О христианском милосердии

Источник

Содержание

Краткое содержание О христианском милосердии  

 

Краткое содержание

В христианстве явлено величайшее милосердие Божие к людям. Среди последователей Христа милосердие, следовательно, должно быть главною обязанностью. Современная холодность и безучастность к бедствиям других людей. Побуждения к милосердию и благотворительности: 1) естественное чувство близости ко всем людям, по причине одинаковой природы с ними; 2) естественное чувство жалости при виде человека, нуждающегося в нашей помощи; 3) наше христианское звание; 4) пример Иисуса Христа и многих подвижников благочестия, щедро творивших дела милости телесной и духовной; рассказы о подвигах телесного и духовного милосердия; 5) великая польза, которую приносит милосердие человеку. Свойства истинной благотворительности. Неудовлетворительность частной благотворности не дает нам права отказывать в помощи нуждающимся. Милостыня от хищения и любостяжания неприятна Богу.

О христианском милосердии

Голгофская жертва, принесенная Сыном Божиим на кресте за грехи людей, явила собою величайшее дело Божия милосердия к людям. Большего снисхождения и быть не могло.

Голгофа – средоточный путь христианства. Там совершено примирение Всеблагого и Правосудного Бога с грешным человечеством. Там произошло самое великое событие, которое только видели небо и земля.

Чему-же, прежде всего, учит нас Голгофа?

Она учит нас любви, снисходительности, милосердию, по примеру того крайнего снисхождения, которое проявил здесь безгрешный богочеловек, страдая за грехи падших людей.

Итак, Евангелие уже самым происхождением своим учит милосердию, которое есть не что иное как одна из форм проявления любви к ближнему. Поэтому, все те, кои называют себя последователями Христа, должны прежде всего наблюдать за тем, чтобы ими выполнялся закон любви и, в частности, милосердия.

Но если мы обратим внимание на себя и проверим свои поступки с учением евангелия, то увидим, что они далеко не всегда «милосерды», т.е. исполнены христианской любви, а часто, очень часто, жестокосерды.

Стремление к наживе, личной выгоде, эгоизм, бессердечие к другим и даже желание основать свое счастье на несчастье других, можно сказать, преобладающая страсть нашего времени.

А между тем, сколько мы имеем побуждений к тому, чтобы быть сострадательными, милостивыми.

* * *

1. Прежде всего мы должны быть внимательны к нуждам наших ближних по естественному чувству близости к ним, одинаковому происхождению, одинаковой природе с ними. Не люди придумали закон: «люби ближнего, как самого себя». Этот закон дан нам тем, Кто дал и мне и тебе одну душу, одно тело, с одними и теми же потребностями, так что, любя другого, человек любит себя. Понятно, что этим законом обязаны мы любить не только близких к нам по родству или племени, к которым влечет нас сродство крови, мы обязаны любить и тех, кто чужд нам плотского родства. Все ближние наши, – кто-бы они ни были то же люди, подобные нам, с тем же образом Божиим, с теми же способностями и потребностями. Они также дети одного и того же Отца небесного. Они также назначены к одной и той же высокой цели. Поэтому, мы всегда должны понимать, что в лице страдающего бедняка страдает собственная наша природа, и мы должны всеми силами стараться облегчить их страдания.

2. Быть милосердными, помогать своим ближним побуждает нас, далее, естественное чувство жалости к ним, при виде их бедственного положения. В само деле, мы не можем оставаться спокойными, не можем не испытывать внутреннего терзания души своей, слыша отчаянные вопли бедных или видя, например, такое плачевное зрелище: вот пред нашими взорами сродные нам члены, связанные недугами расслабления и лишенные всякого действия, а вот там мы видим, как подобные нам существа – люди замерзают от стужи, истаивают от голода, – видим эту ужасно дряхлую старость, а здесь нам представляется многое множество слепых, хромых, сухих, которые на остатке жалких дней своих имеют одну надежду – только на нас. Из Евангелия мы знаем, как один неправедный судья принужден был удовлетворить просьбу бедной вдовицы, чтобы она ему не докучала часто: как же возможно, чтобы наше сердце не подвиглось к милосердию видом многочисленных бедствий и несчастий наших ближних!

3. Затем, мы должны благотворить и оказывать всякую помощь тем, кто в ней нуждается и потому, что мы христиане. А христиане, т.е. все верующие во Христа, крестившиеся во имя Пресвятой Троицы, приобщающейся животворящего тела и крови Христовой, составляют одно духовно-таинственное тело Христово и тесным образом связаны между собою, как члены одного живого тела: едино тело есмы о Христе, – учит св. апостол Павел, в 1-м послании своем к Коринфянам (XIII гл.), а по единому друг другу уди. Итак, эти покрытые рубищами страдальцы, эти несчастные люди, к которым мы страшимся прикоснуться, эти отребья мира, от которых мы отвращаем взор свой, суть члены одного с нами живого и живоносного тела Христова. В них та же разумная и богоподобная душа, что и в нас; они, как и мы, искуплены пречистою кровию Божественного Страдальца; они возрождены в той же купели св. крещения, в которой крещены и мы, запечатлены тою же печатию дара Духа Божия, как и мы. Вместе с нами приходят они в дом Отца небесного, как присные чада Его, и может быть с большим, нежели мы, дерзновением могут взывать к Нему: Отче наш, Иже еси на небесех! От единой чаши причащаются и они того же тела и крови Христово, которых причащаемся и мы. Словом, это те члены тела Христова, которых апостол называет царским священием, языком святым, людьми обновления. Уже по этому одному их нужды должны быть нашими нуждами, их язвы должны быть нашими язвами, их страдания нашими страданиями. Аще страждет един уд, с ним страждут все уди, да не будет распри в телеси, – говорит св. апостол. Итак, кто отвращается от несчастного брата своего, члена тела Христова, не отвращается ли он тем самым благодати Духа Божия, связующей всех ас во едино тело во Христе? Не отсекает ли самого себя от живоносного тела Христова и от общения церковного? Не делается ли мертвым, отпадшим его членом, сухою, отвалившеюся ветвию. Аще кто речет, – по учению апостольскому, – яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: не любяй брата своего пребывает в смерти (Ин.4:20). Вера бо чиста и нескверна пред Богом и Отцем сия есть, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их: якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел любви и милосердия христианского мертва есть о себе (Иак.1:27, 2:26).

4. Милосердию, кроме того, поучает нас пример Иисуса Христа и истинных последователей Его.

Своим снисшествием на землю и страданиями за нас Господь проявил такую любовь и милосердие к нам, выше которых и представить ничего нельзя. Рассуждая о том, что получил человек от Бога, благодаря спасительным страданиям Иисуса Христа, св. Иоанн Златоуст говорит: «не великое ли безумие получать такие дары, и между тем самому быть нечувствительным и не воздавать взаимно за благодеяние, и при том меньшим за большее? Господь сделал тебя наследником неба: а ты не хочешь пожертвовать для Него земным. Он примирил тебя с Отцом, несмотря на то, что ты не только не сделал ничего доброго, но даже был врагом… Он прикрыл твою наготу; а ты и после этого не хочешь дать Ему приюта, как страннику? Он прежде утолил жажду твою своею кровию, а ты не хочешь дать Ему и капли холодной воды? Он тебя напоил дарами Духа святого; а ты не хочешь утолить и водою Его жажды? Тебя напоил духом тогда, как ты был достоин наказания; а та презираешь Его, когда Он жаждет, хотя на все это ты должен был употребить Его же дары? … Он облек тебя одеждою спасения, и облек Сам; и ты сделай то же, хотя чрез раба. Он прославил тебя на небесах; а ты, по крайней мере, защити Его от страха, наготы и бесславия. Он удостоил тебя сожительства с ангелами; а ты прими Его только под кров свой, по крайней мере, дай Ему приют, как бы рабу своему. Я не пренебрегаю приютом этим, говорит Христос, хотя Сам Я отверз для тебя целое небо. Я освободил тебя от тягчайшего плена, но не требую того же от тебя, и не говорю: освободи Меня; для Моего утешения довольно, если ты только обратишь на Меня внимание тогда, когда Я нахожусь в узах. Я воскресил тебя из мертвых и не требую, чтобы ты сделал то же; но говорю: посети Меня только во время Моей болезни. Итак, каких адских мучений достойны мы, если при столь великих благодеяниях, изливаемых на нас, и при столь легких требованиях от нас не исполним последние?

Вот несколько примеров милосердия из жизни подвижников благочестия.

Приведем прежде всего примеры милосердия телесного.

1. Питание алчущего.

Представим несколько образцов благотворительности русских подвижников во время голода.

При св. Феодосии обитель Киево-Печерская была бедна: случалось, что келарь не мог ничего дать братии на трапезе. Между тем преп. Феодосий построил даже особый двор, на котором и кормил бедных. Для них отделял он десятую часть монастырских доходов и каждую субботу посыла воз с хлебом в темницу.

Преп. Корнилий Комельский также во время голода раздавал хлеб голодающим. Донесли ему, что некоторые приходили за помощью по нескольку раз; преподобный не обратил на это внимания и велел продолжать раздачу хлеба всем без исключения.

Преп. Димитрий Прилуцкий иногда раздавал бедным милостыню тайно от братий, чтобы не вызвать беспокойства среди их, в виду случаев нужды, постигавших самую обитель. Он был учителем истинной благотворительности и для мирян: когда некто из них, безучастный к беднякам, но хотевший быть благотворителей обители, принес Димитрию подаяние на обитель, преподобный сказал ему: «отнеси назад то, что принес ты нам, и накорми сперва своих слуг и сирот (рабочих), живущих у тебя, чтобы не страдали от голода и наготы; и когда останется что-нибудь от того, принеси нашей нищете».

Преп. Сергий Радонежский был так милостив к бедным, что жизнеописатель его Епифаний выражается, что «рука его простерта была к требующим, как река многоводная, тихая струями, – что в его обители находили приют и пропитание странные, нищие и болящие».

Преп. Кирилл Белозерский во время бесхлебья и голода, случившихся в окрестности, велел из запасов монастыря раздавать хлеб всем нуждающимся. Запасы эти, собранные усиленными трудами братии и дарами жертвователей, при помощи Божией, не истощались в обители, несмотря на чрезмерную раздачу хлеба из них, так что самые торговцы хлебом удивлялись и назидались обилием этих запасов, не оскудевающих по силе благодати Божией. О преподобном Кирилле, как питателе бедных во время голода, гласит и одна песнь из церковной службы ему: «во время голода, раздавая хлеб нищим, ты утолял голод, преподобие, напитай и мене, тающего от голода благих дел, да и я со всеми буду петь Господа во веки».

Еще более замечателен по благотворительности св. Иосиф Санин, называемый также волоколамским или волоцким. Оказывать помощь окрестному трудящемуся населению он считал постоянным призванием своей обители во всякое время; к разным видам этой помощи принадлежало и то, что из обители, по велению игумена, раздавались поселянам семена для посева, земледельческие орудия и домашний скот (если кто лишался его по какому-либо несчастному случаю). Но особенно велик был подвиг человеколюбивой помощи Иосифа во время страшного голода, постигшего около 1512 г. население на широком пространстве соседних местностей. Повергаемые в отчаяние, поселяне стекались к обители с мольбою о хлебе, приносили к ней своих детей и больных, расслабленных от голода. Преподобный Иосиф поспешил построить ом для них и с первых же пор принял более 50 человек на призрение. Скоро дом превратился в настоящую странноприимницу, с церковью и монастырем при нем, под названием Богородного (потому что в него принимали Бога ради). Здесь находили пристанище и готовую пищу бедные, странники, больные, страждущие, так что обитель кормила ежедневно до шестисот и семисот человек; и на это, также и на свои нужды, обитель издерживала в год по три тысячи четвертей хлеба и все вообще, что имела. Вообще же для помощи голодающим преподобный Иосиф велел открыть все имеющиеся где-либо житницы монастырские, и когда запасы их истощили, то, несмотря на ропот братии, делал займы, но не переставал помогать голодающим. Узнав об этом подвиге Иосифа, уважавший его великий князь Василий Иванович посетил его обитель и, увидев оскудение ее, приказал ей отпускать из собственных сел разный хлеб в таком количестве, какое потребуется для нее и для оказывания помощи народу. Сюда же присылали свои пожертвования и братья князя, также и другие состоятельные лица, так что и помощь голодающим от обители не оскудевала.

2. Одеяние нагого.

Однажды к Иоанну Милостивому пришел принять благословение богатый вельможа и увидел его постель, покрытую худым и уже изношенным одеялом. Возвратясь домой, он послал святителю новое, дорогое одеяло, стоившее 36 златниц. Человек Божий не хотел оскорбить усердия вельможи и в следующую ночь уснул под этим драгоценным покрывалом; но, пробудившись, тотчас раскаялся в этом. «Горе тебе грешному! – воскликнул он, – спишь под нежною тканию, а братья Христовы – нищие – цепенеют от холода. Сколько есть убогих, которые не имеют и тряпок наготу свою! Сколько есть странников и пришельцев, которые спят на улицах, пронизываемые ветром, а ты имеешь пышные храмины, толпы рабов, разнообразную пищу и всякое питие и еще вздумал разнежить себя под этим мягким шелком. Нет, не покроюсь я этим пышным одеялом в следующую ночь. Пусть ценою его покроется несколько бедных». В таких размышлениях лишь только св. Иоанн дождался утра, немедленно послал подаренное ему одеяло на рынок для продажи. Промысл Божией привел туда и вельможу. Он увидел свое одеяло, купил его и вторично отослал св. Иоанну, усердно прося его, чтобы пользовался сам. Человек Божий, приняв, поблагодарил и опять велел продать его. Так продолжалось это до трех раз, и св. Иоанна приверженность к себе вельможи обратил, таким образом, в пользу страждущих, сделав и его, хотя невольным, участником в благотворении.

3. Облегчение участи заключенных в темнице.

Во дни императора римского Антонина, в городе Траянополе воздвигнуто было гонение на христиан. Прежде других взята и заключена была в темницу св. Гликерия, недавно обратившаяся ко Христу, но показавшая уже более всех ревности к обличению язычества и решимости пострадать за веру. Одинокою оставалась в темнице юная христианка и исповедница. И вот Филократ, пресвитер малой церкви, в которой собирались немногие христиане города, решился, презирая все опасности, посетить Христову узницу. Гликерия просит Филократа благословить ее на предстоящий подвиг мученичества. «Знаменай меня крестным знамением: оно будет мне украшением и как бы некоторым помазанием на подвиг. Чрез это соделай ты меня угодною Царю и Богу, для Которого сам воинствуешь, чтобы я, огражденная и укрепленная знамением Его, могла победить вражеские силы». Благословляя узницу крестным знамением, пресвитер сказал: «знамение Христово да поможет тебе в твоем намерении, и Сам Христос Господь да будет для тебя духовным миром, умащающим тебя Своею благодатию, чтобы ты получила то, чего желаешь». Укрепив узницу именем Господа, пресвитер удалился. Св. Гликерия, твердо вынесши страдания за Христа, предала душу свою в руки Божии. Епископ Дометий, взяв многострадальное тело ее, честно похоронил его близ города; потом от святых мощей ее источились дары исцелений верующим.

Святая Анастасия «узорешительница» представляет собой высокий образец христианского милосердия к заключенным в темнице. В темнице бех, и посетисте Мене, – эти слова Господа глубоко проникли в душу св. Анастасии. Бодрая, светлая, обрадованная радостью, которую давала другим, она ежедневно обходила темницу, и везде встречали ее, как ангела Божия. Но недолго была с нею благодать этого утешения муж ее вознегодовал на нее и, опасаясь, что она все богатство свое расточит на заключенных, стал держать ее взаперти, приставив к ней стражу. Она доходила до отчаяния и писала своему бывшему воспитателю: «моли за меня Бога, за любовь к Которому я страдаю до изнеможения» … Старец ей ответил на это: «не забывай, что ходящий по водам Христос силен утешить всякую бурю: Он же восстав запрети ветру и волнению водному: и улегоста и бысть тишина (Лк.8:24). Ты теперь стоишь как бы среди волн морских; в терпении ожидай Христа – Он придет к тебе… Свету всегда предшествует тьма; после смерти обещана жизнь, конец предстоит земной скорби, как и земной радости. Благословен от Бога тот, кто уповает на него».

Вскоре св. Анастасия овдовела и получила свободу отдать все свое богатство и всю свою жизнь на то служение, которое она так возлюбила. Теперь она уже не ограничивалась темницами одного Рима, она переходила от города в город, от страны в страну – доставляла узникам пищу, одежду, омывала их раны, большими деньгами подкупала темничных стражей, чтобы они освобождали страдальцев от железных оков, натиравших им раны. За эти дела и присвоено ей наименование «узорешительницы».

Сколь многими ее любовь принесла утешение, сколь многим она дала силу претерпеть до конца!

Трудясь день и ночь, она совершенно забывала, что и сама может подвергнуться преследованию. Однажды, придя в темницу к узникам, которым она служила еще накануне, она не нашла их на месте, так как ночью все они были казнены, чтобы опростать место в темнице для множества других, вновь забранных христиан. Она горько заплакала и спрашивала у всех сквозь слезы «где же мои друзья – узники?». Заключив из этого, что и она христианка, ее взяли и представили на суд к правителю. Ее распяли между четырьмя столбами и развели огонь, чтобы ее сжечь, но, прежде чем разгорелось пламя, она скончалась среди мучений.

4. Служение больным.

Служение больным Спаситель прямо относит к Себе. Праведники вопросят всемирного Судию: «Господи! Когда мы видели Тебя больным и послужили тебе?» и Царь Небесный скажет и м в ответ: «истинно говорю вам: поскольку вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Приведем несколько примеров христианского служения больным.

Авва Петр рассказывал о св. Макарии: пришел он некогда к одному отшельнику и, найдя его больным, спросил: «не хочет ли он съесть чего-либо?» – хотя в келье у больного ничего не было. Больной отвечал: «хочу пастилы» (душистая лепешка). Мужественный старец не поленился сходить в Александрию, чтобы достать больному желаемое.

Говорили об авве Иоанне Фивейском, младшем ученике аввы Аммона, что он двенадцать лет служил больному старцу до самой его смерти, сидя с ним на рогоже.

Об авве Агафоне рассказывали: пришедши однажды в город для продажи вещей своих, нашел он лежащего на улице больного странника, о котором никто не заботился. Старец нанял для него небольшой покой, остался при нем, платил за покой из денег, получаемых за рукоделье, а что, затем, оставалось, употреблял на другие нужды больного. Старец пробыл с больным три месяца, пока он выздоровел, и после возвратился с миром в свою келью.

Некоторые подвижники русских монастырей к трудам благотворительным присоединяли врачевание от болезней.

Так св. Варсонофий, еп. Тверской, когда был еще игуменом одного казанского монастыря, лечил всех приходящих к нему от болезней. Это привлекало к нему множество татар. Кротостью, терпением и бескорыстием в деле врачевания он располагал к себе их сердца, а затем обращал в христианство.

В обители Киево-Печерской еще при жизни св. Антония прославился св. Агапит, прозванный безмездным врачом. Он лечил всю братию монастыря и никуда, даже по просьбе князя, не выходил из обители, – но к нему приносили многих больных из окрестностей, и он всем подавал скорую помощь. Он лечил больных травами, которые варил себе в пищу, и это простое средство, соединенное с молитвою святого целителя, возвращало силы и здоровье уже совсем умиравшим. Св. Агапит исцелил между прочим известного князя Владимира Мономаха, послав ему в Чернигов свои целебные травы. Искусством врачевания св. Агапит превзошел знаменитого в Киеве врача армянина, и тот, познав помощь свыше, которая видимо была с Агапитом, крестился и принял иночество в Печерском монастыре.

5. Страннолюбие или гостеприимство.

Гостеприимство – добродетель, весьма распространенная в древности и даже между грубыми и необразованными народами; но особенно она возвышалась в избранном народе Божием.

В житии преп. Иллариона повествуется, что когда он в сопровождении многочисленных учеников своих обходил монастыри, то один странноприимец, видя утомление странников, пригласил всех в свой виноградник для отдохновения и утоления жажды. Все брали себе винограда, сколько хотели, и Бог так благословил странноприимца, что его виноградник, дававший ему ежегодно сто мер вина, в это лето дал втрое более. Другой жестокий и скупой человек, видя прохожих, отгонял их от своего виноградника и за то лишился благословения Божия; его виноградник в этот год дал менее плодов, чем прежде, и те были недоброкачественные.

Св. Григорий, папа римский, рассказывает следующее: «один богатый человек каждый день имел обыкновение приглашать к себе странников, кормил их и со всем семейством служил им. Однажды между обычными посетителями явился некоторый новый, неизвестный ему странник. Хозяин пригласил его к трапезе, а сам между тем пошел за водою, чтобы по обычаю умыть ему руки. С водою он возвратился тотчас же, но к удивлению, своему, нового посетителя на месте уже не видал. Страннолюбец недоумевал: чтобы это значило? Но недоумение его скоро разрешилось. В ту же ночь явился ему господь и сказал: «в прежние дни ты принимал братий Моих меньших, а вчера принял Самого Меня: и вот имеющий прийти на суд вместе с другими скажет и тебе: понеже единому от братий Моих меньших сие сотвористе, то Мне сотвористе. И знай, что тех, которые прежде суда принимают Его в лице странных, Он на суде взыщет своими милостями».

6. Погребение умерших в бедности.

Этот подвиг телесного милосердия к ближнему напоминает нам о тесном или беспомощном положении, в каком находился возлюбленный Спаситель наш после Своей крестной смерти «Сего странного, Егоже ученик лукавый на смерть предаде». Сего Иосиф Аримафейский приготовил к погребению и положил в своей семейной могиле.

Этим подвигом обессмертил себя праведный Товит (Тов.1:17), потому что за городскими воротами, где он жил, просто выбрасывали тела убитых пленников, которые были с ним одного отечества. Ради этого подвига Товит лишился имения своего и потерял зрение: но за то господь Бог наградил его семейным счастьем и впоследствии возвратил ему зрение.

Первые христиане с великим усердием собирали с мест казни останки мучеников и погребали мученические мощи. В IV веке в греческой церкви известны особенные люди, на которых возлагался труд погребать бедных мертвецов: эти люди назывались «труждающимися».

Св. Никандр пострадал в царствование Диоклетиана, с именем которого соединяется воспоминание о самом страшном гонении, которое когда-либо испытывали христиане. Св. Никандр был врачом; он посещал мучеников в темницах и служил им. Однажды, несмотря на предстоявшую опасность, он занимался погребением тел св. мучеников, брошенных на съедение зверям и птицам. Его заметили, схватили и предали различным мукам, – потом содрали кожу с живого и умертвили мечом.

7. Защита невинных.

Вот примеры этой высокой христианской добродетели.

Ужасное бедствие угрожало Италии в то время, когда в Риме был папою св. Лев. Аттила, царь гуннов, прозванный мечом Божиим, около 452 года напал на Италию и шел с войском в Рим. Лев, усердно помолившись Богу и испросив заступничества святых апостолов Петра и Павла (покорителей Рима), вышел с сенаторами римскими навстречу грозному царю и стал умолять его о пощаде. Аттила, выслушав речь святителя обещал пощадить всю римскую область, и действительно, удалился, к крайнему изумлению своих воинов, не привыкших видеть в нем такое милосердие. Они с удивлением спрашивали у него, – почему он послушался слов папы и так легко отказался от выгод, которые обещало ему покорение Рима? «Разве вы не видели того, что видел я, – спросил у них Аттила. – Пока папа говорил со мною, два светлые мужа держали надо мною обнаженные мечи и грозили мне смертию, если я не послушаюсь архиерея Божия».

Когда св. Серапион был пострижен игуменом Троицкой лавры, случилось, что злые люди оклеветали пред великим князем Иоанном III в тяжкой и небывалой вине чародейства трех именитых боярынь. Раздраженный Иоанн, поверивший столь нелепому обвинению, осудил их на сожжение. Напрасно митрополит и бояре умоляли царя помиловать осужденных. Царь не хотел простить их. Услышав о предстоящей казни, преп. Серапион помолился живоначальной Троице, явился пред лице разгневанного князя и своею настойчивостью и убеждением в невинности осужденных понудил царя отменить жестокий приговор.

Великий смертный грех берем мы на душу, когда, зная невиновность ближнего, обвиняемого в чем-либо, не стараемся во что бы то ни стало оправдать его хотя бы это стоило нам самим не мало беспокойств и страданий, мы должны помочь невинно страждущему.

Св. Филипп, митрополит Московский, за обличение царя Иоанна Грозного принял даже мученическую смерть. Бесчисленными казнями, пытками и всякими жестокостями и насилиями царь привел в ужас всю Москву и землю русскую. Святой архипастырь не мог спокойно взирать на бедствие народное и, не боясь гнева грозного царя, смело обличил его жестокосердие и упрашивал прекратить жестокие казни. Разгневанный царь лишил святителя его сана, заточил в монастырь и впоследствии приказал умертвить его. Мужественный архипастырь хорошо знал, что ожидало его за такие обличения, «но, если умолчу об истине, какой же я епископ», – говорил он другим святителям, которые были ему преданы.

В Киево-Печерский монастырь пришла вдова, которую обидели на суде и, встретив преподобного Феодосия, спросила, где бы ей найти игумена». Чего ты ждешь от него? Он человек грешный», – сказал Феодосий. «Грешен ли он, – не знаю, отвечала вдова: а знаю, что он многих избавляет от бед, потому и я пришла просить его о защите». Феодосий расспросил женщину о ее деле и обещал ей сказать игумену, а сам пошел в суд и устроил так, что все несправедливо отнятое у вдовы, было ей возвращено.

8. Спасение от смерти ближних.

Представим несколько рассказов, объясняющих эту заповедь христианской веры.

Раз шел преп. Варлаам Хутынский в Новгород к владыке. На мосту народ готов был сбросить в реку Волхов уличенного преступника. Преподобный, взглянув на бедного осужденного, сказал народу: «он загладит вины свои в Хутыни, – отдайте мне его». И народ отдал уважаемому пустыннику преступника.

В другое время точно такая же случилась встреча с Варлаамом: в этот раз даже просили преподобного спасти осужденного от смерти: но он молча прошел мимо. – «Что это значит? Отчего одного спас, а другому не хотел оказать той же милости?» – спросили его изумленные ученики. – «Господь всем хочет спасения, – сказал преподобный. – Первый осужден был по правде, но ему, кающемуся, Господь дал время очиститься покаянием, и он совершает покаяние в обители: последний осужден несправедливо, но за невинное страдание получит он венец праведника, тогда как иначе земная лесть могла испортить душу его».

Но так как не одно только тело нуждается в помощи и сострадании, но и душа, то святые угодники Божии и добрые, благочестивые люди не забывали и дел милости духовной.

1. Примеры обращения грешника от заблуждения пути его.

Преп. Таисия, родом египтянка, в юности была увлечена своею матерью к позорной жизни. И вот, преп. Пафнутий, ревнуя о спасении близких, вознамерился обратить ее на путь истины. Не боясь укоров и насмешек, он в одежде мирянина вошел в дом позора, где жила Таисия. Убедительные наставления св. подвижника сильно тронули грешницу и побудили ее искать спасения души в иноческих подвигах. В уединенной келье она омывала грехи свои непрестанными слезами, и спустя три года переселилась в вечную блаженную жизнь.

Преп. Исидор, пресвитер скитский, видя кого-нибудь из братии слабого, или нерадивого, или малодушного, или буйного, изгоняемого ха эти пороки старцами, всегда приглашал такого к себе. С помощью то терпения, то дружелюбных замечаний, преподобный наставляет неведущего на путь истины.

Некоторый брат впал в тяжкий грех. Он пришел к авве Аммону и сказал ему: «я впал в такое-то согрешение и не имею сил для покаяния: оставляю монашество и иду в мир». Старец уговорил брата остаться в монашестве, обещаясь принять на себя труд покаяния в грехе его пред Богом. Взяв на себя грех брата, старец начал приносить покаяние в этом грехе. Только один день он пробыл в покаянии, как последовало откровение от Бога, то грех прощен брату ради любви старца.

2. Обращение неверующих на путь истины и добра.

Братская любовь христиан паче всего должна проявляться в ревности о спасении друг друга, в поощрении друг друга в христианской жизни. Всем им свойственно заботиться о взаимном благе. Но какое благо может быть выше спасения души? И какое средство к достижению его действительнее, как не жизнь по духу евангелия? Вот примеры, которыми они могут руководствоваться в этом деле.

Великий святитель IV-го века св. Григорий Богослов не мог равнодушно смотреть на опасности и искушения, каким подвергался его родной брат Кесарий, живший в качестве лейб-медика при дворе Констанция арианина и Юлиана Отступника. Он употребил все усилия, чтобы отвлечь его от службы и спасти его от соблазнов жизни придворной.

Св. Петр, митрополит Московский, быв игуменом Ратского монастыря, привлекал своею жизнью и проповедью многих посетителей в свою обитель, а когда был сделан святителем, то, несмотря ни на преклонные годы, ни на трудности пути, неутомимо обходил города и селения и всех поучал вере и благочестивой жизни.

Святитель Тихон Воронежский, ревнуя о благочестии своей паствы, не убоялся с грозным словом обличения явиться среди бесчинствующей толпы: горячею речью он убедил целый город навсегда оставить неприличное христианам празднование в честь Ярилы и вообще значительно улучшил нравы жителей Воронежа и их поведение и в других случаях, например, на сырной неделе.

Св. Стефан Пермский, сын бедного дьячка г. Устюга, услышав о душевной темноте жителей пермской земли, – язычников, у которых и письменности никакой не имелось, сам, научившийся почти самоучкой, составляет азбуку и книги на их языке и отправляется один, с упованием на помощь Божию, к этим диким народам, населявшим отдаленные северо-восточные окраины России. Здесь один просвещает он целый край язычников, смело сокрушая их идолов и вместе с ними легковерную надежду на этих истуканов, дает им истинное понятие и о Боге, и о лучшей жизни земной, – о миролюбии с другими народами, о промышленности, и труде и пр.

3. Преподание советов и наставлений относительно духовно-нравственного состояния ближних.

Вот пример мудрой осторожности, с какой святые подавали душеполезные советы и вразумления ближним. Однажды в пустынном скиту было собрание по случаю падения одного брата. Отцы говорили; авва Пиор молчал. Потом он встал и вышел, взял сумку, наполнил ее песком и носил на плечах своих; насыпал также немного песку в корзину и носил перед собою. Отцы спросили его: «что бы это значило?». Он сказал: «эта сумка, в которой много песку, означает мои грехи; много их, но я оставил их позади себя, чтобы не болезновать и не плакать о них; а вот это – немногие грехи брата моего; они напереди у меня; я рассуждаю о них, и осуждаю брата, – а не должно бы так делать: лучше бы мне свои грехи носить напереди, скорбеть о них и просить Бога о помиловании меня». Отцы, выслушав такое наставление, встали и сказали: «вот истинный путь спасения!».

Не всегда можно сообщать истину в непосредственном ее виде; мудрость христианина дозволяет ему сообщать ее и в форме приточной. В жизни человека могут быть обстоятельства, когда косвенное, прикрашенное сообщение истины имеет свое значение, – именно, полагая путь и отворяя двери для явного, неприкровенного сообщения. Об этом свидетельствует нам Св. Писание. Здесь, например, мы можем вспомнить о пророке Нафане, который, желая указать царю Давиду на грехи его, прежде всего начал рассказывать притчу о богатом человеке, отнявшем у бедняка последнюю овцу, и только тогда, когда царь был подготовлен таким приступом, он перешел прямо к наступательному, знаменитому обличению «этот человек – ты!».

Никакие убеждения не могли обратить в недра своей веры некого вольнодумца. Но вот, он приходит к одному из своих друзей и, увидев у него глобус, украшенный звездами, спрашивает: «кто это так хорошо сделал?» – «Сам сделался!» отвечают ему. «Быть не может». – «Уверяю тебя!» – «Нет, это невозможно!» – «Как! Ужели невозможно, чтобы эта столь незначительна вещь устроилась сама собою, случайно, без руки мудрого художника, когда, по твоему суждению, и вся земля с ее разнообразными произведениями, и небеса, украшенные сонмами столь дивных светил, произошли по какому-то случаю? … – Вот самое естественное суждение разума. Но оно сделало то, чего не могли произвесть никакие другие убеждения, – привело заблудшего в лоно откровенной истины.

4. Молитва за ближнего.

Один юноша, – рассказывает святой Иоанн Милостивый, – был взят в плен. Родители скорбели об участи сына, – но чем и как они могли помочь ему? И вот они стали усердно молиться о нем Богу, и, наконец, долгое время ничего не слыша о пропавшем сыне и думая, что не убит ли он на войне, даже творили о нем поминовение. И что же, – в эти дни, когда его поминали, – как он сам впоследствии, по возвращении, рассказывал, – приходил к нему в темницу неизвестный славный муж, оковы чудесным образом спадали с его ног, и он целые эти дни оставался на свободе: такова сила молитвы.

5. Утешение печального.

Утешайте, увещевайте друг друга и созидайте каждый ближнего (1Сол.5:11); вразумляйте бесчинных (14). Это наставление апостола относится не к одним служителям веры, а вообще ко всем христианам, как членам единого тела Христова – церкви (1Кор.12:26). Тех, которые не почитают для себя обязанностью помышлять о душевном спасении других, св. Иоанн Златоуст так вразумляет: «как? овча твоего соседа пораженное лежит на пути, и ты не подымешь его, не скажешь о нем соседу? Менее ли стоит внимания душа твоего ближнего, когда бы ты увидел ее пораженною или заблудшею? Пламень объял дом твоего согражданина, и ты не можешь равнодушно смотреть на это бедствие; почему же нимало не трогает твоего сердца состояние другого, когда он в пламени страстей? И еще: если захотите, то больше нежели мы, другу друга исправить можете: вы больше друг с другом находитесь, больше, нежели мы, знаете друг друга.

6. Прощение обид.

«Побеждай благим злое», учит слово Божие, а зла злом победить нельзя. В самом деле, «если воздано за рану раною, говорит святитель Филарет, митрополит московский, то произойдет два раненых вместо одного; и след., зло удвоено, а не прекращено, потому что обиженный, нанеся рану обидчику, не излечил тем своей раны. Обида, нанесенная за обиду, не только не уничтожает зла сделанного, но и не останавливает хода зла или даже усиливает оное. В ком было довольна зла, чтобы начать обиду, в том, по всей вероятности, еще более найдется оного, чтобы отвечать на взаимную обиду. Таким образом должна произойти цепь обид; и так как каждый, воздающий за обиду, естественно будет стараться сделать соперника менее способным вредить, то всякая дальнейшая обида должна быть тяжелее и убийственнее предыдущей… И так отражает силою силу в настоящем случае значило бы делать брань большею, бесконечною, убийственною; и потому надобно делать напротив: благодетельствовать верующему против нас: аще алчет враг твой, ухлеби его; аще ли жаждет напой его: сие бо творя, углие огненное собираеши на главу его. Нельзя долго держать горящего угля на голове, чтобы не почувствовать жара, хотя бы кто был и самый нечувствительный человек; так и самый упорный из ненавидящих мира не долго останется бесчувственным, если будешь благотворить ему».

Приведем несколько рассказов для пояснения этой истины.

Св. Тихон задонский имел обыкновение утолять злобу своих безрассудных врагов, когда она особенно усиливалась, именно ухлеблением их, предложением им в виде подарка чело-либо съестного, например, чаю, сахару.

Мучитель св. Ианнуария, измышлявший всякого рода страдания для мученика вдруг сам ослеп. И что же? незлобивый Ианнуарий помолился о нем Богу и возвратил ему зрение. Вот как нужно по-христиански платить добром за зло. Припомним, что и в церкви поется: «простим вся воскресением», т. е. простим обиды всем по случаю праздника воскресения Христова.

«Если утоливший чашею воды жажду тленного тела ближнего своего не будет забыт перед Мздовоздаятелем Богом: кольми паче воспомянут будет во благоволении тот, кто помог бессмертной душе, во время ее духовной жажды, вкусить хотя каплю сладкой и живой воды молитвы и благодати», говорит Филарет, митр. Московский. «Если вы увидите слепца, стоящего на краю бездны, – пишет св. Иоанн Златоуст, – не поспешите ли вы предотвратить его от падения? Как же мы можем взирать на наших братьев, постоянно низвергающихся в бездну ада, и не подавать им руку помощи! Употребите все ваши усилия, приложите все ваши знания, все ваши заботы к наставлению и обращению заблудившихся. Я, говорит Господь, сотворил небо и землю, а тебе, о человек, Я дал такую же власть сделать землю небом. Я возжег светила, озаряя вашего ближнего светом истины. Вы не можете создать человека, но вы можете преобразить его и сделать его для Меня угодным и возлюбленным. Обративший хотя одну душу угождает Богу несравненно более, чем тот, кто раздал бы все свое имущество бедным.

«Проповедание истины другим больше молитвы, – говорил св. Григорий Двоеслов; обратить грешника на покаяние бо́льшее чудо, нежели воскресить мертвеца: воскрешенный опять умрет, а восставшая из греха душа – жива будет во веки. Смотри внимательно: Господь воскресил Лазаря из гроба, и о последующей его жизни нет сказания евангелия: воскресил Христос душу в Павле апостоле – и многи силы сотворил он учением своим.

Наконец, христианин не должен ослабевать в милосердии, побуждаясь тою великою пользою, которую приносит милостыня человеку.

Человек, подающий милостыню, расточает тленное, а приобретает нетленное; расточает земное, а получает небесное; расточает малое, приемлет неисчетное. На памятнике одного доброго человека значилась следующая надпись: «все, потраченное им на себя, – потеряно; все, накопленное для других, все розданное осталось с ним». Подающий милостыню подает нищему, а приемлет Христос. О чудное действие милостыни! Христа под рубищем она находит и все Содержащему благодетельствует! Ибо Искупитель наш, испив некогда чашу горьких страданий, и доселе еще страждет в Своих членах. Он, когда настанет день Его правосудия, скажет милосердным: взалкахся и дасте Ми ясти, возжадахся и напоисте Мя, странен бых и введосте Мене, наг и одеясте Мя: болен и посетисте Мене; в темнице бых и приидосте ко Мне (Мф. 25:36–40). И хотя перед целым светом они признаются, что никогда в таком состоянии не видели Его, но милосердный Спаситель объявит им, что сделанное ими благодеяние бедным Он присвояет Себе: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе.

Св. Иоанн Златоуст так рассуждает о пользе милостыни.

«Она не обувь нам дает, не одежду доставляет, не домы каменные созидает, но жизнь вечную приготовляет, из рук смерти исторгает, и в той, и в другой жизни прославляет, и созидает нам обители и вечные чертоги на небесах. Милосердие, – говорит далее св. Иоанн Златоуст, – созидает вечные домы на небесах, научает учеников своих избегать вечной смерти и дарит им сокровища неистощимые, которые не могут потерпеть вреда ни от воров, ни от моли, ни от тления, ни от времени. Если бы кто-нибудь научил тебя сберегать только хлеб, то чего бы ты не дал, чтобы научиться сохранять оный без вреда в продолжении нескольких лет? Но вот милостыня научает тебя безвредно сохранить не только хлеб, но и все: имущество, и душу, и тело … Она делает тебя сильнее философов и ораторов; ибо люди знаменитые по своей мудрости и красноречию имеют у себя многих завистников; а за тех, которые прославили себя милосердием, бесчисленное множество людей приносят молитвы. Те предстоят перед судом человеческим, защищают обидимых, а часто и обижающих; но милостыня стоит перед судом Христовым, и не только защищает, но и самого Судию преклоняет защищать подсудимого и произнести милостивый приговор на него … Великое дело милостыня! Милостыня есть царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей на самое небо, и лучшая защитница … Сила ее такова, что она умоляет даже за падших и согрешивших. Она разрешает узы, разгоняет мрак, погашает пламень, умерщвляет червя, избавляет от скрежета зубов … Велик полет у милостыни: она рассекает воздух, проходит луну, восходит выше лучей солнечных, достигает до самых небес. Но и там она не останавливается, напротив, проходит и небо, обтекает и сонм ангелов и лики архангелов, и все вышние Силы, и предстает самому престолу Царскому … Для нее беспрепятственно отверзаются врата небесные. Как у входящей царицы никто из стражей, приставленных к дверям, не смеет спрашивать, кто она и откуда, но все тотчас принимают ее; так точно бывает и с милостынею: она поистине есть царица, делающая людей подобными Богу. Будите убо, сказал Господь, милосерди, якоже Отец ваш небесный милосерд есть

Не забудем, наконец, что чрез милостыню, богатый и бедный, оба приносят друг другу пользу. Ерм, муж апостольский, в книге «Пастырь» говорит: «однажды, когда я, прогуливаясь по полю, увидал вяз и виноградную лозу и размышлял о плодах их, – пастырь (ангел, явившийся ему в виде пастыря) явился мне и сказал: «что ты думаешь об этой виноградной лозе и вязе?» – «Думаю, как они пригодны друг для друга». – «Видишь ли, говорит он, эту виноградную лозу и этот вяз?» – Я говорю: «вижу, господин». – «Эта виноградная лоза, – говорит он, имеет плод, а вяз – дерево бесплодное6 но эта виноградная лоза не может приносить обильного плода, если не будет опираться на вяз, ибо лежа на земле, она дает гнилой плод; но если виноградная лоза будет висеть на вязе, то даст плод и за себя и за вязь. Итак, видишь, что вязь дает плод не меньший, даже гораздо больший, нежели виноградная лоза, потому что виноградная лоза, будучи повешена на вязе, дает плод обильный и хороший, но, лежа на земле, дает плод плохой и малый. Это служит притчею для рабов Божиих, для бедного и для богатого». – Каким образом, – спрашиваю, – объясни мне. – «Слушай, говорит он: богатый имеет много сокровищ, но беден для Господа; развлекаемый своими богатствами, он очень мало молится Господу, и если имеет какую молитву, то слабую и не имеющую силы. Но когда подает бедному то, в чем нуждается, то бедный молит господа за богатого, а Бог подает богатому все блага, потому что бедный богат в молитве, и молитва его имеет великую силу пред господом. Богатый подает бедному, веруя, что ему внимает Господь, и охотно и без сомнения подает ему все, заботясь, чтобы у него не было в чем-нибудь недостатка; бедный благодарит Бога за богатого, дающему ему. Тот и другой делают дело. Так люди думают, что вяз не дает плода, – не знают они и не понимают того, что во время засухи вяз, имея в себе влагу, питает виноградную лозу, а виноградная лоза, имея постоянную влагу, дает двойной плод, и за себя, и за вяз. Так и бедные, моля Господа за богатых, бывают услышаны, и умножают богатства их; а богатые, помогая бедным, участвую в добром деле. Итак, кто поступает таким образом, не будет оставлен Господом, но будет вписан в книге жизни. Блаженны те, которые, имея богатства, чувствуют, что они обогащаются от Господа, ибо кто почувствует это, тот может делать нечто доброе.

* * *

Какие же свойства истинной благотворительности, истинного христианского милосердия?

Наша благотворительность должна быть прежде всего доброохотна, радушна, а не огорчительна, доброхотна бо дателя любит Бог (2Кор.4:7; Рим.12:8).

Мы не должны укорять тех, кому подаем милостыню. Не должны давать им чувствовать, что мы их благодетели и даем им от великодушия своего.

Бедность, говорят, не порок; но как часто и сколь многими, и сколь жестокими сопровождается она подозрениями! Думают, что бедность произошла или от нерасчетливости, или от других недостатков характера и скрывает их под этою ветхою и грязною одеждой, которая едва прикрывает наготу. Пусть так. Но пощадите злосчастную жертву бедности! Не бросайте в нее камня, когда она просит куска хлеба! Пусть даже бедность произошла от вины, и даже от большой вины самого несчастного: не будьте ему судьей, когда никто не давал вам права судить его. Пусть вы даже замечаете, что бедность располагает бедняка и к пороку: явите ему всю вашу сострадательность, спасите душу, влекомую в погибель скудостью телесною; согрейте ваше благотворение искреннею ласкою, и она, успокоив тело, успокоит и душу.

Помните, что в самой бедности дорога не столько милостыня, подаяние, вообще материальна помощь, сколько любовь, движущая дающую руку, – участие, сопровождающее подаяние. Это участие, сочувствие в благотворительности – тоже аромат в цветке. Подаяние и помощь, лишенные этого аромата, унижают принимающего милостыню, давая ему чувствовать его зависимость от подающего, оскорбляют чувство его человеческого достоинства, которое, кстати сказать, у людей, обиженных судьбой, бывает особенно сильно развито. Бедняк, конечно, принимает подаяние от всякого, но сердце его принадлежит только тому, кто умеет смешать свои слезы с его слезами или каким другим образом выразить ему свое участие. Таково свойство души человеческой, что она боится одиночества, и всего более тогда, когда страждет; страждущая душа ищет и принимает сочувствие с такою же жадностью, с какой жаждущая земля поглощает воду.

В настоящее время сознают, что частная милостыня, т.е. случайное пособие какому-либо одному лицу не всегда достигает цели, и стараются дополнить или заменить эту милостыню делами общественного благотворения, вроде постройки приютов, богаделен, рабочих домов и т.п. Правда, что частная милостыня не всегда достигает своей цели, т.е. не всегда попадает в руки действительно нуждающихся людей. Действительно нуждающиеся люди, – говорят, – начинают просить милостыню только тогда, когда они доведены бедностью до последней крайности. Потягивают руку в большинстве случаев люди бессовестные и ловкие. Таким образом, случайное раздаяние милостыни производит часто только вред, т.е. поддерживает и распространяет нищенство, – эту язву общества, это гнездо разврата и гнуснейших пороков, начиная с тунеядства, которое есть самый злокачественный вид праздности, так как в нем с праздностью соединяется неуважение к чужому труду, лесть, обман, бесстыдство, – и кончая грабежом и убийством. Благодаря частному раздаянию милостыни, нищенство сделалось ремеслом или промыслом, образовались целые цехи (общества) нищих, находящихся на отчете у хозяев.

Действительно, очень часто бывает, что среди людей, выпрашивающих милостыню, есть пьяницы, лентяи, грабители и вообще люди невысоко поведения. Но если мы не знаем, кто пред нами, – пьяница ли, который отнесет наши деньги в первую винную лавку или действительно нуждающийся человек, – мы не в праве отказать просящему у нас милостыню.

Знаете ли вы, что, подавая милостыню нищему, мы подаем ее самому Богу. В Ветхом Завете было сказано: кто милует нищего, тот взаим дает Богу (Притч. 19:16). Это же самое яснее и подробнее изложено в Новом Завете, когда Иисус Христос, в изображении последнего суда, припоминая праведным, как они в этой жизни алчущего Его накормили, жаждущего напоили, нагого одели, больного посетили, в темницу пришли к нему, – на возражение их, – когда они ему это сделали, ответствует им: поскольку вы все это сделали одному из сих братьев Моих меньших, Мне сие сделали (Мф. 25:40). Поэтому, все, что сделаем для бедных, все это дадим Самому Богу, всем этим одолжим Самого Бога.

Но это не значит, что тунеядцы имеют право пользоваться чужими трудами. Под нищим должен уразумеваться действительно бедный, убогий человек, а не тунеядец. Апостол Павел писал во втором послании к солунянанам (3:10–14): «мы слышали, – что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании, и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его». А несколько выше (10 ст.) апостол выражается с крайнею строгостью: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь».

Вообще милостыня наша должна быть благоразумна. «Смотри, – говорит блаженный Иероним в письме к павлину, – чтобы не расточать неразумно собственности Христа, т.е. чтобы при строгой неразборчивости, достояние бедных не раздавать небедным и, по словам благоразумного мужа (Циц. 1.2. De officiis), благотворительность не потеряла значения от щедрости».

Конечно, при частной благотворительности невозможно поставить как следует дело христианской взаимопомощи. Это уже начинают сознавать и частную благотворительность заменяют общественной. Но пока не обеспеченно положение всех действительных бедняков, мы не в праве отказаться от просьбы наших ближних о помощи, так как в числе просящих нашей помощи могут встретиться и действительно нуждающиеся люди. Екатерина Вторая сказала о правосудии: «я желаю, чтобы лучше были прощены десять виновных, нежели наказан один невиновный». Скажем и мы себе: «пусть лучше десять человек злоупотребят нашей милостыней, нежели погибнет один, от того, что мы не поддержали его в нужде».

В заключение мы должны напомнить всем милостынедавцам, что милостыня от хищения и любостяжания неприятна Богу. «О тех, – говорит св. Василий Великий, – которые делают неправду и намереваются приносить дары Богу, написано: жертва нечестивых мерзость Господеви (Притч.16:9). Поэтому, притча советует: чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды (3:9), – ибо, если намереваешься принести Богу что-нибудь из приобретенного неправдою и хищением: то лучше для тебя и приобретать такого имущества и не приносить из него. Да испытывает себя человек, и богатый пусть смотри на собственные доходы, из которых намеревается приносить дары Богу, не утеснял ли нищего, не делал ли насилия немощному, не покорыстовался ли чем от подчиненного ему, вместо справедливости употребив власть?» – «Милосердие, – говорит св. Златоуст, – соединенное с любостяжание, не есть милосердие. Корень терновника не производит елея, но производит его корень масленичного дерева; точно так и милосердия не рождает ни корень любостяжания, ни неправды, ни хищения … Уделяемое от любостяжания не имеет значения, хотя бы ты подавал и нуждающемуся. Истинная милостыня свободна от всякой неправды». – «Я убеждаю вас – обращать внимание не на то только, чтобы подавать, а и на то, чтобы это подаяние не было хищением у других, ибо единому молящуся, а другому проклинающу, коего глас услышит Владыка?» (Сир.34:24).

«Если мы, – говорит тот же св. отец церкви в другом месте, – теми же самыми руками одних будем обнажать, а других одевать, то хотя бы одевали и не тем, что похитили, и в этом случае не избежим наказания: иначе милостыня будет поводом ко всякому преступлению. Лучше не оказывать такое милосердие».


Источник: О христианском милосердии. - Москва : Синод. тип., 1906. - 46 с. (Общедоступная религиозно-нравственная библиотека).

Комментарии для сайта Cackle