Святых отцов шести Вселенских Соборов

Великая вечерня
Утреня
Литургия

СВЯТЫХ ОТЦОВ
ШЕСТИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ

Церковнославянский Русский
Вестно буди, яко в сий 16-й день, аще случится неделя, служба поется святых отец в сию неделю; аще же в среду или вторник, поется служба их в мимошедшую неделю; аще же в четверток, поется служба их в приидущую неделю. Память совершаем святых Вселенских шести Соборов; прилучившагося же святаго поем на повечерии. Совершаем память святых отцов шести Вселенских Соборов. Службу же рядового святого поем на повечерии.
В субботу на малой вечерни стихиры воскресны и Богородице, по обычаю. В субботу на малой вечерне стихиры воскресные и Богородице по обычаю.

НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ

НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ

По обычном псалме поем: Блажен муж: кафизму всю. На Господи, воззвах: стихиры воскресны 4 и отцев 6, глас 6. На Господи воззвах: поем стихиры на 10: воскресные 4 и отцам 6, глас 6.

Подобен: Отчаянная:

Стихиры св. отцам, глас 6

Из чрева родился еси прежде денницы, / от Отца безматерен прежде век; / аще и Арий тварь Тя, а не Бога славит, / дерзостию смешая Тя, Зиждителя, тварем безумно, / вещество огня вечнаго себе сокровищствуяй. / Но Собор, иже в Никеи, / Сына Божия Тя проповеда, Господи, / Отцу и Духу сопрестольна. Из чрева Ты родился прежде утренней звезды: / от Отца без матери прежде всех веков. / Хотя Арий и считает Тебя тварью, а не Богом, / дерзая причислять Тебя, Творца к творениям безумно, / и вещество для огня вечного этим собирая себе. / Но собор, собравшийся в Никее, / Сыном Божиим Тебя провозгласил, Господи, / Отцу и Духу сопрестольным.
Раздранную Христову ризу / и растерзанную песиими челюстьми / мудре сшисте, честнии отцы, / зрети наготу Сего никакоже терпяще, / якоже Сим и Иафеф отеческую древле, / посрамисте несмысленнаго / и того единомысленники, / Ария, гневу тезоименитаго. Ризу Христа, расторгнутую / и разорванную лающими псами / вы мудро сшили, досточтимые отцы, / видеть наготу Его никак не вынося, / как в древности наготу отца своего Сим и Иафет, / и посрамили отцеубийцу / и его единомышленников / – Ария, безумию соименного.
Македоняны, и несторианы, / и евтихианы, и диоскоряны, / аполлинарианы же, и савеллианы, и севиряны, / волки тяжкия, пришедшия в кожах овчиих, / далече от стада Спасова / якоже истиннии пастырие отгнасте, / наги от кож овчиих треокаянныя поставльше изрядне. / Темже вы ублажаем. Македонян и несториан, / и учеников Евтиха и Диоскора, / Аполлинария, и савеллианина Севира, / – волков лютых, явившихся в овечьих шкурах, / вы далеко от стада Спасителя / как истинные пастыри отогнали, / нагими, без овчин, трижды злосчастных выставив прекрасно. / Потому вас блаженными именуем.
[В греческой Минее иные стихиры, глас 6, подобен: Все отложив:

Тебя, беспредельное и непостижимое Слово, / ставшее плотью ради нас, Человеколюбец, / провозгласило священное собрание мудрых отцов / совершенным Богом и человеком, / в двух естествах и действиях пребывающим / и двумя волями обладающим / – Одного и Того же по Ипостаси. / Потому признавая Тебя единым Богом со Отцом и Духом, / мы с верою поклоняемся Тебе, / их блаженными именуя.

Пирра, и Сергия, и Гонория с ними вместе, / Евтиха, Диоскора и хитрого Нестория / вы ниспровергли, славные, / от обеих стремнин сохранив Христово стадо, / единого по Ипостаси Христа ясно провозгласив / в двух естествах, одними действиями являемого. / Ему и поклоняясь как человеку / и совершенному Богу со Отцом и Духом, / мы ныне вас прославляем.

Несотворенными богоносные отцы согласно провозгласили / божественное действие и божественную волю Обнищавшего, / моей человеческой плоти приписав / тварность и действия, и воли, / избежав благоразумно смешения естеств / и разделения ипостасного, блаженные. / Их ежегодными празднествами почитая, / мы верные, согласно славим Христа, / их прославившего.

Троицу несотворенную богоносные отцы / единым Господом и Богом / единодушно в сей день провозгласили, / всем простоту единого естества / соответстующим образом показав / при общей воле и действии простом, / безначальным и бесконечным явив Его всем этим. / Потому мы воспеваем их, как подражателей апостолам / и их благовестию всех научивших.]

Слава, глас 6. Самогласен: Тайныя днесь Духа трубы, / Богоносныя отцы, восхвалим, / воспевшия посреде Церкве / песнь сличную Богословия, / Троицу Едину непременную, / Существо же и Божество, / низложители Ариевы / и православных поборники, / молящийся всегда Господеви / помиловатися душам нашим. Слава, глас 6: Таинственные трубы Духа – / богоносных отцов в сей день восхвалим, воспевших посреди Церкви / песнь согласную богословия, / проповедавших Троицу единую, / неизменную Существом же и Божеством, / низложителей Ария и православных людей поборников, / всегда молящихся Господу / о помиловании душ наших.
И ныне, Богородичен первый, гласа. Вход. Прокимен дне. Чтения три. И ныне, Богородичен догматик гласа. Вход. Прокимен дня. И чтения праздника:

Бытия чтение (глава 14):

1. Бытия чтение

Слышав Аврам, яко пленен бысть Лот, братанич его, сочте своих си домочадец триста и осмнадесять и погна во след их даже до Дана. И нападе на ня нощию сам и отроцы его с ним; и порази их, и гони их до Ховала, еже есть ошуюю Дамаска. И возврати всякаго коня Содомскаго, и Лота, братанича своего, возврати, и вся имения его, и жены, и люди. Изыде же царь Содомский в сретение ему, повнегда возвратитися ему от сеча ходоллогоморскаго и с царьми, иже с ним, во удоль Савину, сие же бяше поле царево. И Мелхиседек, царь Салимский, изнесе хлебы и вино, бяше же священник Бога Вышняго. И благослови Аврама, и рече: благословен Аврам Богу Вышнему, Иже созда Небо и землю, и благословен Бог Вышний, Иже предаде враги твоя под руки тебе. Аврам, услышав, что взят в плен Лот, племянник его, пересчитал собственных домочадцев своих, – триста восемнадцать – и погнался вслед за ними до Дана. И напал на них ночью, сам и отроки его с ним, и поразил их, и преследовал их до Ховала, что налево от Дамаска; и возвратил всю конницу Содомскую и Лота, племянника своего, возвратил, и все имущество его, и женщин, и народ. Вышел же царь Содомский навстречу ему по возвращении его с разгрома Ходол-Логомора и царей, бывших с ним, в долину Сави, – это была равнина царей. И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлебы и вино, – а был он священником Бога Всевышнего. И благословил он его, и сказал: «Благословен Аврам Богом Всевышним, Который создал небо и землю; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои». Быт 14:14–20

Втораго закона чтение (глава 1):

2. Второзакония чтение

Во днех онех рече Моисей к сыном Израилевым: видите, предах пред лицем вашим землю, вшедше, наследуйте ю, юже клятся Господь отцем вашим, Аврааму, и Исааку, и Иакову, дати им и семени их по них. И рекох к вам во время оно, глаголя: не возмогу един водити вас. Господь Бог ваш умножил вы есть, и се есте днесь, яко звезды небесныя, множеством. Господь Бог отец наших да приложит вам, яко да будете тысящами сугубо, и да благословит вас, якоже глагола вам. И взях от вас мужи мудры, и сведомы, и смысленны, и поставих их владети над вами, тысященачальники, и стоначальники, и пятьдесятоначальники, и десятоначальники, и письмоводители судиям вашим. И заповедах судиям вашим во время оно, глаголя: разслушайте посреде братий ваших и судите праведно посреде мужа, и посреде брата его, и посреде пришельца его. Да не познаете лица в суде, малому и великому судиши и не устыдишися лица человеческа, яко суд Божий есть. В те дни сказал Моисей сынам Израилевым: Смотрите, я предал пред вами землю: войдите, возьмите в наследие землю, о которой Господь поклялся отцам вашим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать ее им и потомству их после них». И сказал я вам в то время, говоря: не смогу один водить вас: Господь, Бог ваш, умножил вас, и вот, вы сегодня – как звезды небесные множеством. Господь, Бог отцов ваших, да прибавит вам тысячекратно к тому, сколько вас есть, и да благословит вас, как Он изрек вам. И взял я из вас мужей мудрых, сведущих и разумных, и назначил их начальствовать над вами: тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и письмоводителями судьям вашим. И приказал я судьям вашим в то время, говоря: «Выслушивайте тяжбы между братьями вашими и судите справедливо, между человеком и братом его, и между пришельцем, который у него. Не уважь лица на суде: малого, великого ли будешь судить. Не устрашись лица человеческого, ибо это – суд Божий». Втор 1:8–11; 15–17

Втораго закона чтение (глава 10):

3. Второзакония чтение

Во днех онех рече Моисей к сыном Израилевым: се Господа Бога твоего небо и небо небесе, земля и вся, елика суть на ней. Обаче отцы ваша произволи Господь любити их и избра семя их по них, вас, паче всех язык, в день сей. И обрежите жестокосердие ваше, и выя ваша не ожесточите ктому. Ибо Господь Бог ваш, Сей Бог богов и Господь господей, Бог великий, и крепкий, и страшный, Иже не дивится лицу, ниже вземлет дар. Творяй суд пришельцу, и сиру, и вдовице и любит пришельца, дати ему хлеб и ризу. И возлюбите пришельца, пришельцы бо бесте в земли Египетстей. Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши, и к Нему прилепишися, и Именем Его кленешися. Той хвала твоя, и Той Бог твой, иже сотворил ти есть великая и славная сия, яже видесте очи твои. В те дни сказал Моисей сынам Израилевым: «Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и всё, что на ней. Однако отцов твоих предпочел Господь, возлюбив их, и избрал вас, семя их, после них из всех народов, по сей день. И вы обрежьте жестокое сердце ваше и шеи вашей не ожесточайте более; ибо Господь, Бог ваш – он Бог богов и Господь господствующих, Бог великий, и сильный и страшный, Который не почитает лица и не возьмет дара, совершая суд пришельцу, и сироте, и вдове; и любит пришельца, давая ему хлеб и одежду. И вы любите пришельца, ибо были пришельцами в земле Египетской. Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись, и именем Его клянись: Он – хвала твоя, и Он – Бог твой, Который сделал с тобою те великие и славные дела, какие видели глаза твои. Втор 10:14–18, 20–21

На литии стихира храма.

На литии стихиры храма

Слава, глас 3: Апостольских преданий / известнии хранителие бысте, святии отцы, / Святыя бо Троицы единосущное православно проповедавше, / Ариево хуление соборне низложисте, / с нимже и Македония духоборца обличивше, / осудисте Нестория, / Евтихия и Диоскора, / Савеллия же и Севира безглавнаго. / Ихже прелести испросите избавитися нам / и нескверну нашему житию / в вере сохранитися, молимся. Слава, глас 3: Апостольских преданий строгими хранителями / явились вы, святые отцы: / ибо Святой Троицы единосущие православно определив, / Ария хулу соборно вы отвергли; / с ним и Македония-духоборца обличив, / осудили Нестория, Евтиха и Диоскора, / Савеллия и Севира-акефала. / Нам же, от обмана их избавившимся, / непорочной жизнь нашу в вере сохранять / испросите, молимся.
И ныне, Богородичен: Без семене от Божественнаго Духа / волею же Отчею зачала еси Сына Божия, / от Отца без матере прежде век суща, / нас же ради, из Тебе без отца бывша, плотию родила еси / и Младенца млеком питала еси. / Темже не престай молити / избавитися от бед душам нашим. И ныне, Богородичен: Без семени от Божественного Духа / и по воле Отчей зачала Ты Сына Божия. / От Отца без матери прежде веков Имеющего начало, / но ради нас от Тебя без отца Происшедшего / Ты по плоти во чреве носила / и как младенца молоком питала. / Потому не переставай ходатайствовать / о избавлении от бед душ наших.

На стиховне Октоиха.

На стиховне стихиры воскресные

Слава, глас 4: Молебную память днесь Богоносных отцев, / от всея вселенныя собравшихся / во светлем граде Никейстем, / православных собрания, / благочествующе верно, празднуем. / Сии бо лютаго Ария безбожное веление благочестномудренне низложиша, / и от Соборныя Церкве соборне того изгнаша, / и ясно Сына Божия Единосущна и Соприсносущна, / прежде век Суща, / всех научиша исповедати во изображении веры, / известно и благочестно сие изложивше. / Темже и мы, Божественным их повелением последствующе, / известно верующе, служим / со Отцем Сыну и Духу Всесвятому во Едином Божестве, / Троице Единосущней. Слава, св. отцам, глас 4: Ежегодную память богоносных отцов, / со всей вселенной собравшихся / в славном граде Никее, / мы, православных собрания, благоговейно с верою празднуем. / Ибо они Ария коварного безбожное учение / благочестивым разумом низложили, / и из кафолической Церкви соборно его изгнали, / и ясно Сына Божия единосущным и столь же вечным, / существующим прежде всех веков / всех научили исповедовать в Символе веры, / точно и благочестиво его изложив. / Потому и мы их Божественным учениям следуя, / твердо веруя, служим / со Отцом Сыну и Духу всесвятому во едином Божестве, / Троице единосущной.
И ныне, Богородичен: Призри на моления Твоих раб, Всенепорочная, / утоляющи лютая на ны востания, / всякия скорби нас изменяющи. / Тя бо, Едину, твердое и известное Утверждение имамы, / и Твое предстательство стяжахом. / Да не постыдимся, Владычице, Тя призывающии, / потщися на умоление, Тебе верно вопиющих: / радуйся, Владычице, всех Помоще, / Радосте и Покрове, и Спасение душ наших. И ныне, Богородичен: Приклонись к мольбам рабов Твоих, Всенепорочная, / прекращая беды, на нас восстающие, / от всякой скорби нас избавляя: / ибо Тебя одну как твердую и надежную опору мы имеем, / и в Тебе защиту обрели. / Да не постыдимся, Владычица, Тебя призывая! / Поспеши исполнить моление Тебе с верою взывающих: / «Радуйся, Владычица, всем помощь, / радость и покров и спасение душ наших!»
На благословении хлебов тропарь: Богородице Дево: дважды. Если совершается бдение поем: Богородица Дева, радуйся: (2)

И отцев, глас 8:

Тропарь св. отцам, глас 8

Препрославлен еси, Христе Боже наш, / светила на земли отцы наша основавый / и теми ко истинней вере вся ны наставивый, / Многоблагоутробне, слава Тебе. (Единожды). Препрославлен Ты, Христе Боже наш, / как светила на земле отцов наших утвердивший, / и ими на путь истинной веры всех нас направивший, / Многомилостивый, слава Тебе! (1)

СВЯТЫХ ОТЦОВ
ШЕСТИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ

НА УТРЕНИ

На Бог Господь: тропарь воскресный, дважды.

НА УТРЕНИ

На Бог – Господь: поем тропарь воскресный гласа дважды.

Слава, отцев, глас 8:

Слава, св. отцам, глас 8:

Препрославлен еси, Христе Боже наш, / светила на земли отцы наша основавый / и теми ко истинней вере вся ны наставивый, / Многоблагоутробне, слава Тебе. (Единожды). Препрославлен Ты, Христе Боже наш, / как светила на земле отцов наших утвердивший, / и ими на путь истинной веры всех нас направивший, / Многомилостивый, слава Тебе!
И ныне, Богородичен: Иже нас ради рождейся от Девы / и распятие претерпев, Благий, / испровергий смертию смерть и воскресение явлей яко Бог, / не презри, яже создал еси рукою Твоею. / Яви человеколюбие Твое, Милостиве. / Приими рождшую Тя Богородицу, молящуюся за ны. / И спаси, Спасе наш, люди отчаянныя. И ныне, Богородичен: Ради нас рожденный от Девы / и распятие претерпевший, / ниспровергший смертию смерть / и явивший воскресение как Бог, / не презри, Благой, созданных рукою Твоею; / яви человеколюбие Твое, Милостивый, / прими родившую Тебя Богородицу, ходатайствующую за нас, / и спаси, Спаситель наш, людей отчаявшихся.
По кафизмах седальны Октоиха. После чтения кафизм седальны Октоиха. Далее все воскресное.
Канон воскресный со ирмосом на 4, и Богородицы на 2, и отцев на 8. Творение священнаго и вселенскаго Патриарха кир Германа. Каноны: воскресный с ирмосом на 4, Богородице на 2 и св. отцам на 8. Творение святого патриарха Германа, глас 6.

Глас 6. Песнь 1.

Канон св. отцам, глас 6.* Песнь 1

Ирмос: Яко по суху, пешешествовав Израиль / по бездне стопами, / гонителя фараона / видя потопляема, / Богу победную песнь поим, вопияше. Ирмос: Как по суше прошел Израиль / по бездне стопами, / и взывал, гонителя фараона видя утопавшим: / «Богу победную песнь воспоем!»
Иже от Никеи, якоже от некоего небесе, / всюду возгремевше Слово Живаго Отца и Сего показавше враги, громом избиены, / священными словесы да почтутся. Из Никеи, как с неких небес, / повсюду возгремевшие / о Слове Живого Отца / и показавшие Его врагов, / как бы громом пораженными, / священными словами отцы да почтутся.
Духоборцев дух лукавый Святым Духом Христос от Своея Церкве далече отгна, / вторым действом Собора совокупив. Духоборцев дух лукавый / Святым Духом отогнал Христос / далеко от Своей Церкви, / составив второго Собора деяние.
Христоборца прелесть изгна Нестория Кирилл, Собора начальник, / иже ясно Деву Марию исповеда, Богу Матерь Чистую. Христоборца Нестория обман / изгнал Кирилл, начальник Собора, / который ясно Деву Марию исповедал / Богоматерью чистой.
Богородичен: Несозданныя Троицы Единаго Христа во двою естеству и хотению, Чистая, раждаеши, / соединение человеком и Ангелом Тебе ради соделавшаго. Богородичен: Из несозданой Троицы Единого – Христа / в двух естествах и волях / Ты рождаешь, Чистая, / соединение людей и Ангелов / через Тебя соделавшего.

Другий канон святых отцев,
глас 8. Песнь 1

Другой канон св. отцам,
глас 8. Песнь 1

Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи / чудотворяй иногда / Моисейский жезл, крестообразно поразив, / и разделив море, / Израиля же беглеца, пешеходца спасе, / песнь Богови воспевающа. Ирмос: Возничего колесницы фараона погрузил / некогда чудодейственный Моисеев жезл, / крестообразным ударом разделивший море, / Израиля же беглеца, пешего путника спас, / песнь Богу воспевавшего.
Отец благочестивое собрание, стекшееся иногда на Евтиха, / воистинну Спаса проповеда в нераздельных естествах сугубых, / Божественнаго отца Кирилла учением шествующее яве и пребывающее. Отцов благочестивый сонм, / собранный некогда против Евтиха, / воистину чтить Спасителя определил / в двух нераздельных естествах, / учениям божественного отца Кирилла / открыто следуя и их держась.
Число шестьсот тридесятое благочестивейших мужей, / Евтихову прелесть и Севирову ересь низложше, / достигоша воспети сице: / Христа во двою существу проповедуем, / шествующе речением Кирилла блаженнаго. Числом шестьсот тридцать благочестивейших мужей / Евтиха заблуждение и Севира ересь опровергнув, / поспешили Христа в двух естествах провозгласить, / следуя изречениям Кирилла блаженного.
Иже не проповедует, во двою естеству и действиих Христа, Слово Отчее, / приимет анафему, / четвертый бо Собор святых отец единомудренно сице проповеда. / Вси убо их да ублажим. Кто не провозглашает Слово Отчее – Христа / в двух естествах и действиях, / да анафеме подвергнется: / ибо так объявил благоразумно / четвертый Собор святых отцов. / Давайте же все их прославим!
Богородичен: Преславная о Тебе возглаголашася в родех родов, / Яже Бога Слова во чреве вместившая, чиста же пребывши, Богородице Марие, / тем Тя вси почитаем, по Бозе Предстательницу нашу. Богородичен: Славное сказано о Тебе в родах родов, / Бога-Слово во чреве вместившая, / но пребывшая чистой, Богородица Мария! / Потому мы все почитаем Тебя, / после Бога Заступницу нашу.
Катавасия: Отверзу уста моя, / и наполнятся Духа, / и слово отрыгну Царице Матери, / и явлюся, светло торжествуя, / и воспою, радуяся, Тоя чудеса. Катавасия: Отверзу уста мои, / и они исполнятся Духа; / и слово изреку Царице Матери, / и явлюсь светло торжествующим, / и воспою радостно Ее чудеса.

Песнь 3

Ирмос: Несть свят, / якоже Ты, Господи Боже мой, / вознесый рог верных Твоих, Блаже, / и утвердивый нас на камени / исповедания Твоего.

Песнь 3

Канон св. отцам. Ирмос: Нет святого, / как Ты, Господи Боже мой, / возвысивший достоинство верных Тебе, Благой, / и утвердивший нас на камне / исповедания Твоего.

Твари служитель явлься Арий безумный, / и Македоний паки мерзок явлься, / в геенне огненней равно мучатся со еллины. Твари служителем явившийся безумный Арий / и Македоний, столь же мерзким оказавшийся, / в геенне огненной мучатся / наравне с язычниками.
Седмию Соборы священными святых отец / честную Церковь уяснил еси, Христе, / якоже седмих светильник светом прелести тьму прогнав далече. Семью священными Соборами святых отцов / Ты, Христе, досточтимую Церковь озарил, / как светом семи светильников / обмана тьму далеко прогнав.
Стадо Твое, Слове, погубляет многообразная краста еретик, / пастырие же Твоих словесных овец учением сие премениша. Стадо Твое, Слово, / губила многообразная зараза еретиков, / пастыри же разумных Твоих овец / своим учением это прекратили.
Богородичен: Единаго родила еси, Пречистая, / от Несозданныя Троицы во двою существу и хотению, / Егоже образу честному покланяемся, благодати исполняеми. Богородичен: Единого от Несозданной Троицы / Ты родила, Пречистая, / в двух естествах и волях: / Его образу священному мы поклоняемся, / исполняясь благодати.
Ин. Ирмос: Утверждей в начале Небеса разумом, / и землю на водах основавый, / на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди, / яко несть свят, паче Тебе / Едине Человеколюбче. Канон иной. Ирмос: Утвердивший в начале небеса премудро / и землю на водах основавший! / На скале заповедей Твоих, Христе, меня утверди, / ибо нет святого, кроме Тебя, / единый Человеколюбец.
Иже Севира безстудно преклоншеся словесем, яда смертоточнаго исполненным, / посрамитеся присно, отлучающеся вси Церкве, / якоже волцы и пси хищнии. Хвастающие бесстыдно Севира словесами, / яда смертоносного полными! / Стыдитесь постоянно, все отступающие от Церкви, / как волки и псыхищники.
Ликовственницы и вернии, Вседетеля и Спаса / во двою нераздельных существах и хотениих сугубых и действиих почитаем, / темже Севира прелести вконец отвращаемся. Соучастники празднества и верные! / Мы всего Создателя и Спасителя / чтим в двух нераздельных естествах / и двояких волях и действиях, / и тем от заблуждения Севира / окончательно отвращаемся.
Приидите, Севира и Иакова неблагополучных прелесть, / с сими Феодосия, Диоскора отмещем яве, / четвертый же Собор благочестивых отец воспоем песньми Божественными. Давайте явно отвергнем заблуждение / Севира, Евтиха и Иакова, / а с ними – Феодора и Диоскора, / четвертый же Собор благочестивых отцов / воспоем в песнях Божественных.
Богородичен: Херувим и Серафим явилася еси вышши, Богородице: / Ты бо едина прияла еси Невместимаго Бога во Твоем чреве, Нескверная. / Темже Тя, вси вернии, песньми, Чистая, ублажаем. Богородичен: Херувимов и Серафимов высочайшей / Ты явилась, Богородица: / ибо одна Ты, чуждая скверны, приняла / невместимого Бога во чрево Твое. / Потому мы, все верные, / Тебя, Чистая, песнопениями прославляем.
Катавасия: Твоя песнословцы, Богородице, / живый и независтный источниче, / лик Себе совокупльшия духовно, утверди, / в Божественней Твоей славе / венцев славы сподоби. Катавасия: Твоих песнопевцев, Богородица, / – живой и обильный источник, / устроивших духовный праздник, утверди / и в божественной Твоей славе / удостой венцов славы.

Кондак и икос воскресный,
таже седален отцев, глас 4.
Подобен: Скоро предвари:

Кондак и икос воскресные.
Седален св. отцам,
глас 4

Светильницы пресветлии истины Христовы миру явистеся на земли, / воистинну блаженнейший, отцы Боговещаннии, / изсушивше ереси хульных языковредий / и угасивше пламеновидная злославных смущения: / темже, яко святителие Христовы, молитеся спастися нам. Светилами пресветлыми истины Христовой / вы явились миру на земле, / воистину блаженные отцы, / иссушив ереси бесславных пустословов / и угасив подобные пламени смуты хулителей. / Потому, как святители Христовы, / ходатайствуйте о спасении нашем.
Слава, и ныне, Богородичен: Обновила еси, Чистая, Божественным Рождеством Твоим / истлевшее во страстех земнородных мертвенное существо / и воздвигла еси вся от смерти к животу нетления. / Темже Тя по долгу блажим вси, Дево Препрославленная, якоже прорекла еси. Слава и ныне, Богородичен: Обновила Ты, Чистая, Божественным Рождением от Тебя Христа / в страстях истлевшее мертвенное естество рожденных на земле / и воздвигла всех от смерти к нетленной жизни. / Потому Тебя, как должно, блаженной именуем все, / Дева Препрославленная, как Ты предрекла!»*

Песнь 4

Ирмос: Христос моя сила, / Бог и Господь, / честная Церковь / боголепно поет, взывающи, / от смысла чиста, о Господе празднующи.

Песнь 4

Канон св. отцам. Ирмос: «Христос – моя сила, / Бог и Господь», / – святая Церковь благоговейно поет, / возглашая от чистого разума, / в Господе торжествуя.

Врази Твои возшумеша, и ненавидящии Тя главу воздвигоша, Спасе, вмале, / но абие падоша, не терпяще гласа труб духовных. Враги Твои, Спаситель, зашумели, / и ненавидящие Тебя голову подняли ненадолго, / но тотчас пали, не стерпев / голоса труб духовных.
Солнца Солнцы сугубо озариша, / Сын и Дух от Отца, несоздани, Собезначальни: / Обоим Отец Един виновен веруется. От Солнца два Солнца воссияли: / от Отца Сын и Дух, / – несозданные, равно безначальные: / Их Обоих Виновником Единый Отец / верою познается.
Седмь убо духов, иже почиша на Христе, Исаия сие рече, / на седмих же Соборех почи Христос со Отцем и Божественным Духом. Семь духов почили на Христе, / как изрек о том Исаия; / на семи же Соборах почил Христос / со Отцом и Божественным Духом.
Богородичен: Бога родила еси, плоть носившаго, / от чистых Твоих кровей, Отроковице Чистая, / Егоже, сугуба естеством, во Ипостаси же единей, отцы проповедаша. Богородичен: Родила Ты Бога, плоть носившего / от чистой Твоей крови, Отроковица чистая: / Его двойственным по естеству, / но во единой Ипостаси / отцы провозгласили.
Ин. Ирмос: Ты моя крепость Господи, / Ты моя и сила, / Ты мой Бог, Ты мое радование, / не оставль недра Отча, / и нашу нищету посетив. / Тем с пророком Аввакумом зову Ти: / силе Твоей слава, Человеколюбче. Канон иной. Ирмос: Ты – моя крепость, Господи, / Ты – и моя сила, / Ты – мой Бог, Ты – моя радость, / не оставивший недр Отеческих / и нашу нищету посетивший. / Потому с пророком Аввакумом возглашаю Тебе: / «Слава силе Твоей, Человеколюбец!»
Рцы нам, безумный Севире и суетный: / едино естество сложно безначально, свет Слово Отчее и Сына? / Аще бо сице речеши, и другое естество знаменал еси: / плоть бо и Слово, не едино существо, но сугубо сущее, окаянне. Объясни нам, Севир неразумный / и легкомысленный, свои слова: / «Единое естество сложное – Безначальный, / Свет Отца, Слово и Сын?» / Ведь если захочешь так сказать, / и другое естество ты обозначил: / ведь плоть и Слово не единым естеством, / но двумя являются, несчастный!
Едино рекши естество Слова, наведе воплощшееся естество человечества, / кроме изменения всячески и смешения, / александриом учитель же и председатель, / ясно два естества и хотения научая православно мудрствовати хотящих. Назвав единым Слова естество, / александрийцев учитель и предстоятель / прибавил «воплощенное» – / в естество человечества, совсем без изменения и смешения, / – ясно уча о двух естествах и волях / православно мыслить желающих.
Два естества Христова вси проповедаем неслиянно, / всякое нечестие Евтихия, вернии, абие и Диоскора безумнаго попирающе, / последуем пределу святых отец и Кирилла Божественнаго речением. Два неслиянных естества Христа / все мы, верные, провозглашаем, / все нечестие Евтиха и Диоскора безумного / полностью позору предавая, / следуя же определению святых отцов / и Кирилла божественного изречениям.
Богородичен: Херувимское носило Ты, Богомати Чистая, / Ты вместилище, Ты и приятелище Слова Отча и Бога, / от пречистых ложесн в плоть облекшагося. / Темже, во двою существу из Тебе Воплощшемуся покланяющеся, непрестанно славим. Богородичен: Херувимская колесница / Ты, Богоматерь чистая, / Ты удел, Ты и жилище / Слова Отчего и Бога, / от Твоих пречистых недр в плоть облекшегося. / Потому, в двух естествах / из Тебя Воплотившемуся поклоняясь, / мы Тебя непрестанно славим.
Катавасия: Седяй в славе на Престоле Божества, / во облаце легце, / прииде Иисус Пребожественный, / нетленною дланию, и спасе зовущия: / слава, Христе, силе Твоей. Катавасия: Сидящий в славе / на престоле Божества, / на облаке легком, / пришел Иисус божественнейший, / носимый непорочной рукою, / и спас взывающих: / «Слава, Христе, силе Твоей!»

Песнь 5

Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже, / утренюющих Ти души любовию озари, молюся, / Тя ведети, Слове Божий, / истиннаго Бога, / от мрака греховнаго взывающа.

Песнь 5

Канон св. отцам. Ирмос: Божественным светом Своим, Благой, / души с рассвета к Тебе стремящихся / любовью озари, – молюсь я, – / чтобы знать Тебя, Слово Божие, истинного Бога, / от мрака грехов / к Себе призывающего.

Божественный виноград Христов, иже от Египта пренесен, / темнаго отчаянна губителя зверие первее поядаху, / пращею же святых отец далече отгнашася. Божественный виноградник Христов, / что из Египта был перенесен, / прежде звери поедали / – слуги темного злосчастного губителя, / но пращею святых отцов / далеко отогнаны.
Божественным сиянием трисиянным ум просвещше, / честнии отцы Единаго проповедаша Честныя Троицы Христа Господа, / сугуба естествы и хотении. Божественным трисиятельным озарением / ум просветив, священные отцы / провозгласили Одним из досточтимой Троицы / Христа Господа, имеющего два естества и воли.
Троичен: В вещных, якоже в серафимских, мудрыми отцы, о Троице, / Церковь онебесися, Трисвятую песнь присно Тебе поющи, / собирает Троическое Твое Едино Божество. Троичен: Трудами мудрых отцов, о Троица, / Церковь уподобилась небесам: / в гимнах вещественных, как в серафимских, / Трисвятую песнь Тебе непрестанно воспевая, / она нераздельным исповедует / Твое Единое Троическое Божество.
Богородичен: Мати и раба Твоего Сына была еси, Чистая, / ибо Иже из Тебе прежде Тебе бяше, яко Содетель Твой, / Егоже во двою существу познаваем и соединяем Словом Ипостасным. Богородичен: Матерью и рабою Сына Твоего / Ты стала, Чистая, / ибо Тот, Кто из Тебя произошел, / прежде Тебя был, как Твой Создатель, / Которого мы познаем в двух естествах / и соединяем их во Ипостаси Слова.
Ин. Ирмос: Вскую мя отринул еси / от лица Твоего, Свете Незаходимый, / и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго; / но обрати мя, / и к свету заповедей Твоих / пути моя направи, молюся. Канон иной. Ирмос: Для чего Ты отверг меня / от лица Твоего, Свет неугасимый, / и покрыла чуждая тьма меня, несчастного? / Но обрати меня и к свету заповедей Твоих / пути мои направь, молю.
О Севире! Естеств Христовых не сливай люте, законопреступне, / ибо жрителие и преблаженнии учителие вси, / во двою существу и во Едином Христовом Лице провозвестивше, всем изложиша. О Севир! Естеств Христовых / не сливай лукаво, беззаконный: / ибо все почитатели и преблаженные учителя, / о Христе в двух естествах / и в Лице едином возвестив, / всем это изложили.
Прият естество человеческое яве Безначальный, Отчее Слово, / яко Человеколюбец, хотя ущедрити нас, погибших. / Темже Того проповедую во двою существу и хотению. Принял явно природу человеческую Безначальный / – Слово Отчее, как Человеколюбец, / желая помиловать нас, погибших. / Потому я провозглашаю Его / в двух естествах и волях.
Низложив Севира четвертый Собор и Диоскора, Христа хулящия, / извещая свиток Леонта, первоседальника Римскаго, зело добре, / сугуба естества Спасова несекомо являя. Осудил четвертый Собор / Севира и Диоскора, Христа хуливших, / подтверждая свиток Льва, Римского предстоятеля, / где два естества Спасителя весьма прекрасно / без рассечения определяются.
Богородичен: Матернее дерзновение, еже к Сыну Твоему имущи, Всечистая, / сроднаго промышления, еже о нас, не презри, молимся, / яко Тебе и едину, христиане, ко Владыце очищение милостивно предлагаем. Богородичен: Материнское дерзновение / имея к Сыну Своему, Всечистая, / родственным попечением не обойди нас, молим; / ибо мы, христиане, Тебя и одну Тебя, / в умилостивление благоприятное к Владыке направляем.
Катавасия: Ужасошася всяческая / о Божественней славе Твоей: / Ты бо, Неискусобрачная Дево, / имела еси во утробе над всеми Бога / и родила еси Безлетнаго Сына, / всем воспевающим Тя / мир подавающая. Катавасия: Изумился весь мiр / о божественной славе Твоей: / ибо Ты, брака не познавшая Дева, / носила во чреве Твоём Всевышнего Бога / и родила вечного Сына, / всем воспевающим Тебя мир подающего.

Песнь 6

Ирмос: Житейское море, / воздвизаемое зря напастей бурею, / к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: / возведи от тли живот мой, / Многомилостиве.

Песнь 6

Канон св. отцам. Ирмос: Житейское море видя / поднимающееся волнами искушений, / я, к тихой пристани Твоей прибегнув, взываю Тебе: / «Возведи от гибели жизнь мою, / Многомилостивый!»

Бог богов Господь, Давид, прежде воспев, глагола / и призва от восток, от конец всея земли, даже до запад их, / Вселенския Соборы отец назнаменуя. «Бог богов Господь заговорил / и призвал от востока, / от концов всей земли, / даже до их западных пределов», / – так Давид некогда воспел, / Вселенские Соборы отцов прообразуя.
Седмь столпов утверди премудрость Божия, / Твою Церковь, Владыко, седмочисленными Соборы священных отец / неуклонну соблюдаему от всяких ересей. Семь столпов утвердила премудрость Божия, / Церковь Твою, Владыка, / седьмочисленными Соборами священных отцов / соблюдая неколебимой от всяких ересей.
Стыд лица да покрыет Евтихия и Диоскора, слияние буесловивших естества Христова: / не в привидении бо, но во обожении естество земнородных прият. Стыд да покроет лица Евтиха и Диоскора, / безумно учивших о слиянии во Христе естеств: / ибо не призрачно, но через обожение / принял Он естество земных.
Богородичен: Да возмется Несторий во еврейския темныя соборы, / и язык же отсечется хульный: / Бога бо роди Дева Мария, Плотоносца нам. Богородичен: Да отправится Несторий / в евреев темные собрания, / и язык хульный да будет отсечен: / ибо Дева Мария нам родила / Бога, плоть носящего.
Ин. Ирмос: Очисти мя, Спасе, / многа бо беззакония моя, / и из глубины зол возведи, молюся: / к Тебе бо возопих, / и услыши мя, / Боже спасения моего. Канон иной. Ирмос: Смилуйся надо мной, Спаситель, – / ибо многочисленны беззакония мои, – / и из глубины зол изведи, молю; / ибо к Тебе я воззвал, – и Ты услышь меня, / Боже спасения моего!
Два послания Кирилла, яже ко Сингелу посланная иногда, / востоку преобладающу, обличают Севирову всю прелесть, / благочестно Христа проповедующая. Два послания Кирилла, посланные некогда / к Сукцессу, первенствующему на Востоке, / обличают все Севирово заблуждение, / благочестиво о Христе провозглашая.
Кирилл Христа проповедует во двою естеству и действиих сугубых, / Севира несмысленнаго ересь отсецая. / Темже вси во учениих того пребудем. Кирилл Христа провозглашает / в двух естествах и действиях двойных, / ересь безумного Севира отклоняя. / Потому мы все держимся его учений.
Богородичен: Деву Тя и Чистую Преславную, Богородительнице Марие, / благочестивии, воистину проповедуем, / заграждающе безстудная уста Нестория и Диоскора зломыслие. Богородичен: Тебя, Мария, девою и чистой, / славной Божией Родительницей, / мы, благочестивые, справедливо провозглашаем, / заграждая злословящие Нестория уста / и Диоскора зломыслие.
Катавасия: Божественное сие и всечестное / совершающе празднество, / Богомудрии, Богоматере, / приидите, руками восплещим, / от Нея рождшагося Бога славим. Катавасия: Божественный сей и всеми чтимый / совершая праздник Богоматери, / придите, богомудрые, / начнем рукоплескать, / от Нее рожденного Бога славя.

Кондак, глас 8.
Подобен: Яко начатки:

Кондак св. отцам,
глас 8

Апостол проповедание и отец догматы / Церкве едину веру запечатлеша, / яже и ризу носящи истины, истканну от еже свыше Богословия, / исправляет и славит благочестия великое таинство. Проповедь Апостолов и отцов догматы / веру единую для Церкви утвердили; / и она, нося одежду истины, / сотканную из небесного богословия / правильно преподает и славит благочестия великое таинство.
Икос: Высоким проповеданием Божию Церковь услышим, вопиющу: / жаждай, да грядет ко мне и пиет чашу, юже держу, / чаша есть премудрости. / Сие питие истины словом почерпох, воду проливающую не прекословия, / но исповедания, юже пия, нынешний Израиль Бога зрит, вещающа: / видите, видите, яко Сам Аз есмь и не пременяюся: / Аз Бог первый, Аз же и по сих, и разве Мене, несть иного отнюд. / Отсюду причащающийся насытятся / и восхвалят благочестия великое таинство. Икос: Возвышенную проповедь услышим / Церкви Божией, взывающей: / «Жаждущий да идет ко мне и пьет; / чаша, которую я держу, есть чаша премудрости, / питие истины в ней я растворила словом, / изливает она не воду пререкания, но напиток исповедания. / Из нее пьет нынешний Израиль / и созерцает Бога возглашающего: / Видите, видите, что это – Я Сам, и Я не изменяюсь: / Я, Бог – первый, Я – Бог и после того, / и кроме Меня вообще нет иного. / Потому причащающиеся насытятся / и восхвалят благочестия великое таинство!»

Песнь 7

Ирмос: Росодательну убо пещь / содела Ангел / преподобным отроком, / халдеи же опаляющее / веление Божие мучителя увеща вопити: / благословен еси, Боже отец наших.

Песнь 7

Канон св. отцам. Ирмос: Росоносною соделал печь / Ангел для благочестивых отроков, / а Божие веление, халдеев опалявшее, / мучителя убедило взывать: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»

Вавилонскаго убо змия разрази Даниил первее, / молитвами же отец просядеся лютый египетский змий, / яве Арий, поядающий Христово стадо. Вавилонского змея / Даниил некогда расторг; / молитвами же отцов расселся явственно / Арий – лютый змей египетский, / пожиравший Христово стадо.
Непрощеным нечестием негодова волк Македоний, / приразився Духу, обожающему человеки / и вся банею Крещения на первую доброту воображающу верныя. В непростительного нечестия недуг / впал волк – Македоний, / напав на Духа, обожение людям подающего / и Крещения купелью к образу первоначальной красоты / возводящего всех верных.
Диоскор, и Евтих, и Севир Левиафам, / трие, сливающии и смешающии Христова существа смешением умным, / к Троице Честней приразишася дерзостию. Диоскор, и Евтих, и Севир-Левиафан, / трое, сливающих и смешивающих естества Христовы / умозрительным смешением, / против досточтимой Троицы / восстали с дерзостью.
Богородичен: Плотскаго Твоего зрака образ, Владыко, честно облобызаем, / и Матере Твоея, и святых всех, / почесть ведяще правым помыслом преходити добре к первообразному. Богородичен: Плотского Твоего облика изображение / мы, Владыка, благоговейно лобызаем, / и Матери Твоей, и всех святых, / зная, что при правом разумении / почесть всецело переходит к первообразу.
Ин. Ирмос: Божия снизхождения / огнь устыдеся в Вавилоне иногда. / Сего ради отроцы в пещи радованною ногою, / яко во цветнице ликующе пояху: / благословен еси, Боже отец наших. Канон иной. Ирмос: Божьего нисхождения / огонь устыдился в Вавилоне некогда; / потому отроки в печи, радостными стопами / как на лугу танцуя, воспевали: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»
Во двою убо естеству и действиях исповедающе Христа, / неслитне, непреложне, прелесть Севира побеждаем, / темже, плоти приятием страсть претерпевшему, вопием Ему: / благословен Бог отец наших. В двух естествах и действиях исповедуя Христа / без слияния и изменения, / мы заблуждение Севирово побеждаем. / Потому взываем Ему, / по принятии плоти страдание претерпевшему: / «Благословен Бог отцов наших!»
Единаго разумеем, Иже на древе и в недрех Отеческих, / яко Бога в Вышних и во гробе, яко совокупленна плотию. / Емуже поем, согласно взывающе: / благословен еси, Боже отец наших. Единого мы знаем / – Того, Кто на Древе и в недрах Отца; / как Бога – в вышних, / а во гробе – как сочетавшегося с плотью. / Ему мы поем, согласно восклицая: / «Благословен Бог отцов наших!»
Ариево истощание, пресечение же, Бога умаляющаго, вернии, / соединомыслие абие Савеллиево, / Троическия враги возненавидевше, Троице возопием: / благословен Бог отец наших. Умалившего Бога Ария / опустошение и рассечение, / также и Савеллиево сокращение / – ересь этих врагов Троицы возненавидев, / мы, верные, восклицаем Троице: / «Благословен Бог отцов наших!»
Троичен: Всех убо Господь, Единаго же точию Единороднаго Сына, / православно Отца богословяще, Тя возвещаем, / и Един ведяще Твой исходящий Дух, прав, сраслен и Соприсносущен. Троичен: Господом всех, / но Отцом Одного-единственного / – Единороднаго Сына, / православно богословствуя, Тебя мы объявляем, / зная и Единого от Тебя исходящего Духа правого, / с Тобою соединенного и столь же вечного.
Катавасия: Не послужиша твари Богомудрии, / паче Создавшаго, / но огненное прещение мужески поправше, / радовахуся, поюще: / препетый отцев Господь и Бог благословен еси. Катавасия: Не почтили богомудрые / творения больше Творца, / но угрожавший им огонь мужественно поправ, / радостно воспевали: / «Прехвальный Господь и Бог отцов, / благословен Ты!»

Песнь 8

Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси, / и праведнаго жертву водою попалил еси: / вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. / Тя превозносим во вся веки.

Песнь 8

Канон св. отцам. Ирмос: Из пламени Ты для благочестивых росу источил, / и жертву праведника водою попалил: / ибо все Ты совершаешь, Христе, одним Своим хотением. / Тебя мы превозносим во все века.

Якоже единаго корене отрасли Богосадны, Сын и Дух возсиявше: / ибо Отец Единовиновен есть, Безлетный, Безлетным Лицам Единочестен. Как отрасли Богонасажденные / от единого корня воссияли Сын и Дух: / ибо Отец есть единый, вневременный Их Источник, / вневременным Лицам единочестный.
Из чрева невещественна безлетно возсиял еси, / Единосущное Слово Отцу и Духу, / но нас ради в летнюю вселися вещественную утробу единыя Богородицы. Из чрева невещественного / вне времени Ты воссиял, / Слово, единосущное Отцу и Духу; / но нас ради вселился во времени / в вещественное чрево единой Богородицы.
Разжженныя стрелы огнем духовным / в студеная сердца врагов вонзошася еретиков и на смерть удавиша их / совокуплении отец седмочисленных и Божественных. Стрелы, раскаленные огнем духовным / вонзились в холодные сердца враждебных еретиков / и насмерть поразили их / в собраниях отцов седьмочисленных и божественных.
Богородичен: Не лицы Единаго Христа славим, не смешением существа Сего соединяем: / Един бо Сый и Тойже Лицем, раздвояется естествы, / Дево, Твой Сын и Содетель. Богородичен: Не в двух лицах мы славим Единого Христа, / и не смешивая естества, исповедуем Его единство: / ибо Он, будучи Один и Тот же Лицом, / созерцается в двух естествах, / – Сын Твой и Создатель, Дева!
Ин. Ирмос: Седмерицею пещь халдейский мучитель / Богочестивым неистовно разжже, / силою же лучшею спасены сия видев, / Творцу и Избавителю вопияше: / отроцы, благословите, / священницы, воспойте, / людие, превозносите во вся веки. Канон иной. Ирмос: Семикратно печь / Халдейский властитель / для чтущих Бога в неистовстве разжег; / но силой высшею спасенными их увидев, / к Творцу и Избавителю взывал: / «Отроки благословляйте, священники воспевайте, / люди превозносите во все века!»
Да постыдятся лица, и да заградятся уста, / не проповедающих во двою естеству / несекомо, непреложно же и неслитно, Единаго Сына: / благочестивии бо мы прославляем, / инако убо и инако, действовати же и хотети Христу, / не убо лицы, но во двоих естествах. Да постыдятся лица / и да заградятся уста / не провозглашающих Единого Сына / в двух естествах нераздельно, непреложно и неслитно: / ведь мы, благочестивые, все сообща единомудрствуем, / что одним и другим образом и действует / и проявляет волю Свою Христос, / не по различию лиц, / но согласно с обоими естествами.
Иже Иакова имущии Кентона название, тогожде имя себе написующии, отвещайте нам: / аще в названии его вы в купели крестистеся древле? / Темже сих ради благодати Христа отступисте воистинну, / волею со лживым сим безстудствующе. Иакова Кентона прозвище носящие, / и именем его надписывающие себя! / Объявите нам: Его ли призывая / вы в купели крестились издревле? / Потому, отступив от Христа ради него, / вы пустословите как тот, / проявляя явное бесстыдство.
В Халкидоне Собор четвертый Диоскора, Евтиха же и Севира лютых низложи / и до конца отсече терновную их прелесть, / слиятельную существ Спасовых, от Церкве Христа и Владыки; / с неюже православящии, возненавидим сих. В Халкидоне Собор четвертый / Диоскора, Евтиха и Севира лукавых низложил, / заблуждение их, тернию подобное, / – слияние естеств Спасителя – до конца изгнав / из Церкви Христа и Владыки; / с нею православия держась, / их возненавидим.
Троичен: Трисветлую Божества единственную сияющую зарю от Единаго Триипостаснаго Естества: / Родителя Безначальна, сраслена же Слова Отча и сцарствующий Единосущный Дух, / дети, благословите, священницы, воспойте, / людие, превозносите Его во вся веки. Троичен: Трисветлое Божество, / испускающее одно общее сияние / от Единого в Трех Ипостасях естества: / безначального Родителя, / и естеством единое с Ним Слово Отчее, / и с Ними царствующего Единосущного Духа, / отроки, благословляйте, священники, воспевайте, / люди, превозносите во все века.
Богородичен: Богородительнице Пречистая, души моея язвы и греховныя соблазны очисти, / источником омывающи из ребр Сына Твоего и иже из них истекшими струями, / к Тебе бо взываю, и к Тебе прибегаю, и Тебе призываю, Богоблагодатную. Богородичен: Божия Родительница Пречистая! / Души моей язвы и греха соблазны / очисти, омывая источником из ребр Сына Твоего / и струями, из них истекшими; / ибо я к Тебе взываю, и к Тебе прибегаю, / и Тебя призываю, благодати Божией исполненную.*
Катавасия: Отроки благочестивыя в пещи / Рождество Богородично спасло есть, / тогда убо образуемое, / ныне же действуемое, / вселенную всю воздвизает пети Тебе: / Господа пойте дела / и превозносите Его во вся веки. Катавасия: Отроков благочестивых в печи / Дитя Богородицы спасло: / тогда – прообразуемое, а ныне – действующее; / всю вселенную созывает Он петь Тебе. / Пойте Господа, творения, / и превозносите во все века!

Песнь 9

Ирмос: Бога / человеком не возможно видети, / на Него же не смеют чини Ангельстии взирати; / Тобою бо, Всечистая, явися человеком / Слово воплощенно, / Его же величающе, / с Небесными вои / Тя ублажаем.

Песнь 9

Канон св. отцам. Ирмос: Невозможно людям увидеть Бога, / на Которого не смеют полки Ангелов взглянуть; / но чрез Тебя, Всечистая, / стало видимым для смертных Слово воплощенное. / Его величая, / мы вместе с небесными воинствами / Тебя восхваляем.

Не подобает приложити или оставити что Священнаго Предания православныя нашея веры: / в нейже бо верно крестихомся, / а иже приложители сея веры вправду предани будут прещению проклятия. Не подобает что-либо прибавлять или опускать / из Священного Предания православной нашей веры: / ибо мы, так веруя, крестились, / а изменяющие эту веру будут праведно / преданы грозному проклятию.
Радостию сердца вси взыграим, священныя Соборы отец совокупльше: / тех бо ради свет видехом православия. / Светильницы бо явишася, вся наставляюще к правым учения обретением. В радости сердца все возликуем, / священные Соборы отцов соединив: / ведь благодаря им мы свет православия увидели, / ибо светильниками они явились, / всех наставляя к обретению / правых учений.
Душам испросим очищение и благочестно житие препроводити потщимся, / яко да причастницы будем святым отцем, / иже скрыша правых учений богатство нам, чадом их. Душам испросим очищение / и жизнь постараемся благочестиво провести, / чтобы стать причастными святым отцам, / которые богатство учений правых / сберегли для нас, их детей.
Богородичен: Бог от боку Твоею возсия, Мати Божия, и человеческий род обожи, / и славы Своея сподоби, и наследники вся показа, / иже Тя Богородицу воистинну присно проповедающия. Богородичен: Бог из недр Твоих воссиял, Матерь Божия, / и человеческий род обожил, / и удостоил славы Своей, / и явил наследниками всех, / истинною Богородицей Тебя всегда провозглашающих.
Ин. Ирмос: Ужасеся о сем Небо, / и земли удивишася концы, / яко Бог явися человеком плотски, / и чрево Твое бысть пространнейшее Небес. / Тем Тя, Богородицу, / Ангелов и человек чиноначалия величают. Канон иной. Ирмос: Изумилось тому небо, / и ужаснулись пределы земли, / что явился людям Бог во плоти, / и чрево Твое стало пространнее небес. / Потому Тебя, Богородица, / сонмы Ангельские и человеческие величают.
Прешед Севир Христову благославную Церковь льстивый, / и отмщение советом отец благочестивых хуления ради и хитростнословия своего прият праведно, / и отревается учителей сословия, осужденный. Проник Севир коварный / в непорочную Христову Церковь, / и судом отцов благочестивых / за хулу и пустословие свое / возмездие принял справедливо, / и, осужденный, изгнан / из собрания учителей.
Естества Христова что сливаеши и смешение вводиши и слитие, / Крестную страсть и погребение прилагаяй безстрастному Божеству / Единороднаго Слова Божия, о окаянне Севире? / Темже великаго твоего хуления гнушаемся. Естества Христовы что сливаешь, / и смешение вводишь, и беспорядок, / страдание на Кресте и погребение / прилагая к бесстрастному Божеству / Единороднаго Слова Божия, / о Севир несчастный? / Потому мы величайшей твоей хулы гнушаемся.
Богородичен: Брови и дерзость вкупе враждебных рождейся от Девы низложи / и советы злословящих Содетеля, / верных же Собор утверди непоколеблем, яко Бог, / рог вознесый и верою укрепивый, да Тя вси величаем. Богородичен: Спесь и вместе дерзость неприятелей / и замыслы неправославных низложи, / Рожденный от Девы, Создатель, / верных же собрание непоколебимым утверди, как Бог, / достоинство их возвысив и верою укрепив, / чтобы мы все Тебя величали.
Катавасия: Всяк земнородный / да взыграется, Духом просвещаемь, / да торжествует же Безплотных умов естество, / почитающее священное торжество Богоматере, / и да вопиет: / радуйся, Всеблаженная, / Богородице Чистая Приснодево. Катавасия: Всякий на земле рожденный / да ликует, Духом просвещаясь; / да торжествует и бесплотных Умов естество, / почитая священное торжество Богоматери, / и да взывает: / «Радуйся, Всеблаженная, / Богородица чистая, Приснодева!»
Затем: Свят Господь, Бог наш: (3) и светилен воскресный.

Светилен.
Подобен: Жены, услышите:

Светилен св. отцам

Отец Божественных днесь память празднующе, моленьми тех молим, Всещедре: / всякаго вреда ересей избави люди Твоя, Господи, / и вся сподоби Отца, Слово славити и Всесвятаго Духа. Отцов божественных память сегодня празднуя, / прошениями их молим Тебя, Всемилосердный: / «От всякого вреда ересей избавь народ Твой, Господи, / и всех удостой прославлять / Отца, Слово и всесвятого Духа!»
Богородичен. Подобен: Радуйся, Божия палато. / Радуйся, горо присенная. / Радуйся, Неопалимая купино. / Радуйся, престоле славы. / Радуйся, Божественная трапезо. / Радуйся, ручко всезлатая. / Радуйся, светильниче всесветлый. / Радуйся, легкий облаче, Дево Мати Марие. Богородичен: Радуйся, Божий Дворец. / Радуйся, Гора тенистая. / Радуйся, несгорающий Терновый Куст. / Радуйся, Престол Славы. / Радуйся, Божественная Трапеза. / Радуйся, Сосуд с манной, весь из золота. / Радуйся, Светильник светлейший. / Радуйся, легкое Облако, Дева-Матерь Мария.*

На хвалитех стихиры воскресны 4 и отцев 4, глас 6.
Подобен: Все отложше:

На «Хвалите:» стихиры воскресные 4
и св. отцам 4, глас 6

Все собравше душевное художество, / и Божественным Духом сразсмотривше, / Небесный и честный Символ веры / честнии отцы богописанне начерташа, / в немже явственнейше / рождшему Собезначальнаго Слова научают / и всеистинно Единосущнаго, / апостольским последующе яве учением, / благославнии и пребогатии, / воистинну и Богомудрии. Все совокупив душевное искусство, / и вместе с божественным Духом исследование проведя, / небесный и священный Символ веры / досточтимые отцы боговдохновенными письменами начертали. / В нем они учат яснейшим образом, / что Слово Родившему собезначально / и по всей истине единосущно, / открыто следуя апостольским учениям, / славные, и всеблаженные, и воистину богомудрые.
Стих: Благословен еси, Господи, Боже отец наших, / и хвально и прославлено Имя Твое во веки. Стих: Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, / и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Дан 3:26
Все приемше, умное сияние Святаго Духа, / преестественное благословие / краткими глаголы и многим разумом / богодухновенно провещаша, / яко Христовы проповедницы, / Евангельских предстателие учений, блаженнии, / и благочестивых преданий, / свыше приемше сих откровение яве / и просвещшеся, изложиша веру Богонаученную. Все приняв невещественное сияние Святого Духа, / сверхъестественнейшее пророчество / краткими словами и многим разумом / боговдохновенно изрекли отцы блаженные, / как Христовы провозвестники, / защитники учений евангельских и преданий благочестивых, / явственно их откровение свыше получив / и, просветившись, определение веры, / наученные Богом, изложили.
Стих: Соберите Ему / преподобныя Его. Стих: Соберите Ему / святых Его. Пс 49:5А
Все собравше пастырское искусство / и ярость подвигше ныне праведнейшую, / отмстительне тяжкия отгнаша и пагубныя волки, / пращею Духа извергше от церковнаго исполнения, / падшия яко к смерти / и яко неисцельно недуговавшия, / Божественнии пастырие, / яко раби истиннейшии Христовы, / и Божественнаго проповедания таинницы священнейший. Все собрав пастырское искусство / и гневом подвигшись ныне праведнейшим, / по всей справедливости отогнали / лютых и пагубных волков, / пращею Духа извергнув их из полноты церковной, / как падших к смерти и как недуговавших неисцелимо, / божественные пастыри, / как истиннейшие рабы Христовы / и таинств проповеди божественной / служители священнейшие.

Слава, глас 8.
Георгия Никомидийскаго:

Слава, глас 8,
Георгия Никомидийского

Святых отцев лик, / от конец вселенный стекшийся, / Отца, и Сына, и Духа Святаго / Едино Существо научиша и естество, / и тайну Богословия ясно предаша Церкви. / Ихже похваляюще, верою ублажим, глаголюще: / о Божественный полче, / Богоглаголивии оружницы ополчения Господня, / звезды многосветлыя мысленныя тверди, / таинственнаго Сиона необоримии столпи, / миродохновеннии цвети райстии, / всезлатая уста Слова, / никейская похвало, вселенныя украшение, / прилежно молитеся о душах наших. Святых отец сонм, / от концов вселенной собравшийся, / Отца, и Сына, и Духа Святого, / единую природу и естество как догмат провозгласили / и таинство богословия / ясно передали Церкви. / Их восхваляя, с верою прославим, возглашая: / «О божественный полк, / богословесные воины ополчения Господня, / звезды многосветлые тверди невещественной, / таинственного Сиона башни неприступные, / мvром благоухающие райские цветы, / уста Слова, все из золота, / Никеи похвала, вселенной украшение! / Ходатайствуйте усердно о душах наших!»
И ныне: Преблагословенна еси, Богородице Дево: И ныне, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева:
Славословие великое.

По трисвятом тропарь воскресный точию: Ектении. И отпуст. И оглашение Студитово. И исхождение в притвор. Слава, и ныне, стихира Евангельская. И час 1-й. И конечный отпуст.

На часех тропарь воскресный: Слава, отцев: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондак воскресный.

Славословие великое, тропарь воскресный, ектении и отпуст.

СВЯТЫХ ОТЦОВ
ШЕСТИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ

НА ЛИТУРГИИ

Блаженны Октоиха на 6 и отцев песнь 3-я, на 4.

НА ЛИТУРГИИ

Блаженны Октоиха на 6 и св. отцам песнь 3-я, на 4.

По входе тропарь воскресный
и отцев, глас 8:

После входа тропарь воскресный
и св. отцов, глас 8

Препрославлен еси, Христе Боже наш, / светила на земли отцы наша основавый / и теми ко истинней вере вся ны наставивый, / Многоблагоутробне, слава Тебе. Препрославлен Ты, Христе Боже наш, / как светила на земле отцов наших утвердивший, / и ими на путь истинной веры всех нас направивший, / Многомилостивый, слава Тебе!

Таже кондак воскресный,
Слава, отцев, глас 8.
Подобен: Яко начатки:

Затем кондак воскресный,
Слава: кондак св. отцов,
глас 8

Апостол проповедание и отец догматы / Церкве едину веру запечатлеша, / яже и ризу носящи истины, истканну от еже свыше Богословия, / исправляет и славит благочестия великое таинство. Проповедь Апостолов и отцов догматы / веру единую для Церкви утвердили; / и она, нося одежду истины, / сотканную из небесного богословия / правильно преподает и славит благочестия великое таинство.

И ныне, храма Богородицы,
или кондак, глас 6:

И ныне: храма Богородицы,
или кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, / ходатайство ко Творцу непреложное, / не презри грешных молений гласы, / но предвари, яко Благая, на помощь нас, / верно зовущих Ти, / ускори на молитву и потщися на умоление, / предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. Защита христиан надежная, / Ходатайство ко Творцу неизменное! / Молитвенных голосов грешников не презри, / но скоро приди, как Благая, на помощь нам, / с верою взывающим Тебе: / «Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, / всегда защищая чтущих Тебя!»

Прокимен гласа.
И отцев песнь глас 4:

Прокимен гласа
и св. отцам, глас 4, песнь отцов

Благословен еси, Господи Боже отец наших, / и хвально и прославлено Имя Твое во веки. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, / и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Дан 3:26

Апостол дне.
И отцев, ко Евреем, зачало 334. [Евр. 13, 7 – 16.]

Апостол рядовой
и св. отцам: Послание к Евреям, зачало 334

Братие, поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки. В научения странна и различна не прилагайтеся: добро бо благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них. Имамы же олтарь, от негоже не имут власти ясти служащии сени. Ихже бо кровь животных вносится во святая за грехи первосвященником, сих телеса сжигаются вне стана. Темже Иисус, да освятит люди своею кровию, вне врат пострадати изволил. Темже убо да исходим к нему вне стана, поношение его носяще. Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем. Тем убо приносим жертву хваления выну Богу, сиречь плод устен исповедающихся имени Его. Благотворения же и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог. Братия, поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, – то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу. Евр 13:7–16

Аллилуия, гласа.
И отцев, глас 1:

Аллилуия гласа
и св. отцам, глас 1

Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад. Стих: Соберите Ему преподобныя Его, завещающия завет Его о жертвах. Бог богов Господь заговорил и призвал землю от востока солнца до запада. Стих: Соберите Ему святых Его, заключивших с Ним завет о жертвах. Пс 49:1, 5

Евангелие дне.
И отцев, от Иоанна, зачало 56. [Ин. 17, 1 – 13.]

Евангелие рядовое
и св. отцам: Евангелие от Иоанна, зачало 56

Во время оно, возведе Иисус очи Свои на небо и рече: Отче, прииде час, прослави Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя. Якоже дал еси Ему власть всякия плоти, да всяко, еже дал еси Ему, даст им живот вечный: Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа. Аз прославих Тя на земли, дело соверших, еже дал еси Мне да сотворю. И ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть. Явих имя Твое человеком, ихже дал еси Мне от мира: Твои беша, и Мне их дал еси, и слово Твое сохраниша: Ныне разумеша, яко вся, елика дал еси Мне, от Тебе суть. Яко глаголы, ихже дал еси Мне, дах им, и тии прияша, и разумеша воистинну, яко от Тебе изыдох, и вероваша, яко Ты Мя посла. Аз о сих молю: не о всем мире молю, но о тех, ихже дал еси Мне, яко Твои суть: И Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя, и прославихся в них: И ктому несмь в мире, и сии в мире суть, и Аз к Тебе гряду. Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едино, якоже и Мы. Егда бех с ними в мире, Аз соблюдах их во имя Твое: ихже дал еси Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе гряду, и сия глаголю в мире, да имут радость Мою исполнену в себе. В те дни возвел Иисус очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святой! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и это говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. Ин 17:1–13

Причастен:

Хвалите Господа с Небес, хвалите Его в вышних. И отцев: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.

Причастен

Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. И другой: Радуйтесь, праведные, о Господе, правым прилична хвала. Аллилуия. (3) Пс 148:1; 32:1