Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца. (Прит. 20, 27)
"так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?" — пишет Апостол, Гал. 3, 3)
- "очистим себя от всякой скверны плоти и духа" (2 Кор. 7, 1).
-"Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, ---составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные"
(Евр. 4, 12)
-"Ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранятся"
(1 Фес. 5, 23)
- "духа не угашайте"
(1 Фес. 5, 19), "духом пламенейте"
(Рим. 12, 11).
Мысль о духе как о высшей, благодатной форме душевной жизни человека имели, из христианских учителей св.
Иустин Мученик, св.
Татиан, св. Ириней,
Тертуллиан, св. Климента Александрийский, св.
Григорий Нисский, св.
Ефрем Сирин.
"Многие,- говорит
преподобный Серафим Саровский, - неправильно понимают слова: "Вдунул Бог дыхание жизни...", ошибочно считают, что здесь говорится о душе человека, вложенной (вдунутой) в неодушевленное тело. Но это несправедливо. Бог не одну плоть Адаму создал из земли, но с ней вместе и душу, и дух человеческий". Вдуновением же Духа Бог сообщил душе человека одуховленность, отличающую ее от душ животных и растений.
Симеон Новый Богослов иначе объясняет значение слов "... и вдунул в лице его дыхание жизни". Под "духом жизни" подразумевая душу. Но, он считает, что душа Адама была тесно связана, осенена Св. Духом. Святой Дух был Душой души Адама. И благодаря такому соединению души с Богом - Адам был по благодати тройственным: состоял из тела, души и благодати Божественного Духа.
Преподобный Иоанн Дамаскин говорит:
"Нужно понимать, что
тело и душа человека созданы одновременно, вместе, - и в сие самое мгновение вдунут (как вдунут - это необъяснимо)
Богоподобный дух, так что человек сразу явился во всем своем величии и совершен по душе и телу"".
(Православное догматическое богословие).
Св. Феофан Затворник:
«Очень жалею, что вы смутились, и тем паче, что никакого нет основания к смущению. Если бы я говорил, что у вас внутри душа, да и только, и потом прибавил, что она одинакового происхождения с душой животных, то следовало бы смутиться. А я говорю, что у нас внутри душа составляет низшую сторону тамошней внутренней жизни, а высшую составляет дух, иже от Бога, - Богоподобная, равноангельская сила, которая и составляет характеристическую черту человека. Следовательно, тут нечем смущаться, опасаясь низвесть человека в ряд животных. Обычно мы говорим: душа-душа. А по существу дела следовало бы говорить: душа-дух, или дух-душа.
Принимая слово душа, яко дух-душа, я никак не скажу, что она одного происхождения с душой животных; ибо дух от Бога, а принимая ее отдельно от духа, говорю так. Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти. Это тело что было? Глиняная тетерька или живое тело? Оно было живое тело - было животное в образе человека, с душой животной. Потом Бог вдунул в него дух Свой, и из животного стал человек - ангел в образе человека. Как тогда было, так и теперь происходят люди. Души отрождаются от родителей, или влагаются путем естественного рождения, а дух вдыхается Богом, Который везде есть. И не понимаю, чем тут смущаться?!
Да вы, когда говорите, что человек есть животное, мясо ли одно разумеете или всю животную жизнь? Конечно, всю животную жизнь и с душой животной. А прибавляя к сему: разумное, - что означает? То, что хотя человек, с одной стороны, то же, что животное с душой животной, но с другой - он несравненно выше животного, ибо имеет разум, что совершенно соответствует слову - дух. Сказать - животное разумное - есть то же, что сказать: животное одуховленное.
Святые отцы различают дух, душу и тело - Антоний Великий, Исаак Сирианин, Ефрем Сирианин и другие. Они не говорят, какого свойства суть души наши. Но, сопоставляя то, что пишет святой Антоний о родах живых тварей, нахожу, что по его разуму душа наша одной природы с душой животных. Извольте читать его 166-й пункт из числа 170. Вот и свод всего: живых существ четыре вида:
1. Ангелы...
2. Люди, кои имеют: ум, душу, дыхание.
3. Животные, кои имеют душу и дыхание.
4. Растения имеют дыхание и жизнь. Извольте сводить.
Дыхание, дыхание, жизнь... Это все в разных классах существ: растениях, животных и людях, но есть одного рода и свойства природы. Назовем ее - органическая жизнь.
«Когда надлежало сотворить человека, то не земле дается повеление: "Да изведет", а в тайне Пресвятой Троицы произносится: "Сотворим..." Тело особо творится из персти. Это было не мертвое тело, а живое с душою животною. В сию душу вдунут дух, Божий дух, предназначенный Бога знать, Бога чтить, Бога искать и слушать, и в Нем все свое достоинство иметь, и ни в чем, кроме Его. Сей дух, соединяясь с душою животного, поднял ее над душою животных на целую стадию, и видим в человеке, что до известной степени у него все идет, как у животных... до смышлености, а далее начинается ряд сил, хоть душевного свойства, но выше души… рассудок, воля, вкус.
Еще далее: страх Божий, совесть, недовольство тварным, стремление к Богу. Это совсем отрешенные от души проявления духовные. Можно еще между душою и духом поместить душевно-духовность: идеальничающий ум, перестроивающая все заново воля и творчество (в искусствах). Это гениальность с умовой, практической и художественной стороны. Дух в душе или душа в духе. Это все естественные проявления. Они очень не в настоящем виде являются на опыте, по причине расстройства сил в падении. Благодатные действия являют дух и духовность в настоящем их виде».
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Имееться ещё такое духовное движение — «руах» — духовная сущность, связывающая высший дух человека с животной душой.
Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение. (Иов. 32, 8)
Буквальный перевод такой: «Но „руах" находится в человеке» —и дыхание Вседержителя вразумляет
их».