Богословие личности и динамическая теория материи

Санкт-Петербург
Православный христианин
Продолжая тему: сущность и ипостась, предлагаю обсудить понятие личность в богословии.
У некоторых участников есть мнение, что развитие темы богословие личности современными учеными может привести к искажению догмата о Троице.
Но это далеко не так считают многие мыслители и богословы. К тому же, нам ближе понятие "личность" , а в нашей духовной жизни мы находимся в постоянном общении, как личности. Да и сама личность раскрывается именно в общении нас друг с другом в Едином Теле, глава которого Иисус Христос

"Восточное предание никогда не проводило резкого различия между мистикой и богословием, между личным опытом познания Божественных тайн и догматами, утвержденными Церковью. Слова, сказанные сто лет тому назад великим православным богословом митрополитом Филаретом Московским, прекрасно выражают именно это положение: «Необходимо, чтоб никакую, даже в тайне сокровенную премудрость (мы) не почитали для нас чуждою и до нас не принадлежащею, но со смирением устроили ум к божественному созерцанию и сердце к небесным ощущениям»
профессор Владимир Николаевич Лосский

Как показал наш опыт в обсуждении предыдущей темы, для рассмотрения богословия личности, начинать надо ( в том числе) и с понятием динамической теории материи у мыслителей XX века.

"Связь и единство ипостасного и природного начал позволяет через привлечение важнейших понятий богословия личности, таких как логос (λόγος), тропос (τρόπος), произволение (προαίρεσις), а также энергия (ἐνέργεια) и сила (δύναμις), определить основные положения динамической теории материи в ее святоотеческом понимании. Материя является одновременно «материалом» и «учителем» для человеческой личности, отражая в своей динамике характер личностных процессов и отношений человека с Богом и себе подобными...

Исходя из сообразности Адама Богу, православное богословие видит основу равновесия между единством и множественностью именно в человеческой личности. Неделимым «атомом» бытия выступает в святоотеческом дискурсе ипостась Адама. Материя же во всех ее формах и видах, понимаемая как все многообразие сотворенного «из ничего» вещества, несет в себе прежде всего начало единства. Это видно и из библейского повествования о неоформленном состоянии первозданного вещества, ставшего исходным материалом для последующих творческих деяний Творца
." епископ Кирилл и игумен Мефодий (Зинковские)

 
Крещён в Православии
"Связь и единство ипостасного и природного начал позволяет через привлечение важнейших понятий богословия личности, таких как логос (λόγος), тропос (τρόπος), произволение (προαίρεσις), а также энергия (ἐνέργεια) и сила (δύναμις), определить основные положения динамической теории материи в ее святоотеческом понимании. Материя является одновременно «материалом» и «учителем» для человеческой личности, отражая в своей динамике характер личностных процессов и отношений человека с Богом и себе подобными...

Исходя из сообразности Адама Богу, православное богословие видит основу равновесия между единством и множественностью именно в человеческой личности. Неделимым «атомом» бытия выступает в святоотеческом дискурсе ипостась Адама. Материя же во всех ее формах и видах, понимаемая как все многообразие сотворенного «из ничего» вещества, несет в себе прежде всего начало единства. Это видно и из библейского повествования о неоформленном состоянии первозданного вещества, ставшего исходным материалом для последующих творческих деяний Творца
." епископ Кирилл и игумен Мефодий (Зинковские)
Невольно вспоминается момент из кинофильма Даун Хаус.
1698486427565.png

Это все что я могу сказать по этомй теме.
Но с удовольствием почитаю. Молча.
 
Православный христианин
А мне все едины, и сущность, и ипостась, и динамическое богословие, не вижу разницы :)
 
Православный христианин
предлагаю обсудить понятие личность в богословии
Так сформулируйте, как, на Ваш взгляд, определяется понятие "личность" в богословии; и при чём здесь динамическая теория материи.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Это все что я могу сказать по этомй теме.
Но с удовольствием почитаю. Молча.
Однако в другой теме вы затронули эти понятия и даже решились порассуждать, в теме "сущность и ипостась"
#2.010
В любом случае, мне непонятно только первое - “Природа, согласно философам, есть начало движения и покоя; согласно же отцам — вид, о котором говорится в отношении многих вещей, различных по числу, в том, [что касается их] какой бы то ни было «чтойности».”.
"Почему?

Нет же проблем(ну у меня, у Вас, если Вы мыслите категориями “частная сущность”, на словах от них открещиваясь канешн, то тогда да, онтологический прироритет сдвигается, что не только глупость, но и безумие, “абстрактное реальнее конкретного”).

Воипостасное, любая “сущность” “начинает” “двигаться и покоиться” только будучи воипостасным, не вижу ни проблем ни “нечего мудрить”.

Ведь если все последующее легко понять “нечего мудрить”, "философы мудрствуют, индвид есть..., но это лишнее, индвидид - ..." то первое для меня в шаблон не вписывается."

Итак, в христианском видении материя предстает динамичной, оживотворенной «светоносной семенной» силой (δύναμις), которую Бог ввел как потенциальную способность для участия в развитии, задаваемом личностью Бога и человека. В отличие от естественного для природных процессов закона кругового превращения стихий, здесь речь идет о том, что материя под действием Божественной благодати, посредником которой является Адам, призвана к восстановлению первоначальной гармонии и красоты, к приобретению новых свойств, характерных для обоженного состояния.
«динамическая теория материи… объясняет как изменение, происшедшее в первоначальной природе после грехопадения, так и воскресение тел. Элементы материи переходят из одного тела в другое таким образом, что вселенная представляет собою единое тело». Вл. Лосский опирается на учение о материи святителя Григория Нисского, согласно которому «все существует одно в другом, и все вещи взаимно друг друга поддерживают, ибо претворяющая сила в некоем вращении заставляет беспрестанно переходить одни земные элементы в другие, чтобы привести их снова к их исходной точке». (КЗ)
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Так сформулируйте, как, на Ваш взгляд, определяется понятие "личность" в богословии; и при чём здесь динамическая теория материи.
Все творение находится «под Богом» как Творцом и Причиной этого (всего) сущего.
Вершину иерархии человеческого естества составляет ум, как высшая часть души - местопребывание личности, как престола человеческой ипостаси, содержащей в себе совокупность своего естества - " дух, душу и тело"....
Материя является одновременно «материалом» и «учителем» для человеческой личности, отражая в своей динамике характер личностных процессов и отношений человека с Богом и себе подобными.
Таким образом , динамическая теория материи тесна связана с понятием "личность" человека.
 
Крещён в Православии
Материя является одновременно «материалом» и «учителем» для человеческой личности, отражая в своей динамике характер личностных процессов и отношений человека с Богом и себе подобными.
???
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Что Вас так удивило?
Материя, во всем своем многообразии сотворенное "из ничего" вещество, ставшим исходным материалом для последующих творческих деяний Творца.
В творении святителя Григория Нисского "о Шестодневе"
"Сказано: «в начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1), и за сим все, что содержит в себе слово о миробытии, сказуется приведенным в бытие в продолжение шестоднева. Но прежде исследования написанного надлежит, думаю, согласиться слову в том, что в Божеском естестве изволению сопутственно могущество, и мерою Божия могущества служит воля. Воля же есть премудрость; и премудрости свойственно не незнать, как может произойти каждая вещь."


 
Крещён в Православии
Что Вас так удивило?
Материя, во всем своем многообразии сотворенное "из ничего" вещество, ставшим исходным материалом для последующих творческих деяний Творца.
В творении святителя Григория Нисского "о Шестодневе"
"Сказано: «в начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1), и за сим все, что содержит в себе слово о миробытии, сказуется приведенным в бытие в продолжение шестоднева. Но прежде исследования написанного надлежит, думаю, согласиться слову в том, что в Божеском естестве изволению сопутственно могущество, и мерою Божия могущества служит воля. Воля же есть премудрость; и премудрости свойственно не незнать, как может произойти каждая вещь."
Меня удивило, что материя является материалом для личности, а еще и учителем личности.
 
Православный христианин
Все творение находится «под Богом» как Творцом и Причиной этого (всего) сущего.
Вершину иерархии человеческого естества составляет ум, как высшая часть души - местопребывание личности, как престола человеческой ипостаси, содержащей в себе совокупность своего естества - " дух, душу и тело"....
Материя является одновременно «материалом» и «учителем» для человеческой личности, отражая в своей динамике характер личностных процессов и отношений человека с Богом и себе подобными.
Таким образом , динамическая теория материи тесна связана с понятием "личность" человека.
То есть по Вашему определению получается, что личность - это духовная часть ипостаси человека, а не вся ипостась. Так?

И ещё вопрос: включает ли понятие "материя" духовную часть творения; судя по тому, что пишут Зеньковские, у них материя - это вещество (как в 19 веке). То есть опять, как по игумену Никону: психология "ограничивается кожей"
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
То есть по Вашему определению получается, что личность - это духовная часть ипостаси человека, а не вся ипостась. Так?

И ещё вопрос: включает ли понятие "материя" духовную часть творения; судя по тому, что пишут Зеньковские, у них материя - это вещество (как в 19 веке). То есть опять, как по игумену Никону: психология "ограничивается кожей"
Думаю, что личность и ипостась это понятия тождественные. Пытаясь разобраться в этой теме, необходимо проследить откуда развивались эти похожие понятия.

"Считая «личную форму бытия» наивысшей и признавая адекватность таких словосочетаний как «абсолютная Личность» или «Личность Бесконечного», целый ряд русских богословов XIX – начала XX века считает возможным применить термин «личность» как взаимозаменяемый с терминами «ипостась» и «просопон» в Триадологии. Так, свт. Феофан Затворник отождествляет понятия «ипостасной раздельности» и «неслиянности» Лиц Троицы с «личной раздельностью» при одновременном наличии «общения единого естества» между ними. Свт. Филарет (Гумилевский) и митр. Макарий (Булгаков) обращают внимание на единственное начало личного бытия в Боге – личность Отца, вечно рождающего ипостась Сына и изводящего ипостась Духа. Еп. Никанор (Бровкович) и М. Д. Муретов говорят о «живой личности христианского Бога-Отца», отмечая, что Отец есть не безличное начало. О том же говорит отец Иоанн Кронштадтский, критикуя учение графа Л. Толстого, который отрицал бытие «личного Триипостасного Бога." МЗ
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
И ещё вопрос: включает ли понятие "материя" духовную часть творения; судя по тому, что пишут Зеньковские, у них материя - это вещество (как в 19 веке). То есть опять, как по игумену Никону: психология
Зеньковские изучают творения свв отцов, в частности, понятия динамического развития материи берется из сочинений Григория Нисского. Если поразмыслить, то материя ( в том числе и духовная) - это плод творения Бога, так что никакой психологии, - все от Бога!
 
Православный христианин
то материя ( в том числе и духовная)
Я прочитал у Зеньковских такое определение:


Поэтому я предположил, что у них духовный мир в понятие материи не входит.
 
Православный христианин
Честно говоря, я не понял ни из Ваши постов, ни из их статьи, как теория динамического развития материи помогает понять определение личности.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я прочитал у Зеньковских такое определение:



Поэтому я предположил, что у них духовный мир в понятие материи не входит.
Полный текст звучит так:
Исходя из сообразности Адама Богу, православное богословие видит основу равновесия между единством и множественностью именно в человеческой личности. Неделимым «атомом» бытия выступает в святоотеческом дискурсе ипостась Адама. Материя же во всех ее формах и видах, понимаемая как все многообразие сотворенного «из ничего» вещества, несет в себе прежде всего начало единства.
 
Православный христианин
Полный текст звучит так:
Исходя из сообразности Адама Богу, православное богословие видит основу равновесия между единством и множественностью именно в человеческой личности. Неделимым «атомом» бытия выступает в святоотеческом дискурсе ипостась Адама. Материя же во всех ее формах и видах, понимаемая как все многообразие сотворенного «из ничего» вещества, несет в себе прежде всего начало единства.
И как это меняет смысл выражения "материя..., понимаемая ка всё многообразие сотворённого "из ничего" вещества..."?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Поэтому я предположил, что у них духовный мир в понятие материи не входит.

Материя же во всех ее формах и видах, понимаемая как все многообразие сотворенного «из ничего» вещества, несет в себе прежде всего начало единства.
Откуда у Вас возникает это предположение???

Разве духовный мир не сотворен из ничего?
Сотворен.
Разве духовный мир невещественен?
Один Бог только Дух, а бестелесные ангелы имеют "тонкую" , но материю.

Однако, речь у КМЗ идет о том, что человек, (как личности), призван через исцеление произволения и укоренение в добродетелях, содействием нетварных Божественных энергий, привести негативно измененную материю мироздания к обожению, которое окончательно совершится в конце времен.



Святоотеческое богословие позволяет говорить о возможности как позитивной, так и негативной динамики изменения материи, связывая характер этой динамики с движением к Богу или от Него...
Святоотеческая мысль касается таких вопросов, как характер изменения материи в грехопадении праотцев, в человеческом естестве воскресшего Христа, в нашем естестве в результате приобщения к таинствам церкви, в аскетическом подвиге, а также вопросов об иерархичности человеческого естества и о значении произволения в движении материи к обожению.
«Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем 2:24).


Все это мы читали в СП , но размышляя о сущности и ипостаси, мы постоянно сталкиваемся с личностными причинами.

Искажение динамики целостного ипостасно-природного бытия первых людей произошло в результате нарушения их личностной связи с Богом через непослушание Ему. Они устремились к материальному без и помимо Бога.

Грехопадение Адама и Евы было прежде
всего личным, или ипостасным, действием, но оно сказалось на всем духовно-телесном составе человеческого естества и на всем окружающем мире. Материя, предназначенная Богом для нетления и для служения благобытию человека, сама по себе не имела «никакого основания [логоса] как для сверхъестественного, так и для противоестественного.....материя открылась для него вне Бога как неизбежно приносящая тление. Такое состояние материи, возникшее как результат умаления благодати Святого Духа и дара жизненных сил, можно определить как тленное и противоестественное по отношению к изначальному замыслу Бога.»
 
Православный христианин
Откуда у Вас возникает это предположение???
Потому что есть слово "вещество", которое для меня означает нечто, состоящее из элементарных частиц.

Разве духовный мир невещественен?
Судя по всему, для Вас "материя" и "вещество" - синонимы. Для меня нет.

бестелесные ангелы имеют "тонкую" , но материю
Что такое "материя" тогда? Всё тварное?
 
Сверху