Источник

Глава 1
Два полезных вразумления, предпосланных настоящей спасительной книге

Природа человеческая остается предназначенной за праотеческий грех. Она безплодна, плохо обрабатывается и порождает лишь колючки, волчцы и сорняки. Поэтому необходимо сперва вырвать злые корни, а потом посадить благую и доброплодную зелень.

Ты можешь очистить внутреннее поле души от дурных трав, то есть грехов, двумя способами. Первый: обрывать побеги, мешая разрастаться внешним низким делам и лукавым наклонностям. Этот способ мало совершенен, ведь корни прегрешений остаются внутри и со временем снова дают побеги. Второй способ состоит в том, чтобы не только исключить внешние деяния грехов, но совершенно выдрать корни постыдных помыслов и грязных пожеланий из нашего сердца. Это, вне сомнения, лучший способ. Им мы и будем заниматься.

Сначала мы будем избегать зла, совершенно искореняя его из сердца. А затем вырастим благо, как нам говорит царь и пророк Давид: Уклонись от зла, и сотвори благо. То есть беги от греха, и тем ты совершишь доброе дело через покаяние. Через эти два действия достигается праведность.

В согласии с принятым нами порядком мы поделим объяснения на две части. В первой напишем о грехах, которых должны избегать, и дадим целебные средства для нашего врачевания. Во второй части расскажем о добродетелях, о благой мысли, которая у нас должна быть всегда направлена к благосердному Богу, к ближнему и к самому себе. В этой второй части мы скажем о пользе душе от исповеди и о священном Причащении, о четырех «последних вещах» и обо всем, чем нас просветит Господь. Но прежде, чем начнем разговор о грехах, мы запишем здесь два необходимых объяснения о достоинстве добродетели, чтобы всякий знал и думал о великом благе, которого он будет удостоен за добродетель, – и тогда он не станет тяготиться никакими скорбями, трудностями и стеснениями, приходящими к нему на этом пути. Кто из глубины сердца возненавидел грехи, кто просвещен благодатью Святаго Духа, кто желает служить общему нашему Царю и Владыке, – тот сперва должен сделать следующее. Он должен точно осмыслить и понять, что та лествица, на которую он восходит, будет самым достойным деланием, самой дивной премудростью, самым великим благом и добром. Это лучшее, что есть в мире, или, вернее сказать, другого такого блага не отыщешь, ибо оно является благом истинным и нет ничего необходимее, кроме него. Оно есть завершение всего, по слову Господа: В одном нужда. Только одно дело нужно – любить Господа и служить Ему, о чем нам говорит и премудрый Соломон в книге Екклесиаста: Бойся Бога и сохраняй заповеди Его. В этом – весь человек, для этого он и создан Богом. А если что и есть иное, то оно называется суета сует, как говорит тот же Соломон в начале книги.

Чтобы ты постиг эту добродетель сердцем, чтобы ты желал ее от всей души, нужно подумать о безчисленных благодеяниях и дарах, полученных тобой от Всеблагого Бога. И о многих и неизмеримых твоих прегрешениях. Думай о последнем своем, то есть о смерти, о Страшном Суде Господа, о славе рая и вечном мучении. Об этом мы расскажем как можно яснее и отчетливее в конце второй части книги.

Отсюда явно видится достоинство нашего положения и грядущее благо, которое мы можем получить на Небесах. Это – первое, о чем должен думать тот, кто стремится унаследовать оное превышающее нашу бедную речь и воображение Царствие.

Второе. Ты должен хорошо подготовиться, зная величие своих дерзаний. Знай, что не бывает в мире великого и многоценного дела без трудностей. Ты должен мужественно, с величием духа встретить скорби и все тяготы. Ты должен постоянно благодарить Господа, понимая, что та жемчужина и то сокровище, ради которых ты гнешься и трудишься, столь дороги и безценны, что только такой тщательный труд и нужен – а скорее даже больший. Ибо так приобретали свое сокровище все святые, преподобные и мученики, они знали, сколько это стоит. Они приобретали свою жемчужину и драгоценность со многими трудами, скорбями и пролитием крови. И не только святые но и Сам Первомученик мучеников Христос, Сын и Слово Божие, хотя Ему принадлежит блаженство и Царствие, и Он мог бы иметь его без труда как Сын и Наследник не имеющего начала Отца. Но Он пожелал трудиться с великими страданиями и мучениями, с болезненной и постыдной смертью, чтобы показать нам, что нельзя спастись без искушений и скорбей, нельзя вкусить блаженства без труда и усилий, ибо все его получают с великими страданиями от зла.

Но чтобы не бояться и не малодушествовать, помни всегда, что там, где скорби и горечь мира, там и небесное утешение, и радость Духа. Где бои и сопротивление естества, там помощь благодати, которая сильнее естества. Иго то сладостно, и бремя легко. То, что для естества человеческого тяжко, то с благодатью переносится незаметно и легко чудесным образом. Да, скорбь и иго! – но сила елея Божественной благодати помазует и уничтожает тягость ига.

Если первое пугает тебя и угрожает сделать безпечным и опустившим руки, то пусть тебя воодушевит второе, и прежде всего, – достоинство сокровища обретаемого тобой вечного блаженства.


Источник: Грешников Спасение / Сост. общедоступ. речью Агапием, иноком Критским, подвизавшимся на святой горе Афон (1641 г.) ; [Пер. с греч. А. Маркова]. - Единец : Единецко-Бричанская епархия, 2003. - 495, [1] с. ISBN 5-7877-0028-7

Комментарии для сайта Cackle