Опять масло маслянное.
Не знаю как Вам пояснить то, что природа имеет конкретное -ипостасное "управление."
В одной Ипостаси-две природы, а отсюда и две воли.Это же базис христологии.Что Вас мучает-не пойму.
Сергей, я веду речь не об Ипостаси Господа Иисуса Христа с двумя природами и двумя волями; а об человеческой ипостаси, с одной человеческой природой и одной человеческой волей. Это я все к чему? Вопрос интересный про "
ипостасную волю Троицы", но вести речь об этом не имеет смысла, если не разобраться в терминологии. А разбираться приходится. Например, понятие термина "
ипостасная воля" у
Максима Исповедника не совсем тождествен понятию того же термина "
ипостасная воля" у
Иоанна Дамаскина. Различие понятий этого термина - очень тонкое. И это было замечено богословами. Лично я считаю, что значение термина "
ипостасная воля" нельзя сужать до значения термина "
гномическая воля". И вот что я читаю, например, у Д.В. Новикова в труде "
Христианское учение о человеке":
"
Утверждение, что воля и энергия – функции природы, не означает, что личность никак себя не проявляет. Если природе принадлежит природная воля (θέλησιζ), то личности принадлежит произвольная, т.е. свободная склонность на что-либо (γνώμη), или произволение (προαίρεσιζ), «когда из двух предлежащих нам одно избираем и предпочитаем другому». Эту свободу выбора иногда называют личной, или ипостасной волей. От природы – само стремление и движение, но какую конкретную реализацию и направленность примет это движение, – зависит от человеческой личности. Посредством ипостасной воли личность создает уникальное выражение природному стремлению. Отсюда – с богословской точки зрения – ясно значение мотивационной сферы в вопросе о личности: потребность, как нечто объективное и закономерное, относится к сфере природы, для личности же характерен мотив, как опредмеченная особым, уникальным образом потребность" (
ссылка)
. И
здесь, обратите внимание, речь не идет о "гноми"; а значение термина "
ипостасная воля" отличается от определения этого термина у
Максима Исповедника; но
почти полностью тождественно определению термина "
ипостасная воля" у
Иоанна Дамаскина, который
различал термин "ипостасная воля" от термина "гномическая воля"; и у него значения этих двух терминов не совпадают. Ипостасная воля может проявляться не только в гномической воле; понятие "ипостасная воля" больше (шире) чем понятие "гномическая воля". Проявить ипостасную волю можно без проявления воли гномической; но гномическая воля - это проявление ипостасной воли в части
сознательного нравственного выбора.
Иисус Христос - нравственного выбора не делал, Он Сам есть образ Божественной нравственности.
Поэтому, если следовать
Иоанну Дамаскину, то все Три Лица Троицы обладали ипостасной волей; точно так же, как и то, что ипостасной волей обладали и Адам и Ева до грехопадения. Здесь речь не идет о "гномической воле", не в первом (Троица), ни во втором (человеческая "двоица", первая человеческая пара) случае. Богу не нужно делать нравственный выбор: Он Сам - Нравственность. А первая пара нравственного выбора еще не сделала, но уже выбирала между "
апельсинчиком" и "
помидорчиком".
Ева и Адам выбрали яблочко, отринув заповедь Сотворившего их.
Так, что НЕ ПОНЯТНО????
Выбрали.
Сознательно выбрали, т.е. проявили свою волю.