Исаакий (Виноградов), архимандрит
Будущий архимандрит Исаакий (в миру Иван Васильевич Виноградов) родился в 1895 г. В 1916 г., по окончании двух курсов Санкт-Петербургской духовной академии, был призван на военную службу. С 1920 г. в эмиграции. В составе своего полка находился в Галлиполи, затем переехал в Болгарию. В 1926 г. был принят на второй курс Свято-Сергиевского богословского института в Париже. 20 февраля 1927 г. митрополит Евлогий (Георгиевский) постриг его в монашество, 24 февраля 1927 г. рукоположен во иеродиакона и вскоре в сан иеромонаха. Служил в Праге, в Свято-Никольском соборе и в церкви Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище. В 1932 г. возведен в сан игумена, в 1936 г. – архимандрита. С января 1944 г. главный священник Русского общевоинского союза (РОВС)545. После занятия Праги советскими войсками 24 мая 1945 г. архимандрит Исаакий был арестован отделом контрразведки Смерш. 20 июля 1945 г. этапирован из Праги в львовскую тюрьму. Военным Трибуналом Львовского военного округа осужден на 10 лет ИТЛ с конфискацией имущества. Отбывал наказание в Карлаге. В 1946 г. был освобожден из лагеря и направлен в г. Актюбинск. С 1947 г. настоятель Казанского храма в г. Алма-Ата, с 1948 г. настоятель Никольского кафедрального собора и секретарь Алма-Атинского епархиального управления при митрополите Николае (Могилевском)546. В конце 1957 г. Святейший Патриарх Алексий направил его в Троице-Сергиеву лавру с намерением оставить там преподавателем. Более трех месяцев о. Исаакий был насельником Лавры, но в прописке ему отказали. С 5 апреля 1958 г. служил настоятелем Вознесенского собора в Ельце – до самой кончины 12 января 1981 г.547. К архимандриту Исаакию приезжали духовные чада как из разных регионов страны, так и из-за границы – Чехословакии, Болгарии, Сербии.
№ 1. 18 апреля 1958 г.
18. IV 1958
Владыке епископу Афанасию,
иже в Петушках
Христос Воскресе!
Ваше Преосвященство, милостивый Архипастырь и отец!
Не имея чести лично знать Вас, но много хорошего, назидательного и утешительного слыша о Вас от моих добрых друзей – маститого Актюбинского митрофорного протоиерея о. Василия Мухина548, от Лаврского (в Загорске) иеромонаха Феодорита549 и от передатчика (или пересыльщика) этих строк милейшего Алексея Павловича Гришина, и, проникнувшись к Вам чувством искреннего уважения и любви, – решил в кратких сих словах все это и выразить Вам и от души Вас приветствовать с Пасхальною светлою радостию.
Чту Ваши узы и Ваше долготерпение, приветствуя в Вас исповедника Правды Божией. Утешаюсь Вашими молитвами, коими со мною поделились почитатели Ваши, введя их в свое повседневное правило.
Усердно прошу и Ваших св[ятых] молитв, и благословения, с почтением и любовию целую благостную десницу Вашу. Ради Пасхального всепрощения простите и мою дерзость, что посмел Вас потревожить. Но от чистого сердца сие сделал.
Ваш смиренный послушник и почитатель.
Д. 34. Л. 19–19 об. Подлинник. Автограф. На визитной карточке архимандрита Исаакия.
№ 2. 18 мая I960 г.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
«О Пасха велия и священнейшая Христе!
О Мудросте и Слове Божий и Сило!
Подавай нам истее Тебе причащатися
в невечернем дни царствия Твоего! »
(Канон Пасхи)550
Ваше Преосвященство, милостивый архипастырь, возлюбленный о Господе и дорогой Владыко!
Сердечно поздравляю Вас со Светлым праздником, желая всякого блага от Христа Воскресшего!
Пасха 1960 г.
г. Елец.
Ваша светлая любовь покрывает мое убожество и невежество, предваряет мою косность своим пасхальным приветствием...
И я, приходящий со своим запоздалым ответом уже «во единонадесятый час», могу лишь прибавить <два слова неразбочиво> любовь свою и «простим вся Воскресением!..».
И оправдываться ничем не буду, и не смею, а только твержу: «Простите и благословите!»
Еще со слов старого моего сомолебника и полунощного собеседника почтенного о[тца] протоиерея Василия Мухина (Актюбинского), – начал я любить святыню Вашу, не имея утешения знать Вас лично. Позднее же мне больше мог рассказать о Вас мой добрый сомолебник по Троице-Сергиевой Лавре и Ваш почитатель о. Феодорит. И, наконец, третий чтитель Ваш – милейший Алексей Павлович Гришин, тоже мне пишет о Вас и о своих встречах с Вами.
Через него получил я и назидательную рукопись Вашу о «поминовении усопших по уставу Православной Церкви», которою постоянно утешаюсь, т. к. вижу в ней обоснование всего того, что давно уже накопил в своем сердце, нередко скорбящем о ненужном и ничем не обоснованном и иногда просто капризном нарушении продуманных и неизменно мудрых правил Святой нашей Матери Церкви. И это в то время, когда так не трудно, при небольшом внимании и усердии, выполнить все как подобает!..
Ваши молитвы, потаенно мне переданные – для только келейного употребления – твержу ежедневно551. И с особым чувством теперь, когда на сгущенных тучах несколько напряженной международной обстановки чудятся отблески военных зарниц!.. Мне было очень дорого и по сердцу, когда однажды, в начале нашего благочиннического съезда, тоже по вопросам мира во всем мipe, – наш предстоятель Воронежской епархии маститый наш Владыка митрополит Иосиф552 старческим своим и проникновенным гласом читал знакомые мне слова:
«... Ты рекл еси пречистыми усты Твоими,
яко без Мене не можете творити ничесоже... » и т. д.
Паки и паки благодарю Вас, дорогой и благостный Владыка, за Вашу память и любовь.
Примите ответную мою сыновнюю любовь, помолитесь о мне, грешном, и благословите!
Сыновне лобызая добрую Вашу десницу, остаюсь Вашим преданным и любящим послушником
Недостойный архимандрит Исаакий.
18(5) мая 1960 г.
г. Елец
Д. 43. Л. 18–19. Подлинник. Машинопись и автограф.
№ 3. 14–24 марта 1961 г.
14(1). III.1961
Ваше Преосвященство, милостивый Архипастырь, глубокочтимый и дорогой Владыко!
Ради святых дней поста и покаяния и прощения, – великодушно примите и мое пред Вами раскаяние и униженную мою просьбу о прощении за мое невежество, за долгое молчание в ответ на Рождественское Ваше послание и предложение потрудиться над составлением службы чешским православным святым князьям – мученикам Вячеславу и Людмиле.
Это предложение меня весьма вдохновляет, и, принимая его как Ваше Святительское на сие благословение, постараюсь по немощи своей, что смогу, – сделать.
Думаю, что Вам известно, что служба св[ятому] мученику князю Вячеславу Чешскому – весьма старинная – уже существует.
Отпечаток ее из книги В. Грузина «Славянский святой князь Вячеслав», изданной в Праге в 1929 году в связи с 1000-летием мученической кончины св. Вячеслава, – при сем прилагаю. К сожалению, она (служба), соединяемая по указанной минее – со службой св. Харитону, – весьма кратка. Нет даже и тропаря сему весьма чтимому в Чехии (и католиками и православными) святому. А св. Людмиле и вовсе нет службы.
Бог привел мне провести в братской нам стране Чешской 17 лет. Всегда я считал себя (и моих собратьев и пасомых русских) – гостями свв. Вячеслава и Людмилы и призывал их особо чтить их. С некоторыми из чад своих духовных совершил паломничества в отстоящий в 26-ти километрах от Праги город Стара Болеслав, место убиения св. Вячеслава. Писал, по поручению Владыки Сергия (Королева)553, при коем тогда служил я, – житие св. Вячеслава, для русских, изданное отдельною книжицей, к сожалению, у меня самого не сохранившейся. Составил и молитву ему (во многом, признаюсь, подражательную молитве русскому князю св. Александру Невскому, покровителю моего родного города Петрограда) – принятую в свое время в употреблении в наших русских церквах в Чехии554.
Многое в моей душе и лично связано с именами свв. Вячеслава и Людмилы555, о чем сейчас не буду писать, дабы не удлинить и без того затянувшееся письмо.
С великим уважением и любовию припадаю к благостной Вашей деснице, дорогой Владыка, и жду ея святительского благословения на мой скромный труд во славу угодников братской нам славянской страны.
Вашего Преосвященства нижайший послушник архимандрит Исаакий.
P. S. С радостью отмечаю, что второй день памяти св. Вячеслава (перенесение его мощей из г. Стара Болеслав[а] в г. Прагу) – 4 марта ст. ст. – совпал с памятью Вашего, дорогой Владыка – святого покровителя, тоже князя – Даниила Московского.
В ознаменование чего позволяю себе утешение – послать Вам сей скромный образок св[ятого] князя Вячеслава, на молитвенную о мне, убогом, память.
А[рхимандрит] Исаакий 24.III.61
[на открытке с типографской надписью «Поздравляю"]
X. В. со Светлым Праздником.
[на обороте]
P. S. Получил Ваше пасхальное письмо, дорогой и благостный Владыка, прежде чем сам собрался отправить свое, давно написанное.
Простите, ради светлого праздника, когда мы так и поем: «простим вся Воскресением!..».
Петра Николаевича Савицкого знаю хорошо: хоронил его отца и мать; вместе сотрудничали в одной школе; учил Закону Божию его двух мальчиков (теперь уже совсем взрослых...).
Паки прошу и прошения, и святых Ваших молитв, – благословения на труд, к которому Вы меня призываете...
Ваш преданный послушник архимандрит Исаакий.
Д. 50. Л. 122–123. Подлинник. Автограф.
№ 4. 1962556
Христос Воскресе!
Ваше Преосвященство,
Высочтимый и дорогой Владыка!
Примите с любовью Вам посылаемое сыновнее мое приветствие к Светлому Празднику с пожеланием всяких благ от Христа Воскресшего!
Прошу и великодушного Вашего прошения за мое молчание... Вот задумал было писать канон (и службу) св[ятой] мученице княгине Чешской Людмиле, и уже «краегранесие» к нему придумал: Поем хвалу праматери народа чешскаго...
А дальше так и не пошел... Прошу усиленно: еще раз святительским своим благословением меня на это благословить, и я постараюсь сие святое и сердцу моему приятное послушание исполнить.
С любовию припадая к деснице Вашей, остаюсь преданным Вашим любящим послушником
недостойный архимандрит Исаакий.
Д. 55. Л. 83–83 об. Подлинник. Автограф.
* * *
Русский общевоинский союз (РОВС); создан генералом бароном П. Н. Врангелем в 1924 г.; объединил участников Белого движения, главным образом его офицерского корпуса, в условиях эмиграции (вначале до 100 тыс. чел.). В 1950–60-е гг. деятельность РОВС приняла по преимуществу чисто просветительский характер.
Николай (Могилевский Феодосий Никифорович; 1877–1955), священноисповедник, митрополит. В 1919 г. хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. С 1920 г. епископ Борзенский и Сосницкий, викарий этой же епархии. С 1923 г. управлял Тульской епархией. В 1925 г. арестован. В 1927 г. епископ Орловский. В 1932 г. арестован. Осужден на 5 лет лишения свободы. В 1937 г. освобожден. В 1941 г. архиепископ. В 1941 г. арестован, сослан в Казахстан на 5 лет. В 1945 г. назначен управляющим вновь образованной Алма-Атинской и Казахстанской епархии. Причислен к лику святых Архиерейским Собором 2000 г.
См. о нем: ЖМП. 1981. № 7. С. 18; Под сенью любви. Архимандрит Исаакий (Виноградов). М., 2000; Офицер, монах и пастырь. Архимандрит Исаакий (Виноградов). М., 2005.
Протоиерей Василий Мухин отбывал ссылку в Зырянском крае, где близко познакомился со святителем Афанасием (Сахаровым). См. о нем; наст. сб., кн. 1.
Имеется в виду иеромонах (впоследствии архимандрит) Феодорит (Воробьев; 1899–1973), насельник Троице-Сергиевой лавры.
Курсивом выделены фрагменты, напечатанные на машинке.
Имеется в виду, вероятно, молитва о мире, которую Владыка Афанасий распространял среди своих близких друзей для келейного чтения.
Имеется в виду митрополит Иосиф (Чернов).
Сергий (Королев Аркадий Дмитриевич; 1881–1952), архиепископ. В апреле 1921 г. хиротонисан во епископа Бельского, временно управляющего Холмской епархией, к управлению епархией не допущен польскими властями. В 1922 г. выслан польскими властями в Чехословакию. С 1922 г. настоятель православного храма в Праге, викарий митрополита Евлогия (Георгиевского). С 1946 г. архиепископ Венский, Экзарх Среднеевропейских Православных Церквей Московского Патриархата. С 1950 г. архиепископ Казанский и Чистопольский.
Тоже ее здесь прилагаю. – Примеч. автора письма.
Во время войны с Германией архимандриту Исаакию было видение, в котором святой князь-мученик Вячеслав Чешский предсказал победу русского народа. О. Исаакий составил свою молитву этому святому: «Из глубины веков встает передо мною / Прекрасный образ князя Вячеслава. / Его венчает воинская слава, / Но больше славен жизнью он святою. / Во дни суровые чужой над нами власти / Меня сподобил ты и своего виденья, / Благословив молитву и терпенье / И предсказав, что кончатся все страсти» (см.: Под сенью любви. Архимандрит Исаакий (Виноградов) /Сост. А. В. Окунева. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000).
Датируется по месту в связке писем в архиве святителя.