Митрофан, епископ Смирнский

Изложение веры

Источник

Переведено покойным о. Протоиереем, Димитрием Вершинским, который нашел это изложение Веры в одной из Греческих рукописей, хранящихся в Парижской Императорской Библиотеке, под № DCCCLXXXVII. Изложение Веры Митрофана, Епископа Смирнского еще не издано, и не встречается в других ни Парижских ни Московских кодексах. При всей своей краткости, оно имеет немаловажное достоинство, уже по тому одному, что принадлежит писателю, которого песнопения Святой Троице Церковь доныне повторяет в воскресных службах (Троичные Каноны на Полунощнице). Сверх того оно послужит доказательством, что западные, напр. Le Quien in Oriente Christian. t. I. col. 743. напрасно Митрофана, недруга Константинопольского Патриарха Фотия, считают своим единомышленником – в учении о происхождении Святого Духа.

Верую во единого Бога, Иже над всеми и чрез всех (Ефес. 6, 6), Отца и Вседержителя, пресущественную и содержательную всего и изъятую из всего вину. И во единого Сына и Господа совечного и единосущного Отцу. Чрез Которого все получило преведение и переход из небытия в бытие. И во единого Духа Святого живоначального и равночестного Слову и Отцу, наитствующего всех достойных, и раздающего божественные и разнообразные дарования различно, по мере добродетели, присущей каждому. Утверждаю, что каждый из Них есть отдельная Ипостась, и имеет некие отличительные особенности, по которым один от другого является имеющим неслитное различие. Так Иже над всеми Бог и Отец имеет то особенное и некое Ему токмо свойственное отличие, что Он есть и именуется Отцем, и имеет ипостасное бытие отнюдь не от какой либо вины. Отличие Сына то, что Он токмо единородно родился от нерожденно и безначально сущего Отца, и имеет вину из самого первого и единого безвинного Света. Дух Святый имеет то отличие, что от Отца исходит, и посему не имеет в сем отношении ничего общего с Сыном или с Тем, от Кого изшел, а напротив, это особенно есть знамение Его собственной Ипостаси и отличие. Однако сими особенностями благочестно различая каждое (лице) умозримое вь Троице, и Богом истинным исповедуя, не три начала или богов разнородных злохулительно допускаем, да не будет! но единое всего начало и Бога единого, ради общности естества и ради согласия и соестественности мысли проповедуем.


Источник: Изложение Веры Митрофана, Епископа Смирнского. // «Духовная Беседа», еженедельно издаваемая при Санктпетербургской Духовной Семинарии. — СПб.: В типографии Королева и К°, 1859. — Том VII. — С. 343-344.

Комментарии для сайта Cackle