От миссии к катехизации <br><span class=bg_bpub_book_author>Наталия Владимировна Пономарева</span>

От миссии к катехизации
Наталия Владимировна Пономарева


Какой хотелось бы видеть катехизацию сегодня? Почему именно такой?

«Жатвы много, а делателей мало». Так было, так есть и сейчас. Какова же сейчас жатва? Каковыми должны быть делатели? Хотелось бы попробовать ответить на эти вопросы, исходя из некоторого опыта катехизации, который по плодам можно оценить как положительный.

Начнем с того, что современный человек испытывает трудности особого рода при попытке самостоятельного воцерковления. Эти трудности связаны, во-первых, с теми извилистыми путями, которыми он выходит из материалистического и языческого мировоззрений. Во-вторых, с сегодняшней ситуацией в церковной жизни, в которой в силу естественных причин нет определенного места для уже верующих, но еще не церковных людей. Эти причины заключаются в том, что устроенная жизнь церковной общины ранее не подразумевала наличие в пределах ее действия объектов для постоянной миссионерской и катехизаторской деятельности. Все были крещены, жили в церковных семьях, какие бы оговорки не приходилось об этом делать. Миссионерская деятельность была направлена вовне, на каких-нибудь алеутов, была внешним делом всего прихода и заключалась обычно в пожертвованиях. Сейчас ситуация резко изменилась.

Приход (те, кто приходит в разное время в конкретный храм) состоит из очень разных по своему духовному состоянию людей. Это постоянные члены храмовой общины, в основном знакомые между собой и занятые всеми общественными служениями, организованными в этом храме. Это постоянные прихожане, которые участвуют только в молитвенной жизни прихода, это и те, кто заходит в храм по праздникам, чтобы поставить свечи, и те, кто ходит на Пасху освящать куличи и яйца, а на Богоявление за водой, и даже те, кто просто изредка заходит в храм поглядеть, прогуливаясь мимо.

В храме же все рассчитано на человека, живущего церковной жизнью. Даже чтение Евангелия и проповедь, которые, как некоторые полагают, являются именно миссионерскими элементами богослужения, сегодня выступают скорее учительным моментом для членов прихода. Тот, кто пытается самостоятельно воцерковиться, вынужден проходить тяжелый путь проникновения в поначалу трудно доступную ему реальность. Только единицы, обладающие одновременно и живым умом и сильным характером, пробиваются сами к реальной таинственной жизни в Церкви. Часть людей по послушанию усваивают внешнюю сторону поведения в церкви, и на какое-то время в таком состоянии находятся. Через некоторое время это перестает их удовлетворять, и они уходят из храма. Другая часть уходит сразу после нескольких первых попыток что-то понять.

Перед активной частью прихода должна стоять задача воцерковления своих неактивных прихожан, а также и тех, «кто жаждет веры, но о ней не просит». Именно эту задачу призвана решать катехизация при храме. Какой же в таком случае она должна быть?

Она должна содержать три основных этапа. Дадим принципиальное описание каждого этапа и отметим его особенности. Формы же могут быть свободными, такими, какими их изберет каждый делатель на ниве катехизации.

Итак, на первом этапе должна быть собрана группа. Казалось бы, что этот этап можно и опустить, не уделять ему особого внимания. Ведь часто достаточно повесить объявление, а так же организовать «принудительную» катехизацию людей, желающих принять крещение. Но, исходя из выше определенной задачи катехизации, этого не достаточно.

На этом этапе все, кто решил посвятить себя такому служению, должны заняться прямой миссионерской деятельностью среди своих невоцерковленных прихожан. Формы здесь могут быть различными. Например, выход с книгами. Это можно делать во время освящения куличей в Великую субботу, или в то время, когда раздают Богоявленскую воду. В другие праздничные дни можно просто выносить стол с книгами за пределы храмовой ограды. Книги должны быть тематически подобраны, рассчитаны именно на невоцерковленного человека. Целью такого выхода должна стать не столько продажа, сколько именно «улавливание» тех, кому нужна церковь, как дом Божий. Продавая книги, приходится разговаривать с людьми, отвечать на какие-то вопросы. Тут и можно пригласить их в храм в определенный день для того, чтобы обсудить важные для них проблемы более подробно.

Другой формой миссионерства может быть организация лекций, бесед, концертов в близлежащих школах, училищах и на предприятиях. После таких встреч можно также приглашать желающих в храм для изучения основ Православной веры.

Надо отметить следующие моменты первого этапа. Опыт таких выходов показывает, что люди готовы обсуждать на улице важные для себя проблемы, но не могут просто прийти в храм и почитать книги, в которых есть ответы почти на все их вопросы. Почему так происходит? Выясняется очень важный момент: для того, чтобы в человеке встрепенулось его духовное начало, он ощутил бы духовную жажду, необходимо благовестие, благая весть, переданная от сердца к сердцу, из уст в уста… Соприкосновение с чьим-то живым опытом, с реальностью жизни в Церкви.

Другим важным моментом является то, что человек, у которого духовные потребности проснулись в результате жизненных коллизий, не имеет возможности поговорить с кем-то в храме или при храме. (Если он не имеет человека, кто мог бы его хоть как-то «втиснуть» в рамки налаженной церковной жизни прихода.) Все это говорит о том, что первый этап должен быть миссионерским. Здесь требуется от катехизатора умение «выходить на встречу людям», умение свидетельствовать о Христе и «давать отчет в своем уповании».

При этом совершенно необходимо понимать, какого рода Благую Весть должен нести катехизатор современному человеку. Конечно же это весть о Христе, о том, что приблизилось Царство Небесное и Спасении, — но все эти слова, органичные и понятные для церковного человека, будут почти совсем непонятны внешнему слушателю… Тогда надо вспоминать о том, что в Евангелии есть много синонимов этим понятиям. Например, Бог есть Любовь, а Христос говорит о себе, что Он есть Путь, Истина и Жизнь… Царство Небесное внутрь нас есть… Все это миссионер должен пропустить через свой собственный духовный опыт, чтобы иметь возможность говорить о вечных Евангельских истинах словами, близкими и глубоко понятными далеким от Церкви слушателям.

Итак, что же происходило далее? Обычно мы приходили в храм к назначенному сроку и ждали. Через одну – две недели набирался народ – человек 6-7. Эти люди потом ходили на встречи более или менее постоянно. Были и такие, кто пришел, случайно узнав в храме о существовании таких встреч. Мы сидели в храме за столом (это был боковой придел, еще не восстановленный) и сначала просто обсуждали в самом общем виде насущные вопросы разного характера. Это и общая структура Библии, и отличие Православия от других конфессий, и соотношение Христианства с нехристианскими религиями и сектами, и вопросы христианского благочестия. Этому были посвящены несколько первых встреч.

В качестве основных моментов здесь можно отметить следующее.

Обязательно надо отличать пастырские вопросы от катехизаторских и понемногу приучать людей к сознанию необходимости церковного общения, в том числе и общения со священником (чего надо сказать некоторые люди боятся и не приемлют на первых порах).

На вопросы должны даваться достаточно простые ответы, никак не затрагивающие догматических формулировок, поскольку догматическое учение Церкви, которое сформулировано в Символе веры, изучается на последнем этапе катехизации, когда слушатели уже достаточно глубоко знакомы с Евангелием. Если вопрос все-таки требует углубления в догматику, то его лучше не обсуждать вовсе, предложив оставить его на последующие встречи. Этот момент настолько же принципиален, насколько принципиально нельзя рассказывать маленькому ребенку все подробности продолжения человеческого рода. Обычно начинающие свое воцерковление люди не столь начитаны в вопросах канонических и догматических. Поэтому важно понять, что стоит за упорством в выяснении того или иного канонического или догматического вопроса, перевести этот вопрос в нравственную или историческую плоскость.

Приведу пример. Девушки часто остро переживают необходимость быть в церкви в юбке и платке. Чаще всего за этим стоит неосознанное сопротивление насилию, которому они, по их мнению, подвергнутся в Церкви. Их душа, которая по природе христианка, ощущает, что ей дарована Богом абсолютная свобода, на которую никто не вправе посягать. Конечно, их надо именно в этом утверждать, в том, что они останутся свободными в своем выборе, так как этот выбор им даровал Господь. Только надо разобраться подробнее, между чем и чем надо выбирать. Обычно вслед за этим и возникает желание разобраться. Опыт показывает, что если на первом этапе оставить за девушкой полную свободу выбора, то на последующих она этот выбор сделает в пользу церковной традиции. Вообще на этапе первоначального вхождения человека в Церковь основной должна быть проповедь свободы в Боге, какой бы опасной она не казалась. Без полного ощущения свободного и сознательного выбора христианин не состоится.

Хочется отметить также, что такие встречи должны обязательно проводиться если не в церкви, то в церковной ограде, поскольку многие люди настороженно относятся к разного рода нетрадиционным церковным формам общения, а кто-то просто боится «угодить к баптистам». Как раз здесь и можно раздавать литературу по обсуждающимся темам, причем желательно “из рук в руки, глаза в глаза”.

Поскольку при разговоре на общие темы неизбежно приходится ссылаться на Евангелие, естественным продолжением становится совместное чтение Евангелия. Это плодотворная почва для разговора на многие темы, и, конечно, изъяснение самих евангельских текстов. Слава Богу, сейчас издано много различных толкований. Читать можно совместно, небольшими отрывками, или договариваться прочитывать дома определенные главы или притчи. Мы начинали с Евангелия от Марка, как самого короткого; думаю, можно читать и от Луки, и от Матфея, а можно и в вперемешку. Важной является возможность совместного обсуждения интересующих вопросов. Надо сказать, что такие чтения могут, на мой взгляд, продолжаться довольно долго, ведь на определенном этапе это является формой духовной жизни такой группы людей. Именно поэтому здесь есть возможность понемногу рассказывать о сути вечерних и утренних Богослужений и постепенно начинать посещать их. Что касается таинственной жизни людей, приходящих на катехизационные встречи, то обычно лишь немногие из них имеют опыт исповеди и причастия. Если они восстанавливают постепенно свою жизнь в церкви – это уже результат. Остальные же, те, кто даже не крещен, постепенно проникаются сознанием ответственности за выбранный путь.

Форма бесед по тексту Евангелия предполагает некоторый опыт самоумаления катехизатора. И прежде всего пред Самим Христом, который посреди нас по слову Его. (Матф.18:20) Важно на этом этапе не столько рассказать все, что знаешь, сколько дать возможность высказаться самим катехуменам, уповая на то, что именно Сам Господь наставляет собравшихся Духом Своим Святым. (Ин.15:26, 16:13). Здесь надо лишь следить, чтобы такую возможность имел каждый желающий. Катехизатор же должен завершить обсуждение, выделив основные моменты из сказанного и добавив мнение церкви. На этом этапе катехизатору лучше как можно меньше высказывать своих собственных соображений и богословских мнений, хотя они могут быть и обоснованы. Меньше должно быть и разномыслия. Необходимо помнить о духовном молоке, о котором говорил ап. Павел. Но не следует об этом говорить слушателям, т.к. среди них часто попадаются интеллектуалы, которые на первом этапе не могут признать себя младенцами во Христе.

Заканчивать такие встречи естественно изложением основных тем катехизиса в соответствии с Символом Веры. Но в принципе при наличии времени и желания такие встречи могут и продолжаться, поскольку между людьми постепенно завязываются неформальные связи, которые затем помогают прожить в наше трудное время в этом мире. (Обычно между женщинами налаживается обмен детскими вещами, кто-то увозит в паломнические поездки записки, обмениваются книгами и т.п.) Часто люди из таких групп становятся активными членами прихода. Можно продолжать совместное чтение Евангелий и посланий. Мне кажется, такие катехизационные встречи должны происходить при храме постоянно. Результат – постепенное воцерковление пришедших на них людей.

Исходя из всего выше сказанного, вырисовывается следующий план.

  1. Первые встречи 1-4: ответы на вопросы общего характера с привязкой к текстам Евангелий.
  2. Чтение Евангелия от Марка (например), обсуждения, толкования (по известным толкованиям).
  3. Обсуждение богослужений вечерни и утрени, посещения их.
  4. Основные катехизические темы в соответствии с Символом Веры.
  5. Обсуждение литургического богослужения, таинств исповеди, причастия. Посещения готовящимися ко крещению литургии оглашаемых.
  6. Таинство крещения.

Еще несколько соображений о катехизаторах, катехизации и катехизаторском труде.

Для того, чтобы вся подобная деятельность увенчалась успехом, т.е. чтобы люди, пришедшие со смутными ощущениями “существования чего-то более важного и высокого” стали людьми по-настоящему церковными, катехизатору совершенно необходимо понимать следующее.

Приходящие люди различаются по духовному возрасту, духовным потребностям и духовным способностям. К тому же, они все заведомо сильно отличаются по всем этим параметрам от люда церковного и обычно не отдают себе в этом отчета. Поэтому очень важно при ответах на все вопросы понимать разницу между духовным молоком и твердой пищей, т.е. учитывать, что до времени многое из требований как евангельских, так и церковно-канонических человек не может вместить (как было и с апостолами, например в отношении вопросов брака, см. Матф. 19:10). Мне кажется, что катехизатор не должен возлагать на своих подопечных «бремена неудобоносимые», чтобы тем самым не провоцировать только внешнего подражательного поведения. Где Дух Господень – там свобода, и только свободно и осмысленно человек должен сделать свой выбор в пользу Бога и Его Церкви, тогда потом он не будет роптать на “бессмысленные и непосильные требования”. Жить и действовать по доверию и по послушанию человеку потом еще все равно придется. По-настоящему самостоятельные духовные поступки мы научаемся совершать очень нескоро. Но на этапе катехизации торопить и принуждать исполнять непонятное, по-моему, нельзя. То же самое можно сказать и в отношении глубины рассмотрения догматических вопросов.

Очень важно отметить, что катехизация – это общее дело всех, кто на ней присутствует, и это означает следующее: если катехизатор и является лидером в такой группе (говоря психологическим языком), то лидером неформальным. С одной стороны, он – представитель Церкви для своих подопечных, но он и один из них, идущих, – пусть и проходит он этот путь не в первый раз.

На мой взгляд, харизма катехизатора заключается в умении и желании снова и снова искать и находить вместе со своими подопечными Путь, Истину и Жизнь. Катехизатор не может быть авторитарным, и должен уметь (без ущерба для своей веры) вновь и вновь задаваться вопросами о вере, вместе с подопечными отыскивая верные ответы на вечные вопросы. Если сравнивать с государственной системой образования, то катехизатор – это воспитатель детского сада. Не у всех есть желание и способности возиться именно с малышами, ведь есть и учителя школ, и преподаватели ВУЗов, а есть и просто ученые, прекрасно справляющиеся с индивидуальной научной деятельностью. Катехизатор же – это призвание работать именно с духовными младенцами, и важно помнить о специфике этого призвания.

Комментировать