Как отразится на ребенке то, что он зачат во время поста?

Тина

Активный пользователь
Вопросы настоятелю
Правда ли то, что дети, зачатые во время поста, обычно больные?

Вопрос


Я хожу в церковь и верю в Бога, мой муж верит в Бога, но в церковь не ходит. Сейчас, во время Великого поста, я никак не могу его уговорить воздерживаться. Мне удалось только "выпросить" воздержание во время первой и последней недель поста, а также в середине свести все к минимуму. И сейчас мне кажется, что я забеременела во время поста. Батюшка, как теперь быть? Как это может отразиться на мне? Как это может сказаться на ребенке? Правда ли то, что дети, зачатые во время поста, обычно больные?
Ольга
корректор

Москва
Ответ

Уважаемая Ольга, представление о том, что зачатие в Великий пост как-то скажется на здоровье или судьбе ребенка, является суеверным, никак не приличествующим православным христианам, тем более сознательным и воцерковленным, как Вы пишете о себе. Все в руках Божиих, в том числе Ваша беременность и здоровье Вашего малыша; никакой магической связи между временем зачатия и жизнью человека нет. Православным христианам следует с верой и молитвой вверять себя воле Божией, в том числе в отношении здоровья наших детей.
Церковь наша, руководствуясь словами святого апостола Павла, который призывает супругов, не возлагая друг на друга бремена неудобоносимые, воздерживаться от супружеской близости по взаимному согласию для упражнения в посте и молитве, призывает нас хранить эту меру воздержания в многодневные посты и в особенности в Великий пост, с тем чтобы нам научиться любить друг друга не только с помощью подпорок физических отношений, но и помимо них. Так будет не только в блаженной вечности, так неизбежно бывает в жизни каждой семьи, в период ли ожидания ребенка, в период ли кормления в первые месяцы после родов, в разлуке ли или болезни кого-то из членов семьи. И супружеский пост является очень важным упражнением, чтобы, если такие ситуации в нашей жизни произойдут, нам не оказаться неподготовленными к ним, безоружными перед теми искушениями, которые могут нас тогда подстерегать.
Впрочем, предлагая это как норму, церковная традиция, безусловно, учитывает и меру готовности людей к тому, чтобы это воздержание вместить, в особенности если речь идет о семье, в которой один из супругов не воцерковлен или является неверующим, и ему подобного рода воздержание на сегодня и искусительно, и непосильно. Конечно, в этих ситуациях благоразумно позаботиться о сохранении семьи и недопущении искушений, которые могут прийти через вынужденное воздержание при несогласии на него одного из супругов.
И если все-таки интимная близость в таких случаях имеет место, то само по себе зачатие, которое может произойти, не является более греховным, не несет на себе некой особливой печати греха. И суждение, что ребенок, зачатый в эти весенние месяцы Великого поста, будет непременно всю жизнь расплачиваться за невоздержание родителей, было бы чрезмерно строгим суждением, которое невозможно вывести из полноты церковной традиции. Впрочем, желая своим детям лучшего, всегда будем, насколько это в наших силах, стремиться и в данной - деликатной - сфере нашей жизни руководствоваться правилами и уставами Церкви, в которых собрана мудрость поколений верующих людей, а не просто некие суровые и кажущиеся нам неудобовместимыми требования.
 
Последнее редактирование модератором:

Валерий-2010

Новичок
А я думаю, что истина где-то посредине. Если родители язычники, буддисты, атеисты, то на их ребенке зачатие в пост никак не отразиться. Если же только один из супругов верующий, то у него есть смягчающие обстоятельства, если неуступчивость могла привести к бОльшему греху. Хотя тут возможно уже некоторое отражение на ребенке: простуживается, часто болеет и т.п. Но если оба супруга верующие и нарушили таким образом пост, уступив сладострастию, то наказание может быть очень жестким, как говорил о.Власий и многие другие старцы.
 

Тина

Активный пользователь
А я думаю, что истина где-то посредине. Если родители язычники, буддисты, атеисты, то на их ребенке зачатие в пост никак не отразиться. Если же только один из супругов верующий, то у него есть смягчающие обстоятельства, если неуступчивость могла привести к бОльшему греху. Хотя тут возможно уже некоторое отражение на ребенке: простуживается, часто болеет и т.п. Но если оба супруга верующие и нарушили таким образом пост, уступив сладострастию, то наказание может быть очень жестким, как говорил о.Власий и многие другие старцы.
И я так думаю. Если человек ещё не пришёл к вере, или не укрепился в ней, то какое ему наказание за то, что посильно лишь верующему?
 

иерей Павел

Новичок
69 правило «Правил святых апостолов» за нарушение пищевых запретов без уважительной причины наказывают отлучением от св. Причастия. А о постели сказано: правило № 3 св. Дионисия Александрийского: «Вступившие же в брак сами себе должны быть довлеющими судьями».

Также говорит и 13 правило Тимофея Александрийского: "Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?
Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1Кор.7,5). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу".
Сам запрет этот связан с традицией христиан приобщаться за каждой Литургией: Правила Святых Апостолов, § 9: "Всех верных, входящих в церковь, и слушающих Писания, но не пребывающих на молитве и святом Причащении до конца, как производящих бесчиние в церкви, подобает отлучать от церковного общения".
Правила святого Антиохийского Собора, § 2: "Все входящие в церковь, и слушающие священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святой Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просить прощения, и таким образом возмогут получить оное".
А согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не должно причащаться после супружеского сожительства.
Вопрос 5. "Если жена пребудет ночью со своим мужем, или муж с женою своею, и на утро будет священнослужение, то можно ли они причаститься, или нет? Ответ. Не должны. Поскольку Апостол глаголет: не лишайте себя друг друга (!??), только по согласию до времени, да пребываете в молитве, и опять вместе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7:5)".
Как видим одна и та же цитата разными толкователями доказывает полярное.

Св. Иоанн Златоуст: "Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ибо если иные, имея своих жён, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, если лишить их этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; ибо воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле, - нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, нарушая справедливость и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя к расстройству. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть из двух супругов жена воздерживается, тогда как муж не хочет этого. Что будет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, то не будет ли скорбеть, беспокоиться, раздражаться, гневаться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с правителем руля. Посему Апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребывайте в молитве. Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться и молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказать: да молитеся, но: да пребывайте в молитве, потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. И паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана. Дабы не подумали, что это - закон, присоединяет и причину. Какую? Да не искушает вас сатана. А дабы знали, что не Диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: "невоздержанием вашим".

свт. Григорий Богослов, увещевая готовящихся к Крещению, пишет: "Об одном тебя прошу: прими дар, как ограждение, и дару принеси от себя чистоту на время, пока продолжаются дни, установленные для молитвы, которые честнее дней рабочих; и то по взаимному условию и согласию. Ибо не закон предписываем, но даём совет, и хотим взять от тебя же и для общей вашей безопасности". (Слово 40 На святое крещение: http://www.orthlib.ru/Gregory_Nazianzen/slovo40.html)
 

иерей Павел

Новичок
«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор. 7,5). А.П.Лопухин, текстолог-библеист Б.Мецгер и др. говорят, что о «посте» добавлено в аскетических целях. Ни латинский ни древне-армянский тексты Нового Завета вставки «посте и» не знают. В патристической литературе упоминание о посте в этой апостольской фразе встречается, начиная лишь с преп. Иоанна Дамаскина.

Поучение Новгородского архиепископа Илии: 13 марта 1166г: «А от жен не отлучайте по нуже, оже сами не изволят по свету подружий своих. А нам повелено есть тако, еже чистей недели и старстней и въсрсней до конча,о тех трех недель возхбраняйте. А се слышал же есмь, оже друзии попы глаголют детем своим: «оли се говенье не лежите с женамим, тьже дадим причастие», тъ того нетуть. А вы, попове будуче, одже въсхочете служити коли, то и на много дний отлучаетеся от попадий своих? И оли то попом будя, аже нъ простьчи, то любо будя, то любо си будут и в говении не ублюлися от женъ, дайтепритчащение: в своей бо жене нетут греха».

Вопрос монаха Кирика новгородскому еп. Нифонту (12в): "Я спрашивал, можно ли дать причащение тому, кто не воздерживался от жены великим постом. Разгневался (еп. Нифонт). "Что вы учите воздерживаться от жен в говенье? Грех вам за это" (Вопрошения Кирика, 57 // Смирнов С. Древне-русский духовник. Исследование из истории церковного быта. М., 1914, сс. 113-114)
«Прочтох же ему из некоторые заповедей аще в неделю или в суботу и в пяток лежет человек и зачнется детя, то будет любо тать, любо блудник, любо разбойник, любо трепетив, а родителема епитимея два лета, и рече ми – а тыи книгы годятся сжещи» (Вопрошания Кирика и ответы еп.Нифонта. Публ.: Смирнов. Материалы с.7

Написание митрополита Георгия русского и Феодоса: «В говение добро бы блюстися жены своея, но аще не может то первую неделю и последнюю да соблюдется».

В Святцах 16 века Троицкого монастыря: «С женою своею не совокупляются от мяснаго заговения и до Радуницы» (вдобавок запрещено мыться после Фёдоровой недели, т.е. первой седмицы поста - и до Вербного Воскресенья).

В текстах 16 века говорится: «в святый Великий пост добро удержатися маложенам от себе, аще ли не можета, да первую неделю и последнюю чисто да сохранятся». (цит. по Кураеву. там источник не указан).

Соловецкая кормчая 1493г: «Во всю Фёдорову неделю по вечерни и по литургии ясть бельцем хлеб с капустою, редька, горох пряженый, а пития едина чаша мала квасу. А болши мзда от Бога кто не пил бы все говение и жен своих отнюдь воздержатися, а в суботу и в неделю рыбы ясти дважды днем».
Сборник волоколамского монастыря запрещает и жен и рыбу.
 

Тина

Активный пользователь
Поучение Новгородского архиепископа Илии...

Вопрос монаха Кирика новгородскому еп. Нифонту (12в)

Написание митрополита Георгия русского и Феодоса: ...
Спасибо, отче, за интересные и малоизвестные свидетельства.
 
А я думаю, что истина где-то посредине. Если родители язычники, буддисты, атеисты, то на их ребенке зачатие в пост никак не отразиться. Если же только один из супругов верующий, то у него есть смягчающие обстоятельства, если неуступчивость могла привести к бОльшему греху. Хотя тут возможно уже некоторое отражение на ребенке: простуживается, часто болеет и т.п. Но если оба супруга верующие и нарушили таким образом пост, уступив сладострастию, то наказание может быть очень жестким, как говорил о.Власий и многие другие старцы.
Полностью согласен
 

Татьяна Тома

Новичок
думаю что нет, вообще суть моего высказывания - прежде всего к воспитанию себя самого, искоренение лени и порока, конечно по силам и соразмерно друг другу.
ИМХО, то что в постели у супругов, они должны решать сами. Естественно по мере роста возможно и воздержание в посты. А так, согласны оба - хорошо. Не согласен один супруг, по его немощи нужно уступить.
 
ИМХО, то что в постели у супругов, они должны решать сами. Естественно по мере роста возможно и воздержание в посты. А так, согласны оба - хорошо. Не согласен один супруг, по его немощи нужно уступить.

:)
 
Хочется привести здесь ответ на подобный вопрос одного священника (иерея Димитрия):
"Пост - это воздержание, которое касается не только еды, но и супружеских отношений. Поэтому человек нарушает пост не только когда съест что-то скоромное, но и когда не воздержан в супружеских отношениях. Соответственно, и зачатие тогда связано с нарушением поста. Так что пост - не самое лучшее время для зачатия. Другой вопрос, что могут быть и нюансы. Например, когда один из супругов неверующий или не настолько верующий, чтобы чтить церковные уставы... Но вот что делать в таком случае - этот вопрос лучше решать приватно (и лучше с духовником) в каждом отдельном случае."
Так что,думайте сами...
 

Татьяна Тома

Новичок
Татиана" data-source="post: 0" class="bbCodeBlock bbCodeBlock--expandable bbCodeBlock--quote js-expandWatch">
Таня...Татиана написал(а):
Но вот что делать в таком случае - этот вопрос лучше решать приватно (и лучше с духовником) в каждом отдельном случае."
Так что,думайте сами...
Тоесть вы считаете, что духовник должен руководить сексуальной жизнью супругов?
 
Танечка, это совершенно одно и то же.

Попробую пояснить, что мне хотелось сказать своим комментарием.
Если человек зашёл на православный сайт,соблюдает посты, хоть и не всегда, брак венчанный, и спрашивает -"можно ли сейчас пытаться зачать ребёнка, но ведь сейчас пост?" - значит где-то внутри думает: "грешно ли это будет." Ему одни пишут - грешно, другие - ничего страшного.
Мы можем здесь писать что угодно, но наверное человеку всё же интересно было узнать мнение священника, чтобы потом не мучаться угрызениями совести. Поэтому и привела здесь,это мнение, где иерей Димитрий оговаривает несколько "но"...при которых может быть и не грешно.
К священнику же можно просто сходить,не за руководством в сексуальной жизни,а подойти и рассказать всю ситуацию.

Если уж у человека возник такой вопрос,то ответ лучше было бы получить из первых рук, т.е от священника.Грешно или нет - в данном конкретном случае.
Поэтому...думайте сами, решайте сами...мнение священника я привела.
 

Тина

Активный пользователь
Татиана" data-source="post: 0" class="bbCodeBlock bbCodeBlock--expandable bbCodeBlock--quote js-expandWatch">
Таня...Татиана написал(а):
Мне 44 года Тина и уж поверьте на слово..я знаю,что такое сексуальные отношения...)
Возможно, мирские искажённые понятия о некиих "отношениях" есть сейчас у всех. А вот о том, что такое на самом супружеская жизнь, многие, как ни скорбно это, не знают...
Если зачатие ребёнка в каких-то случаях грех - то грех лишь потому, что грешны супружеские отношения. Весь вопрос упирается именно в это.
Поэтому...думайте сами, решайте сами...мнение священника я привела.
В теме много высказываний священников, они разные, и это, по-моему, неплохо. Потому, что вопрос сложный и для многих крайне тяжёлый. Особенно, мне кажется, для женщин, связанных супружескими узами с невоцерковлёнными или недостаточно воцерковлёнными мужчинами. Тут дело доходит до супружеских измен и до краха браков...
 

Любовь

Активный пользователь
Великий Пост в общей сложности длится 49 дней, прибавьте к этому еще светлую седмицу, когда по уставу также положено удерживаться от супружеской близости и того получается 56 дней. Многие ли современные, даже православные супруги, способны на такую аскезу сегодня? Помимо того, что нас в детстве никто не приучал к аскетическим упражнениям, в отличие от верующих христиан прошлых веков, когда даже постились всей страной, у нас еще не счесть сколько искушений и соблазнов вокруг. На работе, куда не глянь, люди едят, пьют скоромное и любят об этом поговорить. На улице и в маркетах огромные рекламы со скоромными продуктами и напитками. Приходишь домой, если включил радио, телевизор, компьютер - тоже самое. Аналогично с пропагандой сексуального образа жизни. Все индустрии работают на разжигание греховных страстей человека. Поэтому, то, что в уставе Церкви о постах написано - это идеал духовной жизни, к которому мы должны стремиться, но по реалиям современной жизни, этот идеал достигнуть могут не все, хотя бы уже потому, что не достигается часто в этом вопросе согласия даже между супругами и тогда аскетично настроенному супругу приходится уступать неаскетичному, чтобы он не разжигался блудной страстью и не впал через это в грех прелюбодеяния или рукоблудства.

Думается, если человека угнетает чувство вины за невоздержание в супружеских отношениях, то ему следовало бы врачевать душу покаянием. Так же, если ребенок зачат в пост, то надо покаяться на исповеди, получить разрешительную молитву и с упованием на милость Божию, ожидать рождения малыша, молясь о его здравии и выпрашивая у Бога благословений на него. Уповающий на милость Божию, не будут отвергнут в уповании.
 
Танечка, это совершенно одно и то же.
Вы ошибаетесь... разница между рекомендациями духовника о времени зачатия и удовлетворение плоти, разные вещи, цели разные - в первой рождение детей, во второй удовлетворение.
Хочется заметить, что при близости в обоих случаях одно из главных значений имеет место быть духовное единение супругов, что то же важно. Несомненно, если с благословения духовника зачаты дети, это замечательно, и вполне естественно, что о том как чистить зубы, пользоваться туалетом, секс и все подобное, является юрисдикцией супругов и каждого в отдельности.
 

Тина

Активный пользователь
Вы ошибаетесь... разница между рекомендациями духовника о времени зачатия и удовлетворение плоти, разные вещи, цели разные - в первой рождение детей, во второй удовлетворение.
Хочется заметить, что при близости в обоих случаях одно из главных значений имеет место быть духовное единение супругов, что то же важно. Несомненно, если с благословения духовника зачаты дети, это замечательно, и вполне естественно, что о том как чистить зубы, пользоваться туалетом, секс и все подобное, является юрисдикцией супругов и каждого в отдельности.
Александр, Вы неверно понимаете дело... Или супружеское общение допустимо - или нет. И соответственно - оно грешно, или нет, что и сказывается на его естественных последствиях - чадородии. Никакой разницы между "удовлетворением", как Вы выражаетесь, и зачатием принципиально нет. Или есть грех против целомудрия - или его нет, вот и всё. Всё остальное - от лукавого, наводящего тень на плетень.
 
Для равновесия привожу мнение отца Константина Пархоменко (отрывок из его статьи) -"В Социальной доктрине Русской Православной Церкви, принятой на соборе в 2000 году, на эту тему говорится так:
«…необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: “Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства… заботясь, прежде всего, о сохранении и укреплении семьи». ...что я могу, заключая эту маленькую тему, порекомендовать супругам-христианам?
Напомнить, что предпочтение, в любом случае, следует отдавать апостолу Павлу и мнению святых Дионисия и Тимофея, чьи мнения вошли к сборник канонов Церкви, а не мнению незнакомого благочестивого монаха из монастыря, в который вы попали во время паломничества.
Далее: разрешите этот вопрос со своим духовником. С посторонними батюшками обсуждать его не следует. Это должен быть именно духовник, то есть близкий вашей семье человек, знающий все обстоятельства вашей жизни. (О том, как обрести духовника, говорить сейчас не буду.)
Помните, что сами священники часто следуют (есть у нас такая проблема) не канонам, а традиции, обычаям. И, бывает, не отдают себе отчет, что это противоречит святоотеческому мнению."
А это ссылка на всю статью - http://azbyka.org/parkhomenko/stati/pravoslavniy_post-all.shtml#24
р.s: обратите внимание, что и отец Константин тоже пишет - "...разрешите этот вопрос со своим духовником. С посторонними батюшками обсуждать его не следует."
Своё мнение не пишу, да думаю оно и неважно.В этой статье есть все ответы,нужно только прочитать её.
 
Сверху