, рассчитывать на какой-нибудь подъём, обновление и освежение нравственно-религиозная жизнь народа, если его руководители и просветители везде и всюду, во всех проявлениях пастырской деятельности станут обнаруживать лишь одни истинно-печальные попытки сводить все к ничего незначащим частностям, мелочам, к излюбленной ими форме, прельщая, очевидно, и себя и других кажущимся исполнением пастырского долга? Нет, на ниве Господней нужны работники бодрые, входящие внутрь порученного им великого дела, всегда способные работать Господеви, духом горяще (Рим.12:11), и общие, всесторонние усилия школы духовной, ясно понимающей свою задачу, должны быть направлены к тому, чтобы всячески возбуждать в питомцах и постоянно поддерживать в них священный огонь духовной бодрости, живости и силы, постепенно и умело возводя этот огонь на степень разумной, просвещенной ревности о славе Божией.

С другой стороны, в деле преуспеяния духовной школы, имеет громадное значение личный, живой примерь тех, кому выпал жребий служения ей. Если вообще сила примера неотразимо действует на молодые, восприимчивые умы и сердца и если примерами школы, несомненно, до известной степени определяется духовно нравственный облик учеников, – то, конечно, является делом первостепенной важности, чтобы питомцы школы духовной в ближайших к ним примерах строго-честного и всеусердного исполнения служебного долга и доброй, не укоризненной жизни всегда находили для себя такие основоположительные начала, при выработке впоследствии характеров своих. Если где, то здесь по преимуществу не должно быть противоречий между словом учения и опытом жизни. Велий наречется в царствии небесном, по слову Господа, тот, кто сотворит, а потом уже научит (Мф.5:19). И в жизни школы, приготовляющей лиц, которые не только сами должны стремиться к царствию небесному, но открывать и облегчать вход в него другим, действительно великое и истинно благотворное значение имеет тот учитель, который путь учения освещает путём личной доброй жизни.

В самом деле, когда корни учения лежат не в голове только учителя и не в одних лишь рассудочных построениях школьной системы, а в живых опытах личной жизни, то несомненно его учение будет более убедительным, действенным, плодотворным. Говорить ли еще здесь о том, что в школе духовной есть такие предметы учения, живое и полное понимание которых – а тем более сообщение сведений о них другим, – даже и невозможно без достаточных удостоверительных свидетельств личного опыта? Вся масса разнообразных научных сведений, в изобилии сообщаемых здесь, без сомнения, впоследствии значительно пострадает со стороны их полноты, отчетливости и ясности и, может быть, даже и совсем подвергнется забвению в большей или меньшей части своей, но решительно никогда не изгладятся в душе воспринятые ею добрые и сильные впечатления самоотверженного труда, бескорыстной, горячей преданности и верности служебному долгу и т. д. Это такой добрый, негиблющий запас, в котором, по выходе из школы, питомцы всегда будут находить для себя источник ободрения и возбуждения в трудах своего пастырского служения, в иных случаях делая из этих примеров даже и более прямые и непосредственные приложения...

Наконец духовная школа, имеющая главнейшим назначением служить исключительно церкви, постоянно должна находиться в самом живом единении и союзе с нею. Надобно, чтобы нравственная атмосфера, окружающая духовную школу, во всех отношениях была безукоризненно-здоровою и чистою, и чтобы эта школа была духовною не по одному только имени своему. Подумаем, в самом деле, о том, что здесь, путём многообразных, образовательно-воспитательных действий, должны, – как их совершение и венец, – уготовиться благопотребные орудия в службу Господу, – должны воспитаться носители освящающей и спасающей благодати Божией, достойные делатели на земле дела Христова... В виду таких высоких и исключительных задач духовной школы, чем вообще слабее и неприметнее будет черта, отделяющая ее от Церкви, чем вернее и полнее будут соображены и соглашены, без всякой однако же односторонности и искусственности, общие условия её внутреннего быта и строя с духом, требованиями и преданиями Церкви, – тем конечно совершеннее и целесообразнее будет самое приготовление служителей Церкви и выход их на поприще служения ей во многих, и иногда важных, случаях не будет сопровождаться для них растерянностью и смущением...

Но к чему, однако, в настоящий раз вся эта речь о живом союзе духовной школы с Церковью, о высоком воспитательном значении в ней добрых примеров и о тщательном ограждении её от убивающей формы? Нам кажется, что, излагая эти мысли, мы вообще не выступаем из круга тех нравственно-воспитательных идей и начал, полному и широкому раскрытию и осуществлению которых была посвящена вся двадцатипятилетняя учебно-педагогическая и начальническая деятельность нашего досточтимого Отца Ректора. Аще и многи пестуны имате о Христе, но не многи отцы. (1Кор.4:15). Великую истину, изреченную Св. Апостолом в этих словах, всею душою воспринял О. Ректор во всей глубине, полноте и широте жизненного значения и применения этой истины. Вспомним, братия, кто, в самом деле, и откуда приходит в наш дом учения. Приходит большею частию из сел и деревень нищета и бедность, нередко, при слабой умственной подготовке, приносящие сюда лишь нравственную дикость и грубость своей первоначальной неприглядной обстановки, – грубость и дикость, ранее еще не успевшую достаточно определиться и раскрыться. Надобно обладать великим терпением, истинно-отеческою попечительностью и любовью, чтобы, из года в год, всячески очищать, возвышать и нравственно облагораживать все эти, сами по себе очень неудобные элементы, да уготовятся из них сосуды в честь, благопотребные Владыце (2Тим.2:21). И, конечно, так высоко-благотворно и созидательно мог действовать только тот, для кого, как для нашего О. Ректора, дело духовной школы было делом и призваньем целой жизни, теперь уже, конечно, преполовившейся. Учители и ученики в этом доме учения одинаково могли учиться на живом примере своего Начальника честному и безукоризненному исполнению служебного долга и горячей, беззаветной преданности делу. Это быль первый и самый ревностный труженик, дела своего служенья не умевший делить на более важные и менее важные, но в каждое дело вносившим свежую, здравую мысль, влагавший в него всю свою душу. От того и примером этого трудолюбца всегда действовал на ближайших свидетелей его трудов не иначе, как особенно увлекающим образом. Человек высокого ума и многостороннего образованья, но в тоже время необыкновенно добрый, кроткий и смиренный сердцем, – во всем чуждый односторонности и исключительности, – о с отеческою любовью входил решительно во все подробности и частности школьного быта, всем здесь живо интересовался, все основательно и многосторонне изучал, – особенно зорко наблюдая за тем, чтобы неизбежный в таком живом деле как учебно-воспитательное, те или другие частные улучшения и исправленья не были поздними и, потому, бесполезными... С редким самоотвержением отдавшись всецело служенью духовной школе, он ничем так не дорожил, как её действительными успехами и благоустроенностью. Твердый и настойчивый, как Начальник, он не подавлял подчинённых авторитетом своей власти, но эта власть, сказываясь везде и всюду, производила на них лишь возбуждающее и ободряющее действие.

Радостно и приятно бывает путнику отдохнуть, когда им совершена уже значительная часть предположенного пути. Отдых освежат и укрепляет утомленные силы и даёт ему возможность снова бодро идти вперёд, к конечной цели путешествия. В мире нравственном не может быть, разумеется, подобного рода остановок, но более или менее общие выражения сочувствия к добрым деятелям общественным, приурочиваемые к известным выдающимся пунктам их деятельности, до некоторой степени способны освежать и ободрять их для дальнейших трудов и подвигов. День нынешнего праздника нашего, в который со всех сторон выразится так много самого искреннего и тёплого сочувствия и признательной любви к виновнику праздника, конечно, откроет ему здесь источник многих живых и действенных ободрений и возбуждений для дальнейшей многотрудной деятельности. Но, однако же, не забудем в настоящий раз и того, что эта благоплодная деятельность его, как прежде опиралась всегда, так и впредь, без сомненья, будет опираться паче всего на иные, гораздо более прочные и надежные опоры, чем человеческие сочувствия и ободренья, – хотя бы самые искрение и сердечные. Если где, то именно здесь и по отношенью к этому дому ученья и великим задачам, указанным ему, всегда имеет глубочайшее значенье то Апостольское слово, что и насаждающий, и поливающий есть ничто, а все – Бог возращающий (1Кор.3:7).

Итак помолимся, братия, горячо помолимся Господу о том, да укрепить Он своею вседействующею благодатью силы нашего Начальника и в грядущие годы его жизни и деятельности и да будет делание его, – а ровно и руководимых им соработников его в сем доме ученья, – благословенным и непостыдным деланием благих и верных рабов»


Источник: [Назидательное слово преподавателя семинарии, священника А.В. Никольского по случаю двадцатипятилетнего юбилея ректора Московской духовной семинарии, протоиерея Н.В. Благоразумова] // Московские церковные ведомости. 1886. № 38. С. 565–567.

Комментарии для сайта Cackle