- Православный христианин
Спасение, это, как я поняла, покаяние во всех грехах, которые ты по незнанию, с самого детства согрешил. ... Не знаю, уж как там раскаялся разбойник, что Господь ему все простил, а судя по святым, то они всю жизнь просили прощения у Господа и небыли уверены до конца: а простил ли их Господь?
Спасение - это не абстрактный рай, где "гарем, реки из вина...",там где Бог - там и Рай. Спасение - это возможность быть с Богом в Вечности. Именно возможность, так как Бог всех хочет спасти, да мы, с нашим неправильным устроением, сами не сможем находится с ним. Посмотрите в первых постах, там это более развёрнуто.
Грех - это внешнее проявление страсти, находящейся внутри нас. Грех легко прощается - исповедь, и его нет. А вот страсти... и именно из-за них Святые плакали всю жизнь, видя насколько глубоко они сроднились с нашей душой, и плакали над грехами, которые мы считаем за добродетели.
Прежде всего давайте, чтобы разобраться в одном нашем вопросе, не будем примешивать сюда другие вопросы: тема прелести, духовных заблуждений - это другая тема. Мы ведь рассматриваем основу спасения, то, что ведёт к нему, а не то, что может в разных случаях от него увести, верно?
Никто о прелести и заблуждениях не говорил. Говорилось, к примеру, что можно подать снаружи милостыню, а внутри иметь громадное тщеславие, и упиваться им. В последнем случае будет это во спасение или в погибель души? Это и есть то устроение души, которое нужно рассматривать, сравнивая с опытом смиренного состояния.
Вот Вы только что написали, что "можно многое делать из-за разных причин, которые не то что спасают, а наоборот, уводят от спасения." - то есть вроде бы были согласны, что цель должна быть смиренной, угодить Богу, делая всё ради Христа, а не ради самоутверждения. А выше Вы писали, что цель угождения Богу - по-Вашему неверная. А теперь как будто сами себе противоречите.
Или вот ещё: раньше написали, что "Только смиренному Господь даёт благодать, которая может помочь исцелиться от страстей. Поэтому всё равно на первом месте стоит смирение.". Теперь же пишете о заповедях: "они должны привести человека в смирение", и никак иначе.
Тина, пропущу ваши слова о желании поспорить и т.п. - это уже давно не нужно. Если нет желания по-братски, а не как учитель с учеником, разобраться в этом вопросе... жалко, но никто же Вас не неволит. Именно об этом нашем устроении и писалось в первых постах. Только ни в коем случае не обижайтесь, это не личное оскорбление, а факт нашего общего недуга.
Нет здесь никакого противоречия. Что бы действительно далее не устраивать "хоровод", умещу это "противоречие" в одном предложении:
Желание и попытки выполнить Заповеди приводят человека ко смирению, ради которого Бог даёт благодать на их исполнение, благодать исцеляющую душу, исправляющую её.
Понимаете, и не ранее. В Святых Отцах это всё найдёте, если нет, то могу потом вставить цитаты.
Так же дошло, что всё таки есть недопонимание о каком смирении идёт речь. Отцы по разному, но если взять их мысли в среднем, отделяют смирение - как состояние души, от смиренномудрия - как правильного, принудительного настроя мыслей при деятельной жизни. Вы говорите о смиренномудрии - тогда большинство написанного верно. Но смиренномудрие это далеко не смирение, хотя и смиренные мысли мал-помалу приводят душу в смиренное устройство.
Как это что конкретно исполнять?!
Да Слово Божие. Евангельские заповеди, да, именно. Они и даны нам для спасения. Даны ясно и определённо, не зашифрованно.
Классическая рожица для этого вопроса.
Тина, что конкретно из этого:
"Делание заповедей Господних животворит душу". Преп. Макарий Оптинский писал, что "деланием заповедей
В духовной жизни очень важно хранить целомудрие и иметь трезвение (это не Заповеди), чтобы ум был постоянно направлен к Богу, а также соблюдать заповеди Христовы, в которых сокрыт сам Христос. Хранящий заповеди отлагает греховный настрой, который заменяется желанием Бога. Человек, постоянно жаждущий Бога, старается о непрестанном хранении заповедей и молитве.
я должен завтра встать и исполнить?
Что бы опять не разводить "хороводы", выскажу основную мысль Святоотеческого предания, которая Вам покажется очень лёгкой, но почему то разговора об этом нет:
Заповеди = борьба со страстями.
Ветхий Завет давал 10 заповедей для отсечения внешних проявлений страстей, а Новый Завет устремляет взор человека вовнутрь, показывая где эти страсти гнездятся. Скажете, это просто, и все давно знают? Усомнюсь, потому что ни на одном форуме ещё не было конкретного ответа - хочешь спастись - исполняй заповеди, которые являются борьбой со страстями. Думается, что если бы мы действительно исполняли, это бы отскакивало "от зубов", так как это "больная" тема христианина, а так, получается что у нас ни в вопросе о спасении нет чёткого представления - что это такое, ни в выполнении заповедей. Многое считаем за выполнение их, а на самом деле не до конца понимаем, что же они из себя представляют.
И вот отсюда, опять коротко и в одном предложении та мысль, над которой хотелось при открытии темы поразмышлять:
Желание спастись - попытки исполнения Заповедей, как борьбы со страстями - понимание, что мы полностью немощны и не можем выполнить ничего - от этого появляется истинное смирение (чувство сердца), только ради которого Господь даёт благодать, помощь на борьбу и очищение души.
Теперь понимаете, как легко бы было рассматривать громадную кучу форумских вопросов? Стоит только посмотреть внутрь себя, и почувствовать, что тот или иной предмет вызывает в душе, смирение или что то другое, и всё, вопрос решён. Дело только за выполнением.
Например о злосчастном ношении брюк, платочков, которая перетирается на всех форумах в многостраничных дискуссиях.
Каждая верующая женщина, смотрящая внутрь себя, точно знает, что платочек немного смиряет душу, это чувство наверняка знакомо многим. И получается, хочешь спасения? Стремишься к смиренному состоянию? Послушай голоса Церкви, и носи его. В случае с брюками наоборот - разве не видно насколько мужеподобная становится женщина? Наверняка и внутри есть изменение не в лучшую сторону. Не хочешь, что бы постепенно твоя душа менялась в противоположную сторону, не носи их. Конечно кроме нужды.
Всё - проблем нет. Выбор за человеком. И обо всём этом, в частности влияние одежды на душу человека, Святые Отцы прямо и открыто рассказали нам.
Последнее редактирование модератором: