Золотопромышленник Иннокентий Сибиряков как издатель

Золотопромышленник Иннокентий Сибиряков как издатель

Шорохова Татьяна Сергеевна

Иннокентий Михайлович Сибиряков (1860 – 1901)…

Некогда этот замечательный сын Сибирской земли заставил говорить о себе всю Россию. Но к глубокому сожалению, после революции его имя было незаслуженно забыто. И неудивительно. Потомственный золотопромышленник, миллионер, близкий знакомый многих выдающихся литераторов и ученых России второй половины XIX века, щедрый благотворитель и меценат, он в расцвете лет раздает все свое состояние на нужды благотворительных заведений и Православной Церкви, покидает мир, принимает монашеский постриг и скрывается в молитвенную тишину Святой Афонской горы. О людях с такой судьбой в безбожное лихолетье не вспоминали.

Но теперь время другое, а жизнь Иннокентия Михайловича Сибирякова вмещает в себя те глубину и высоту, которые просятся не в рядовые биографические очерки, а в жизнеописания и, без преувеличения можно сказать, достойны житийных сводов. Хотя внешне и может показаться, что биография Иннокентия Михайловича Сибирякова не отличается яркостью и значительностью событий, ведь главное ее содержание – почти беспрерывный и преизобильный поток его благодеяний. Но именно этими дарами щедрой и чуткой души был интересен Иннокентий Сибиряков и своим современникам, этим интересен миллионер-монах и нам, потомкам, тем более что немало адресов его благотворительности сохранилось до наших дней.

Имя Иннокентия Михайловича Сибирякова стало возвращаться в Россию в начале нулевых годов. В настоящее время его личность и размах благотворительной деятельности привлекают внимание представителей высших церковных кругов и научного мира, а также тех людей, которые ищут в прошлом примеры достойного служения Богу, Отечеству и своему ближнему.

Неожиданно возникший у меня в 2002 году интерес к личности миллионера-золотопромышленника и выдающегося благотворителя побудил подготовить к изданию его биографию «Благотворитель Иннокентий Сибиряков»[1]. Но на этом интерес к теме исследования не иссяк, и время от времени появляется желание рассказать о той или иной стороне деятельности И.М. Сибирякова с подробностями, которым не оказалось места в биографических повествованиях. Жизнь благотворителя состоит из множества дел, которые на первый взгляд кажутся обыденными, но на самом деле являются созиданием сокровищницы, хранящейся на небесах.

Лет тридцать назад, чтобы издать книгу, автору хватало таланта. Сегодня писателю нужен не только заинтересованный издатель, но и благотворитель, который бы помогал книгам увидеть свет. Так уже было в России более столетия назад, и за опытом отношений «автор-издатель-благотворитель» у нас есть куда обратиться. Об Иннокентии Сибирякове как издателе, причем издателе незаслуженно забытом, пойдет речь в этой статье.

Но прежде чем представить читателям архивные сведения по заявленной теме, замечу, что после принятия Иннокентием Сибиряковым решения о монашестве (1894 год) в его новой – теперь не светской, а церковной – жизни были свои, не менее значительные достижения на почве благотворения: это пожертвования и на Воскресенский скит на Валааме, и на Николо-Уссурийский монастырь в Приморском крае, и на храм Казанской иконы Божией Матери в Иркутске, и на собор Апостола Андрея Первозванного в Русском Свято-Андреевском скиту на Афоне… В этой обители и скрылся от мира миллионер-золотопромышленник Иннокентий Михайлович Сибиряков. Правда, схимник Иннокентий (Сибиряков) в афонский период жизни книгоиздательством не занимался, хотя, как знать… Свято-Андреевский скит в эти годы издавал и свой журнал, и книги в духе христианского благочестия, которые расходились по всей России.

Родился Иннокентий Михайлович Сибиряков в Иркутске, в семье золотопромышленника М.А. Сибирякова. Фамилию купцов Сибиряковых нередко и по праву современники ставили на первое место при перечислении сибирских купеческих родов. Тех родов, которым «принадлежала честь открытия новых месторождений в Саянах, на Лене и в Витимской тайге»[2].

Иннокентий Михайлович Сибиряков. Фото из академического издания (1929 г.).
Иннокентий Михайлович Сибиряков. Фото из академического издания (1929 г.).

Оказавшись наследником крупного капитала в четырнадцатилетнем возрасте, Иннокентий Сибиряков в 1875 году пребывает в Петербург. Столица России становится для него вторым родным городом. В том же году юный капиталист поступает в гимназию Ф.Ф. Бычкова, а здание, в котором расположена гимназия, приобретает в собственность. Дом ремонтируется и расширяется[3]. Владельцем этого здания, расположенного по адресу Лиговский проспект, 1, Иннокентий Михайлович оставался в течение почти двадцати лет. В начале 90-х годов XIX века этот дом был подарен золотопромышленником крупному ученому-физиологу П.Ф. Лесгафту вместе со значительной денежной суммой, что позволило известному педагогу создать учебное заведение, известное теперь под названием Академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.

Домовладение И.М. Сибирякова в Петербурге. Лиговский проспект, 1.
Домовладение И.М. Сибирякова в Петербурге. Лиговский проспект, 1.

Жизнь и благотворительная деятельность Иннокентия Михайловича Сибирякова во многом были связаны с книгой: во-первых, миллионер собрал прекрасную библиотеку по истории и географии Сибирского края, в которой были и редкие издания; во-вторых, он щедро жертвовал на основание и комплектование книгами библиотек Сибири; в-третьих, лично выступил в роли книгоиздателя… Близко знавшие Иннокентия Сибирякова, писали о нем, что его имя «было известно повсюду в Сибири и связано с устройством книжных складов, музеев, снаряжением экспедиций, изданием научных сочинений о Сибири»[4].

И сегодня на библиотечных полках научных книгохранилищ можно встретить книги с указанием на титульном листе «издание И.М. Сибирякова». Неслучайно А. Головачев писал об Иннокентии Михайловиче: «На средства И.М. издано несколько книг, появление которых возможно было лишь при матерьяльной помощи друга науки и литературы. Таковы «Сибирская библиография» в 3-х больших томах, составленная известным… библиографом В.И. Межовым. Сибиряков не только издал эти книги, но и оплатил щедро труд составителя»[5]. О значении данного исследования можно судить по рецензии М.И Семевского, в которой, в частности, говорилось: «Некогда кое-кто любили вылавливать промахи и недостатки в трудах В.И. Межова; но не ошибается тот, кто ничего не делает, ошибки неизбежны в такой колоссальной работе, которая, например, предпринята и выполнена В.И. Межовым»[6]. Здесь речь идет о книге «Сибирская библиография. Указатель книг и статей о Сибири на русском языке и одних только книг на иностранных языках за весь период книгопечатания» (в 3 томах. СПб., 1891 – 1892).

Помимо упомянутого труда, Иннокентий Михайлович Сибиряков обеспечил издание и «Русской исторической библиографии…» В.И. Межова[7]. 10 февраля 1891 года И.М. Сибиряков писал В.И. Межову: «Уважаемый Владимир Измайлович. Если смета, составленная мною вместе с Вами верна, т.е. расход на издание пяти томов Р.И. Библиографии с 1800 – 1855 гг. не превысит приблизительно 10 т. р., то я согласен взять на себя издание Вашего труда. По окончательной проверке сметы в типографии, прошу Вас приготовить домашнее условие на этот счет, – покуда на два первые тома»[8]. И хотя из пяти первоначально запланированных томов, увидели свет три, тем не менее издание этих книг было в научном мире явлением из ряда вон выходящим. «Большую услугу оказал Иннокентий Михайлович русскому обществу, давши покойному В.И. Межову материальные средства для окончания капитальнейшего его труда «Русская историческая библиография…», – писали русские газеты о вкладе И.М. Сибирякова в отечественную науку после смерти благотворителя. «Более 600 тыс. руб., – отметил «Вестник книгопродавцев»[9] в своем некрологе после кончины Иннокентия Сибирякова, – им было употреблено на поддержку тех, не приносящих дохода изданий, которые имеют крупное научное или общественное значение, но не могут рассчитывать на широкое распространение в публике. Только благодаря ему увидели свет многие весьма известные и ценные сочинения Межова, Семевского, Потанина и мн. др.».

Некролог в «Вестнике книгопродавцев» (1901, № 46).
Некролог в «Вестнике книгопродавцев» (1901, № 46).

Иннокентий Михайлович в 1890 году в Петербурге издал и «Библиографический указатель… по вопросу золотопромышленности», составителем которого был Д. Головачев.

И.М. Сибиряков, проживая в Петербурге, поддерживал тесные связи с выходцами из Сибири, занимавшимися литературной, научной и общественной деятельностью. Под их влиянием в 1886 году благотворитель осуществил второе издание «Исторического обозрения Сибири» (тт. 1-2, СПб), автором которого был Петр Андреевич Словцов (1767 – 1843). П.А. Словцов считается основоположником историографии Сибири, сибирского краеведения. Первое издание «Исторического обозрения Сибири» в двух томах издавалось в Москве в 1838 – 1844 гг.

Плодотворным было и сотрудничество И.М. Сибирякова с Николаем Михайловичем Ядринцевым (1842 – 1894) – этнографом, археологом, исследователем Сибири. Н.М. Ядринцев происходил из омских купцов и всю свою жизнь посвятил своей родине. Этот патриот Сибирского края имел научные труды, среди которых были и изданные Сибиряковым: «Сибирские инородцы…» (СПб, 1891) и «Сибирь как колония…» (изд. 2-е, испр. и доп., СПб, 1892). Ученый-публицист Ядринцев основал и редактировал газету «Восточное обозрение». А. Головачев пишет, что Иннокентий Михайлович «матерьяльно помогал Ядринцеву в издании газеты «Восточное обозрение» и первых литературных сборников при ней»[10].

Н.М. Ядринцев – исследователь Сибири, редактор газеты «Восточное обозрение».
Н.М. Ядринцев – исследователь Сибири, редактор газеты «Восточное обозрение».

 

Н.М. Ядринцев. Сибирь как колония… Титульный лист.
Н.М. Ядринцев. Сибирь как колония… Титульный лист.

Многолетнее знакомство связывало Сибирякова с известным историком Василием Ивановичем Семевским. Иннокентий Михайлович, после вынужденного ухода ученого из университета, занимался на дому у В.И. Семевского, который, в свою очередь, открыл свои надомные курсы в связи с запретом на его преподавание в университете. По предложению И.М Сибирякова и на его средства историк Семевский впервые в России провел научное исследование быта людей, работающих и живущих на золотых приисках Сибири. Результатом поездки В.И. Семевского в Сибирь, в том числе и в район приисков, принадлежавших золотопромышленнику Сибирякову, появился на свет труд ученого «Рабочие на сибирских золотых промыслах. Историческое исследование В.И. Семевского». Научный труд В.И. Семевского был издан в двух томах в Петербурге в 1898 году.

Исследование В.И. Семевского. Титульный лист.
Исследование В.И. Семевского. Титульный лист.

В предисловии к своему исследованию историк Семевский писал: «Издаваемый ныне труд обязан своим происхождением инициативе И.М. Сибирякова. В 1885 г. он обратился ко мне с предложением написать историю быта рабочих на сибирских золотых промыслах… С 1889 г. я начал собирать архивные материалы для этого исследования. …В конце концов убедился, что архивы наших центральных учреждений… дают достаточное количество данных для истории законодательства о приисковых рабочих, но не для истории их быта. Это побудило меня в 1891 г. предпринять поездку в Сибирь для изучения тамошних архивов и посещения золотых промыслов. И.М. Сибиряков вполне обеспечил материальную возможность такой поездки»[11].

Но главным результатом исследования В.И Семевского стало учреждение И.М Сибиряковым капитала в 420 тыс. рублей имени его отца М.А. Сибирякова для выдачи пособий рабочим, пострадавшим на приисках, и членам семей погибших. Положение об этом капитале, кстати сказать, опубликованное, разрабатывал В.И. Семевский.

Проживая постоянно в Петербурге, с редкими выездами в Сибирь или в Европу, Иннокентий Сибиряков делал все возможное для процветания своего родного края. Он много помогал литераторам – уроженцам Сибири. «В 1886 г., – сообщает Б.А. Соловьева, – Иннокентий Михайлович издал сборник стихотворений «Сибирские мотивы» в пользу семьи поэта и писателя И.В. Омулевского (Федорова)»[12]. Через пять лет при участии И.М. Сибирякова был издан сборник работ первого бурятского ученого Доржи Банзарова «Черная вера» (СПб, 1891). Годом раньше Иннокентий Михайлович издал в Иркутске объемом в 314 страниц «Верхоянский сборник. Якутские сказки, песни, загадки и пословицы, а также русские сказки и песни, записанные в Верхоянском округе И.А. Худяковым»[13].

Сибирские мотивы. Титульный лист.
Сибирские мотивы. Титульный лист.
Верхоянский сборник, составленный И.А. Худяковым. Титульный лист.
Верхоянский сборник, составленный И.А. Худяковым. Титульный лист.

Иннокентий Сибиряков поддерживал начинания и тех авторов, которые в своих художественных произведениях отражали проблематику жизни и быта золотодобывающих приисков. В 80-е годы XIX века Иннокентий Михайлович издал в Петербурге «Очерки золотопромышленности в Енисейской тайге» А.А. Уманьского, «Паутина. Рассказ из жизни приискового люда в Сибири» Н.И. Наумова. В одном ряду с названными стоит и изданный И.М. Сибиряковым сборник «Сибирские рассказы из жизни приискового люда». 9 апреля 1888 года Иннокентий Михайлович писал известному писателю Глебу Успенскому: «Вам известно, что несколько времени тому назад была издана книга «Очерки золотопромышленности в Енисейской тайге» А. Уманьского. Я решил издать эту книгу потому, что она касается положения приисковых рабочих в Сибири и с этой стороны представляет интерес, так как этот вопрос почти не затронут в нашей литературе. Книга издана так, что весь чистый доход идет в пользу автора, Уманьского (приятеля Короленко). Затем в мае месяце выйдут еще две книги, касающиеся прямо положения приисковых рабочих в Сибири, – одна из них «В тайге»[14] и другая «Паутина» Н.И. Наумова. В виду того, что печать и (далее неразборчиво – прим. авт.) этих книг вероятно будут не замечены, я решаюсь обратиться к Вашему содействию и просить Вас обратить внимание тех изданий, где Вы участвуете относительно критического отзыва об этих изданиях для того, чтобы они не ускользнули от внимания публики. Я вовсе не желаю какого-нибудь хвалебного отзыва об этих книгах, – отнюдь нет, – пускай ругают, как только возможно, – лишь бы не замалчивали. Если Вы признаете мою просьбу заслуживающей внимания, – то я … попрошу Вас ни в коем случае не сообщать, что издателем этих книг являюсь я»[15].

С такой просьбой Иннокентий Сибиряков к писателю Глебу Ивановичу Успенскому обратился не случайно. Они были не только знакомы. Между И.М. Сибиряковым и Г.И. Успенским существовал договор, по которому Иннокентию Михайловичу принадлежали права на издание произведений писателя. Приобретая права на издание сочинений Г.А. Успенского, Ф.М. Решетникова, И.С. Тургенева, и других авторов, Иннокентий Михайлович помогал этим произведениям увидеть свет. В 1886 г. золотопромышленник приобрел права на сочинения Г.И. Успенского, а в 1887-м – Ф.М. Решетникова. Целью просвещенного мецената был выпуск доступных по цене книг для широкого круга читателей. Благодаря приобретенным И.М. Сибиряковым правам, были изданы первые дешевые собрания сочинений Успенского и Решетникова.

В Пушкинском Доме хранятся документы, подтверждающие сказанное[16]. Сохранились и договоры между И.М. Сибиряковым и Ф.Ф. Павленковым, из которых следует, что произведения Г.И. Успенского, на которые имел права И.М. Сибиряков, издавал Ф.Ф. Павленков. В договоре от 11 апреля 1888 г. содержатся сведения о том, что Иннокентий Михайлович уступил Ф.Ф. Павленкову право на одно издание тех произведений Успенского (в объеме 46 печ. л.), которые не вошли в восемь томов, изданных ранее. Новые произведения Успенского Ф.Ф. Павленков, по договору с держателем прав, мог издать, включив их в общее собрание сочинений Глеба Успенского, в количестве 10 тыс. экземпляров, и отдельно, в количестве 5 тыс. экземпляров в одном или двух томах. После включения в общее собрание сочинений новых произведений цена общему собранию сочинений в большом формате не должна была превышать 3 руб., а в малом формате 4 руб. за экземпляр[17].

Современники И.М. Сибирякова, Г.И. Успенского и Ф.Ф. Павленкова были в курсе этих взаимоотношений, что дало возможность А. Головачеву написать о благотворителе: «Им же изданы первые дешевые собрания сочинений Глеба Успенского и Решетникова, отчего эти писатели стали доступны и для небогатого читателя»[18]. В 90-х годах XIX в. И.М. Сибиряков отказался от приобретенных прав в пользу родственников к тому времени уже умерших писателей Г.И. Успенского и Ф.М. Решетникова.

Отношения между И.М. Сибиряковым и Ф.Ф. Павленковым, как деловые, так и личные, еще недостаточно исследованы, но то, что они были довольно тесными, подтверждается не только наличием договоров, но и перепиской издателей. К сожалению, даже в современных исследованиях об издательской деятельности Ф.Ф. Павленкова, сотрудничество издателя с благотворителем И.М. Сибиряковым упускается[19].

О приобретении прав на издание книг переговоры с И.М. Сибиряковым вел и писатель Салтыков-Щедрин, но стороны договоренности не достигли.

В 1887 г. Иннокентий Михайлович Сибиряков приобрел права на издание всех стихотворений Ивана Сергеевича Тургенева. Архивные документы позволяют установить, что в 1891 г. И.М. Сибиряков представлял в Главное управление по делам печати «копию с явленного у… нотариуса 31 марта 1887 г. договора, заключенного Сибиряковым с… А.В. Топоровым, действующим по доверенности учительницы Гдовского женского училища Е.И. Кузьминой.

…Кузьмина приобрела у колежсского секретаря Ивана Сергеевича Тургенева по договору…23 апреля 1883 г. право собственности на печатание и издание в свет всех стихотворений И.С. Тургенева». По договору от 31 марта 1887 г. она передала «г. Сибирякову право печатания и издания всех стихотворений, как полным собранием, так и отдельно…»[20].

В письме к Сергею Николаевичу Кривенко от 8 апреля 1891 г. Иннокентий Михайлович писал: «Весьма благодарен Вам за предложение съездить к Глазуновым… У меня есть документы, доказывающие мое право на издание стихотворений И.С. Тургенева. …До сих пор не было ни одного издания стихотворений Тургенева, сделанного Глазуновыми…»[21].

В 1891 году Иннокентий Михайлович Сибиряков осуществил издание стихотворений И.С. Тургенева. 30 октября 1895 года Иннокентий Сибиряков, готовясь к монашескому поприщу, продал право на издание стихотворений Тургенева А.Ф. Марксу, что позволило известному издателю выпустить в свет полное собрание сочинений И.С. Тургенева.

Доброе знакомство было у И.М. Сибирякова с писателем В.Г. Короленко. Неизвестно, издавал ли Иннокентий Михайлович книги писателя, зато есть основание считать, что он оплачивал ему путешествия с литературной целью, как оплачивал Глебу Успенскому.

Интересно и свидетельство Петра Францевича Лесгафта об издательской деятельности И.М. Сибирякова. П.Ф. Лесгафт – любимый учитель Иннокентия Сибирякова, надомные курсы которого посещал золотопромышленник, – сообщает, что Иннокентий Михайлович «жертвовал … на издание лучших произведений литературы и переводов из европейской литературы»[22].

П.Ф. Лесгафт – видный педагог и физиолог, основатель Академии физической культуры
П.Ф. Лесгафт – видный педагог и физиолог, основатель Академии физической культуры

Иннокентий Михайлович Сибиряков издавал труды и самого Петра Францевича Лесгафта, хотя на титульных листах книг известного ученого нет отметки о том, на чьи средства книги Лесгафта были изданы. Но это и понятно! Зато сохранились письма И.М. Сибирякова к учителю, из которых можно сделать вывод, что труды П.Ф. Лесгафта издавал его состоятельный ученик. «Многоуважаемый Петр Францевич, – пишет И.М. Сибиряков из Парижа в декабре 1892 г. – Вы ничего не имели против издания мною Вашей Анатомии на франц. языке и решили это делать весной, когда сами думаете быть здесь. Мне бы очень хотелось, чтобы Вы согласились иллюстрировать книгу значительно шире, чем это сделано в русском и немецком издании и самые клише, бумагу желательно иметь такого же достоинства, как, например, у Canneu. Расходы, конечно, увеличатся, но я их принимаю на себя с большим удовольствием и с полным сознанием их пользы для всех.

<…> Типографские и другие счета, по издаваемым мною Вашим трудам к биографии Ламарка, будьте добры направить к Якову Антоновичу Макерову, который бывает в моей квартире… ежедневно…»[23].

В письме из Монако от 19 декабря 1892 г. Иннокентий Михайлович пишет П.Ф. Лесгафту: «Я вполне разделяю Ваше мнение об издании теперь Ваших «школьных типов» на франц. яз. и буду очень рад их издать. Анатомию же в таком случае можно издать после на французском, теперь же хорошо было бы подготовлять рисунки и клише»[24].

«Нет в Сибири просветительского предприятия, – писал географ Г.Н. Потанин, – которое обошлось бы без денежного пособия И.М. Сибирякова; …при его денежной помощи строились в Сибири школы, открывались библиотеки, издавались книги о Сибири…»[25]. Отчеты просветительских обществ Сибирского края того времени пестрят сведениями о пожертвованиях И.М. Сибирякова, в том числе книгами и на книги.

Можно вспомнить о таком факте. Председатель Общества попечения о начальном образовании в Томске, известный общественный деятель Сибири Петр Иванович Макушин, тронутый нежданной щедростью И.М. Сибирякова (благотворитель выслал в адрес бесплатной городской библиотеки 200 тыс. рублей и пожертвовал книг на 250 тыс. рублей), в своей речи в собрании членов Общества 3 марта 1884 г. сказал: «Добрые люди не разбирают своих и чужих: они радуются всякому светочу, где бы и кем бы он ни был зажжён, и шлют ему свою посильную лепту на поддержание священного, дорогого для них света знания». «Кто просил Иннокентия Михайловича Сибирякова, – вопрошает П.И. Макушин, – слать из Ялты сотни рублей и в Общество, и на библиотеку?».

Последние из изданных на средства Иннокентия Михайловича Сибирякова книги были связаны с научным миром. Они явились плодом Якутской этнографической экспедиции, вошедшей в историю географической науки под названием Сибиряковской, так как осуществлялась экспедиция по инициативе и на средства золотопромышленника[26]. Замысел об этой экспедиции родился у Иннокентия Михайловича еще в молодости, а осуществился он в 1894 – 1896 гг.

«…В 1888 г. иркутский предприниматель И.М. Сибиряков, – пишет А. Малькова, – …предложил организовать научную экспедицию на северо-восток края, в Якутскую область, дабы исследовать жизнь и быт «инородцев». Прогрессивно мыслящего Сибирякова интересовали два вопроса: вымирает или, наоборот, увеличивается туземное население возле его рудников; полезное или вредное влияние на них оказывает развивающаяся золотопромышленность?»[27]. На эту экспедицию И.М. Сибиряков пожертвовал более 10 тыс. рублей[28].

За осуществление идеи И.М. Сибирякова взялся Д.А. Клеменц, член Императорского Русского Географического общества, отбывавший ссылку в Иркутске. Он добился разрешения на участие в Сибиряковской экспедиции ссыльнопоселенцев, проживавших в Якутии. В 1897 году, по завершении экспедиции, в Иркутске была издана «Программа издания трудов Якутской экспедиции, снаряженной на средства И.М. Сибирякова», составленная В.А. Обручевым «на основании сведений, доставленных участниками экспедиции, их отчетов, писем и программ исследований, находящихся в делах экспедиции», как было указано на титульном листе программы.

Программа издания трудов Сибиряковской экспедиции.
Программа издания трудов Сибиряковской экспедиции.

Из этой программы осуществлено издание двух исследований: Богораз В.Г. «Материалы по изучению чукотского языка и фольклора» (СПб., 1900); Иохельсон В.И. «Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора» (СПб., 1900). Ранее, в 1892 г., еще до начала работы Сибиряковской экспедиции, Иннокентий Михайлович издал в Якутске «Словарь якутского языка», составленного Э.К. Пекарским. В 1907 году он был переиздан в Петербурге Императорской Академией Наук. На титульном листе издания 1930 года (Л.) словаря Пекарского еще можно увидеть гриф «Труды Якутской экспедиции, снаряженной на средства И.М. Сибирякова…».

Э.К. Пекарский. Словарь якутского языка. Титульный лист.
Э.К. Пекарский. Словарь якутского языка. Титульный лист.

Надо отдать должное участникам Сибиряковской экспедиции, которые, издавая в 1929 году в Ленинграде под грифом Академии Наук СССР «Материалы по обычному праву и по общественному быту якутов», вспомнили добрым словом Иннокентия Михайловича Сибирякова, поместив в советском академическом издании и портрет миллионера-золотопромышленника[29].

Почему Иннокентий Михайлович Сибиряков «свернул» и свою книгоиздательскую деятельность, и поддержку просветительских, научных и литературных проектов? Ответить на этот вопрос не сложно: он открыл для себя православную духовную традицию и стал – не умозрительно только, а на практике – жить по Евангелию, постигая древний аскетический опыт. Этот факт в частной жизни Сибирякова «сильные мира сего» сделали поводом для того, чтобы обвинить миллионера в безумии и взять его капиталы под арест. Мотив этих обвинений они и не скрывали в своих докладных записках «по начальству»: как бы не попали миллионы Сибирякова «в руки неблагонадежных элементов»[30]. Хотя, надо отметить, Иннокентий Михайлович был не понят и кое-кем из своего окружения. Такое уж было время: идеи материализма овладевали массами. К счастью, решением губернских комиссий 1894 и 1895 годов И.М. Сибиряков был полностью оправдан, а его капитал освобожден из-под ареста.

Многие современники отмечали новые, наряду с прежними, заслуги благотворителя, принявшего монашеский постриг. «Вся жизнь его была в стремлении к идеалу, направлена на служение истине, добру, – писали бывшие сотрудники И.М. Сибирякова по Обществу для доставления средств Высшим Женским (Бестужевским) курсам. – Последние годы жизни он провел на Афоне в качестве инока; продолжая и там заботиться о нуждающихся, он построил больницу, странноприимный дом, не забывая при этом и тех общественных задач, которые его интересовали раньше»[31].

В последнее время об И.М. Сибирякове пишут довольно часто, особенно в церковных кругах. А сравнительно недавно Иннокентий Михайлович напомнил о себе и библиофилам России самым неожиданным образом. В 80-х годах прошлого века в Россию вернулось несколько книг из библиотеки Юдина. На переплете книги «Реки Сибири и России и Сибирская железная дорога», выпущенной в Казани в 1884 году, вытеснено «И.М. Сибиряков»[32]. Была ли эта книга в личной библиотеке Иннокентия Сибирякова или являлась подарком золотопромышленника своему земляку, пока загадка. Со всей очевидностью ясно одно: Иннокентий Михайлович Сибиряков был горячим библиофилом, употребив многие годы своей жизни на служение книге и служение ближнему посредством книги.

Примечания

[1] Шорохова Т.С. Благотворитель Иннокентий Сибиряков. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.

[2] Шахеров В.П. Экономическое развитие Иркутска во второй половине XIX – начале XX в. // Сибирский город XVIII – в начале XX веков. Сб. статей. Вып. 4. Иркутск, 2002. С. 51.

[3] Векслер А.Ф. Такая разная Лиговка // Новый топонимический журнал. 2006. № 3 [16]. С.29.

[4] Общество содействия учащимся в С.-Петербурге сибирякам. Отчет за 1900 – 1901 г. СПб., 1902. С. 4.

[5] Головачев А. Иннокентий Михайлович Сибиряков // Иллюстрированное приложение к газете «Сибирская жизнь», к № 115. 1903. 1 июня. С. 1.

[6] Цит по: Кох О.Б. Михаил Иванович Семевский: опыт аналитической биографии. СПб.:СПб ГУКИ. 2005. С. 365.

[7] Межов В.И. Русская историческая библиография. Указ. книг и статей по русской и всеобщей истории и вспомогательным наукам за 1800 – 1854 г. включительно. В 3 т. СПб. 1892 – 1893.

[8] Архив Межова В.И. ИРЛИ РАН. Рукописный отд. Ф. 219. № 40.

[9] И.М. Сибиряков. Некролог // Вестник книгопродавцев. 1901. № 46. С. 724.

[10] Головачев А. Иннокентий Михайлович Сибиряков // Иллюстрированное приложение к газете «Сибирская жизнь», к № 115. 1903. 1 июня. С. 1.

[11] Семевский В.И. Рабочие на сибирских золотых промыслах. СПб., 1898. Т.I. С. III – IV.

[12] Соловьева Б.А. Иннокентий Михайлович Сибиряков // Природа. 2001. № 10. С. 93.

[13] Там же.

[14] Автор рассказа «В тайге» Александр Карпович Завитков, житель Томска.

[15] Письмо И.М. Сибирякова Г.И. Успенскому от 9 апреля 1888 г. ИРЛИ РАН. РО. Ф. 313. Оп. 3. № 289.

[16] ИРЛИ РАН. РО. Ф.313. Оп. 6. № 8 и др.

[17] Там же.

[18] Головачев А. Иннокентий Михайлович Сибиряков // Иллюстрированное приложение к газете «Сибирская жизнь», к № 115. 1903. 1 июня. С. 1.

[19] См., например, книгу: Горбунов Ю.А. Флорентий Павленков, его жизнь и издательская деятельность: Биографический очерк. Челябинск, 1998.

[20] РГИА. Ф. 776. Оп. 34. Д. 15. Л. 117.

[21] РГАЛИ. Ф.2173. Оп. 1. Ед. хр. 209.

[22] Лесгафт П. Иннокентий Михайлович Сибиряков. Некролог // Известия С.-Петербургской Биологической лаборатории. Издание Совета Лаборатории под ред. П. Лесгафта. Том V. Вып. 3. СПб., 1901. С.11.

[23] Письмо И.М. Сибирякова П.Ф. Лесгафту от 5/17 декабря 1892 г. из Парижа. Музей Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Витрина.

[24] Письмо И.М. Сибирякова П.Ф. Лесгафту от 19/31 декабря 1892 г. из Монако. Музей Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Витрина.

[25] Потанин Г.Н. Сибирские города // Земля Иркутская, 1994. 1994. № 2. С.43.

[26] БСЭ. 2 изд. Т. 38. М., 1955. С. 661.

[27] Малькова А. Василий Никифоров. События. Судьбы. Воспоминания. Якутск, 1994. С. 88.

[28] Известия Восточно-Сибирского отдела ИРГО. Т. XXXV. 1904. № 1. Иркутск, 1904. С. 6.

[29] Павлинов Д.М., Виташевский Н.А. и Левенталь Л.Г. Материалы по обычному праву и общественному быту якутов // Труды Комиссии по изучению Якутской Автономной Советской Социалистической Республики. Л., 1929. С. XI.

[30] См. подробнее в книге «Благотворитель Иннокентий Сибиряков» (сноска 1) главу «Иннокентий» значит – «безвинный» (с. 64 – 73).

[31] Общество для доставления средств Высшим Женским курсам. Отчет за 1901 – 1902. СПб., 1903. С. XXXII.

[32] Шиндина А.Б. Возвращение домой: [о книгах из первой библиотеки Юдина, вернувшихся из США] // Библиотекарь. 1987. № 10. С.28-29.

Комментировать