Брайкина Александра Ивановна
Родилась в 1880 г.Москве в семье англичанина, профессора философии. Получила европейское образование. Давала частные уроки богословия, музыки, иностранных языков. В 1920 г. административно выслана в Зырянский край. Там находилась вместе с епископом Афанасием. С 1923 г. жила в Коврове, переписывалась со святителем. 19 ноября 1931 г. была арестована. Обвинялась в участии в церковно-монархической группировке, занимавшейся антисоветской деятельностью. Приговорена к 3 годам ссылки в Башкирию. Помогала святителю в заключении и ссылках. Свои последние годы провела в инвалидном доме в г. Меленки Владимирской обл. Скончалась в 1960 г. Опубликованы письма к ней святителя Афанасия из туруханской ссылки (См.: Свет невечерний. 2002. № 3. С. 8–14. № 4. С. 6–13).
№ 1. 1926 г.
Ваше Преосвященство!
Преосвященнейший родной наш Епископ Афанасий!
Благословите и помолитесь за нас, грешных и недостойных. Невозможно дольше оставаться без верных сведений о Вашем Преосвященстве; но сама лично я не решаюсь ни беспокоить Вас, ни отрывать минуты драгоценного времени, так необходимого для блага всех окружающих Ваше Преосвященство.
Но зато едет к Вам верный и преданный юноша и Церкви, и Вам: он все доведет верно до сведения Вашего и нам привезет сколько-нибудь правды.
Наконец-то ковровцы прониклись убеждениями Вашего Преосвященства и стойко отстаивают Собор, и Вашими молитвами он пока еще держится.
Я опять обращаюсь к Вашему Преосвященству с нижайшей и смиренной просьбой: при Вашей славной и многостарадальной деятельности разве не нужен Вам и здесь, и на краю света преданный и благочестивый келейник? Я знаю, что Середа, при всех качествах, не обременит даже материально, он приучен к ручному труду, а оставить его в Коврове было бы грешно: здесь некому спасти его душу и уберечь его. Тем более что родители с радостью благословляют на этот путь. И он побережет Вас.
Простите меня за смелость, наш родной Епископ, давать Вам совет: я позволяю себе эту вольность только потому, что хочется хоть благим советом помочь, облегчить, посочувствовать нашему родному Преосвященству, посоветовать, хотя Вам доброго и чистой души юношу в добрые Вам помощники во всякой беде и обстоянии, от коих Вам не избавиться, пока Вы будете тем стойким епископом, коим были о сих пор, и коим, если Господь поможет, останетесь до конца. Не могу не передать Вашему Преосвященству, как Дунечка и тревожится, и радуется за Вас и хорошо помнит всякое слово Ваше и стойко и твердо идет своим тихоньким (и тяжелым христианским) путем и просит принять маленькое подкрепление для здоровья Вашего Преосвященства и утешить Вас, что мы все заветы Ваши, если Бог даст, хранить будем до конца.
Дай Вам Господи видеть благие результаты Вашего благого учения и помощников верных и стойких, а нас простите. Что, кроме молитв и слез, ничего сделать не можем. Матушке Вашей помощи Святаго Духа вместе с ее драгоценным для нас сыном.
Архив УФСБ по Владимирской обл. Д. П–8008. Л. 133–134. Подлинник. Автограф.
№ 2. 14 августа 1956 г.
Ваше Высокопреосвященство!
Спаси Вас Господь, Царица Небесная и все Святые за Вашу память и внимание ко мне. Я очень плохо вижу и потому только сегодня могла взяться за перо – простите меня! Моя самая [большая] и единственная забота получить возможность увидеться со священником – приготовить меня в последний путь. Я не могу дойти до храма. Помолитесь об этом (и о том, чтобы непоколебимую веру сохранить мне на веки). Все кругом мешает писать – сразу всего не опишешь, да и огорчать не хочется Вас. Вы будете так милостивы ко мне: все, что Вас интересует, все предложите мне в вопросах, и мне будет легко отвечать на них.
Я надеюсь, что Вы сообщите мне все о Вас, что найдете возможным. Сейчас в одном ухе у меня бормотанье одной безумной, в другом – радио, и часто приходится бояться за свою и без того больную голову!
Есть ли кто-нибудь из близких, чтобы беречь и любить Ваше Высокопреосвященство?
Слава Богу – я могла сама прочитать Ваше письмо. Больше всего я нуждаюсь в терпении, как надо молиться о безумных?
Самое сердечное спасибо за еще один праздник – за Ваше письмо. А то согреться было нечем, здесь такой холод, и телесный и душевный; а теперь есть с кем поделиться. Спаси Вас Господи!!!
Верноподданная
А[лександра] И[вановна] Б[райкина].
День I Спаса.
Д. 16. Л. 126–126 об. Подлинник. Автограф.
№ 3. 27 сентября 1956 г.127
День Радости всей Вселенной128
Ваше Высокопреосвященство, Родной наш Епископ Афанасий!
Мне так совестно, что я осмеливаюсь так поздно благодарить Вас за щедрую доброту, деликатное внимание к моему жалкому недостоинству: причина моего долгого молчания – мое потухающее зрение, к которому я еще не приспособилась. Да воздаст Вам Господь и Царица Небесная сторицею за все! 2 мои спутницы здешней жизни радуются, как дети, и не умеют достойно благодарить! К счастью, весь Новый Завет и Псалтырь всюду со мной и указатель. Если бы так легко исполнять, как читать.
Не беспокойтесь печатать Ваши добрые письма: я легко читаю их. Ваш духовный труд, о котор[ом] Митр[ополит] Кирилл (вероятно, теперь уже покойный) отозвался в письме так хорошо, сохранился ли невредимо, и где они все, спутники Вашего жития?
Правильно ли я поняла Апостола: что когда начнут говорить о мире и безопасности, тогда-то и придет конец?
Мне уже никто не пишет.
Совершенно ли Вы свободны?
Я, или лучше сказать мы, конечно, сумели оценить все вкусное, сладкое, но за святой хлеб и водичку – самое сердечное спасибо!
Только зачем такая масса денег, которые я не смею возвратить Вам, но очень сокрушаюсь, что Вы себя их лишили!
Да помогут все силы Небесные душу Вашу сохранить и спасти до конца! Родная Ваша и верноподданная
Александра.
Д. 17. Л. 93–93 об. Подлинник. Автограф.
* * *
Датируется по церковному празднику Крестовоздвижения.
По-видимому, имеется в виду праздник Честнаго и Животворящаго Креста Господня.