Солертовский Александр Васильевич, протоиерей
Журнал Московской Патриархии. 1985. № 4. С. 25
Родился 12 сентября 1900 г. во Владимире в семье священника. В 1918 г. Окончил Владимирскую духовную семинарию. Был учеником святителя Афанасия. В 1920 г. рукоположен во диакона, затем – во пресвитера, служил настоятелем Вознесенского храма во Владимире. После переезда в Москву был настоятелем храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной. В 1942–1943 гг. – на фронте, был ранен, остался инвалидом. После возвращения в Москву совершал пастырское служение в храмах Московской епархии, с 1953 г. был настоятелем Тихвинского храма в Москве. Скончался 4 октября 1984 г.
№ 1. 7 июня 1956 г.
7/VI–56 г.
Ваше Преосвященство Милостивый, добрый наш Владыко!
Благословите!
Дерзаю к Вам сим моим письмом, утруждая Вас. Малую часть Ваших поручений я исполнил. Вы желали видеть Владыку митрополита Нестора до его отъезда в Одессу. Наутро же по возвращении от Вас Святейший Владыко не только благословил Ваше посещение, но и возрадовался и повелел мне срочно телеграфировать Вам день отъезда Владыки митрополита, дабы Вы, если это Вам будет удобно, поспешили бы своим посещением отъезжающего Владыки митрополита, ибо оставалось несколько дней до его отъезда и билет на самолет был уже готов. Насчет обратного транспорта Вы были бы обеспечены.
Владыка митрополит Нестор на самолете благополучно прибыл в Одессу в резиденцию Святейшего Патриарха – в Успенский Монастырь близ Одессы. Он прислал мне такое доброе, отеческое письмо и даже фотокарточку с памятной надписью. В письме он еще раз вспоминает Милость Божию, ему дарованную, как он признает, по Вашим св[ятым] молитвам.
Не осуждайте меня за эти строки, ибо я только передаю Вам то, что исповедует Владыка митрополит Нестор. Я обязан был выслать это письмо значительно раньше, но Святейший Владыка благословил меня послушанием сопроводить архимандрита Арсения703, настоятеля всех православных храмов в Австрии, находящихся в юрисдикции Московской Патриархии. Исполняя это послушание, я сопутствовал о[тцу] архимандриту 13 дней. Вот по этой причине я и оказался нерадивцем пред Вашей Святыней.
Святейший Владыка поручил мне передать Вам, Владыко, некую святыню, которая, как он сказал, памятна Вам и Вам будет приятно иметь ее у себя.
Я с любовию вспоминаю те часы, которые я провел у Вас, добрый наш Владыко!
Отрешившись от всего, что принес мне пройденный путь моей жизни, я отдохнул, обновился душой. Не осуждайте меня, милостивый, добрый мой Владыка, и за это признание, но что делать, когда душа устала и хочется преклонить голову и обрести духовный отдых!
Прошу Вас, Владыко, разрешите мне еще хоть раз побывать у Вас и попутно выполнить повеление Святейшего Владыки – передать Вам святыню. К тому же дню исполню и остальные Ваши поручения.
Святейший Владыка с такой любовью вспоминает Вас, Владыко!
Письмо Владыки Нестора в своей большей части посвящено воспоминанию о Вас.
Вот его адрес: г. Одесса, Большой фонтан, Успенский монастырь – Митрополиту Нестору.
Простите, Владыко, меня за такое пространное письмо. Если угодно Господу, если будет на то Ваше разрешение, благословите еще раз посетить Вас.
Простите и благословите меня, Владыко!
Нижайший послушник Вашего Преосвященства
грешный богомолец протоиерей А. Солертовский.
P.S. Благословите указать, можно ли сообщить Ваш адрес Владыке Нестору.
Д. 15. Л. 88–89 об. Подлинник. Автограф.
№ 2. 24 ноября 1956 г.
11/24–IX–56 12 ч[асов] 35 мин[ут] дня
Ваше Преосвященство, милостивый, добрый наш Владыко!
Это убогое письмо пишу Вам в особых условиях. Сейчас сижу я в келийке бабушки Александры.
Вчера ее соборовали, причащали св[ятых] Тайн и молебствовали. С нею был 3-й удар. Такова была действительность вчера, а сегодня она меня встретила на ногах и вот весело беседует со мной. Я уж не буду говорить об Источнике ее выздоровления. Все это воспримите Вашим добрым Архипастырским сердцем. Воистину Славен и Милостив Господь!!! Слава Ему за все!!!
Бабушка Александра, можно сказать, поправилась за 1 сутки, после удара и бредового безнадежного состояния. Слава Господу и Пречистой Его Матери – с собором всех св[ятых] Угодников!
Бабушка собирается еще раз приехать к Вам. Благословите!
Она просит Вашего прошения.
Я пред Вами неоплатный должник. В нижнем этаже храма была база овощей. В день Владимирской иконы богоматери ее выселили, то есть за 2 дня до праздника Тихвинской иконы Божией Матери – нашего главного праздника, в честь коего и назван храм. Это меня задержало тогда. Далее я сопровождал 3 группы иностранных Православных гостей Запада. Это то второе, что меня удержало. По повелению Святейшего сейчас ремонтируем здание и ожидаем, что и в нижнем этаже будет храм. Все, вместе взятое, связало меня разными обязанностями, и вот я Ваш грешный должник.
Простите меня, грешного и ослушливого.
Пишу письмо с общего нашего согласия. Тут сидят со мной и Александра – бабушка, и Поля, и еще раба Божия Агриппина, боголюбивый друг бабушки. Все мы просим Вас и впредь не оставить Вашей молитвой. Просим Вас, благословите нас здесь, в келии бабушки. Благословите дочку бабушки – рабу Божию Клавдию, она на работе.
Итак, я на нас еще раз видел дело милости Божией.
Ваши духовные дети
недостойный Александр, протоиерей.
бабушка Александра. Поля. Агриппина.
Низко кланяемся м. Маргарите и хозяевам Вашей келии.
Д. 17 Л. 95–96 об. Подлинник. Автограф.
№ 3. Не позднее 17 октября 1956 г.
Ваше Высокопреосвященство милостивый, добрый наш Владыко!
Я неоплатный Ваш должник. Я обязан был быть у Вас, но случились такие обстоятельства, когда я лишен был своей воли и [не мог?] исполнять послушание. Конечно, это не оправдание, но Бога ради не почтите это за преднамеренное небрежение. Я скорблю, что не смог видеть Вас, когда Вы недавно были в Москве, а сейчас Господь посетил меня испытанием.
Завтра, 2/15–Х я ложусь на очень сложную операцию. Будут (2-й раз) оперировать желудок по поводу очень опасной язвы. Врачи торопят с операцией, и она, вероятно, совершится в конце недели, т. е. 20–21 /X. Смиренно прошу Вас, помолитесь за меня, грешника и Вашего ослушника. Помолитесь за мою матушку, р[абу] Б[ожию] Нину. Ей сейчас очень тяжело, и сама она больна.
Воистину волен Господь во всем и да будет Его Св[ятая] Воля!
По человеческой немощи страшно идти на такое дело, но это все же необходимо.
Простите же, Владыко, мои все недостатки и грехи и помолитесь за меня, оказав мне тем самым Вашу отеческую, Христову Любовь!
Грешный, недостойный Ваш послушник Протоиерей Александр Солертовский.
P.S. Сегодня я исповедался и служил Божественную Литургию, и буди Его Св[ятая] Воля!
Есть версия, пока не проверенная, что мой брат о. Иоанн умер в 1942 году704, но это еще [не] проверено.
Д. 18. Л. 2–2 об. Подлинник. Автограф.
№ 4. 26 октября 1956 г.
Ваше Преосвященство, милостивый наш Владыко!
Благословите!
Святой Псалмопевец говорит: «Господь – праведных любяй – грешных милуяй». Вот и меня Господь помиловал. Исповедую Его милость, благодарю Его вседушевно. Благодарю Его за ощутимую, наглядную Помощь, которую Он мне явил, очевидно за маловерие мое.
В предыдущем письме я беспокоил Вас сообщением о грозной опасности, какая мне угрожала. Я сообщал Вам, что врачи, руководствуясь показаниями рентгеновского исследования, предложили (настоятельно) мне немедленную операцию желудка. Они находили у меня рак желудка в том месте, где желудок соединяется с пищеводом. Учитывая, что это была бы вторая операция, то, как сейчас мне рассказали, предстояло удалить весь желудок и часть пищевода, а двенадцатиперстную кишку присоединить к остаткам пищевода. Такую операцию обычно выдерживают только 15–20 % оперируемых. Я просил молитв Ваших, молитв Владыки Нестора. Я получил благословение Святейшего Патриарха, Владыки митрополита Николая (телеграфно) и Владыки архиепископа Макария705. Обещали молиться и мои духовные – нашего св[ятого] храма. Уповая на милость и помощь Божию, я занял койку в Институте Опухолей именно с таким диагнозом (в день св. Анны Кашинской). Милость же Божия не оставила меня. Это выразилось прежде всего в том, что на сердце врачей легла мысль подвергнуть меня вторичному уже клиническому обследованию. Я не скрывал своего сана, и это дало только то, что и весь персонал, и больные относились ко мне с братской нежностью.
Подготовка ко второму, решающему дело рентгену была самая тщательная.
В день Святителей Московских 5/18–Х меня просветили рентгеном в 12 час[ов] дня, когда служился Молебен Святителям Московским, а Святейший Владыка обещал помянуть меня, грешника. И о чудо милости Божией! Воистину – Господь грешных милует! Рентген показал, что ни опухоли, ни язвы у меня нет!
Владыко! Научите меня, как благодарить Господа? Через один день меня выписали домой с документами (протокол обследования), где именно так и говорится, что не только опухоли или язвы, но нет даже и какого-нибудь катара. Исповедую неизреченную милость Божию, Пречистой Его Матери, Святых Божиих. Исповедую неизменное осенение грешников Силою Креста Господня и св[ятых] Ангелов, чего сподобляются грешники!
Вот и все, что я хотел от избытка чувства сообщить Вам, Владыко, поделиться от полноты души! Молю Вас, Владыко, не лишайте меня и впредь Ваших св[ятых] молитв.
Вы простите меня, что, может быть, с моей стороны были такие недоделки, что могло оскорбить Вас.
Да хранит Господь на многие годы на пользу св[ятой] Церкви и на нашу общую радость.
После всех переживаний я чувствую себя в расслаблении физических сил под влиянием душевных бывших моих переживаний.
Помолитесь о моей матушке Нине. Она очень тяжело пережила все минувшее и нездорова.
Помолитесь и благословите.
Целуя Вашу св[ятую] руку – Ваш грешный, неисправный послушник Протоиерей А. Солертовский.
13/26/Х–56 г.
Д. 18. Л. 36–37а. Подлинник. Автограф.
№ 5. 16 мая 1957 г.
Ваше Преосвященство, дорогой, милостивый наш Владыко!
Благословите!
Сегодня я получил официальное извещение о том, что брат мой отец Иоанн умер 17 октября 1941 года в местах заключения706.
Уведомляя Вас об этом, прошу Ваших святых молитв о душе покойного.
Его жена Надежда Павловна летом минувшего года мне сообщала, что в ответ на ее заявление о розыске ей сообщили, что отец Иоанн реабилитирован. Вот таковы обстоятельства, окружающие имя покойного брата.
Немедля сообщу во Владимир и буду ожидать Вашего архипастырского благословения относительно чина погребения.
Признаюсь Вам, Владыко, что я, памятуя Ваше разрешение, хотел бы лично побывать у Вас и наметил день – 7/20 мая, если Богу будет угодно и Вы не лишите меня Вашего на то благословения, но боюсь, что канун св. ап. Иоанна Богослова и дальнейший праздник св. Николая заставляет меня изменить мой план и перенести поездку на 10/23 мая.
Не откажите в Вашей Отеческой любви принять меня в один из сих дней, а буде причина, ради коих Вы сочтете это мое посещение неуместным, не откажите в любви каким-либо образом отписать мне.
Благословите меня, грешника, и домочад моих. Сейчас ремонтируем храм и изнутри, и снаружи. Всю работу нужно кончить к 1 июля. Таково указание Руководства, а в душе буря помыслов... Помолитесь!
Ваш грешный, недостойный послушник протоиерей А. Солертовский.
3/16/V–57
Д. 24. Л. 75–75 об. Подлинник. Автограф.
№ 6. 24 ноября 1957 г.
Ваше Преосвященство, Милостивый Владыко наш, благословите!
Я всегда искал возможность отнестись к Вам всеми способами сообщения, но на этот [раз] явилась надобность беспокоить Вас этим моим письмом по следующему обстоятельству:
За последний месяц участились случаи (и раньше были, но единичные) обращения ко мне духовных чад о[тца] архимандрита быв[шего] Даниловского монастыря Серафима (по фамилии, если не перепутал я, – Климкова)707.
Обычно они приходят на исповедь, но эта исповедь принимает с их стороны форму допроса. Вопросы их, конечно, церковные, но в разных сочетаниях обретают странный характер. Они ссылаются на авторитет архимандрита Серафима (как на высокий авторитет!), и я чувствую себя в каком-то ложном положении: и правду им сказать нужно, и боюсь унизить имя о[тца] архимандрита. Эти духовные чада не раз говорили, что архимандрит Серафим – друг Вашего Преосвященства. Тогда уж я (лично совсем не знаю о. Серафима) и совсем ложно себя понимаю и чувствую. Проще говоря, раз упоминается Ваше имя, то я закрываю свои уста. «Прильпе язык мой к гортани моему»708. Вот это-то мое духовное самочувствие и понудило меня принять на себя дерзость обратиться к Вам с вопросом по поводу о. Серафима. Знаете ли его в действительности? Православен ли он? Может быть, Вы, Владыко, его вовсе не знаете? Каков его духовный авторитет? Как я должен отнестись к нему, к его духовным чадам, ибо я не понимаю, почему на меня пал жребий духовных бесед с ними? «Не довлеет ми времени»709 изложить подробно содержание бесед, а сущность такова, что их нельзя назвать покаянием.
Простите меня, Владыко, за такую дерзость. Я даже сам лично хотел обратиться к Вам, но без Вашего благословения я не мог приехать к Вам, да и в гриппе хожу четвертую неделю.
Простите меня, но духовное смущение вынудило меня на эту дерзость.
Как здоровье Ваше, Владыко? Когда собираетесь навестить Москву: о, как хотел бы я видеть Ваше Преосвященство в нашем храме!
Есть у нас уникальная редкость: «Точная мера и подобие Животворящего Гроба Господня во св[ятом] граде Иерусалиме». Под этой надписью (древней) входит человек в пещеру, где устроено ложе, «идеже бе лежало Тело Иисусово». И устройство, и объем – все точно скопировано со св[ятой] Кувуклии св[ятого] Гроба.
По благословению Святейшего Владыка митрополит Николай специально посетил с целью обследования и нашел (он очевидец Гроба Господня) во всем совершенную точность.
Еще 4 архиепископа и Владыко митрополит Нестор посетили нашу «пещеру Гроба» и свидетельствовали совершенную истину. Среди фестивальных гостей посетил наш храм араб – ученый историк, сам бывший неоднократно во Иерусалиме, и он сказал коротко: «Кто был здесь, тот был и в Иерусалиме». Лично я испытываю какой-то духовный трепет, когда вхожу в эту св[ятую] Пещеру. Помещается она на Горнем месте Трифоновского придела, состоит из двух помещений (комнат). Его сооружение относится к 18 веку.
Святейший Патриарх обещал в одно из Воскресений вечером приехать на акафист Божией Матери и посетить «Подобие Гроба». Вход в св[ятую] Пещеру доступен, естественно, только для мужчин, а женщины, «желающие видеть Гроб», могут частично увидеть через Северную дверь Трифоновского придела. В самой св[ятой] Пещере положена св[ятая] Плащаница, несколько св[ятых] икон и неугасимые лампады.
Приезжайте же, добрый Владыко наш! «Не мините мене»!
Господь тогда услышал молитву праведного Авраама и дом его посетил. Да услышан будет сердцем Вашим наш слабый голос; но молю Вас, предуведомьте меня о прибытии Вашем!
Благословите меня, дом мой и всех тех, кого Господь посылает мне в моем служении.
Смиренный послушник Вашего Преосвященства протоиерей Александр Солертовский.
11–24/XI–57
Д. 27. Л. 66–67 об. Подлинник. Автограф.
№ 7. 6 августа 1958 г.
ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО,
милостивый Владыко наш – БЛАГОСЛОВИТЕ!
Не писал Вам, Владыко, давно ибо считал себя не вправе беспокоить Вас. Молитвенно, насколько позволяют мне мои силы, всегда отношусь к Вам. Как Ваше, Владыко, здоровье? Слышал, что Вы были нездоровы. Молились о Вас мы все, кто знает Вас, кто сослужит мне.
Возможно, что Вы уже и знаете грустную новость. В день преподобного Серафима скончался отец архимандрит Мартирий710. Кончина его была ожидаемая, ибо он болел раком пищевода. Месяц тому назад он приезжал к Высокопреосвященному архиепископу Макарию попрощаться с ним. Покойный, очевидно, знал свою болезнь, так как он, прощаясь с Владыкой, ничто же сумняся, говорил, что едет в Малаховку умирать. Царство Небесное и вечный покой его душе! Послушник Христов, Его добрый воин пришел к Нему, спокойно встретив свой смертный час...
Тяжко болела наша старица Александра Титовна. С нею случился 4-й по счету паралич. В самые жаркие дни, одна оставшись дома, вышла на улицу, и в это время болезнь поразила ее. Так как никого дома не было, то она несколько часов на припеке солнца пролежала без всякой помощи. Она вся почернела, когда пришли все с работы и внесли ее в дом. Язык отнялся, взор был бессмысленный. Наутро ей стало несколько легче. Было Воскресенье вечер, когда мне сообщили. Наутро я выехал туда, чтобы пособоровать и причастить больную. Следует пояснить мне Вам, что мне-то сообщили не тотчас, как с нею случилась такая болезнь, а спустя 2–3 дня. Я удивился, когда увидел ее. Притом что у нее всего лишь три дня как отнялись рука и нога, что она теряла сознание и ведь на несколько часов, к моему приходу в ожидании меня она сидела в креслице, улыбалась и говорила. Я ее пособоровал, по исповеди причастил Св[ятых] Тайн. После причастия она стала такая веселая, со всеми разговаривала и встала меня провожать...
Не знаю, Александра ли Титовна или я, грешный, этот час Милости Божией чувствовали больше? Мне казалось, что я переживаю то, что я еще никогда не переживал духовно! Я уведомил Вас, Владыко, тайно об этом и прошу молитв Ваших, дабы избавил меня Господь от лукавого.
Вот эти два события понудили меня дерзнуть к Вам с этим письмом...
Что о себе скажу? Живу Милостиею Божией. Очевидно, я сын духовной суеты, что чувствую себя так, как будто жизнь не мирно протекает, а мчится, что не замечаю не только часов, суток, а и месяцы летят с шумом и бесследно. Боюсь, что мой поезд примчится к Конечной Остановке, а я не успею и подумать, с какою целью дан мне такой путь? Боже, милостив буди мне, грешному!..
Собираюсь следом за этим письмом Вам, Владыко, написать и Высокопреосвященному Владыке Нестору. Боюсь я утруждать его, однако имя отца Мартирия позволяет мне все же написать Владыке митрополиту.
Помолитесь, Владыко, за меня, грешника, за всех нас, каждого в его состоянии. Да хранит и Вас Пресвятая Богородица в Своей Милости на многие годы в утешение наше!
Грешный, недостойный послушник Ваш
прот[оиерей] А. Солертовский.
6/VIII–58 г.
Д. 34. Л. 86–87. Подлинник. Автограф.
* * *
Арсений (Шиловский Николай Николаевич; 1894–1969, архимандрит. В 1946 г. Святейшим Патриархом Алексием I был назначен к Свято-Николаевскому приходу Вены (Австрия). Определением Священного Синода от 27 декабря 1950 года благочинию Московской Патриархии в Австрии предоставлена ставропигия. Благочинным и настоятелем с тех пор являлся архимандрит Арсений. 13 апреля 1962 г. решением Священного Синода благочиние в Австрии включено в состав Средне Европейского Экзархата Московского Патриархата. С 1963 г. на пенсии.
Солертовский Иоанн Васильевич (1896–1937 (?)), протоиерей. Служил в с. Ундол Собинского района Владимирской обл. 20 сентября 1928 г. арестован. Приговорен к трем годам концлагерей. 25 октября 1937 г. арестован. Приговорен к 10 годам ИТЛ (http://www.vladKan.ru).
Имеется в виду архиепископ Макарий (Даев). См. о нем: наст. сб., кн. 1, примеч. 299.
В эти годы органы власти имели предписание не сообщать точную дату и причину смерти расстрелянных заключенных.
См. о нем: наст. сб., кн. 2.
Довлеть – быть достаточным (устар.). Источник цитаты не найден.
Архимандрит Мартирий (Гришин; † 14.08.1958) – один из последних насельников Оптиной пустыни, старец. Похоронен в Малаховке Московской обл.