Дорогой брат Никита! Искренне благодарю Вас за заданный Вами вопрос. Простите, если ранее в моих ответах прослеживались раздражительность и нетерпение. Бывали Вы на отпеваниях в православном храме? Именно в эти минуты можно оценить весь смысл слов Священного Писания
(Откр.20:11-15)
11 И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.
12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
Существует порода христиан, которую англичане описывают так: христиане на четырех колесах. В коляске их привозят креститься, в автомобиле – венчаться, на катафалке ….. Вот тут-то разрывается сердце от жалости и к тому, кого отпевают, и к тем, кто провожает в последний путь своего близкого. Здесь и страдания, и душевная боль, и слезы, и обычное чувство единственности этого мира. То есть полное неверие в "Царство Небесное", а отсюда, скорбь по умершим, которая в основе своей - язычество и безбожие. о. Александр Ельчанинов пишет: «Самая острая скорбь об умершем есть скорбь о себе, эгоистичная, личная боль. Праведные, смиренные, святые в этом случае не скорбят».
Феодор Студит в «Послании 1(189). К братству кизарскому» описывает совершенно иное:
Весть о кончине духовного отца нашего и вашего, возлюбленные братия, поразила нашу душу, как и следовало, и ввергла в тяжкую скорбь. Не об умершем, – блажен он, окончивший блаженную жизнь, доблестный монах, и до старости отлично подвизавшийся, с сохраненною – и это главное – среди бедствий и гонений за добро православною верою, отшедший отсюда и как бы увенчанный венцом правды за исповедание Христово. Но скорбь о нас, или лучше сказать, о вас самих, оставшихся подобно стаду, находящемуся в беспомощном состоянии после переселения доброго пастыря.
Обратимся к книге известной под именем
Екклезиаст (проповедник, по-еврейски когелет; Ек 1:1-12 и др.), которая входит в состав свящ. книг канонических Ветхого Завета. Написана Соломоном в последние годы его блестящего замечательного царствования. А именно к последней
12 главе где в прекрасной поэтической форме излагается описание постепенного приближения старости в жизни человека и затем его смерти.
Еккл.12:5 … Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы;
Плакальщицы под сим названием вообще разумеются наемные женщины, которых обязанность заключалась в проводах умерших с плачем. Все лица встречавшие похоронную процессию естественно присоединялись к плакальщицам и плакали вместе с ними.
У Восточных народов и у Евреев в частности траур, или глубокая скорбь, особенно по умерших, выражалась различно: так например они ударяли себя в грудь (Наум 2:7), рвали волосы на голове и бороде (1Езд 9:3), посыпали пеплом голову (1Цар 4:12), раздирали на себе одежду (Быт 37:29), терзали лицо и покрывали ранами тело (Иер 16:6), проводили время в посте (2Цар 12:16), закрывали голову, лицо и подбородок, ходили босиком (2Цар 15:30), брили голову и бороду (Ис 15:2), облекались в печальную одежду, надевая на себя вретище (3Цар 21:27), во время глубокого траура ложились на землю и садились на пепел (2Цар 12:16, Ис 3:25, Иов 2:8). С плачем соединяли плачевные песни и призывали для того плакальщиц (Иер 9:17, 2Пар 35:25). Траур продолжался семь дней, но в особенных случаях и долее. Подобные же обычаи существовали у древних Греков и Римлян.
Библейская энциклопедия. Архимандрит Никифор.
Все эти события происходили до момента Крестной Смерти Спасителя и Его Воскресения.
По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. "Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век"
(Ин. 11, 26). Над умершим мирянином и монахом (а также и диаконом. - Ред.) читается Псалтирь. В древней христианской Церкви над гробом христианина пелись псалмы всё время, пока умерший оставался непогребенным. Не без причины и не без цели Церковь с древних времен определила читать над гробом умершего Книгу Псалмов, а не другую Книгу Священного Писания. Православный христианин должен с радостью провожать брата своего (или сестру свою) от земли странствия, кровавых подвигов и трудов в блаженную Страну Вечности и петь торжественный псалом и гимн Богу, освободившему усопшего от уз мира.
Дорога в очах Господних смерть святых Его! Или Честнá предъ Гóсподемъ смéрть преподóбныхъ егó. (Пс.115:6)
Господь дорожит смертью святых, посылает ее тогда, когда это нужно, а потому избавляет праведников от тяжелого и, по-видимому, безвыходного положения, в которое они попадают (см. Пс 114.3 Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.). Таков смысл этого выражения по контексту речи и по параллели с Пс 114.1. Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое. С этим не стоит в противоречии и обычное понимание, что Господь любит праведников и дорожит ими при их смерти, т. е. Господь по смерти принимает праведников к Себе и награждает их. Здесь тогда заключается ясное учение о загробном мздовоздаянии и бессмертии человеческой души.
Пс 33.22 Смéрть грѣ́шниковъ лютá (Убьет грешника зло)
Безбожники и вообще неверующие в Промысл Божий и в бессмертие души ложно сами себя и других хотят уверить, что все человеческие бедствия и злострадания оканчиваются со смертью человека. Чтобы нечестивые так не думали, пророк присовокупляет: смерть грешников люта, потому что в час смерти с ужасом увидят они, что все потеряно и они погибли: нет никакой надежды поправить участь свою. Бог прогневан, совесть грызет, и подступают истязатели, темные силы демонов. А состояние по смерти еще лютее, еще ужаснее, там делом испытывается то, ожидание чего ужасало в час смерти. Души грешных тотчас берутся темными силами и отводятся в места мрака и мучений предначинательных, в ожидании окончательного решения горькой участи их на Страшном Суде.
Пс 33.23
Избáвитъ Госпóдь дýшы рáбъ свои́хъ, и не прегрѣшáтъ вси́ уповáющiи на негó.
Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.
В сих заключительных изречениях псалма рабам Божиим предвозвещается участь, противоположная той, какая предсказана грешникам. Избавит Господь души раб Своих, т.е., изведши их из темницы тела
(Пс. 141:8), Он не допустит до какого-либо неприязненного действия на них со стороны врагов и, освободив от всех скорбей, теснивших их во времени, чрез сень смертную, прямо переведет в места светлые и прохладные, где нет ни печалей, ни воздыханий. Вот почему "смерть преподобных честна пред Господом"
(Пс. 115:6), тогда как смерть грешников люта. Все временные избавления суть только предвестия и предвкушения того окончательного избавления, которое будет испытано и вполне сознано по исходе из тела и введении в райское блаженство, хотя еще предначинательное. Тогда-то осязательно окажется, что не прегрешают вси уповающие на Господа.
Объяснение священной книги псалмов. прот. Григорий Разумовский.
Иоанн Златоуст. Слово о Лазаре. Слово 5. Заглавие этого слова следующее: "на слова апостола: не хощу же вас, братие, не ведети о усопших, да не скорбите (1Фес 4.13), также об Иове и Аврааме".
Итак вы слышали, как Павел сегодня взывал и говорил:
не хощу же вас, братие, говорил он, не ведети о усопших, да не скорбите, якоже и прочии неимущии упования (1Фес 4.13). То - евангельское сказание о Лазаре, - это - апостольское изречение; но вещают они вполне согласно. И в той притче мы много рассуждали о воскресении и будущем суде, и теперь слово привело нас опять к тому же предмету. Таким образом, хотя мы станем разбирать апостольское место, но здесь найдем то же сокровище; ибо и тогда вся моя речь клонилась к тому, чтобы научить слушателей - считать за ничто блестящие предметы настоящей жизни, но устремлять надежды далее и ежедневно помышлять о тамошних приговорах, о страшном судилище и о неумолимом Судии. Это сегодня внушает нам и Павел в прочитанных словах. Внимайте же.
13 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
15 Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
18 Итак утешайте друг друга сими словами.
(1Фесс.4:13-18)