Ангелы сотворены по образу и подобию Божию, как впоследствии сотворен человек. По отношению к нам Ангелы называются бесплотными и духами. «
Бестелесным и невещественным называется Ангел, — говорит святой
Иоанн Дамаскин, —
по сравнению с нами. Ибо все в сравнении с Богом, единым несравнимым, оказывается грубым и вещественным. Одно только Божество, в точном смысле, невещественно и бестелесно» Ангелы, как научает преподобный
Макарий Египетский Великий, суть тонкие тела.
То, что ангелы в отличие от человека не имеют плоти и не рождаются друг от друга, определяет быстродействие их ума, отсутствие наслаждений или страстей плоти и отсутствие наследования свойств друг от друга. Поэтому нельзя без оговорок сравнивать последствия греха ангелов и человека.
Почему в отличие от Адама часть ангелов не согрешила? Одна часть ангелов, которая еще не распознала последствий зла, увлеклась падшим ангелом. Когда зло распространилось и стали явны отвратительные последствия зла, остальная часть ангелов распознала это и не приняла сторону падшего ангела. Поэтому эти остальные ангелы осталась верны Богу и получили благодать утверждения в добре.
Ангелы. Их отличие в том, что они не имеют еще и животной природы, как человек. Человек в этом смысле совершеннее -он двусоставен, в нем соединяется ангельский и животный мир. Поэтому он был создан как возглавляющий все видимое творение, ему была дана земля, "...чтобы возделывать и хранить ее... (Быт.)"
Адам до падения не был стеснен по телу дебелостью, как сейчас, в этом смысле некорректно говорить, что ангелы отличаются. До падения по быстроте умодвижимости если и отличались люди, то незначительно... Поэтому и падение совершилось так быстро - оно сначала происходит в уме и душе. Для ангелов худой помысел есть уже почти дело - поэтому первый худой помысел вызывает цепную реакцию по нарастающей в сторону усугубления причин, их вызвавших, и так далее.
Вот почему сатана спаде с неба как молния...
Искажение естества противоестественными делами (а помысел ангела есть уже в некотором роде дело, сразу же выходящее на их облик) приводит к обезображиванию, они из светлых становятся гнусными и ужасными... В практически мгновенье он стал из ангела сатаною.
Все отцы говррят, что человек после смерти тоже попадает в те же условия, что и ангелы, как раз в силу того, что душа родственна ангельскому миру, как тело - животному. Поэтому так важно покаяться до смерти. После смерти заложенные семена как добродетелей , так и грехов, развиваются стремительно, молниеносно, как то самое ангельское падение, и если худое возобладает, человек не сможет остановить эту лавину, которая неизбежно тогда утащит его к сродному, в бездну адову.
Вы некорректно приводите слова Дамаскина про бестелесность ангела. Мы нигде не спорим с том, что по сравнению с Богом все грубо и вещественно. Речь идет исключительно об сравнении твари и твари. Ангела и человека. А вы приводите цитату о сравнении с Богом. Не в тему. А то, что любая тварь, имеющая разум, сотворена по образу Божию, т.е. как личность, обладающая самосознанием, и так очевидно. Дамаскин эту мысль выражает ясно. Вы пытались доказать, что Адама сравнивать с ангелами неправильно, а доказали цитатами как раз обратное.
Я не могу согласиться с доводами про "тупых" ангелов. Настолько тупых, что они неспособны различать зло от добра. Я не верю в это, что хотите делайте. Ангелы прекрасно знают, что зло - это уклонение от воли Божией. Другого зла в принципе нет. Сущностно его и подавно нет. Поэтому их падение это всецело их личный выбор, нельзя все списывать только на совращение Денницей. Он им подал пример, но решение приняли они сами. В это же мгновенье, немедленно противоположные решения были приняты оставшимися верными Богу ангелами. Это произошло одновременно. Поэтому ваша конструкция "увидели и поняли, что зло плохо, поэтому верными остались" не выдерживает критики.
Это все учтено на весах правды Божией. Поскольку ангелам падшим не оставлено место для исправления, не сделана даже попытка найти путь к такому переформатированию. В отличии от падших ангелов, в совращении Адама был обман. Это смягчающее обстоятельство, но речь не о юридической стороне даже, само то дело, что Адам увлекся злом, думая, что это путь к добру, произвело повреждение в его природе не столь катастрофичное и необратимое, как у падших ангелов...