Грань очень тонкая. Я тоже до конца не понимаю.
Преп.
Паисий Святогорец говорил: "
Если сердце человека прилагается к суетным вещам века сего, то уже он не раб Божий, а раб мира, и вместе с ним осудится." Это речь идет о человеке, полностью согласным во всем с учение Православной Церкви. А что говорить о несогласных?
В своем 1 Послании Св. Апостол Иоанн Пишет: "
Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех: но есть грех не к смерти" (1 Ин. 5:16,17).
В одной теме на этом форуме это уже обсуждалось и пришли к выводу, что смертным грехом может быть или тяжкий грех (хула на Духа Святого, прелюбодеяние, убийство, идолопоклонство), или много нераскаянных малых грешков, которыми человек пренебрегает, потому что они малы, и потому не кается.
По поводу того, за кого можно молится.
Мне рассказывали об одном наркомане, который, желая слезть с иглы, умолял молиться за него, боясь смерти. Тем не менее не мог с собой ничего поделать, так сильна была тяга. Мне кажется, что такой человек, желающий исправиться, но не могущий, и со слезами умоляющий помочь молитвой, все-таки заслуживает молитвы и снисхождения.
Другое дело император Юлиан Отступник, который жил во времена святителя
Василия Великого. Он не желал исправляться и не просил молиться о его исправлении, а наоборот преследовал христиан (пытал и убивал). И тогда святитель
Василий Великий помолился (об избавлении от него) и во время войны неожиданно влетевшее из вражеского стана копье попало точно в туловище царя. То же самое Ленин. Это люди, о спасении которых нельзя молиться.