2
Псалом Давиду.
В первом псалме правителей иудейского народа провозгласив нечестивыми, грешниками и губителями, в настоящем псалме показывает также их дела такими наименованиями, каких стали они достойны. И окончив первый псалом упоминанием о нечестивых, тем же начинает опять и второй псалом, научая этим, что упомянутый выше конец нечестивых приимут и ожесточившиеся против Спасителя.
Пс.2:1. Вскую шаташася язы́цы, и людие поучишася тщетным?
Шатанием называет неразумную гордыню. Слово «вскую» относится ко всей речи, т. е. для чего «и людие поучишася тщетным?» И действительно не тщетно ли было предприятие их – не принять Спасителя роду своему? Какая же причина такой ненависти, что «языцы и люди» собираются «вкупе»? Та, что они «шаташася», а это значит: в такой мере возгордились, что с превозношением и с какою-то высоковыйностию возмутились и взволновались. Подобие это взято с неразумного стремления коней, ничем не удержимых. Это и было с иудеями, восставшими против Христа. По какой же причине собрались «вкупе язы́цы и людие»? Или израильтян разумеет под словами: «языцы и людие»; или слово «языцы» употребил об Ироде и Пилате, как об язычниках, а слово «людие» об иудеях.
Пс.2:2. Предсташа царие земстии,
т. е. сами себя определили на это Ирод и Понтий Пилат. Так истолковали это и святые Апостолы в Деяниях (Деян. 4, 26).
И князи собрашася вкупе
упомянутые выше книжники, фарисеи и законники.
На Господа и на Христа Его.
Ибо злоумышление против Христа есть злоумышление против самого Отца. И если Отец в Сыне и Сын во Отце, то злоумышлением этим не одинаковое ли наносится Им оскорбление?
Пс.2:3. Расторгнем узы их
Здесь не достает слова «говоря», чтобы вышел такой смысл: собрались на Господа и на Христа Его, говоря: «расторгнем узы». Ибо не восхотели быть в священной мреже, о которой написано: «подобно есть царствие небесное неводу» (Мф. 13, 47).
И отвержем от нас иго их
т. е. тяготу закона, о котором сказал Господь: «иго Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф 11, 30).
Пс.2:4. Живый на небесех посмеется им,
как совещавшимся на дело несмысленное. Ибо пригвожденный и преданный ими смерти, Сущий на небесах и все содержащий, тщетными и суетными соделывает их замыслы. Отец же Его и общий всех Владыка воздаст им должное наказание.
И Господь поругается им.
– уничижит, возненавидит их и возгнушается ими.
«Посмеется» сказано вместо: возненавидит и отвратится. Тот, кто выше этих замышляющих, говорит Псалмопевец, посмеется или явит смешными замыслы их, так как они предпринимают неразумное. Ибо смех есть дыхание, выпускаемое чрез ноздри, в уничижение высокомудрствующих о себе. А говорится это с особенною настойчивостью, чтобы сильнее выразить справедливость осмеяния. И не только это испытают они, но подвергнутся и гневу.
Пс.2:5. Тогда возглаголет к ним гневом Своим.
Что же означает «тогда»? Не то ли самое время, когда сказали они: «расторгнем узы их»? И что возглаголано к ним во гневе? Не сие ли? «горе вам книжницы и фарисее» (Мф. 23, 13); и: «отымется от вас царствие Божие» (Мф. 21, 43); и еще: «и вам горе законником» (Лк. 11, 52); потому что покорило их римское воинство. Ярость и гнев различаются между собою тем, что ярость есть гнев возгорающийся и еще пламенеющий; а гнев есть желание за скорбь воздать скорбию. Посему, ярость есть недостигший полноты гнев, а гнев – самая полнота. И таковому изъяснению слов этих учит самый конец событий. Ибо римское войско, в нашествие свое, разорило город, сожгло храм, и большую часть иудеев предало смерти, а избегших меча покорило и поработило. Верному же надлежит знать, что упоминаются одно за другим два лица, и во-первых Господь Христос, ибо сказано: «на Господа и на Христа Его»; а потом – Живый на небесех и Господь: «Живый на небесех посмеется им и Господь поругается им». Тот же образ речи соблюл Псалмопевец и в последующем.
Пс.2:6. Аз же поставлен есмь царь от Него над Сионом,
Возвещает им о той вере, какая, по отвержении народа израильского, будет у язычников. «Сион» же означает Церковь.
Пс.2:7. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты и проч., то есть, естество Отчее подтверждает, что Я Сын. Не повелением произведено это, но самая сущность показывает, что Я – «образ ипостаси Отчей» (Евр. 1, 3). Весьма кстати присовокуплено «еси» в означение предвечного рождения; потому что Сын был всегда. Но присовокуплено также: «днесь родих Тя», чтобы показать и рождение по плоти; потому что слово «днесь» указывает на время и употреблено в означение временного рождения. Следовательно, о человеческом рождении разумеются и последующие слова: «родих Тя». Видишь, как Отец Себе присвояет и рождение по плоти единородного Христа.
Пс.2:8. И одержание Твое концы земли.
Пс.2:9. Упасеши я жезлом железным,
то есть, крестом; ибо в нем, хотя вещество древа, но крепость железа. Некоторые же под жезлом разумеют римское владычество.
Пс.2:10. И ныне царие разумейте,
то есть, размыслите и обратитесь к покаянью.
Накажитеся, вси судящии земли.
Словом «накажитеся» выражает преспеяние, а словами: «пpиимите наказание» – совершенство.
Пс.2:12. Приимите наказание,
то есть, учение евангельское.
...и погибнете от пути праведнаго,
– Пути сказавшего о Себе: «Аз есмь Путь» (Ин. 14, 6).