прп. Геннадий Костромской

Поучения преподобного Геннадия Костромского

Содержание

Поучение преподобного отца нашего аввы Геннадия ко братии и ко всем людям. Наставление святого старца Геннадия, предложенное новоначальному иноку  

 

Поучение преподобного отца нашего аввы Геннадия ко братии и ко всем людям.

В Великую лавру Живоначальной Троицы и Пречистой Богородицы Ипатскую обитель, еже о Христе брату и присному пастырю словесных овец игумену Вассиану, также и Спасовой обители нашей паствы строителю Иосифу и всему братству нашему.

Говорю вам, духовные мои братья и спостники, уже мне день при вечере и секира при корне, уже отхожу к судилищу Христову. Ради святых заповедей Господних, не забывайте меня, когда молитесь, но когда видите мой гроб вспоминайте мою любовь и молитесь ко Христу, да учинит мой дух с праведными. Вы же, чада мои, бойтесь Бога и повинуйтесь наставникам вашим во всем, по словам апостола. Царя православного почитайте, святителей ублажайте, им же повинуются все игумены духовной совестью. Вы же, чада мои, живущие в обители Спасове, повинуйтесь игумену, которому поручится паства наша, и вы, братья мои, во всем покоряйтесь ему в послушании: еще же молю и завещаю, не исходите от места сего без благословения настоятеля. Не прекословьте брат с братом, угождайте свету, а тьму оставляйте. Будет же ваше житие по преданию святых отцов, и как нам писал преподобный отец наш Корнилий, как здесь в обители наше смирение обретается, как инокам подобает жить.

Тебя же молю, игумен благочестивый Вассиан, не оставь обитель сию верой своей: вы же, братья мои и чада, не разоряйте общего нашего предания, и собора церковного не отлучайтесь. Первая мерзость монаху, в церковь не приходить: пришедши в церковь, стойте, не глумитесь, не судите. Также и в келейной молитве не изнемогайте, да не расслабится плоть ваша с душой, и труд ваш не погибнет: обленением сатана лукавый хочет монаха живым свести в ад.

Молю же вас, братья мои и спостники, не ленитесь во всяких монастырских службах, не скорбите и не унывайте в трудах ваших: за свои труды ешьте и пейте. На пастыря не ропщите, ропотливый чернец исчезновение себе творит. Также слова учительные со вниманием слушайте, благие и добрые дела творите, и ленивых на службу подвизайте, также и на молитвы: святыни Божией не отлучайтесь. Если монах шесть недель святыни не причастился, не монах. Еще же вас, братья мои, молю, не крадите монастырские орудия, ни хлеба, ни овощей, не износите за монастырь, по своей похоти. Одежду имейте одинаковую, по келиям пищи всякой не имейте, из трапезной хлеба не выносите, кроме большой необходимости и немощи. Питайтесь за общим столом и все одинаково: в подобное время, на трапезе не объедайтесь, не упивайтесь: это мерзко Богу и плоти отягчение и болезнь.

Также не пристойно вам между собой враждовать: враждотворцы и неподобословцы Царствия Небесного не наследят, также и те лукавые, которые братию свою туда и сюда посылают, а сами трудов ни пальцем касаются. О горе! Пучина горького ада исполнится нерадивыми монахами. Праведники же, мало потерпевшие и Божии заповеди сохранившие, во веки возрадуются. Христос вселяет единомышленников в дом свой. Также и вы, чада мои, старайтесь пройти сквозь тесные врата и прискорбный путь, и обретете жизнь вечную. Слугам же и прочим рабочим, также повелеваю не гневаться, ни враждовать друг с другом. Настоятелю во всем повинуйтесь и слушайтесь, братию же не оскорбляйте: ни словом, ни делом дерзость учините им неподобную, во всем благоугодны будьте всем людям. Орудия монастырские и домашние вещи берегите, да не погибнет от вас ничто. Чужого имения и неправедного восхищения не прикасайтесь: собрание своего имения пакость большую монахом сотворяет, а душу предает огню негасимому и мукам вечным. И вы, чада мои, от этого злого начинания и безумия блюдитесь и прочим людям эти слова напоминайте. Также достойно монастырские дела исправлять неропотливо, нелениво и безмятежно, не будьте лицемерами и человекоугодниками, перед глазами только работая, но желайте быть богоугодными, за глаза работая верой и правдой. Крестьян насилием не обижайте и перед гостями не превозноситесь: принимайте последние места, ни с кем не враждуйте, и ложных слов о братии игумену не говорите.

Вы же, братья мои, будьте спешны на благое и поучайтесь Божию слову в Святом Евангелии в Апостольских посланиях. И имейте в обители нашей стяжания от части книг: подобает вам, чада мои, в них вникать и ум прилагать к сведению разума. В этом есть труд святых отцов. Если кто соблюдает заповеди Божии и веру Иисус Христову, такие возрадуются во веки.

Потом начал преподобный изнемогать и поболев, в мире предал дух свой в руки Божии. Преподобный отец наш авва Геннадий преставился в лето 1565-е, месяца Ианнуария в 23 день. Богу нашему слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Наставление святого старца Геннадия, предложенное новоначальному иноку

«Если пришел ты, брат, ко мне, немощному, грешному и ленивому рабу, грешному более всех в мире; если хочешь жить со мною, грешным, по благословению настоятеля; если хочешь, брат, быть у Бога и отдаешься в послушание для Господа; если хочешь наследовать Царство Небесное и подражать житию святых отцов, как надобно жить иноку.

Первое: надобно более всего любить Бога и брата своего, как себя. Отличия и преимущества жизни твоей, брат, таковы: не пещись тебе о суетном, ни о живых, ни о мертвых, ни о своем теле, что есть и пить, и чем одеться; не иметь ни золота, ни серебра, ни лошадей, ни работника, ни другого имущества; не держать у себя ничего, кроме необходимой одежды; из монастыря не ездить и не ходить; не пить ни меда, ни пива, разве по нужде и то по благословению; не дружиться с мирянами ни в чем, не давать им, не брать и не просить у них, не принимать их в келью. Если кто из мирских захочет пострищись, или придет старец или брат- странник, то по благословению позвать его в келью и говорить должное, празднословия не допускать.

К церковному пению ходить к началу и стоять со страхом до конца молитвы; если в силах, не наклоняться к стене, ни к клиросу, не лежать на посохе, не говорить праздных слов. Кто к чему призван, тем и занимайся. На все – наука; а церковь есть земное небо. Если стоишь на молитве без страха, не оберегаешься празднословия и смеха, то больше прогневляешь Бога. Надобно стоять, где поют, и внимать чтению и пению. До обеда, брат, и после эфимона (повечерия) не есть и не пить; от молитвы не уходить для питья воды; пить, пока не начали молитвы. Если на молитве придет немощь телесная или некоторая нужда, то, по благословению, можно выйти, но сказать мне, почему выходишь. Если не услышишь призыва к молитве или, стоя на молитве, не поспеешь к началу, взять прощение о том; а к чему не поспеешь, по окончании пения прочитать то и потом выполнять келейное правило. Стоя на молитве с братией, говори: «Господи, помилуй» в одно слово с тем с кем стоишь сряду, – поклон класть также вместе с ним, – ибо так велит чин… После литургии идти из церкви за панагией после братии, а не в ряду, и говорить псалом 144-ый; если же проговорил его в келье, то говори молитву Иисусову. Из трапезы идти в келью, также за панагией, после братии, одному за другим, в молчании; на монастыре не оставаться, идя в церковь, или трапезу; ни у дверей или окна старца или брата не стоять. Если у тебя есть дело до старца или брата: то иди к нему в келью после обеда или после вечерни, по благословению, но скажи ему, зачем идешь.

Придя после молитвенного пения в келью, или после обеда, или ужина, должен ты положить 12 поклонов, также за умершего брата; если же такой день, когда не положены поклоны, – то до пояса. Рукоделием занимайся, брат, на монастырь, по силе, сколько можешь, для спасения своего, а на себя или на иного кого не работай и не продавай никому и не нанимайся у мирянина или брата. Если же придет кому особенная нужда и захочешь послужить брату, то, по благословению, можешь.

Торговлею не заниматься ни с кем, не продавать и не покупать, не брать у брата и не давать ему. К молодым братьям не приставать и не дружиться с ними. Без благословения не выходить из монастыря и не бродить праздно, не вести пустых бесед сидя или стоя в монастыре или вне монастыря, и не ходить по монастырю без нужды. В келье, брат, также не должно быть празднословия, ни споров; и гнева не держи в сердце; если же что имеешь против брата, то со смирением скажи о том и примирись с ним. Если услышишь от старца или брата о моем невежестве, то, Бога ради, сказывай мне о том наедине, – я глуп и безумен. Чужих вещей не бери на хранение. Что между нами бывает в келье, того из кельи не выноси; но, если увидишь или услышишь худое вне кельи, того не вноси в келью. Знай только церковь и трапезу, да свою келью.

Какую одежду поручат, или какую одежду дадут, ту и бери. Какую пищу или питие поставят на трапезе, ту и вкушай и пей. Не ропщи ни на что, для Бога, помни жития святых отцов… Сказано: многими скорбями подобает в Царство Небесное внити (Деян. 14:22).

О мирских делах не расспрашивай и о монастырских не говори без нужды. О родственниках и друзьях также не допытывайся. Но ты, господин – брат, знаешь более меня… Чем потешит тебя служащий, или старец, то ешь и пей, не рассуждая… Если за обедом или за ужином понездоровиться тебе и тебе не хочется есть то, что едят другие, а служащий брат спросит: не хочешь ли ты того или другого, отвечай ему со смирением: воля Божия и твоя да будет; но сам не проси…

Если ты здоров телом, то после всенощной и утрени не спи. Если вчерашний день был на монастырском труде, то после утрени усни, а после всенощной не ложись, – на все опыт, – от того бывает искушение; трудись в молитве и в чтении книг; если не умеешь грамоте, – в рукоделии… Если берет тебя дремота и леность, то борись Бога ради; если не можешь отогнать сна, прими благословение и иди в поварню или хлебную и, что велят, послужи в том… В правиле келейном и церковном не ослабевай, за исключением великой нужды, да, испытанный, примешь венец, который уготовал Бог любящим Его (Иак. 1:12).

Если упал как-нибудь, не лги. Брата не осуждай за недостаток и не радуйся, чтобы самому не впасть в то же, или в иную сеть неприязненную. Таков союз любви. Без него не совершается никакая добродетель. Если придет тебе скорбь от кого, то вини себя и терпи для Небесного Царствия. Если кто унизит тебя, или возведет что на тебя, или причинит великое зло: возверзи на Господа печаль твою (Пс. 54:23); сам не брани; сам ты не должен досаждать другому, ни гневаться, ни помнить зла, ни завидовать. Такова любовь Божия. Господь сказал: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас и молитесь за творящих вам напасть и изгоняющие вас (Мф. 5:44)…

Если найдет уныние до обеда, когда занимаешься рукоделием, или учишь наизусть, или читаешь книгу, то стань на молитву; если не сможешь победить уныние, то, приняв благословение, иди в поварню или в пекарню и там по благословению послужи с молитвою, любовью и молчанием. Если найдет уныние после обеда, или после вечерни, то читай книги, или иди к старцу, которому особенно доверяешь, посиди у него и зачем пришел, скажи без празднословия, только бездельным не будь. Если приходит блудный помысел, или сонное мечтание, или плотское разжение, то спасайся постом, слезными молитвами, рукоделием, – трудись по силе с молитвою, но не твори своей воли. Если придет ночное страхование, то стой на молитве неподвижно и, воздев руки, говори: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго, помилуй мя, создание Твое… Если находят скверные и хульные мысли, когда стоишь, или сидишь, или лежишь, или идешь: то не обращай на них внимания, а молись Богу со смирением и усердием…

С братьями живи ровно, не кажись очень хорошим. Если и по Боге жизнь твоя, но чтобы не оказалось имя твое выше дел, будь в сердце своем ниже всех, и Человеколюбец Бог избавит тебя от бесовского навета. Если сохранен ты Богом от телесной скверны, то смотри, не плошай, – не считай себя в сердце праведником, а повторяй со смирением пророческое слово: в беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя (Пс. 50:7).

Комментарии для сайта Cackle