Это вопрос не праздный. Его рассматривали многие святые отцы.
Например, преподобный
Иустин (О первородном грехе): - "Поэтому было необходимым, чтобы человек был вначале искушен, чтобы, когда при искушении через сохранение заповеди явится совершенным, принял бессмертие как награду за добродетель».
Или преподобный
Иоанн Дамаскин в книге "Точное изложение Православной Веры" пишет: - «Для человека не было полезно, чтобы он неискушенным и неиспытанным получил нетление, дабы он не впал в гордость и не подвергся осуждению, одинаковому с дьяволом; ибо последний после своего произвольного падения нераскаянно и неизменно утвердился во зле. … Нужно было, чтобы, достигнув совершенства через испытание, состоявшее в исполнении заповеди, он таким образом получил бессмертие, как награду за добродетель».
Кто не испытан, тот по мере своего совершенства достигает такого предела, что самоутверждается в богоподобии и отвергает Бога. Самоутвердился именно наиболее совершенный ангел денница, а не какой-нибудь самый отсталый. Это было неизбежно, потому что Бог умалил Себя, создавая сущности со свободной волей, которым дана возможность делать не так, как это желает Бог. То же самое могло произойти с Адамом, поэтому и потребовалось испытание.
Святые отцы говорят о том, что если бы Адам исполнил заповедь, то стал бы более совершенным, в том смысле, что в вечности не грешил бы. То есть он приобрел бы новое свойство – утверждение в добре. Но это было наилегчайшее испытание о невкушении только одного плода среди многих тысяч не менее вкусных плодов. А выдержали бы они испытание, где надо было чем-то жертвовать, как, например, Аврааму было предложено пожертвовать сыном? Так что это еще вопрос – достаточно ли было серьезным испытание, чтобы утвердиться в добре? И почему Адам не выдержал легкого испытания, а Авраам, напротив, выдержал очень тяжелое испытание Богом?
Посмотрим, получится ли что-нибудь хорошее в этой картине рая, если Адам и Ева выполнили бы заповедь и получили бы в награду бессмертие. Можно ли эту награду, которую получили бы Адам с Евой, считать обожением и утверждением их в добре? Можно ли то, что они выполнили заповедь считать завершением обожения человека или все-таки понадобилась Жертва Христа? Возможна ли счастливая вечная жизнь в раю без воплощения Бога?
Адам и Ева, исполнив заповедь, получили бы в награду вечное пребывание в раю. Но что дальше? Ведь им надо было бы выполнить и первую заповедь Бога - «плодитесь и размножайтесь»
(Быт.1:28).
Как повлияло бы выполнение этой заповеди на жизнь людей в раю? Жили бы Адам, Ева и их дети счастливо и была бы у них любовь к Богу?
Кстати из-за заповеди «плодитесь и размножайтесь» вообще невозможна ситуация, когда один из них согрешил, а другой нет, потому что они оказались бы разделенными (один в раю, а другой вне рая) и выполнить первую заповедь было бы невозможно. А Бог не мог дать невыполнимую заповедь или отменить ее из-за случившийся невозможности исполнения ее.
Забегая вперед, скажу, что
если решим эту задачку о том, что было бы, если бы Адам и Ева не согрешили, то поймем, что воплощение, взятие грехов на Себя и Жертва с последующим движением человека к воплощенному Богу путем стяжания Святого Духа и, наконец, встреча их и заключительное соединение человека с Христом, это единственный путь обожения человека.
Христианство, это единственная религия, которая раскрывает тайну вечной блаженной жизни и обожения человека. В других религиях человек получает райскую жизнь, как награду за хорошее поведение. Но невозможно получить утверждение в добре, как награду. Стать святым и более не грешить в вечной жизни можно только соединением с воплощенным Богом Христом.
Итак, Адам и Ева, исполнив заповедь, получили бы в награду вечное пребывание в раю. Но что дальше?