- Православный христианин
Гегеля вообще трудно понимать. Однако вы же просили привести определение случайности - вот пример.Я не очень понимаю определение, данное Гегелем - в частности, что есть внешнее, а что внутреннее. Но то, что случайное событие не вытекает ни из чего другого - это как раз противоположность детерминизма, где любое событие неизбежно вытекает из чего-то.
И я не очень понимаю, что мешает нам использовать стандартное, современное понятие "случайности" в этой дискуссии. Но, опять же, каким словом назвать недетерминированное событие - вопрос не такой уж принципиальный, можем обойтись и без этого термина.
Дальше нам надо уточнить позиции.
1. Вы постоянно говорите о ничем не детерминированных событиях. Я же о том, что решения человека детерминированы не полностью. Внешние факторы сужают выбор, но не принуждают к единственному выбору.
2. Фундаментальная случайность - в области элементарных частиц, где, разумеется, нет никакой свободы воли. Я же говорю о поступках человека. Не о событиях, а о решениях. А "устройство личности" человека лежит вне пределов материального мира.
3. А ведь если говорить о "стандартном определении" случайности, то оно не работает. Не позволяет отличить случайное от детерминированного. Классический пример с броском монеты или кубика на самом деле имеет не случайный исход, а предопределённый (если учесть все начальные условия и решить уравнения движения).
4. Проявлением воли не может быть ничто в пределах материального мира - ни детерминированные события, ни случайные. Отсюда возможны два вывода: либо свободы воли нет вообще, либо её источник вне материального мира. Выбор одного из этих вариантов не может быть обоснован логически и является предметом веры.
"Как-то так."