Мы убегаем от одного, определенного Богом,
к другому, определенному Им же
[реализуя право свободы выбора].
‘Умар ибн аль-Хаттаб
Это противоречие ислама. С одной стороны ислам упоминает о свободе выбора, с другой утверждает, с развернутыми объяснениями, что никакой свободы выбора у человека нет. Ислам изобилует противоречиями.
"Кого ведет Аллах, тот идет по прямому пути; а кого Он сбивает, те – понесшие убыток" (Коран 7:178)
Тафсир Ибн Касир ад-Димашкъи:
"Всевышний Аллах говорит, что тот, кого Аллах направил к истине, никто не способен сбить такого человека с этого пути, а кого оставил в заблуждении тот потерпел убыток, стал несчастным. Ведь то, что пожелал Аллах, обязательно сбудется, а то, чего не пожелал, тому не бывать. Именно об этом говорится в хадисе от ибн Мас’уда:
"Поистине, хвала принадлежит Аллаху, мы восхваляем Его, просим о помощи и руководстве. Просим у Него прощения и прибегаем к Нему от зла наших душ и грехов наших дел. Тот, кого направил Аллах, того никто не собьёт, а кого Аллах ввёл в заблуждение, того уже никто не направит. Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и что Мухаммад Его раб и посланник".
Полностью хадис передал имам Ахмад и другие передатчики Сунны"
Тафсир ас-Саади:
"Всевышний разъяснил, что только Он способен наставить людей на прямой путь или ввести их в заблуждение. Если Он вдохновляет человека на совершение праведных деяний, оберегает его от ненавистных Ему поступков и обучает его тому, что прежде было неизвестно ему, то он становится на прямой путь, и происходит это исключительно благодаря наставлению Всевышнего Господа. Но если Аллах лишает его Своей поддержки и не вдохновляет на совершение праведных поступков, то он оказывается в убытке. В День воскресения он непременно потеряет самого себя и лишится своей семьи. Это и есть самый настоящий убыток!"
"Кому назначено Аллахом сбиться с прямого пути истины из-за неправильного выбора пути, того никто не вернёт на прямой путь, и Аллах Всевышний оставит его в слепом заблуждении" " (Коран 7:186)
Тафсир Ибн Касир ад-Димашкъи:
"Кому предписано заблуждение, его никто не наставит. И даже если они приложат все свои усилия, это ничем не поможет им в поисках руководства".
Тафсир ас-Саади:
"Вводя человека в заблуждение, Аллах оставляет его скитаться во мраке неверия — в недоумении и колебании. Такой человек не способен избавиться от собственного беззакония и встать на путь истины".
"Если Аллах коснётся тебя злом, то нет избавителя от этого, кроме него" (10:107)
Тафсир Ибн Касир ад-Димашкъи:
"Слово Аллаха "Если Аллах коснется тебя злом" – этот аят содержит разъяснение о том, что добро и зло, польза и вред исходят от Одного Аллаха Всевышнего, и никто не участвует в этом с Ним".
Тафсир ас-Саади:
" Это – одно из величайших доказательств того, что только Аллах заслуживает поклонения. Он один способен принести пользу или причинить вред, одарить благами или лишить милости, и если человека постигает нищета, болезнь или другое бедствие, то никто не может избавить его от неприятностей, кроме Аллаха. Воистину, если все творения объединятся для того, чтобы помочь человеку, они смогут сделать для него только то, что уже предопределено Аллахом. И если все творения объединятся для того, чтобы навредить человеку, они не смогут навредить ему, пока Аллах не пожелает этого".
"Если бы не захотел Аллах, они не придавали бы ему сотоварищей" (6:107)
Тафсир Ибн Касир ад-Димашкъи:
"Ведь если бы Он пожелал, то наставил бы на прямой путь всех людей и собрал бы их на верном руководстве: Если бы Аллах пожелал, то они не приобщали бы сотоварищей – во всём, что Он пожелал и выбрал, присутствует своя мудрость".
Тафсир ас-Саади:
" Если бы Аллах пожелал обратить многобожников в веру, то они не приобщали бы сотоварищей к Нему. Всевышний разъяснил, что они поклоняются вымышленным богам не вопреки Его божественной воле".
"Так Мы определили для каждого пророка врагов – дьяволов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения. Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так. Оставь же их вместе с их измышлениями. Мы сделали так, чтобы к этим словам склонялись сердца тех, которые не верят в Последнюю жизнь, и чтобы они довольствовались ими и совершали то, что они совершают" (6:112,113)
Тафсир Ибн Касир ад-Димашкъи:
"Смысл того о чем Всевышний Аллах говорит: "О, Мухаммад, так же, как мы сделали тебе врагов, которые противостоят тебе, враждуют с тобой и упорствуют тебе, также Мы сделали каждому пророку до тебя врагов. Пусть это не печалит тебя... и сказал также Аллах: И вот так, для всякого пророка Мы сделали врага из грешников. (25:31) А если бы пожелал Господь твой, они бы этого не делали – то, что у каждого пророка есть свои враги - всё это происходит по предопределению Аллаха, Его желанию и предначертанию ".
Тафсир ас-Саади:
"Всевышний утешил Пророка Мухаммада вестью о том, что враги отвергают его проповеди, сражаются с ним и завидуют ему потому, что таким образом Аллах поступает со всеми пророками. Какой бы пророк не приходил бы к людям, у него обязательно появлялись враги среди джиннов и людей, которые были сущими дьяволами и боролись со всем, что проповедовали посланники.
Всевышний пожелал, чтобы у пророков были враги, которые бы отстаивали и проповедовали ложь, для того, чтобы подвергнуть Своих рабов испытанию и отличить правдивых верующих от лжецов, благоразумных людей – от невежд, а зрячих – от слепцов". (Кстати, любопытно, что всезнание Аллаха неспособно отличить правдивых от лжецов, благоразумных от невежд, зрячих от слепцов.)
"Мы сотворили для геенны много джиннов и людей: у них сердца, которыми они не понимают, глаза, которыми они не видят, уши, которыми не слышат. Они – как скоты, даже более заблудшие" (Коран 7:179).
Тафсир Ибн Касир ад-Димашкъи:
"Мы сотворили для геенны – сделали ад их пребыванием.
Много джиннов и людей – приготовили их для деяний обитателей ада.
В Сахихе Муслима также приводится хадис от Аиши матери правоверных, что она рассказывала:
"Однажды пророка, мир ему и благословение Аллаха, позвали на погребальную молитву одного младенца ансаров. Я сказала ему: "Блажен младенец птенчик из птенцов рая, он не совершил ни одного греха и не достиг совершеннолетия". Посланник Аллаха сказал: Поистине, Аллах сотворил обитателей для рая, когда они были ещё в чреслах их предков, и сотворил обитателей для ада, когда они были ещё в чреслах своих предков".
Тафсир ас-Саади:
"Аллах сотворил джиннов и людей, которым суждено попасть в Преисподнюю, и их положение хуже, чем положение животных. Они имеют сердца, которые не способны воспринимать истину. Они сотворены для Ада и совершают деяния обитателей ада".
"Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах" (81:29).
Тафсир Ибн Касир ад-Димашкъи:
"Суфьян Ас-Саури сказал: "Когда был ниспослан этот аят: "Тем из вас, кто желает следовать прямым путем", Абу Джахль сказал: "У него есть выбор. Если мы захотим, то встанем на истинный путь, а если нет – то не встанем". После этого Аллах ниспослал следующий аят:"Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров" -т.е. желание это зависит не от вас, но происходит по воле Аллаха, Господа миров".
Тафсир ас-Саади:
"Воля Аллаха исполняется неукоснительно, и никто не в силах воспротивиться или помешать ей. В этом и ему подобным аятах содержится опровержение воззрений двух течений — кадаритов и джабритов. А Аллаху об этом ведомо лучше всего".
"Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд сказал: "посланник Аллаха сказал нам: "Поистине, каждый из вас (сначала) формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и ещё столько же - в виде кусочка плоти, а затем Аллах направляет ангела, который получает веление записать четыре вещи. Ему говорится: "Запиши его дела, его удел, его срок, а также то, счастливым он будет или злосчастным", после чего в него вдувается дух. И, поистине, любой из вас может совершать (благие) дела до тех пор, пока не окажется от рая на расстоянии (всего лишь одного) локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), и станет он совершать дела обитателей огня. И (точно так же любой из вас) может совершать (дурное), пока не окажется от огня на расстоянии (всего лишь одного) локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), и станет он совершать дела обитателей рая" (Бухари 1294(3208)).
"Передают, что Убада ибн ас-Самит сказал своему сыну: "Сынок, ты почувствуешь вкус веры только тогда, когда осознаешь, что случившееся с тобой несчастье не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не должно было постигнуть тебя. Я слышал, как посланник Аллаха сказал: "Первым, что создал Аллах, была Письменная трость. Он повелел ей: "Пиши!” Она спросила: "Господи! Что мне писать?" Он сказал: "Запиши меру всего вплоть до наступления Часа". Сынок, я также слышал, как посланник Аллаха сказал: "Тот, кто умер без подобных убеждений, тот не имеет ко мне никакого отношения". [Абу Дауд (4700)]"
Как видите, ничего не происходит без предопределения Аллаха, даже само желание человека не может возникнуть у человека свободно, а только если этого пожелает Аллах. А значит, человек не может изменить предопределение о себе, если Аллах не предопределит ему изменить свое предопределение. Мы не можем игнорировать официальное учение ислама о предопределении и таким образом, исламское предопределение делает Аллаха виновным во всех преступлениях мира, прошлых, настоящих и будущих. Эта концепция делает Аллаха убийцей, насильником, садистом и т.д.