Скажу сразу: то, что я напишу, возможно совсем не отражает позицию Церкви, поскольку я, хотя и много чего прочла из Церковной литературы, по сути есть "не воцерковленная самоучка", а потому излагаю ответ так, как это я сама все это поняла.
Бог не раздает благодать ни в качестве награды, ни в качестве дара по принципу "захотел дал, не захотел - не дал". Бог непрерывно изливает благодать на всех нас и на весь мир. Можно сказать так, что благодать - это суть Бога, пронизывающая собой все существующее. Она есть всегда и везде.
Если говорить об образном представлении и "механизмах", то я бы визуализировала процесс так: благодать можно представить в виде света, исходящего из центра мироздания сразу во всех направлениях (как от Солнца), а человека я бы представила в виде полого цилиндра (трубы). В идеальном состоянии этот цилиндр должен быть повернут отверстием к центру и быть совершенно чистым, и тогда свет (благодать) будет непрерывно проходить сквозь него и в любой момент времени этот цилиндр будет под завязку заполнен светом. Однако после грехопадения наши цилиндры и развернулись под беспорядочными углами к центру, и еще перестали быть чистыми, они забились грехами, как грязью, которая даже в стенки цилиндра въелась ржавчиной. И света (благодати) в нас есть ровно столько, насколько большой по диаметру просвет сквозной в этой грязи остался.
И вот если хочешь ты благодати побольше стяжать (хоть сколько-нибудь её в каждом все равно есть - свет же везде проникает), тогда нужно стараться цилиндр свой как можно больше прочистить и как можно ровнее к центру развернуть. И вот как раз тут мы и используем в качестве средства для стяжания благодати (т.е.прочистки нас от грехов) все то, о чем говорил С.Саровский: милостыню, посты, молитвы и иное доброделание. Конкретно о милостыне вижу так: чего хочет от нас Бог в отношении других людей? Чтобы мы их любили. Чего хочет Бог от меня в отношении меня самой? Чтобы я, помимо прочего, была не жадной (нестяжательство). И давая милостыню я помогаю ближнему, т.е. проявляю в действии свою любовь к ближнему, тренирую (прочищаю) свою душу от жадности, борюсь с гордыней в себе, которая считает, что раз я смогла заработать, то и им надо было не просить, а идти работать. Конечно это не весь перечень забивающих нас грехов, но! если регулярно этим средством пользоваться, то просвет во мне для благодати будет пошире ))) А для других грехов (грязи в моем цилиндре) существуют другие средства, например пост (для смирения, воздержания и терпения) и т.п. И если чистить бросать, то грехи опять коркой нарастают почти все, но тут у каждого индивидуально.
И вот, чем больше в моем личном арсенале таких средств и чем активнее я их использую, тем чище мой цилиндр и тем больше на данный момент через меня проходит божественного света (стяжала больше благодати).
Исходя из сказанного, в моем понимании первоначальная постановка вопроса "какой целью должны быть мотивированы действия человека, чтобы Бог послал ему благодать" смотрится бессмысленно. Как по мне, так вопрос должен звучать так: "что мне надо делать, чтобы вернуть себе утраченную способность воспринимать изливаемую Богом благодать"
Конечно, сравнение достаточно упрощенное, но для пояснения настоящего вопроса, в целом, на мой взгляд, подходит.