Судьбы архиереев-новомучеников ХХ века - 2 ноября.

Не совсем обычные судьбы у поминаемых нами сегодня епископов. Один из них упоминается с двумя вариантами фамилии, был дважды приговорен к расстрелу, в первый раз приговор отменили. Канонизирован, но затем исключён из церковного календаря. Другой известен под двумя именами, арестовывался и при Сталине (неизвестно точно, сколько раз), и при Хрущёве. То ли страдал винопитием, то ли вёл аскетический образ жизни. Итак:
2 ноября 1937 года Герман (Коккель)
2 ноября 1969 года Иннокентий (Сперанский)

Григорий Афанасьевич Коккель (или Кокель) родился в 1883 году, в бедной чувашской крестьянской семье. Родители умерли рано, оставив четырёх малолетних детей. Получил образование в Симбирской чувашской учительской школе, работал учителем, затем вступил в духовное сословие и был принят на миссионерские курсы при Казанской Духовной Академии. (Известен также его брат, Алексей Кокель, выдающийся чувашский художник, ученик Репина. Это к вопросу о Российской империи - "тюрьме народов" и невозможности в ней получить образование "кухаркиным детям".)
С 1909 года - священник. Служит, проповедует, ведёт просветительскую и миссионерскую деятельность, распространяет книги на чувашском языке, в первую очередь Евангелие. До 1917 года.
"В конце 1917 года был арестован по доносу местного псаломщика и приговорен к расстрелу. Освобожден на пути к месту казни в селе Мураты (ныне Комсомольский Чувашской Республики) стараниями жены Ирины, собравшей у селян подписи под воззванием о невиновности о. Григория и представившей их властям.
Зимой 1918 года у о.Григория от болезни умерли трое детей, а 25 июля 1920 года и матушка Ирина. Оставшись один с тремя малолетними детьми (Александрой, Аркадием, Софией), младшей из которых было 3(5?) года, о. Григорий устроил их в детский дом в Петрограде." (ПЭ Древо)
В 1924 году окончил Богословский институт в Петрограде и уехал в Казань, где в августе принял монашество с именем Герман. В декабре Патриарх Тихон рукоположил его во епископа Ибресинского, викария Ульяновской епархии. Трудиться пришлось много: "17 декабря прибыл в поселок Ибреси. Он последовательно посещал все приходы, увещевая священников вернуться в Патриаршую Церковь. Епископ Герман посылал многочисленные послания на русском и чувашском языках. Владыка, как придется, где на лошади, где пешком, обошел всю Чувашию, все церкви, вразумляя падших священников и возвращая их в Православие. По 40-50 км за день проходил пешком православный епископ из прихода в приход, и в дождь, и в слякоть, и в пургу по колено в снегу... В течение нескольких месяцев большая часть православных Чувашии отошла от обновленцев. Обновленческий архиепископ Чебоксарский Тимофей (Зайков) написал на епископа Германа донос в ГПУ, в котором призвал принять решительные меры против его "контрреволюционной деятельности". В селе Хормалы (ныне Ибрессинского района Чувашии) епископ Герман был избит обновленцами и еле спасся от смерти. Владыка был очень деятельным и энергичным: он и историк, и этнограф, биолог и музыкант. Открывал монастыри, занимался просвещением чувашского народа, переводил и издавал книги сам. Сохранились в архивах много писем, отчеты, воззвания к народу, чувашские песни, собранные им на миссионерских курсах."
Не удивительно, что уже в августе 1925 года епископ Герман был арестован, выслан сначала в Алатырь, затем в Ульяновск, этапирован в тюрьму Чебоксар и освобождён под подписку лишь в конце ноября. В июне 1926 года выслан на 3 года за пределы Чувашской АССР.
Далее служил на различных епархиях в местах ссылки. В 1932 году арестовывался в Бийске. В 1933-м арестован в Хабаровске, обвинялся в руководстве "контрреволюционной церковно-монархической организацией". Был приговорен к 10 годам заключения и отправлен в Бамлаг. "В лагере не скрывал веры в Бога, молился, постился, обсуждал с близкими ему по духу соузниками-священниками духовные и церковные вопросы. За ним была установлена слежка, прикреплен осведомитель. На основании доносов о "контрреволюционной агитации" 17 октября 1937 года Особой тройкой УНКВД по Дальневосточному краю приговорен к расстрелу. Расстрелян 2 ноября 1937 года в 2 ч. 30 мин. в Бамлаге."
По представлению Чебоксарской епархии Определением Священного Синода от 17 июля 2001 г. включён в Собор Новомучеников и Исповедников Российских. Имя епископа Германа было исключено из общецерковного календаря на 2013 год.
Возможная причина указана в материале Священномученик Герман (Кокель):
"Во время своего пребывания в Москве епископ не раз вызывался в ОГПУ на беседы, заканчивавшиеся предложением сотрудничества. Беседы велись в благожелательной манере, что могло быть истолковано, что ОГПУ не прочь помочь в чем-либо Церкви. И епископ согласился на предложение ОГПУ о негласном сотрудничестве."
Было ли реально это сотрудничество? В обвинительном заключении на епископа Германа говорилось: "Являясь секретным сотрудником ОГПУ, он, несмотря на неоднократные ему предложения о прекращении активных действий против обновленцев, этого не выполнял. Кроме того, умышленно расконспирировал себя среди духовенства." О прочем ведомо Господу.

Иван Никанорович Сперанский родился в самом конце 1885 года в Новгородской губернии, в семье священника.
Зная это, мы уже можем угадать дальнейший его путь: Старорусское духовное училище, Новгородская духовная семинария, Санкт-Петербургская духовная академия. Хотел затем поступать в университет, но был вынужден пойти служить по духовно-учебному ведомству, как обучавшийся на казённый счёт. Был псаломщиком, проповедовал, стал делегатом Поместного Собора от Новгородской епархии. В конце 1918 года вступил в Иверский монастырь в г. Валдай. В 1919-м пострижен в монашество с именем Иоанникий (однако уже епископом порой упоминается как Иннокентий), рукоположен в иеромонаха, в 1920-м назначен епархиальным миссионером-проповедником.
Энергично боролся против обновленчества, в связи с чем в 1922-м и 1923-м арестовывался.
27 мая 1923 г. тайно рукоположен во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Тайная хиротония была признана законной патриархом Тихоном, который назначил его также временно управляющим Новгородской епархией. Через два месяца вновь арестован и на два года сослан в Нарымский край. В 1925-м вернулся в Старую Руссу и по благословению патриаршего местоблюстителя Петра (Полянского) вступил в управление Старорусским викариатством. В 1925-м и 1927-м годах вновь подвергался арестам.
Начиная с 1930 года трижды отказывался от назначений в другие епархии, за что был уволен на покой.
В 1934 году арестован, приговорен к 5 годам лагерей. Вначале отбывал срок в Дмитлаге, на строительстве канала Москва-Волга, затем в Ухтпечлаге.
К епископскому служению вновь был призван Патриархом Алексием в 1948 году, назначен епископом Красноярским, викарием Новосибирской епархии. Дальше неясность. В ПЭ, ПЭ Древо, БД ПСТБИ до 1955 года никакой информации нет. Википедия со ссылкой на т.7 Книги памяти жертв политических репрессий Красноярского края сообщает, что епископ Иоанникий был арестован 26.04.1949 по ст. 58-10 УК РСФСР и осужден 03.08.1949 ОСО МГБ СССР на 10 лет ИТЛ. Косвенным подтверждением этому служит тот факт, что Красноярское викариатство с апреля 1949 года стало Красноярским благочинием и управлялось непосредственно архиереем Новосибирско-Барнаульской епархии (а этой кафедрой с 27 июля 1943 по 1 июня 1956 непрерывно управлял Варфоломей (Городцев)). Так ли это и когда в таком случае епископ Иоанникий был освобождён, данных нет.
Далее есть информация, что около 1955 года он был арестован после выступления в храме девочки-пионерки с приветственным словом к Новосибирскому митр. Варфоломею (Городцову). По рассмотрении дела был освобожден, но власти потребовали его удаления из Красноярска.
С 1956 года жил на покое в различных монастырях, последним из которых стал Псково-Печерский.
ПЭ Древо: "Исключительный проповедник. Служил с большим духовным подъемом красиво и величественно. Отличался строгостью в соблюдении церковного устава. Любил поминать усопших. Служил на кладбище на одиноких могилах. Бедным служил бесплатно. Страдал винопитием."
БД ПСТБИ: "В последние годы жизни епископ Иоанникий потерял зрение, смиренно переносил свои старческие немощи. Вел весьма замкнутый, аскетический монашеский образ жизни и был всегда чрезвычайно скромен во всем: и в пище, и в одежде, и в обстановке кельи - за это он пользовался самым искренним и неизменным уважением печерской братии."
Скончался 2 ноября 1969 года.
  • Like
Реакции: Елена 1972

Комментарии

В основном тексте при редактировании потерялись активные ссылки. Помещаю их здесь:
ПЭ Древо
БД ПСТБИ
Священномученик Герман (Кокель) с сайта храма святителя Николая поселка Ибреси Алатырской епархии
Красноярский край. » Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края (только списки). » С.
 
Сверху