- Православный христианин
В Догматах я не сомневаюсь.верующий человек не должен бы сомневаться в догматах.
Просветите, про Догмат о спасении только православных. Допускаю, что я мало об этом читала.
ОСНОВНЫЕ ДОГМАТЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Опыт показывает, что знание догматов и канонов позволяет обезопасить себя от влияния опасных мыслей и людей. По тому, как тот или иной человек отзывается о них (не говоря о том, соблюдает или нет) становится ясно, на самом ли деле это православный человек. Даже если внешне у него все исправно, но отношение самое халатное, «творческое», то рано или поздно выясняется, что это волк в овечьей шкуре.
Догматы говорят о Боге в отношении к человеку и о человеке в отношении к Богу. Каноны регламентируют жизнь Церкви и христиан в смысле дисциплинарно правовом, и в нравственной области. Канон (в смысле церковного права) – это основополагающий церковный закон, действующий во всей Православной Церкви.
В идее канона всегда лежит неизменный догматический момент. Однако в буквальном смысле канон отражает преходящие обстоятельства жизни Церкви.
Каноны не подлежат отмене, но их правовые нормы не носят абсолютного характера. Более того, в самих правилах можно найти указание на гибкость. Канон может больше не применяться в связи с тем, кто регулируемое им отношение исчезло. В то же время правило канона может служить ориентиром: так, указание на возраст не существующих ныне дьяконисс (40 лет) ложится в основу рассуждений о возрасте женщины, назначаемой на существующие ныне церковные должности.
Каноны, даже если они уже не применяются, в любом случае остаются критериями церковного законодательства и основы церковного правосознания. Канон – указатель к правильной ориентации в актуальных проблемах церковной жизни.
Церковное знание можно разделить на четыре области:
- догматы — четкие церковные определения;
- каноны — регламент жизни Церкви и христиан;
- литургическое предание, регулирующее богослужебную жизнь Церкви;
- православная аскетика — опыт богообщения, основные законы духовной жизни и глубокий аскетический аппарат, призванные помочь выстроить православную личную форму духовной жизни.
ДОГМАТЫ О БОГЕ И ОБЩЕМ ОТНОШЕНИИ ЕГО К МИРУ И ЧЕЛОВЕКУ, НАПРИМЕР:
- Бог есть.
- Бог:
- самобытен (не происходит ни от кого, ни от чего, имеет бытие в Самом Себе), неизменяем («Я – Господь, Я не изменяюсь» (Мал.3:6)), вечен (не зависит от времени), неизмерим и вездесущ (см., напр. Псалом 138) – т.н. апофатические свойства, основанные на отрицании тех или иных качеств, присущих конечной твари;
- обладает Божественными разумом и премудростью, всеведением. Бог свят (т.е. руководствуется представлением об одном высшем добре). Бог всемогущ (Быт 17, Лк 1:37) и всеблажен, благ, милостив. Бог есть Любовь. И, одновременно, Бог справедлив.
- Бог – Творец мира. Бог создал мир из ничего. Бог создал мир разумом и премудростью, волею и словом. До Бога времени не было. Бог создал совершенный мир.
- Бог – Промыслитель мира, т.е. печется о мире, хранит его и правит им.
ДОГМАТЫ О БОГЕ, ТРОИЧНОМ В ЛИЦАХ, НАПРИМЕР:
- Бог един по существу, но троичен в лицах – Отец, Сын, Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная (Три самостоятельных Лица, обладающие всеми совершенствами, но не три Бога, а Бог).
- Три Лица Троицы различаются по личным свойствам: Отец не рожден ни от кого, Сын рожден Отцом, Дух Святой исходит от Отца.
ДОГМАТЫ О БОГЕ, КАК ТВОРЦЕ И ПРОМЫСЛИТЕЛЕ, К МИРУ ДУХОВНОМУ, НАПРИМЕР:
- добрые ангелы – служебные духи, которые служат Богу, народам, частным лицам, церквям;
- злые духи – падшие ангелы, обитают в воздухе, постоянно ищут, как погубить человека. Господь их деятельность попускает и ограничивает.
ДОГМАТЫ ОБ ОТНОШЕНИИ БОГА, КАК ТВОРЦА И ПРОМЫСЛИТЕЛЯ, К ЧЕЛОВЕКУ, НАПРИМЕР:
- Человек сотворен по образу и подобию Божию.
- Только три лица за всю историю человечества произошли особым образом – Адам, Ева и Господь наш Иисус Христос. Все остальные произошли от Адама и Евы.
- Человек состоит из души и тела.
- Душа – высшая, духовная, самостоятельная, разумная, сознательная, свободная, бессмертная сущность.
ДОГМАТЫ О БОГЕ СПАСИТЕЛЕ И ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ ЕГО К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РОДУ, НАПРИМЕР:
- Грех праотцов (Адама и Евы) – на всех их потомках, т.е. всех людях. Это всеобщий, первородный грех.
- Следствия грехопадения: разрыв Богообщения, утрата благодати, смерть духовная, помрачение разума, извращение воли, склонность к злу, а не к добру, искажение образа Божия.
- Вся тварь через грехопадение человека прервала общение с Богом, и мучается доныне (Рим. 8:22).
- Господь через Сына своего благоволил спасти людей. Сын совершил это спасение. Святой Дух Своим содействием совершает в сердцах людей дело спасения.
ДОГМАТЫ О ХРИСТЕ СПАСИТЕЛЕ, НАПРИМЕР:
- Господь Иисус Христос – истинный Бог.
- Господь Иисус Христос – истинный, но безгрешный Человек, родившийся сверхъестественным образом, от Девы Марии по действию Духа Святаго.
- Мы все искуплены Его смертью и воскресением.
- Иисус Христос победил и разрушил ад.
- Победив смерть Своим воскрешением, Иисус Христос вознесся на небеса и воссел одесную Отца, тем самым вознес на небо естество человеческое и тем самым отверз для всех людей двери в Царство небесное.
ДОГМАТЫ ОБ ОСВЯЩЕНИИ, НАПРИМЕР:
- Без Божественной помощи люди спастись не могут.
- Благодать – это особая нетварная Божественная сила.
- Благодать достигает нас в Ипостаси Святаго Духа, потому часто называется силой Духа Святаго (хотя принадлежит всем Лицам Троицы).
- Благодать даруется людям вследствие подвига Иисуса Христа.
- Благодать не изменяет природу человека, но преображает ее.
ДОГМАТЫ О СВЯТОЙ ЦЕРКВИ, НАПРИМЕР:
- Церковь – посредница в деле освящения и спасения, основанная Господом нашим Иисусом Христом.
- Вне Церкви нет спасения.
- Глава Церкви – Иисус Христом
- Святой Дух действует в Церкви.
- Церковь святая, единая, соборная, апостольская.
ДОГМАТЫ О ТАИНСТВАХ ЦЕРКВИ, НАПРИМЕР:
- Таинства есть священные действия, чрез которые тайным образом действует на человека благодать, т.е. спасительная сила Божия (Пространный катехизис).
- Совершитель Таинств – сам Иисус Христос.
- Таинство действительно при условии веры в Христа и спасительную силу Таинств, и искреннего желания принять благодать.
- Крещение совершается только один раз.
- В Таинстве Евхаристии вино и хлеб прелагаются в Кровь и Тело Христово.
- Евхаристия есть жертва благодарения, умилостивления и соединения всей Церкви в Тело Христово.
- Покаяние врачует от грехов.
ДОГМАТЫ О ТАИНСТВЕ СВЯЩЕНСТВА:
священство – Божественное установление, предполагает избранничество свыше, совершается через рукоположение (возложение рук).ДОГМАТЫ О БОГЕ КАК СУДИИ И МЗДОВОЗДАЯТЕЛЕ:
- Тело смертно, душа бессмертна.
- После телесной смерти каждого ожидает частный суд и мздовоздаяние до Страшного суда.
- Мздовоздаяние после частного суда – лишь ожидание блаженства или мучения. Божественная Литургия, молитвы, милостыни, посты могут изменить участь умершего.
ДОГМАТЫ О ВСЕОБЩЕМ СУДЕ:
- Время Второго пришествия знает только Бог.
- До Всеобщего суда воздаяние получает только душа (не тело), и праведники, и грешники находятся в предначалии (предвкушении) заслуженного блаженства или мучения, у грешников есть шанс на то, что по молениям Церкви их участь изменится.
- Второе пришествие будет во славе и величии.
- Воскресение мертвых будет действительным, всеобщим и одновременным, в тождественных телах.
- Живые изменятся мгновенно и одновременно.
- Грешники будут преданы вечному мучению вместе с диаволом, праведники навечно унаследуют Царство, уготованное от создания мира (Мф. 25:34). Еще раз: и то, и другое – навечно.
Я так не думаю, и даже в закоулках моей души такого нет,зачем вы мне приписали?Христос, который Сын Божий, который за нас воплотился, был распят и воскрес... а может и не воскрес... а может и не Сын Божий? И основал Он Церковь свою, в которой спасение... а может и не основал... а может и не одну, а несколько церквей... а может и без церкви можно спастись как-нибудь...
И вот что прочла: