Всё таки хотелось бы вернуться к статье, на которую уже оставляла ссылку в теме. Вернуться к статье игумена Нектария Морозова. Не с целью поспорить или что-то доказывать. Нет. Может быть кто-то прочтя его слова ещё раз посмотрит на положение бродячих собак в нашем обществе, среди нас, другим взглядом. Который, может быть, не хочется принимать и он непонятен.
Только ведь, собственный взгляд на какие-либо вещи, только обогащается, когда соприкасается со взглядом другого.
Cуть в том - что с грехопадением "праотцев извратился стройный порядок прекрасно устроенного Творцом мира". Это сказалось и на поведении животных, и на их взаимоотношениях с людьми.
" Почему мы так часто видим животных в житиях — рядом со святыми? Почему могилу Марии Египетской копает лев? Почему Герасим Иорданский дружит со львом, а к русским лесным отшельникам запросто ходят в гости медведи? Не потому ли, что зверь бессознательно чувствует в святом человеке того, первозданного, не поврежденного грехом Адама? Не потому ли, что обоняет своим звериным нюхом воздух утраченного Рая?" (c)
Виноват человек. Нужно налаживать свою связь с Богом. Тогда и животные будут относится к человеку по другому. А пока мы можем вслед за преподобным Нектарием (Оптинским) сказать: - Преподобный Герасим Иорданский был великий старец, и потому у него был лев... А мы малы, и у нас - кот.
***
- Господь не только в пищу и в помощь дал нам животных, но и нас поставил ответственными за них. Поэтому и имена человек животным по повелению Божию нарекает (см.: Быт. 2, 19). И сама земля, на которой в особом ее месте, «в Раи сладости», обитал первозданный человек, была и остается его зоной ответственности — с того самого момента, как было поручено ему рай
возделывать и хранить (ср.: Быт.
2, 15).
Но не соответствуем мы возложенной на нас ответственности — как прежде, когда с грехопадением праотцев извратился стройный порядок прекрасно устроенного Творцом мира, так и сейчас, когда мы пользуемся всем сотворенным с такой безалаберностью, словно и на самом деле после нас — лишь то, что было когда-то давным-давно: потоп…
... вот бежит по улице стая бездомных собак. Им холодно, они отощали, их ребра торчат, а шерсть свалялась. О чем думаем мы, глядя на них? О том, что они могут кого-то, в том числе и нас, покусать. Мы можем заразиться бешенством и умереть. Это проблема! И ее надо решать. И проблема решается — когда посредством отлова, а когда и отстрела — прямо на наших глазах.
Но ведь могли бы мы думать и об ином, видя эти взъерошенные загривки, затравленные, бесконечно грустные глаза. О том, что тварь
покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим.
8, 20–21), что
вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (22). Из-за нас мучится, из-за древнего, праотеческого греха и из-за грехов наших нынешних, продолжающих разрушать мир и все, что в нем. Ведь не из ниоткуда взялись эти несчастные бродячие псы. Кто-то сначала приручил их и не остался за них в ответе, а бессовестно выгнал на улицу.
Мы виноваты перед ними, как и друг перед другом. Только вот братья меньшие — они-то в чем виноваты? В том-то и дело, что ни в
чем. За нас страдают.
Сердце человека XXI века привычно жестоко: мы привыкли ко множеству вещей, к которым привыкать нельзя в принципе. Привыкли к войнам без видимых причин, к массовому убийству детей в материнской утробе. Мы привыкли к постепенному угасанию в убогих, нищих квартирках — без медикаментов и денег, на которые можно было бы их купить, — отдавших все родной стране стариков. Привыкли к бездомным, бомжам, умирающим от холода и голода на улицах, у наших ног.
Более того, мы находим этому успокаивающее нас — если не оправдание, то объяснение: «Эти люди в своей жизни сами что-то напутали, напортили, заблудились…». Или еще лучше, «духовней»: «Они грешили и теперь за грехи свои расплачиваются». Так мы отгораживаемся от единства, от общности наших судеб с их судьбами и с судьбой человечества.
Наверное, нет ничего удивительного в том, что пастыри Православной Церкви «мало говорят на эту тему» — то есть о животных и о правильном, христианском отношении к ним. Согласитесь, трудно представить себе проповедь, посвященную этому вопросу и произнесенную с амвона. Тем не менее тема эта лично...
pravoslavie.ru
***
Один человек не может изменить мир и происходящее в мире. Но мир может измениться если каждый человек захочет меняться. Человеков же много. И если каждый на своём месте будет стараться жить по Заповедям Божиим, будет меньше брошенных напрасно слов, людей и собак. Будет меньше запустения вокруг нас.