Не высовывайся? — Соответствует ли образ «премудрого пескаря» из одноименного произведения Салтыкова-Щедрина христианскому вероучению?

Не высовывайся? — Соответствует ли образ «премудрого пескаря» из одноименного произведения Салтыкова-Щедрина христианскому вероучению?

Владимир Ходаков

В реке живет пескарь. Его родители прожили аредовы веки и умерли своей смертью. Отец пескаря перед кончиной говорит ему, чтобы тот всегда был осторожен, ведь повсюду опасность! Пескарь решает вырыть себе маленькую норку, чтобы никто, кроме него, не мог там поместиться, и никогда не выходит оттуда днем, а ночью, когда все спят, ненадолго вылезает, чтобы выполнить моцион. Впрочем, пересказывать классику надобности нет. Зададимся вопросом: может ли современный христианин позволить себе жить под лозунгом «не высовывайся»?

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храмов святых апостолов Петра и Павла и Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе: Безмозглые рыбешки попадают на крючок

Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что спастись не тяжело, но мудрено. Надо иметь трезвение, чтобы не попасть на дьявольский крючок. Как говорит святитель Димитрий Ростовский, мир обещает злато, а дарует блато (преп. Амвросий Оптинский, «Переписка с мирскими лицами»). Узкий и тернистый путь ведет в Царство Небесное, а безмозглые рыбешки все на крючке. Только умные люди, в отличие от пескаря, еще и плодятся, и учат своих детей не попадать на крючок.

* * *

Архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря: Это глубокий образ, но не идеальный

Премудрый пескарь хорошо выписан литературно. Это глубокий образ – но не идеальный, потому что в нем показана некая противоречивость человека. С одной стороны, он изо всех сил пытается быть аккуратным. Никуда не вторгаться и ежедневно говорить: «Славу Богу, что день прошел, и я не попал ни в какую беду». Само по себе это уже немало. Нечто подобное мы слышим от преподобного Амвросия Оптинского. Один брат жаловался старцу, что во время молитвы бывает множество разнообразных помыслов. Старец на это сказал: «Ехал мужик по базару. Вокруг него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: «Но-но! Но-но!» Помаленьку-помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай – молись!» Но мы видим из жития святых, которые проводили жизнь в уединении: если было необходимо, решительно и смело они возвышали свой голос в защиту веры и Церкви. Поэтому нужно быть простыми и скромными, как голуби, а иногда мудрыми, как змии.

* * *

Анастасия Оситис, президент Фонда равноапостольных Константина и Елены, профессор: Делай что должно

Самое главное, чтобы человек выполнял свою миссию, собственное предназначение. Если он политик, должен заниматься политикой, если хозяйственник – пусть занимается хозяйственной деятельностью. Главное, чтобы он был профессионалом и осознавал – все с ним происходит по Промыслу Божию. Если следовать по этому пути, проще быть смиренным и с верой. А это главный смысл жизни: получать радость и приносить людям пользу.

* * *

Протоиерей Андрей Овчинников, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя: Жить для себя не по-христиански

Христианская вера призывает человека отвернуться от удобств и выгод и обратиться к служению Господу. Слово «служение» тут одно из центральных. Поэтому если человек не отдает себя другим – он не выполняет задачу, которую на него возлагает Бог. Жизнь только для себя – не христианская.

* * *

Протоиерей Артемий Владимиров, духовник Ново-Алексеевского женского монастыря, член Союза писателей России: Воин Христов, готовый к бою

Сегодня христианин должен находить золотую середину, царский путь между крайностями, которые всегда вредны. Cвятейший Патриарх Кирилл говорит, насколько позорно современному христианину быть статистом в чужой режиссуре (а эта режиссура не что иное, как стремление будировать общество, баламутить его, призывать «онижедети» подростков-переростков на баррикады, превращая их в пушечное мясо). Другая крайность – участь обывателя, который уже и усами не шевелит, будучи заживо погребен в королевстве кривых зеркал.

Премудрый пескарь XXI столетия – образ положительный. Во-первых, он имеет крышу над головой и счастливо избежал участи рыбешки без определенного места жительства. А участь эта весьма плачевна: такую странницу съест сильнейший собрат. Во-вторых, полюбивший уединение человек может философски осмыслить собственное житие-бытие, наметить его цель и с чувством, с толком проживать каждый день. В-третьих, знаменитые отшельники древности, в том числе святой Антоний Великий, в течение десятилетий пребывали вдали от шумных городов – но, внимая гласу Божию, выходили на торжище и останавливали еретиков.

Премудрый пескарь в христианской трактовке – «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Пет. 3:4). Вместе с тем это воин Христов, который в час испытания готов вынуть из ножен меч правды, полагая жизнь за други своя.

Нельзя вам брать на себя то, что под силу только людям, от мира отрекшимся. Совершенное беспопечение – их дело, а вам – дела и дела. Вы муж и отец, и другое, может быть, еще. Всякое из этих названий на вас налагает обязанности, заповедями Божиими определенные. Исполнять их есть ваш труд во спасение.
Святитель Феофан Затворник

Подготовил Владимир Ходаков

Источник: Православная Москва

Комментировать