«Младостарцы», «лжечудотворцы» и «школы покаяния» — как они работают?
«В последнее время самое большое количество — пострадавшие от псевдоправославных сект и псевдостарчества», — заявил в Казани глава центра религиоведческих исследований и главный специалист РПЦ по сектам Александр Дворкин. Во вторник он выступил на научно-богословской конференции с говорящим названием — «Духовничество и псевдостарчество». По словам эксперта, ситуация с сектами выглядит даже хуже, чем 20 лет назад. Во время своего доклада он перечислил множество ярких примеров: как современные «чудотворцы» зарабатывают на YouTube, какие не прописанные в христианстве запреты вводят для своей паствы, кто торгует «личными беседами в составе организованных групп», а главное, что со всем этим предлагает делать РПЦ. Об этом и не только — в материале «БИЗНЕС Online».
«Трудно найти регион, где бы не было своей псевдоправославной секты»
Русская православная церковь крайне встревожена набирающим обороты так называемым лжедуховничеством. Выражаясь простым языком, это ситуации, когда действующие священники или нерукоположенные вовсе начинают проповедовать отличные от православной традиции духовные практики.
«За последний год целый ряд епархий испытал на себе появление лжедуховнических практик. Не секрет, что многие из этих проблем затронули и епархии Татарстанской митрополии», — поделился с корреспондентом «БИЗНЕС Online» руководитель синодального миссионерского отдела епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев). Ключевыми спикерами вместе с ним были епископы Чистопольский и Нижнекамский Пахомий, Альметьевский и Бугульминский Мефодий.
«Сам факт того, что мы проводим эту конференцию в Татарстане, не означает, что здесь какая-то ужасная ситуация. Нет, конечно, — отметил глава синодального миссионерского отдела. — Просто здесь очень благоприятные условия (наличие высшей духовной школы и глубоких, еще дореволюционных традиций сектоведения — прим. ред.) для проведения подобных мероприятий».
Но главным спикером стал президент центра религиоведческих исследований им. святого Иринея Лионского Александр Дворкин — возможно, главный «сектовед» РПЦ. Его центр уже несколько десятков лет занимается изучением различных сект, а также помогает их жертвам. «В последнее время самое большое количество пострадавших, обращающихся к нам, — это пострадавшие от псевдоправославных сект и псевдостарчества. Их число сопоставимо с пострадавшими от разного рода инфоцыган или психокультов личностного роста, коучингов и так далее», — заявил Дворкин.
По его словам, еще лет 20 назад пострадавших от сект было меньше. Насколько — непонятно, ни одной точной цифры озвучено не было. Но конкретных и пофамильных примеров было предостаточно.
Среди озвученных Дворкиным: секта Симона Ширяева из Ивановской области, распространившаяся на несколько регионов страны; поклонники лжестарца Алексия Пензенского; движение «православной целительницы» Надежды Антоненко, лечившей от рака водопроводной водой с помощью молитв; бывший игумен Евмений (Перистый), ездящий в основном по Индокитаю с разными духовными семинарами; известные пензенские «закопанцы», прославившиеся тем, что «зарылись» под землю и ждали там конца света; изобретатель своей церкви, некогда успешный бизнесмен Герман Стерлигов, очень активный в интернете; там же отметился самопровозглашенный пророк Игнатий Лапкин из Алтайского края; бывший священник Сергей Журавлев, еще один организатор «сетевой церкви», где он по интернету крестит, исповедует и причащает. «Трудно найти регион, где бы не было своей псевдоправославной секты», — отметил Дворкин.
Все это примеры только так называемого младостарчества — люди, которые, рассказал Дворкин, мнят себя духовными лидерами, но делают это хотя бы за пределами Церкви. Большинство из них уже в прошлом. Сейчас же актуальна проблема старцев, которые создают свои секты уже внутри РПЦ.
«Под старцами видят любых добрых волшебников с длинной и седой бородой»
А что это вообще такое — старчество? Термин исключительно монастырский. Так называют особо просветленных духовно, умудренных жизненным опытом монахов. Это реальный институт, существующий в православных монастырях испокон веков. Это духовники монастырей, к которым идут за советом сами монахи. Но иногда так происходит, что о них распространяют разные слухи и к ним начинают ходить на поклон за советом и миряне. В РПЦ это называется «старческим служением».
Истинных старцев очень мало — большинство из них на слуху из истории церкви. Но, по словам Дворкина, не все миряне это понимают и часто «под старцами видят любых неких добрых волшебников с длинной и седой бородой». А те, бывает, рады этим воспользоваться: где-то просто случайно, в силу возраста, а где-то специально — от желания стать людям авторитетом и пользоваться этим. В век интернета возможности пиара таких псевдостарцев увеличиваются в разы.
Подогревает интерес также и литература о старцах, которую без устали издает, отметил Дворкин, «вечно заштатный протоиерей Торик (заштатный клирик Московской епархии — прим. ред.)». «Он очень большой патриот, поэтому любит родину из далекой Португалии», — отметил сектовед. За плечами у данного священника десятки книг, в которых тот рассказывает о разного рода чудесах. «Люди это читают и начинают сами искать таких чудотворцев», — объяснил Дворкин.
Зачастили в Россию, по его словам, также и иностранные псевдостарцы. Например, известно в РПЦ о деятельности архимандрита Дионисия (Каламбокаса), который «массу народу туда утащил, особенно специализировался на бабушках, квартиры которых переписывал на себя». По словам Дворкина, «в России так принято»: стоит приехать иностранцу с длинной седой бородой, который чудно́ себя ведет, — значит, считают многие, у него много чудотворных способностей. Но это не совсем так работает, подчеркивает спикер.
«В каждой епархии есть такие. Предлагаемые ими услуги чрезвычайно востребованы»
Другой пример, который привел Дворкин, — Сергей Масленников из Екатеринбурга, которого запретил в служении митрополит Кирилл. Масленников создал некую «школу покаяния», утверждая, что люди должны обращаться за тем самым покаянием сначала к нему, прежде чем идти к священнику. По крайней мере, так объясняет его философию Дворкин. Масленников активно пишет книги — одну из них сектовед продемонстрировал участникам конференции.
Книга целиком состоит из списка грехов. Т. е. ее нужно читать, ставить галочку в том месте, где виноват, а потом отмечать те места, где исправился. Проблема в том, что там запрещается абсолютно все. «Судя по тому, что я видел, Масленников проповедует очень странную религию: что-то такое унылое, серое и безрадостное», — отметил Дворкин. Он зачитал конкретные примеры самых смертных, по версии Масленникова, грехов: получать удовольствие от еды, смеяться, наслаждаться вкусом напитков, мыться в бане для удовольствия, ходить на пляж, получать удовольствие от театрального спектакля или фильма, болеть за спортивную команду. И это не все: список длинный. Т. е., «по религии Масленникова», человеку ничего нельзя. Хотя в истинном православии, подчеркнул Дворкин, все совсем не так.
Другой пример — иеромонах Макарий Бесогон (Соболев). Это известный в интернете деятель, который в своей автобиографии рассказывает о том, что он «дважды затворник — в 2014 и 2022 годах (хотя в православии затворничество считается пожизненным — прим. ред.)», писатель, чудотворец, экзорцист, причем «единственный во всем мировом православии лицензированный». Свои приемы ведет этот затворник, отметил Дворкин, в интернете.
«Предлагаемые ими услуги чрезвычайно востребованы. Чем более болезненные и унизительные предлагаются ритуалы, тем эффективнее они действуют», — отметил эксперт. Найти подобных «псевдостарцев» сегодня нетрудно — стоит только погуглить. Каждый такой старец имеет свою специализацию: кто-то отчиткой занимается, кто-то решает жилищные проблемы, а игумен Петр (Прозорливый) из села Лукино лечит людей посохом, буквально — ударяя им по больным частям тела, продолжал перечисление сектовед.
Цель у всех прозаичная — заработок денег, уверен Дворкин. Например, рассказывал он, иеромонах Владимир (Гусев) из православного центра «Покров» прямо на сайте пишет о предоплате за посещение его центра паломниками. При полной оплате всем гарантируется: выявление духовных заболеваний, чин отречения от оккультизма, молебны об изгнании нечистых духов и «личная беседа с иеромонахом Владимиром в составе организованных групп». Чем больше платишь — тем качественнее предоставляются духовные услуги. На этом в свое время «поднялся», отметил Дворкин, «бог Кузя» (Андрей Попов), ныне осужденный за свою антирелигиозную деятельность.
Еще один любопытный кейс находится в паре сотен метров от Красной площади в Москве, там есть один офис, где принимают записочки, которые обещают отвезти на Афон. Само собой, никаких гарантий. Но, по его словам, юридически к этой «конторе» не подкопаться.
Псевдостарцы при этом частично делятся огромными пожертвованиями с епархиями, на территории которых они находятся и ведут свою деятельность. А поскольку некоторые епархии небогаты, то местные епископы, по словам Дворкина, часто закрывают глаза на такую подрывную деятельность. Если вовремя не пресечь — такой псевдостарец начнет наводить свои порядки в епархии и пытаться командовать епископом. А потом скупит землю и возведет частный храм, скит или монастырь. С подобным сталкивался уже митрополит Казанский Кирилл в Екатеринбурге. Речь о бывшем схиигумене Сергии (он же Николай Романов), который также проводил сеансы экзорцизма. Сейчас он находится под следствием.
Прецедент из Татарстана
По иронии судьбы, но с переездом в Татарстан митрополиту Кириллу достался в наследство еще один псевдостарец. Таковым Дворкин назвал запрещенного пять лет назад в служении Владимира Головина. «Романов пошел на раскол. А в случае с Головиным раскол пока скрытый, хотя уже выходит на поверхность», — отметил сектовед. Он один из тех, кто ранее «разрабатывал» дело Головина в РПЦ. На конференции он посвятил этому делу, казалось, отдельный доклад.
Головин — известный священник из Болгара. Прославился тем, что ввел такое понятие, как «молитва по соглашению». В идеальном православном понимании это когда ты кого-то просишь помолиться вместе с тобой за кого-то. Головин пошел дальше: он, по словам Дворкина, пропагандирует идею: чем больше людей одновременно молится вместе с тобой за что-то — тем больше шансов, что Бог услышит твои просьбы. Одна проблема — все эти молитвы платные, дистанционные. Приписывали Головину и сеансы экзорцизма, и неподобающие проповеди на неэтичные темы.
Потом митрополит Феофан добился того, чтобы этого священника запретили в служении. Но, вопреки всему, сегодня он продолжает жить и работать в Болгаре. Также ведет исправно свой YouTube-канал, сайт и даже начал возить паломников по казанским храмам. Все батюшки о нем знают, в епархии о его деятельности знают, но решительных действий, как это было в Екатеринбурге, не принимается, сетовал Дворкин. Хотя откровенно в случае с Головиным и уровень дерзости поменьше — он старается сильно не отсвечивать, просто набирает свои десятки тысяч просмотров.
Что со всем этим делать?
Как со всем этим предлагает бороться РПЦ? Как отметил епископ Евфимий, ставку надо делать на развитие духовного образования: тщательнее готовить священников к правильной пастырской службе, а мирян — миссионерски просвещать. Почему многие слепо верят псевдостарцам? От незнания основ православия, которые не преподаются в школах. Это как с телефонными мошенниками: следуя манипулятивным практикам, люди слепо переводят миллионы на карты злодеев. Кстати, это касается и священников — по словам владыки Евфимия, тем тоже звонят мошенники и разводят на деньги под предлогом покупки подарка для патриарха или иных епархиальных нужд.
В конечном итоге глава миссионерского отдела предложил несколько путей. Первое — усовершенствовать институт старчества. Например, в Румынской православной церкви старцем может стать только рукоположенный архиереем монах, причем еще и специальным обрядом. Второе — нужно знать и изучать своего врага в лицо. Поэтому было бы неплохо усилить внимание к темам лжепастырства среди обучающихся семинаристов. Как раз задачка для нового ректора КазПДС иерея Никиты Кузнецова.
Третье — надо развивать институт миссионеров-апологетов, которые бы профильно разбирались в параправославии, неоязычестве, неопротестантизме, церковных расколах и т. д. и могли достойно, объективно и аргументированно отвечать в религиозных диспутах. С этой целью, поделился владыка Евфимий, в Московской патриархии уже работают над совершенствованием системы миссионерского образования.
Но и в регионах не следует отставать от этого. Например, напомнил епископ Евфимий, в 2007 году РПЦ учредила концепцию миссионерской деятельности. В рамках нее планировалось создать епархиальные миссионерские центры, одной из задач которых было противодействие сектантской угрозе. К сожалению, таких центров недостаточно — их число сегодня можно пересчитать по пальцам одной руки. «Убежден, что с учетом сложившейся в Татарстане обстановки такой центр должен быть создан и Татарстанской митрополией. Тем более что для этого есть все необходимые предпосылки», — отметил владыка Евфимий, пообещав, что если в республике создадут такой центр, то Москва поможет методологически его настроить.
Автор: Максим Кирилов
Источник: БИЗНЕС Online
Комментировать