Источник

16

Молитва Давиду.

Псалом этот поется от лица человека, совершенного по Богу.

Пс.16:1. Услыши, Господи, правду мою.

Слова эти исполнены великой уверенности. Упоминает же здесь Псалмопевец о правде не в похвалу себе, и не потому что выдает себя за праведника, но как бы так говорит: поскольку справедливо прошу Твоей помощи, и желаю избавиться от того, что терплю несправедливо, без причины гонимый Саулом, то услыши и исполни мое прошение.

Внуши молитву мою не во устнах льстивых,

– потому что Бог внемлет молитве не льстивых уст, но языка чистого и привыкшего поучаться в словесах Божиих.

Пс.16:2. От лица Твоего судьба моя изыдет.

Ясно молится о том, чтобы Единородный был ему судиею.

Очи мои да видита правоты.

Просить у Сына праведного суда, каким судил нас.

Пс.16:3. Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию: искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда.

Неправдою божественному Писанию обычно называть хулу на Бога. Ибо сказано: «неправду в высоту глаголаша» (Пс. 72, 8).

Пс.16:4. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих.

Учит остерегаться и того, чтобы не говорить ничего смертного и человеческого.

За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки.

По заповедям Твоим вступил я во врата узкие и тесные.

Пс.16:5. Соверши стопы мои во стезях Твоих.

Слово это учит не полагаться на самих себя, но утверждаться в Боге. «Стези» же Господни суть соблюдение заповедей.

Пс.16:6. Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже.

Сказано: «услышал еси» – вместо: «услышишь». Не напрасно же воззвал я к Тебе, но опытом изведав Твое человеколюбие; потому что нередко услышан был Тобою, призывая Тебя. «Воззвание» же есть мысль устремленная к Богу.

Приклони ухо Твое мне.

Бог весь есть ухо, потому что все слышит.

Пс.16:10. Тук3 свой затвориша.

Пс.16:11. Очи свои возложиша уклонити на землю.

У них, говорит, одна была цель, чтобы привлечь, как ни есть, к земле и склонить к плотскому мудрованию.

Пс.16:13. Оружие Твое от враг рук Твоих.

Душа праведника, особливо такого, который привлекает грешников от нечестия к богочестию, есть как бы меч изощренный против духов злобы. Сей-то меч, который сам Ты Владыка изощрил на врагов Твоих, «избави... от враг руки́ Твоея́» (Пс.16:13–14). Кто же суть враги руки Божией, как не противящиеся вере в Единородного Божия, Который есть и рука Божия?

Пс.16:14. Господи, от малых от земли раздели я.

Молится, чтобы нечестивые отлучены и как бы отделены были от малых. Кто же суть «малые» сии, как не те, о которых сказано: «мнози... суть звани, мало же избранных» (Мф. 20, 16)?

И сокровенных Твоих исполнися чрево их.

Они, говорит, насладились всем досточестным; а потому, дошли до такого презорства, что беззаконнуют. Слова же: «сокровенных Твоих» – означают: теми наказаниями тайными, о которых имеешь Ты ведение и которых я не знаю, исполни чрева их или, говоря точные, их самих.

Насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим.

Исполнились они всякого беззакония и передали его детям, даже оставили младенцам сынов своих, то есть, внукам.

Пс.16:15. Аз же правдою явлюся лицу Твоему.

Не уподоблюсь им, и не буду насыщаться, чем насытились они, но делами праведными исполнюсь Твоей славы.

* * *

3

Словом «тук» (церковносл. – жир. Редакция «Азбуки веры») означается весьма великое благоденствие врагов.


Источник: Толкование на псалмы / святитель Афанасий Великий. - Москва : Благовест, 2011. - 527 с. ISBN 978-5-9968-0115-2.

Комментарии для сайта Cackle