С моей точки зрения наиболее интересен иной вопрос. Бог предвидел падение денницы и большого количества ангелов, предвидел и падение Адама и Евы. Грех это «ошибка». Так как сотворённые не могли быть Богом то они могли ошибаться, ведь не ошибается только Бог.
Вопрос о происхождении зла (и вот разные подвопросы по теме) конечно же связаны и с темой апокатастасиса. Недавно
тут тема снова поднималась.
Но давайте рассмотрим этот вопрос.
Грех это ошибка. Не ошибаться в принципе может только Бог.
Значит ли это, что тварь хотя бы раз на бесконечность случаев таки ошибётся?
Возможно, Виталий про это и говорил:
Парадокс в том, что, чтобы предвидеть неизбежность грехопадения, даже не нужно быть Богом. Человек, сотворенный с абсолютной свободой воли, равной свободе воли Бога, не мог не согрешить, потому что человек не знал опытно, кто он есть без Бога.
Хотя мы с ним сейчас ведём переписку в почте по этому вопросу тоже и может быть перенесём её и на форум сюда.
Что я думаю? Я в общем то уже ответил частью
тут.
Разумеется теоретическая возможность противления Богу существует.
- Уже само существование Бога логически допускает противо- и без-Божие. Тут у меня был интересный дискурс с зороастрийцами. Пришёл я к ним поговорить о природе Ахримана, меня заинтересовала одна из идей в зороастрийской среде, что Ахриман не сущность, а логическая возможность, так скажем "математический Ахриман". Ну и наши российские зороастрийцы (уж по крайней мере те, с которыми я пообщался) стремятся к своей ортодоксальности и прямо мне сказали, что теория "математического Ахримана" суть новомодная ересь (видимо под христианским влиянием возникшая), а так Ахраман конечно изначальных злой дух, которого впрочем в будущем не будет.
- И конечно учитывая свободу разумных тварей им разумеется было возможно сказать Богу "нет".
- Ну и наконец то, что тварь не обладает всеведением и лучшим знанием конечно также даёт возможность греху-ошибке.
Но возможность ещё не означает её непременную реализацию.
Просто уже опыт говорит, что Денница согрешил, а вот Микаэль устоял. А ведь оба были в равных условиях.
Второй вопрос тоже интересен.
Ошибка происходит в оценке себя, своего места, сотворённое существо естественно имеет свою волю и поэтому направление движения сознания так важно. Желание быть "богом", жить независимо от Сущего , быть противником Подателя Жизни это самое худшее состояние для сотворённого существа.
Процитирую из статьи владыки Илариона (я ссылался на неё
тут).
«Возможность ада, по мысли протоиерея
Георгия Флоровского, заключена в изначальном парадоксе творения: «В акте творения Бог создает нечто иное, чем Он Сам, нечто «противное» Себе. Следовательно, тварный мир имеет свой собственный модус существования». Бог даровал тварному миру свободу, а значит, и автономию. В этом выразилось «кенотическое самоограничение» Бога, Который «так сказать, потеснился и дал место для иного бытия». Как пишет Флоровский, «острие кенотического парадокса не в существовании мира, а в возможности ада. Мир может быть послушен Богу и в своем послушании служить Богу и являть Его славу...
Ад, напротив, означает непокорность и отчуждение».
Тварь не Бог. Тварь - инобытие для Бога. Тварь в принципе имеет иную чем Бог природу и соотв. иное, чем Бог бытие.
В этом смысле говорить, что грех это желание некой автономности от Бога не совсем верно. Тварь и так имеет эту автономию.
Можно было бы даже сказать, что грех это не желание уйти от Бога, а нежелание войти в бытие Бога.
Однако же тварь была сотворена не совсем нейтрально и выбор твари жить самим по себе, как им хочется и против того как хочется Богу всё же не может создать альтернативное Богу, но счастливое бытие, просто потому, что Бог - объективная Истина, Сама Объективность (говоря буддийским языком Таковость, а по нашему Сущий), и следовательно жизнь без и против Бога не может не быть ошибочной, чисто логически, ведь если Бог фундаментальная Объективность, то разумеется противоречие Объективности и Истине будет ложью и ошибкой. Таким образом в силу логических причин невозможно существование злой или просто альтернативной Богу Объективности. Извечный Ахриман невозможен логически.
"Объективность зла" возможна только математически, только как логически мыслимое противность Богу - Истина - ложь, Бытие - небытие, Жизнь - смерть и т.д. Но двух Объективностей быть не может. Альтернатива Объективности только логически мыслимая, математическая. Если есть Объективность, Истина, то ложь логически зависима от Истины и не может быть альтернативной второй истиной, пусть и с другим вектором.
В силу же этого, Бог не мог сотворить тварь совершенной нейтральной. Бог может дать бытие иному, чем Сам, но не может сотворить злое бытие, да и само бытие не может быть нейтральным, так как само бытие благо. И разум благо, и свобода. Тварь насыщена благом. И логически невозможно быть совершенно нейтральным к Богу, так как невозможно быть одновременно разумным и неразумным, свободным и несвободным, быть и не быть одновременно. Поэтому нет и не может быть злых сущностей. И тут мы как раз может говорить об отпадении от Бога, отпадения и самой твари от своего нормального бытия.
Так что злой объективности быть не может. Не может быть злых сущностей и совершенной нейтральности к добру и злу.
Но будучи иной, чем Бог и свободной, тварь может эту математическую возможность зла реализовывать в себе.
И кстати, то, что злой объективности быть не может, а сама тварь не создана злой и даже совсем нейтральной лежит возможность спасения всех. Но опять же именно свобода является определяющим фактором.
Можно хотеть зла и жить против Бога. Но вторая злая объективность невозможна. Так сатана может лгать сколько угодно, но не может сделать свою ложь альтернативной истиной и стать вторым злым богом. Это логически невозможно.
И тут ещё один момент. Тварь не самосуща. Тварь не является причиной своего существования. И могу только предположить, что Денница и восхотел быть как Бог, потому, что увидел, что он не самосущий и захотел быть второй объективностью. Но пинять Богу за это абсолютно глупо, потому, что Бог опять таки в силу логических причин не мог создать Денницу второй объективностью. Возможны две воли, но невозможны две истины. Точно также Бог не мог дать Деннице самосущности и изначального бытия, это опять же логически бессмысленно, ведь это значит тоже самое, что сотворить несотворённого.
Денница тут мог бы обвинить Бога, мол зачем Он вообще тогда его создал. Но не говоря о том, что Бог создал всех тварей для счастья и дал им его сразу, дал им и максимально логически возможную автономность и свободу, наконец дал возможность войти в Его Бытие, то не говоря уже об этом такая претензия сатаны также логически абсурдна: чтобы обвинить Бога или заявить, что вот его сатаны правда правее - нужно для начала быть и мыслить. То есть, если сатана прав, то только в силу того, что его создал Бог и дал ему разум. Следовательно для того, чтобы сатана был прав нужно, чтобы был прав Бог. Упрёк Бога в том, что Он не прав потому, что создал Денницу логически абсурден, ведь чтобы такая правда этого упрёка могла бы существовать и мыслиться, Бог должен был бы Денницу создать для начала, то есть, чтобы мыслить неправоту Бога и быть правым при неправом Боге нужно признать как благо само мышление и бытие, а значит признать правоту Бога. Следовательно претензия сама в себе аннигилируется.
И это не говоря уже о том, что Бог не может быть не прав, потому, что Объективность не может быть не объективной, и Истина не может быть не-истиной.
Итак, если подытожить
- Тварь иное, чем Бог и обладает максимальной логически возможной автономией.
- При этом тварь не может быть совершенной нейтральной или быть злой по сущности.
- Объективность зла может быть только математической, но возникновение злой объективности невозможно.
- Следовательно тварь может выбирать злое бытие, но не может превратиться в злого бога.
- Следовательно зло всегда будет ошибкой.
- То, что злых сущностей не бывает, и злая объективность принципиально недостижима даёт возможность и всеобщего спасения.
- Однако практически как и грехопадение, так и спасение определяется в конечном итоге свободной волей.
Всеобщее спасение возможно настолько, насколько возможно свободное принятие всеми без исключения людьми спасительного Евангелия Христова, насколько возможен свободный выбор в пользу Бога и добра, свободный, добровольный и бесповоротный отказ от зла со стороны всех людей и каждого человека.
- И будучи свободной тварь может волить зло и жить злым тропосом бытия, ошибаться и противиться Богу сколько угодно.
- При этом грех пытается сделать невозможное, установить ошибку как истину, "быть подобным Всевышнему", противиться Богу, а значит пытаться одновременно быть и не быть, быть свободным и порабощаться, быть разумным и противиться Логосу. То есть и сатана сам в себе не может уничтожить добро полностью и довести дело до того, чтобы изничтожилось благо бытия, разума и свободы, то есть опровергнуть правду Божию. Это снова оставляет надежду на спасение всех. Но опять же тварь иное, чем Бог и обладает своей автономией и свои модусом бытия и может своё бытие определять, пусть даже в этом ошибочной и абсурдном варианте греха.
Итак, в конце концов, думаю, как устоять в истине, так и согрешить, как покаяться, переменить мышление и спастись, так и остаться в противлении не есть некая неизбежность, но обусловлено свободной волей, которая в свою очередь потому и свободна, что не обусловлена ничем и никем, кроме самого волящего.
Ну вот такие размышления сейчас - милостив будь ко мне, Господи - и конечно это вряд ли может быть исчерпывающим ответом на такие вопросы.
Это как "главный ответ на вопрос жизни, вселенной и всего такого - 42".