Что такое православная психология?

Православный христианин
Суть всех моих длинных сообщений проста. На данный момент искажено понятие "правильной любви к себе" (который святые отцы употребляли, чтобы обратить людей к мыслям о спасении через любовь к Богу, ближнему, а не к любви к себе в том виде какой люди сейчас понимают,.т.е. по сути это (правильная любовь к себе) фразовый оборот за которым стоит исполнение заповедей...)как и сам термин "психология". Восстанавливать их сомнительно и опасно, так как будет происходить подмена смыслов :с христианских на те, что существуют в "миру", поскольку и сами христиане на грани утраты истинных смыслов -и у них путаницы в головах.
А у нас нет! Замечательного мы о себе мнения. Давайте будем распутывать путаницы в своих головах. Ведь Вы же стараетесь в первую очередь разобраться сама, а так же стараетесь донести свои утверждения до читающих. Как можно не разобравшись самой что то доказывать ближнему? Начинать надо всегда с себя. Если не уверена, то свои утверждения никому не навязываю; если уверена, то эта уверенность зиждется на твердом основании. На каком? В первую очередь это Святоотеческое Предание и Писание. И даже после этого нет необходимости брать отбойный молоток и вбивать " свою правду" ближнему. Есть иной способ - предложить ближнему свободно, а он уж сам в состоянии разобраться... надеюсь, что мы не считаем своего ближнего умственно отсталым. Вот теперь в этом ракурсе мы еще раз рассмотрим. Я, и мое мнение. Предание и Писание и мое мнение. Я и ближний. Формально на первом месте я и мое мнение, НО свое мнение сверяю с Писанием и Преданием, то есть смиряюсь перед Словом Божьим, таким образом на первом месте БОГ, потом смирившееся я со страхом ( дабы не не навредить ближнему) пытаюсь донести некие размышления ближнему. Где же тут отвержение себя? Можно так себя "отвергнуться", что стать роботом по выстреливанию цитат. Так от себя "отвергнуться", что взять правильную книжецу и бить ею ближнего по голове, мол читай что писали древние Отцы и не спорь, не имей своих мыслей а заглатывай чужое. А может все же правильнее самому исследовать себя, свои мысли, свои размышления рассмотреть, не убивать в себе живой ум. Отвергнуться себя в этом значении здесь имеет смысл, что сверить свои измышления со святоотечеким Преданием, отвергнуть "ветры ума своего" и тогда Слово в нас станет Живым.
 
Томск
Православный христианин
Для меня в том, что я пишу путаницы нет.Насчет того уловила ли о чем Вы, то то ,что я "улавливаю" мне кажется не менее путанным как впрочем и Вам мои "пассажи". Со всеми цитатами из Предания и Библии я ознакамливаюсь внимательно и не нахожу в них противоречия своим убеждениям (А ТО!). Насколько внимательны Вы при прочтении цитат Слова...? Я тоже неуверенна, что Вы в них вникаете. Но происходит это потому, что у нас с Вами разные убеждения и нам якобы кажется, что собеседник невнимательно читает сообщение. Просто каждый видит в нем только свое.
если что, то я заглядывала на ссылки Зенько Ю. М, которому выделенные фразы посвящаются, и если все правильно поняла, то это Зенько Юрий Михайлович, психолог, преподаватель Свято-Сергиевской православной богословской академии.
понятно, что "православным начхать"...но все- таки Писание видать прочитано, так то...

если бы Вы смогли прочитать свои слова со стороны(но не сможете), то поняли бы, что уже вот этот текст идет в полном противоречии с заявками о необходимости чаять только о ближнем и его заботах.

вы на ближнего Е.Ю. в данном контексте вообще не заглядываете в том формате , о котором так много пишите. А всего - то от того, что себя Вам принять не удалось (вот где поле деятельности для Православного Психолога) ..
но это МОЕ мнение, высказанное не в целях Вас зацепить, а в попытке на себя глянуть...

"Путаница - У НИХ, У МЕНЯ - нет"..в этом знакомом месте побывала добрая доля уверовавших христиан, но не все это болото проскочили.

вот Вы пишите про отсутствие путаницы у себя, а мне на ум пришел пример из своего опыта.
когда я стала считать себя верующей, работала в муж коллективе, где заядло использовали неценз. лексику.
когда ко мне пришла "святость":) меня просто трясло и колотило от такого безобразия, высказывалась и призывала к порядку в меру своей сомнительной тогда тактичности, я так же как и вы уже НЕ ОБИЖАЛАСЬ! (ну эту же прерогатива ребят мирского толка), мне ж "за державу обидно", ну грех же(!) (в данном случае неспасительное заблуждение масс с этими прав психологами) ...
но вот через время Бог дал мне возможность ПРИНЯТЬ СЕБЯ, такую же греховную тетку, мои "праведные" возмущения как рукой сняло, и было над чем подумать о себе.
Слава Богу за все!!
 
Православный христианин
Юрий Михайлович (Зенько Ю. М.), есть вопрос один, читала немного по ссылке ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ, но сходу ответа не нашла. Признаюсь, что читать все нет времени, просмотрела по диагонали. Постараюсь более менее четко сформулировать вопрос, который возник после прочтения следующей цитаты:
Или выражаясь психологическим языком (читать только психологам ;)) - нужно принять на себя ответственность за то состояние, в которым ты теперь находишься (а не так, как обычно говорят: "все так делают", "это из-за плохого воспитания" и т. д.). Осознать, что основная причина проблем в собственных грехах и страстях (и в психологическом нежелании с ними разбираться). Проработать эти "психологические защиты" и выйти на стоящие за ними страсти (а дальше со страстями бороться церковными методами под окормлением своего духовника).
Дело в том, что обычно к психологам приходят люди за помощью. Не секрет, что человек в первую очередь ждет от психолога помощи психологической, и такая помощь ему оказывается. Другими словами психолог "разбалансированного" человека сначала старается психологическими методиками и приемами вернуть в относительно спокойное психологическое состояние, например, понизить тревожность, страхи, депрессивные симптомы...Потом когда человек приходит в определенное спокойное состояние, то роль психолога заключается в том, чтобы указать человеку направление дальнейшего движения. Вот тут сам вопрос.
Человек получает помощь, получает облегчение, получает решение проблем. Вопрос. Не станет ли такой человек бегать в Церковь за облегчением, за помощью? Уточняю: не боитесь ли Вы что человек будет воспринимать Церковь, как один из инструментов для решения своих житейских проблем, будет приходить в Церковь за "таблеткой счастья"? Еще раз повторюсь, попробую вопрос осветить с иного ракурса. Вот читаем: Отсюда
Отражая внешний мир, человек не только познает законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие , чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей. В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолировано друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельностью личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействующие между собой, постепенно превращаются в устойчивые психические образования, которые человек направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач.
Из этой цитаты мы можем увидеть, что человек обращается к психологу, когда его попытки приспособить под себя окружающий мир терпят крах, когда он уже не может решать встающие перед ним жизненно важные задачи. Такой человек идет к психологу, то есть ищет инструментарий для того, чтобы воздействовать на окружающий его враждебный мир. Что делает психолог? Он приспосабливает человека к миру, грубо говоря, раненного бойца ставит снова в строй. Вот каковы задачи психолога!!! Школьный психолог проводит работу с учеником, для того, чтобы ученик приспособился например к коллективу класса, и мог продолжать учебу. Психолог который работает со взрослыми, помогает человеку, который выпал из строя под воздействием к примеру стресса, пережить стресс и снова вернуться на работу, успешно решать производственные задачи. Задача психолога служить МИРУ, чинить роботов и снова возвращать их на конвейер. Но это не задачи Церкви! Полное противоречие. Скажите на Ваш взгляд это ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ? Есть ли у Вас исследования в этом направлении?
 
Киев
Православный христианин
Будем прощаться. Спорить нехорошо. Для кого отозвалось, для того отозвалось.
Насчет путаницы. По ходу переписки я и для себя многое уяснила и во многом обновилась. Если такие обороты речи воспринимаются лично (путаница),то как правило эти люди и имеют подобные проблемы. А было же написано обобщающе (есть люди, которые не сидят на сайтах и такой проблематикой вообще не отягчаются). Но конечно гораздо удобнее обсуждать мою личность, а не мои (читайте " мои" как местоимение , а не превозношение) аргументы. В ваших высказываниях налицо обида. Прошу прощения у всех, кого вольно или невольно обидела. Я не преподаватель Академии, хотя и имею спец. образование, позволяющее судить о теме в т.ч. и катехизаторское, в т.ч. и прочитанное Писание, да и рассуждать об этих вещах может и должен любой христианин.т.к. главный наш учитель сам Бог (Дух Святый).А если вы взираете на лица, то это лицеприятие. Насчет того, что знание должно быть усвоено нами лично, стать нашим откровением, совершенно согласна, чего и всем желаю. Спаси Господи!
В моих сообщениях было достаточно собственных рассуждений (это называлась отсебятиной) и достаточно цитат ( это тоже порицается как бездумное выстреливание цитат), тон был и категорично шоковый и объясняющий. Над каждым словом, когда я пишу, думаю, потом правлю, чтобы как можно более информативным сделать сообщение и не тратить на него много времени. Словом, когда человек упорствует для него и так не так и эдак не так.
"Отсталыми" я никого не называла и книжкой по голове никого не била ( опять же это субъективные переживания темы или страсти и ведь не только мои). Просто я не люблю в разговоре с людьми им льстить, якобы заботясь об их душевном комфорте ( психологическая. часто манипулятивная, техника помогающего отзыва, в лучшем ее виде это похвала- я ее использую на работе с детьми-, но мы же не дети). Найти в любом сообщении "сырых высказываний " могла тьму тьмущую, но не считала своей целью это делать, обращала внимание на наиболее яркие суждения, с которыми не согласна (которые противоречат Писанию...).
Резкие нападки воспринимаю как верный знак того, что мыслю правильно ( можете обвинить меня в самомнении..., так удобно сейчас это сделать...). Когда плывешь по течению, тогда имеешь "ложный мир" по принципу в "Багдаде все тихо". Не желаю больше быть причиной беспокойства, немирного духа, поэтому отвечать больше не буду.
Христос воскрес! Ответьте, пожалуйста : " Воистину воскрес!"
 
Православный христианин
Екатерина Юрьевна Вы хороший собеседник, однако очень эмоциональный и воспринимающий все очень остро и лично на себя. На каждое мое слово Вы укололись и обиделись, оправдались и расстроились. Мне не хочется чтобы Вы уходили, тем более уходили в обиде. Поверьте, что эти камни, о которые Вы спотыкались точно такие же самые, о которые спотыкаюсь и я, так же падаю и расшибаю нос. Ваши аргументы против православной психологии были сильны, но как Вы заметили что против Ваших аргументов есть и сильные контр аргументы. Вы искренне старались, снимаю шляпу, но в Вас перехлестывает эмоциональность. Успокойтесь и прочитайте мое сообщение еще раз. В том сообщении хотела показать, что нам должно правильно от себя "отвергнуться" - получилось на контрасте. Зная Вашу чувствительность, ожидала, что Вы воспримете это как укор себе. Но не такова была цель сообщения. Цель сообщения была в том, чтобы именно сравнить два способа и отвергнуться одного из них... увидеть себя в обоих вариантах и одного из них отвергнуться... Христос - Воистину воскрес!
 
Православный христианин
Резкие нападки воспринимаю как верный знак того, что мыслю правильно
Знак не верный. Вы и не только Вы резко и неоднократно нападали на рассуждения Православных психологов, следуя Вашей логике - они правы и мыслят правильно. Или Вы только к СЕБЕ этот верный знак применяете?
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Читал тему и все время задавал себе вопрос,Где же Христос,где Он в любом именовании православное.Может быть православным футболист,но православным футбол?православная медицина?(и так же её часть психология).Давайте слово православный напишем по другому,напишем "ортодоксальный" и все сразу встает на свое место.К примеру- ортодоксальный футбол.У нас что,с апостольских времен мяч гоняют ?Ортодоксальная медицина,и т.д......наивно и смешно.Только в сакральном смысле можно понимать Церковь как лечебницу души,через Таинства,и никак иначе,ни в каких либо тибетских или коих других медицинах.Православный медик-без проблем,все понятно,но не область науки или техники или еще чего-нибудь прикладного мирского.

Если выразится кратко,то психолог в гадаринском случае,вряд ли смог бы освинячить легион бесов.Психология не решает проблему греха.В другой теме мной уже Ирине Ковальчук как психологу,говорилось о проблеме вмешательства в сознание человека.О венке из роз.Тут такое может быть выведение человека из болезни ,что полученое "нормальное" в нашем понимании осознание себя и мира,может ввергнуть в заинтересованость пороком,а не Богом.Неизвестно что было бы лучше для Страшного Суда.Как бы восходящее солнце,не оказалось солнцем заходящим,освещающим вдруг открывшееся такое раздолье.

Ну а так,психолог профессия как профессия.Со своими плюсами и минусами,но только давайте не будем называть ортодоксальными сумасшедшие дома.

Христос Воскрес!Просветимся торжеством,радостью друг друга обнимем.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Читал тему и все время задавал себе вопрос,Где же Христос,где Он в любом именовании православное.Может быть православным футболист,но православным футбол?православная медицина?(и так же её часть психология).Давайте слово православный напишем по другому,напишем "ортодоксальный" и все сразу встает на свое место.К примеру- ортодоксальный футбол.У нас что,с апостольских времен мяч гоняют ?Ортодоксальная медицина,и т.д......наивно и смешно.Только в сакральном смысле можно понимать Церковь как лечебницу души,через Таинства,и никак иначе,ни в каких либо тибетских или коих других медицинах.Православный медик-без проблем,все понятно,но не область науки или техники или еще чего-нибудь прикладного мирского.

Уважаемый Сергей, Вы читали, но НЕ ДОЧИТАЛИ тему - см. пост от 7 декабря (и дальше) - там по поводу самих терминов "христианская (православная) психология".
Там же - и по поводу устойчивого, но необоснованного, стереотипа восприятия православной психологии как некоего НАУЧНОГО направления.
.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Зенько Ю. М.
Уважаемый Сергей, Вы читали, но НЕ ДОЧИТАЛИ тему - см. пост от 7 декабря (и дальше) - там по поводу самих терминов "христианская (православная) психология".
Там же - и по поводу устойчивого, но необоснованного, стереотипа восприятия православной психологии как некоего НАУЧНОГО направления.

За Вашим постом от 7декабря следует пост Екатерины в котором она вполне понятно дает коментарий на Ваше заявление.
"Православной психология не может быть по Духу, а не по букве. Вопрос о маркерах читайте в предыдущих сообщениях. Т.е. психология может быть научной или оккультной ее прикладная часть, а если она пытается сделать из себя некоторый суррогат веры, то это уже ересь."
Я с ней полностью солидарен,впрочем так же как и с Мальцевым.О чем и было моё сообщение.

Могу повторить,невозможно быть православной науке,как-то православной физике православной химии и т.д.Невозможно быть православной медицине как-то православной хирургии,православной психиатрии и т.д.Мне не хотелось бы уводить разговор в область агитации и пропаганды,тем более делать реплику своими словами всего то,что уже было сказано Екатериной и Александром.

Настораживает сквозящее в Ваших словах чувствах обиды за (воображаемое лишь) религиозное отвержение.Вы православный терапевт не потому что являетесь адептом "православной психологии",а потому что в Вас Телом и Кровью присутствует Христос,через Таинство Евхаристии,и никак иначе.

Православному психологу,прагматически необходимо Православное мировозрение пусть даже чисто инструментально.:)
Это не так просто освоить,но и не так трудно.Здесь уже была показана часть такой методики.Посему более приемлемо говорить о православном направлении,или лучше сказать влиянии в психологии,нежели о некой абстрактной "православной психологии",которая в Вашем лице рационально пытается обьяснить то,что рождается в области иррационального.И вот имено в эту область иррационального,сакрального Вы пытаетесь вогнать постулируемую Вами же "православную психологию."

Через восприятия мира и отношения к нему православного психолога,возможна и психология освобожденная от ложного позитивизма ненужной конфессиональной идеологической нагрузки.Навешивание религиозных бирок по существу запутывет вопрос,ответ на который просто лежит на поверхности.
Всех Вам благ.
 
Томск
Православный христианин
"Православной психология не может
быть по Духу, а не по букве.

вот некоторым и Христа как бы не было, но Он то есть.
так и с этой психологией, у нас тут ее нет, а она вполне себе работает, и судя по вкладу здешних психологов-с Духом Любви и трезвения(хотя и не всем это очевидно).

вообще что -то добавить к посту Зенько от 7 дек трудно- там вполне доходчиво.

всех благ и Вам
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
вот некоторым и Христа как бы не было, но Он то есть.
так и с этой психологией, у нас тут ее нет, а она вполне себе работает, и судя по вкладу здешних психологов-с Духом Любви и трезвения(хотя и не всем это очевидно).

вообще что -то добавить к посту Зенько от 7 дек трудно- там вполне доходчиво.

всех благ и Вам

Ежели Елена Б. возмет в руки стакан,и с Духом Любви наполнит его водой,станет ли вода православной?Будет ли в ней находиться Христос?
Кто ревностно будет отстаивать положительный ответ,тому или к священику,или к психологу (необязательно православному).И в первом и втором случае будет избавление от подмены понятий.
"Православная психология" такой же словесный фантом,как и "православная хирургия".Операция проведеная православным хирургом,не делает тело нетленым,а кости не светятся благодатью,и не становятся мощами.Православный психолог не венчает нимбом сознание пациента.Он не является лицом духовного сословия,коему позволено и повелено разрешать и вязать духовные путы,совместно со Духом Святым.

О труде на ниве решения проблем больной психики человека,мной было сказано
"Православному психологу,прагматически необходимо Православное мировозрение пусть даже чисто инструментально.
Это не так просто освоить,но и не так трудно.Здесь уже была показана часть такой методики.Посему более приемлемо говорить о православном направлении,или лучше сказать влиянии в психологии...."
Очевидно что здесь подразумевается и Дух Любви и трезвение,а как иначе?

Пост Зенько Ю.М. от 7декабря, больше всего,говорит о желании православного человека по профессии-психолог.
Спаси Господи.
 
Томск
Православный христианин
а после это сообщения мне показалось, что, как часто и бывает, мы говорим об одном и том же, только разными словами. а на пути к пониманию и приниманию позиций друг друга, как часто и бывает, стоит какая нибудь мелочь, или даже глупость...
какая разница как оно называется!
главное как вы выражаетест 'инстументарий'-и я об этом! и вы об этом!
спаси Господи!
 
Столько всего всеми написано а ведь все просто.

Наберите в поисковике "направления психологии". Я хотел сделать выборку но отказался от этого. Жалко ресурсов форума:).
Для того, чтобы человек понимал к кому он обращается за помощью нужно как-то четко определить тот круг вопросов который может быть решен специалистом и с помощью каких методов.

Поэтому православный психолог это :
  • Человек православный, воцерковленный.
  • Дипломированный специалист.
  • Специалист который использует в своей работе психологический инструментарий который не противоречит православному мировоззрению.
  • Человек который вводит, при необходимости понятия душа, грех, страсть, покаяние ...
Приведу пример:
Когда мы говорим русский православный человек - мы понимаем что:
-человек верит во Христа,
-вероятнее всего относится к Русской Православной церкви,
-может быть ходит в Храм, исповедуется и причащается.
Если мы говорим что человек верующий - то четко определить во что или в кого мы не можем.
Это если очень грубо.
Понятно, что есть еще много аспектов которые влияют на работу специалиста который относит себя к православным психологам.
А скальпель действительно не относится ни к одной из конфессий:).
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Да Андрей,"направления психологии"- много.И совершено верная Вами харaктеристика православного психолога,и верное направления действий обращающихся.Кто же говорит другое?
Точно так же и мной говорилось,что все это лежит на поверхности.Все это связано с православным психологом,(как человеком) а не с абстрактной "православной психологией".Он является определяющим звеном в даном случае.
Диалог идет о терминах,неправильное использование которых может дать основание для огульной критики хорошего дела,теми же оккультистами,гностиками,эзотериками.Зачем самим себе подкладывать мины?

А так по сути Вашего поста целиком принимаю.(Ничтоже сумняшеся):)
Кроме одного-"Если мы говорим что человек верующий - то четко определить во что или в кого мы не можем".
 
А так по сути Вашего поста целиком принимаю.(Ничтоже сумняшеся):)
Кроме одного-"Если мы говорим что человек верующий - то четко определить во что или в кого мы не можем".

Вспомним песню Высоцкого " Кто верит ...."
Так что выбор большой. Поэтому нужна четкость.
 
Сверху