Всенощная.
В начале вечерни, после пения: “ Приидите, поклонимся…” книгодержец подаёт архиерею книгу для прочтения светильничных молитв.
Если есть лития, то архиерея облачают в малое облачение: мантию, епитрахиль, поручи, малый омофор и клобук. Иподиаконы выходят с дикирием и трикирием впереди архиерея.
Книгодержец на литии подаёт архиерею книгу для прочтения молитв: “Услыши ны, Боже, Спасителю наш” и “Владыко Многомилостиве…”
Во время шестопсалмия книгодержец подаёт архиерею книгу для прочтения утренних молитв.
На полиелей архиерей выходит в полном облачении. Иподиаконы выходят с трикирием, дикирием и рипидами и становятся около иконы праздника или Евангелия.
При выносе Евангелия на чтение иподиаокны сопровождают диакона со свечами и рипидами и по прочтении Евангелия уходят в алтарь. Книгодержец, взяв в левую руку сосуд с елеем и стручец для помазания, а также плат, выходит из алтаря в конце молитвы: “Спаси, Боже, люди Твоя…” вместе с иподиаконами, все кланяются вместе с протодиаконом архиерею и подходят под елеопомазание. Во время елеопомазания архиереем народа иподиаконы наблюдают обычно за порядком в храме. Посошник стоит с жезлом слева от архиерея.
Особенности в службах совершаемых в присутствии неслужащего Архиерея
При входе архиерея в храм открываются обычно царские врата. Священник по входе архиерея в церковь (алтарь) принимает у него благословение вместе со всеми сослужащими. Когда архиерей с амвона благословляет народ, певцы поют: “Тон дэспотин…”
На службах часов, повечерия, полунощницы, вместо: “Молитвами святых отец наших…” священник возглашает: “Молитвами Святаго Владыки нашего, Господе Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.” Вместо: “Именем Господним благослови, отче,” чтец возглашает: “Именем Господним, Владыко, благослови.”
По произнесении возгласов священник делает поклон архиерею.
Перед началом всенощного бдения, а также и в других случаях, священник подносит кадило архиерею и просит его благословения для каждения. Точно так же и диакон, сослужащий священнику, испрашивает от архиерея благословение перед каждением. Точно также и диакон, сослужащий священнику, испрашивает от архиерея благословение перед каждением.
Диакон кадит сначала архиерею, а затем священнику. Архиерею полагается кадить вначале трижды по трижды, а после каждения – только трижды.
Диакон перед выходом из алтаря для произнесения ектении и по окончании её, по входе в алтарь, делает поклон архиерею, затем – священнику.
При возглашении: “Мир всем” священник творит поклон архиерею, рукой же благословения народу не преподаёт.
Перед входом с Евангелием священник, прежде чем отдать Евангелие диакону, приложившись к престолу с диаконом, делает вместе с диаконом поклон архиерею, затем диакон, приняв от иерея Евангелие, подносит его для целования архиерею и после сего уже совершается вход. Вход благословляет архиерей.
На литургии пред чтением Евангелия диакон подносит Евангелие архиерею для лобызания.
На великом входе, входя в алтарь, священнослужители тихогласно поминают архиерея: “Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем…”
После причащения Святых Таин священник или диакон подносит архиерею просфору и на ней антидор и ковш с теплотой.
В конце службы перед отпустом хор поёт: “Владыко, благослови.”
По окончании службы священник и диакон принимает от архиерея благословение и разоблачаются по его выходе из храма, а если разоблачаются раньше, то не иначе, как с разрешения архиерея.
По выходе архиерея их алтаря, по окончании службы, когда архиерей благословляет с амвона народ, певцы поют: “Ис полла…,” а при выходе архиерея из храма бывает трезвон.
Порядок Встречи Архиерея при обозрении им Церкви.
Перед прибытием архиерея к церкви совершается благовест в большой колокол. Во время благовеста должны быть отверсты во всех алтарях храма царские врата, на престолах раскрыты антиминсы, а ковчег с запасными Святыми Дарами и сосуд для святого мира должны быть поставлены на престоле главного алтаря. На этом же престоле должен быть приготовлен на блюде, покрытом воздухом, Крест. Надлежит также приготовить чашу со святой водой и кропило и кадильницы с горящими углями.
За престолом, перед местными иконами иконостаса и перед чтимыми иконами, заблаговременно должны быть зажжены свечи и лампады, а для встречи архиерея должны быть зажжены свечи в двух подсвечниках, употребляемых при малом и великом входах.
Ключи от сосудохранилища, ризницы и церковной библиотеки должны быть также наготове.
К встрече архиерея священники облачаются в епитрахили, поручи и фелони, диаконы – в стихари с орарями и поручами.
При приближении архиерея к храму совершается трезвон.
Для встречи архиерея духовенство выходит из алтаря в следующем порядке: впереди идут два псаломщика со свечами, зажженными в выносных подсвечниках, за ними – диаконы с кадильницами и выносными диаконскими свечами, за диаконами – священники, из которых старший по настоятеле несёт чашу со святой водой и с положенными на ней кропилом, а после всех – настоятель прихода с Крестом, положенным на блюдо, покрытое воздухом. (Где малочисленный причт, там святую воду выносит и подаёт архиерею псаломщик, а свечи в подсвечниках могут нести и другие лица, по указанию настоятеля.) Где есть певчие, выходят и они на встречу вместе с духовенством.
По прибытии архиерея к храму настоятель прихода, поклонясь архипастырю, подаёт ему Крест, обратив его на блюде рукоятью на левую сторону от себя, а когда архиерей приложится к Кресту, подаётся ему и святая вода для окропления, при осенении Крестом, предстоящего народа. Затем, настоятель, опять приняв от архиерея Крест, а несущий святую воду – кропило, со всем духовенством в вышеуказанном порядке, в предшествии певчих, входят в храм с пением: “Достойно есть…”
Войдя в храм, духовенство становится перед амвоном в порядке старшинства; диаконы – между последней парой священников, лицом к алтарю, причём священник, несший святую воду, и диаконы, несшие кадильницы и свечи, отдают всё это заранее приготовленным лицам для отнесения на полагающиеся места, а псаломщики ставят подсвечники на клиросах перед святыми иконами. Крест, лежащий на блюде, остаётся в руках настоятеля до окончания положенной молитвы. По окончании пения: “Достойно есть…” старший диакон возглашает краткую сугубую ектению: “Помилуй нас, Боже…” – ту, которая бывает на вседневной утрени перед шестопсалмием. Возглас после этой ектении, равно как и отпуст по возглашении диаконом: “Премудрость,” произносит обычно настоятель прихода.
По отпусте настоятель подаёт архиерею Крест, а диакон возглашает многолетие (где священник один, без диакона, ектению, отпуст и многолетие говорит священник, стоя у амвона).
По осенении архиереем предстоящих в храме Крестом настоятель принимает опять Крест на блюдо и, когда, после этого архиерей на три стороны благословит предстоящий народ и на это благословение певчие пропоют: “Тон дэспотин…,” настоятель, с прочими священниками и диаконами входит за архиереем через царские врата в алтарь, где полагает Крест на престоле. Затем священники и диаконы вместе с архиереем прикладываются к престолу и в порядке старшинства подходят к архиерею, стоящему на правой стороне от престола, для принятия благословения. Принять благословение архиерея входят в алтарь и псаломщики.
По обозрении алтаря и его священных принадлежностей, когда архиерей будет выходить, для обозрения алтарей, в пределах храма и затем всего храма, духовенство снимает облачения, кроме настоятеля и младшего из диаконов, из которых первый, оставив на себе епитрахиль, сопутствует архиерею по храму, а последний, остаётся в облачении для затворения царских врат, когда архиерей будет выходить из храма.
По обозрении храма, когда архиерей взойдёт на амвон преподать святительское назидание пастве прихода, духовенство становится на солее по сторонам архиерея – младшие за старшими, а настоятель прихода входит в это время одной их боковых дверей в алтарь для сложения антиминса, после чего и сам, сняв епитрахиль, выходит из алтаря для слушания архиерейского поучения.
Когда архиерей закончит поучение и преподаст всем общее благословение, певчие пропоют: “Ис полла эти, дэспота,” прихожане храма подходят к архипастырю для принятия благословения.
При выходе архиерея из храма совершается трезвон.
Архиерейское служение литургии преждеосвященных Даров.
Встреча Архиерея и чтение входных молитв совершается так же, как обычно при архиерейском богослужении. (Служить Преждеосвященную литургию на запасных Дарах (хранимых для приобщения больных) нигде не полагается, см. Ц. В. 1896, 40. – Нельзя совершать оную литургию на испортившемся Агнце, Ц. В. 1892, 12), Затем в Чиновнике (по осенению Архиереем, после входных молитв, народа, когда певцы пропоют: “Тон дэспотин...”) сказано: “И отошед (Архиерей) стоит на уготованном месте, и начинают читать часы, и поют по уставу.”
После часов Архиерей выходит на уготованное место, для облачения. За Архиереем следуют все служащие. Облачение Архиерея совершается так же, как и перед литургией св. Иоанна Златоуста. Но протодиакон над каждой одеждой говорит только: “Господу помолимся,” ничего другого к этому не добавляя. После облачения в Чиновнике указывается совершение Архиерем осенения дикирием и трикирием и отхождения жезлоносца и примикирия(свещеносца) к царским вратам (обо всем этом говорится совершенно в тех же выражениях, как в чине литургии св. Иоанна Златоуста); непосредственно после этого в Чиновнике читаем: “ Так же приходят протодиакон со диаконы ко Архиерею, целуют его десницу, и отошедше поклоняются. Также старший священник поклоняется Архиерею и идет в алтарь южною дверью”. Далее после: “Благословенно царство,” – “Аминь” указывается произносить Архиерею. При чтении 103 псалма царские врата закрываются. Они открываются во время всех ектений, а после возгласов, произносимых в алтаре, снова закрываются.
В остальном литургия Преждеосвященных Даров совершается обычным порядком, причем ектении и возгласы произносятся сослужащими и диаконами в порядке старшинства, как и на литургии св. Иоанна Златоуста. Когда поют: “Хвалите Господа вси язы́цы,” приходят продотиакон с диаконами, и кланяются Архиерею. После этого следуют те же действия и так же совершается, “егда поется последний стих,” вход с Евангелием, как и на литургии св. Иоанна Златоуста (Малый вход); причем о порядке выхода из алтаря говорится: “предходит чтец с жезлом, и примикирий с лампадою, воследующе диакони держаще тремя персты орари, инии же диакони с кадильницами, иподикони предходят…” и так далее. Вместо: “Приидите поклонимся,” поется: “Свете тихий”; и когда споют: “видевше свет вечерний...”- тогда благоговейно преклоняют главы Архиерей и прочие, допевая эту молитву.
По совершении Архиереем каждения, учинённый чтец выходит на середину церкви перед амвоном, творит поклон, держа книгу закрытой. Протодиакон становится в царских вратах, обратясь лицом к чтецу и показуя к нему орарий, говорит: “Вонмем.” Архиерей: “Мир всем.” Чтец: “И духови твоему.” Протодиакон: “Премудрость.” Чтец: “Прокимен псалом Давидов.” И возглашает прокимен данного дня, на глас. Также протодиакон: “Премудрость.” Чтец – надписание Бытия. Протодиакон: “Вонмем.” Царкие врата закрываются. И после прочтения паремии из книги Бытия, царские врата открываются и возглашается второй прокимен.. После этого протодиакон возглашает: “Повелите.” Архиерей берет обеими руками кадильницу и трикирий, становится перед престолом обратившись к востоку, и назнаменуя крест, говорит: “Премудрость прости.” Затем обратившись на запад, к народу, говорит: “Свет Христов просвещает всех.” В это время все стоят на коленях, преклонив свои лица к полу. Архиерей отдает кадильницу и трикирий, царские врата закрываются. Чтец: “Притчей чтение.” Протодиакон: “Вонмем.” И читается следующая паремия. По исполнении ее, Архиерей говорит: “Мир ти.” Чтец: “И духови твоему.” Протодиакон: “Премудрость.” Далее певцы, 1-й лик попеременно со 2-м поют обычно: “Да исправится.”
По исполнении (“Да исправится”) творим три поклона с молитвой св. Ефрема Сирина. И если праздник, то чтец говорит положенный прокимен.Архиерей идет на горнее место и отдает омофорий. Далее совершается чтение Апостола и Евангелия, как и на литургии св. Иоанна Златоуста.
Возгласы по молитве оглашенных произносятся сослужащими тоже по порядку старшинства. Возглас: “По дару Христа...” произносит Архиерей. Затем Архиерей приходит (по троекратном прочтении: “Ныне силы небесные”) и поклонившись трижды ко св. предложению, говорит: “Боже очисти мя грешного,” отдает митру, и отдает кадильницу протодиакону. Протодиакон сотворяет метание. Затем Архиерей взяв обеими руками воздух полагает его на рамо. Когда протодиакон отходит, первый архимадрит или другой предстоятель из священников подходит к Архиерею, и кланяется ему. Архиерей взяв обеими руками дискос, и целуя его, полагает его на главу архимандрита, ничего при этом не говоря. А архимандрит целует руку Архиерея, поддерживаемую диаконами. Затем приходит другой архимандрит, или иегумен, или протопресвитер, или иерей, и поклонившись, принимает от Архиерея св. Потир, целует его и затем руку Архиерею. Прочие же несут крест, лжицу, копие, губу, и пр., что из священных сосудов и целуют руку Архиерею. Архимандрит выходит северною дверью, за ним следуют два диакона несущие рипиды выше над св. дискосом и веющие ими. Потом следует другой архимандрит со св. потиром, без рипид. Прочие же диаконы выходят с митрой и омофором. Протодиакон выходит за диаконами с кадильницами. Вне же перед северной дверью ожидают два подсвечника, которые и несутся впереди. Также выходят: жезлоносец с пастырским жезлом и примикирий (свещеносец) с зажженой лампадой перед всеми идущими. Протодиакон и архимандриты шествуя ничего не говорят. И выходит чтец... (И выходит чтец неся жезл, и примикирий с лампадою пред царские врата, и Архиерею поклоняются: и становятся по обе стороны царских врат. Также приходят диаконы несящие митру и Архиерей целует ее, и входят в алтарь левой дверью. Другие же диаконы – с омофором , и Архиерей целует омофор и входят в алтарь правой дверью). Протодиакон обратившись к Архиерею, кадит Архиерея. Архиерей становится перед царскими вратами и взяв кадило кадит св. Тайны трижды, со страхом и благоговением, и поклонившись, принимает дискос от главы архимандрита и целует его, и показывает его народу, ничего не говоря. Затем войдя в алтарь, молча, поставляет его на престоле. Второй священник с Потиром входит в алтарь тоже ничего не говоря. И Архиерей поставляет его на престоле по обычаю. Прочие священнослужители входят в алтарь ничего не говоря. Архиерей с места, того же,где стоит, благословляет их рукой, и берет покровы от дискоса, и от Потира, и полагает их на краю престола по обычаю. Берёт воздух с плеча протодиакона надносит на кадильницу и со благоуханием молча покрывает дискос и Потир: и взяв кадильницу кадит только Святая, сразу же отдает кадильницу, никого другого не кадя. Потом возглашает молитву св. Ефрема Сирина с поклонами. Когда Архиерей оденет на себя митру бывает по обычаю осенение.
Диакон выйдя из алтаря, и став на обычном месте, возглашает ектению: “Исполним вечернюю молитву,” и прочие... Архиерей молится: “Иже неизреченных...” По молитве го диакон говорит: “Заступи, спаси, помилуй,” “ Вечера сего совершена, свята” и прочие. По ектении же Архиерей возглашает: “И сподоби нас Владыко.” Народ: “Отче наш” (и т. д. – см. Арх. Богосл.). Архиерей же на покрытые Божественные Дары, вложив руку касается Животворящего хлеба, со благоговением и страхом. Диакон препоясавшись орарием крестовидно и, преклонив главу, говорит: “Вонмем” (царские врата закрываются). Архиерей возглашает: “Преждеосвященная Святая Святым.” Певчие: “Един Свят.” Архиерей же снимает св. воздух. Затем входит диакон в св. алтарь. Протодиакон же становится около Архиерея и говорит: “Раздроби владыко св. Агнец.” Архиерей раздробляет со большим вниманием Агнец на четыре части, говоря: “Раздробляется...” И влагает частицу в Потир, ничего не говоря. А протодиакон вливает теплоту в Потир, ничего не говоря. Затем Архиерей творит прощение со сослужителями. Взяв одну частицу Святых Таин в правую руку , и преклонив главу, молится по обычаю: “Верую Господи...” Также: “Вечери Твоея тайныя...,” “Да не в суд...” Затем подходит к св. дискосу и причащается Св. Тела и Крови Господни со умилением и благоговением, говоря: “Честное и Всесвятое и Пречистое Тело и Кровь Господа...” Потом взяв губу, отирает руку, говоря: “Слава Тебе Боже”(трижды). И поцеловав губу кладёт её на место. Взяв св. Потир обеими руками, с покровцем, пьёт из него, ничего не говоря. Затем отирает уста и св. Потир покровцем, который держит в руках, и ставит его на св. трапезу. Затем Архиерей возлагает на себя митру. Протодиакон же призывает одного из архимандритов, глаголя: “Приступите.” И затем подходит один архимандрит с левой стороны Архиерея, приклонив главу, и сложив ладони крестовидно (правая ладонь сверху) и говорит: “Се прихожду к безсмертному Царю и Богу нашему, и преподаждь ми Преосвященнейший Владыко, Честное, и Всесвятое, и Пречистое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.” Архиерей же взяв правой рукой, тремя пальцами частицу Честного Тела и Крови Христовы, полагает в руки приходящего архимандрита или иерея, говоря: “ Преподается тебе... Честное и Пречистое и Безсмертное Тело и Кровь Господа...” Причащать диаконов и преподавать им Честное Тело и Кровь Христовы должен архимадрит. От св. же Потира подает сам Архиерей архимандритам, игуменам, протопресвитерам и иереем, ничего при этом не говоря. Диаконом же от Потира подаёт архимандрит, которому повелит Архиерей ничего при этом не говоря.. По причащении Архиерей приняв анафору, умывает руки и уста, становится около св. престола и говорит молитву благодарения: “Благодарим Тя Спаса...” Диакон (которому будет указанно потреблять Св.Дары) в этот момент из Чаши не пьёт, а по заамвонной молитве, и по потреблении оставшихся частиц св. Таин. Протодиакон же взяв св. дискос, поднимает его над св. Потиром, и отирает губою с великим вниманием, влагая Св. Тайны внутрь св. Потира, и поцеловав св. дискос, полагает около св. Потира. Затем взяв и покровец, покрывает св. Потир. На св. же дискос полагает звездицу и покровцы, и воздух, ничего не говоря и поклоняется трижды. И открываются царские врата. И взяв Архиерей св. Потир, и поцеловав его, отдает его протодиакону. Протодиакон приняв его обоими руками, целует руку Архиерею и выходит через царские врата, вознеся св. Потир и говорит: “ Со страхом Божиим...” Певчие же поют: “ Благословлю Господа...” Затем Архиерей выходит из царских врат, благословляет народ трикирием и дикирием. Говорит велегласно: “Спаси Боже люди Твоя...” Певцы: “Ис полла эти деспота” медленно и со сладкопением. И обращается опять ко Св. Трапезе, осеняет сослужащих, и отдает трикирий и дикирий. Потом берёт Св. Потир из рук протодиакона и поставляет его на Св. Трапезе, приняв кадильницу кадит только Святая (трижды) и сразу же отдает кадильницу, никого же кадя. Затем Архиерей принимает св. дискос и возлагает его на главу протодиакона. Протодиакон же, принимая его обоими руками, отходит в предложение, ничего не говоря, и ставит его там. Архиерей же приняв Святой Потир и поцеловав отдает его первому архимандриту или игумену, произнося тихо: “Благословен Бог наш.” Архимандрит же принимая его обоими руками и поцеловав его и руку Архиерею обращается к царским вратам, лицом к народу, и говорит велегласно: “Всегда, ныне и присно, и во веки веков.” Отходит ко св. предложению, поддерживаемый двумя диаконами, и ставит его там. Певчие: “Аминь” “ Да исполнятся уста...” Затем протодиакон выходит северными дверями, и остановившись на обычном месте, говорит: “Прости, приимше...” Архиерей творя крест Евангелием над антиминсом, возглашает: “Яко Ты еси освящение...” Певчие: “Аминь.” Архиерей: “С миром изыдем.” Певчие: “О имени Господни.” Протодиакон: “Господу помолимся.” Певчие: “Господи помилуй.” Выходит иерей, становится на обычном месте и говорит заамвонную молитву: “Владыко Вседержителю...” Архиерей же говорит конечную молитву: “Господи Боже наш...” И прочее по чину, как написано на литургии св. Иоанна Златоуста. Затем произносится отпуст: “Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере,” и прочие по дню, поминая святого этого дня (имя рек). “...И иже во св. отца нашего Григория Двоеслова, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благий и человеколюбец.” Этот отпуст читается до страстной седмицы: в страстную седимицу говорится особый отпуст.