Свято-Троицкий храм (Архангельск)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…

Церковь Троицы Живоначальной (Троицко-Кузнечевская церковь) в Архангельске — старинный храм на берегу реки Кузнечихи, памятник архитектуры федерального значения. Церковь Троицы Живоначальной была построена вместо двух обветшавших деревянных церквей, Троицкой и Богоявленской, на средства стрелецкого и гайдуцкого полков, которые обороняли Новодвинскую крепость.

История[править | править код]

История Свято-Троицкого храма связана с первой в России морской крепостью.

12 июня 1701 года в устье Северной Двины на острове Бревенник состоялась закладка Новодвинской крепости. В 1702 году по указу Петра-I для усиления гарнизона крепости два полка, стрелецкий и гайдуцкий, были переведены из г.Холмогоры на остров Бревенник. Там же, силами личного состава полков были возведены две деревянные церкви — Троицкая и Богоявленская.

Незадолго до окончания Северной войны, в 1716 году, большая часть гарнизона крепости, а также стрелецкий и гайдуцкий полки, были переведены на правый берег реки Кузнечихи в район бывшей здесь деревни Кузнечихи. Сюда же были перевезены Троицкая и Богоявленская церкви. На новом месте они были освящены 4 июля 1717 года.

Со временем обе церкви обветшали и на общем собрании «полковые штаб и обер-офицеры со унтер-офицеры и рядовыми солдаты решили воздвигнуть каменную церковь» и, собрав необходимые средства и материалы, 20 июня 1745 года «испросили благословенную грамоту» у архиепископа Варсонофия на строительство нового храма. Немногим более чем за два года была закончена постройка каменного храма и был освящен придел Архистратига Михаила, а 15 октября — главный престол первого этажа – в честь праздника Богоявления. Верхняя Троицкая церковь была освящена много позже — 20 сентября 1764 года, а придел Иоанна Предтечи — неделей раньше, 13 сентября. Таким образом новый каменный храм, как наследник двух деревянных храмов Троицкого и Богоявленского, представлял из себя как бы два храма под одной общей крышей — зимний, теплый на 1 этаже, и летний, верхний. По названию главного престола верхнего этажа весь храм стал именоваться церковью Живоначальной Троицы или Троицкой Кузнечевской церковью, по месту расположения храма.

До 1810 года церковь находилась в ведении батальонного командира, затем перешла в епархиальное ведомство, но прихожанами ее по-прежнему оставались военные, в т.ч. до 1863 г. полубатальон военных кантонистов. На протяжении многих лет в храме свято хранились воинские реликвии — четыре полковых знамени петровского времени (одно из которых – знамя Холмогорского стрелецкого полка – хранится в Архангельском краеведческом музее), царский вклад — два покрова, один воздух и пелена, а также многие предметы церковного обихода. В этом храме проходили церемонии обрядов войск Архангельского гарнизона. В числе жертвователей на строительство Троицкого храма значились представители известных русских фамилий: Ромодановский В.Г., Прозоровский П.С., Милославский И.Б., Хованский П.И. Последний, согласно завещания, был похоронен у стен храма.

В 1761 году, 6 июня, также силами и средствами военных была заложена 3-х-ярусная колокольня, соединенная с основным зданием храма, которая была «устроена над входом в верхнюю церковь».

Богослужения в Свято-Троицком храме велись без малого два века. Когда именно состоялось последнее богослужение достоверно не установлено, однако известно, что по постановлению президиума Северного крайисполкома от 23 февраля 1930 года Троицко-Кузнечевская церковь г.Архангельска должна была быть переоборудована под общежитие «и другие общественно-культурные нужды». Также известно, что в 1936 году в помещении храма размещалась школа шоферов и общежитие рабочих трикотажной фабрики, позднее мыловаренный завод и обувная фабрика, а с 1952 г. здание храма было передано для реконструкции под камнерезный завод.

За годы советской власти храм подвергся варварскому разграблению, разделив судьбу большинства российских храмов. Были изъяты все материальные ценности храма, его утварь и убранство. В годы правления Хрущева, решением обкома партии, «как занимающее ответственный участок набережной, ради лишения культового вида» здание церкви было лишено главки, осветительного барабана, а колокольня — верхнего яруса. В результате храм, имевший высоту до кончика креста центральной главки 38 метров, стал ниже на 20 метров.

Последние 30 лет перед закрытием храма настоятелем был протоиерей Николай Данилович РОДИМОВ (1856-1938).

6 октября 2006 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви протоиерей Николай Родимов канонизирован в лике новомучеников Российских за веру пострадавших. 10 ноября 2007 года во время Божественной литургии, отслуженной епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном, прошел чин прославления протоирея Николая Родимова.

Возрождение Свято-Троицкого храма началось в 1992 году с передачи его Архангельской епархии. В октябре 1994 года настоятелем храма был назначен священник Алексей Денисов, с этого времени здесь стали проводиться регулярные молебны, с июня 1995 года воскресные всенощные бдения, а 6 августа 1995 г.состоялось малое освящение и первая литургия. Силами членов общины и добровольных помощников, под руководством настоятеля, в храме возродилась богослужебная жизнь.

Современное состояние[править | править код]

При храме действует Воскресная школа.

Воскресная школа в Троицком храме образовалась вскоре после начала регулярных богослужений — осенью 1995 года. Первоначально в ней занимались 15 детей и 3 педагога.

В настоящее время школу по воскресениям посещают более 80 детей, занятия проводят 8 педагогов. Всего в воскресной школе 6 возрастных групп.

Святыни[править | править код]

В храме хранятся частицы мощей: преподобных Кирилла и Марии Радонежских, великомученицы Варвары, праведного Алексия Мечева старца Московского, святителя Афанасия (Сахарова), святителя Феодосия Черниговского, святой блаженной старицы Матроны Московской.

Начиная с Великого поста 2000 года в храме неоднократно имели место случаи истечения елея и мира от икон и их благоухания.

Впервые елееточение было отмечено перед Великим постом в 2000 году на иконах: Казанской Божией Матери и Спас Нерукотворный на чрепии — местные лики иконостаса; Спасителя и Евангелистов на Царских вратах; Спас в Силах в деисусном чине; Спас в Силах на горнем месте в алтаре; Пресвятой Троицы над клиросом; Владимирской иконы Божией Матери над канунником. Тогда же отмечено истечение елея от латунного креста на южных диаконских вратах.

Всю 1-ю седмицу Великого поста 2000 года, а также в августе 2001г., имело место обильное истечения елея от иконы Спас Нерукотворный на чрепии — местный лик на иконостасе.

Все перечисленные иконы являются современными полиграфическими изображениями, наклеенными на деревянную основу.

6 января 2002 г. на всенощном бдении (Рождество Христово) капли елея появились на иконе Богородицы «Споручица грешных».

Икона Пресвятой Богородицы «Споручица грешных»

Удивительнейшее чудо явил Господь нам на этой иконе 27 октября 2002 г., в день памяти св. Отцев VII Вселенского Собора. Утром, вскоре после начала проскомидии, на изображении кисти Богородицы, держащей руку Богомладенца, появилось благоухающее миро в виде четко очерченного креста. Одновременно аналогичное изображение креста из благоухающего мира появилось и на стекле рядом лежащего киота с иконой «Святцы».

Кроме того елееточение от данной иконы отмечалось: 13.09.03 г. (праздн. Положения честного пояса Пресвятой Богородицы); 7.03.04г. (вечером — праздн. 1-го и 2-го обретения честной главы Иоанна Предтечи, отмечено благоухание елея); 14.03.04 г. (воскресение, неделя Крестопоклонная) вновь отмечено истечение благоухающего елея в правом нижнем углу иконы, на изображении ризы Богородицы; 7.08.05 г. — перед началом Литургии (успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы). И в дальнейшем неоднократно имели место случаи елееточения от данной иконы.

2 и 3 февраля 2002 г. (суббота и воскресение) елееточение отмечалось от праздничной иконы «Воскресение Христа с праздниками в клеймах».

24 февраля 2007 г. (суббота) перед Литургией впервые было отмечено елееточение от иконы святой мученицы царицы Александры Федоровны Романовой. Потеки масла обнаружены были на изображении ладони левой руки Александры Федоровны. Данная икона была написана и пожертвована храму в 2006 году. Подобное явление имело место и 9 марта 2007 г. (1-е и 2-е обретение главы Иоанна Предтечи) перед Литургией, на иконе вновь появился елей.

Наибольшее же случаев елееточения (более 10 раз с мая 2001 г.) зафиксировано от иконы Спасителя, лежащей на аналое напротив входа в храм. Все случаи истечения елея от этой иконы имели место либо в субботу вечером на всенощном бдении, утром в воскресение перед Литургией, либо в великие и двунадесятые празднки. Во всех случаях елей истекал с изображения кисти Спасителя, держащей Евангелие, либо от изображения Евангелия. В некоторых случаях отмечалось благоухание. А 20 мая и 15 сентября 2001 г. елей на иконе (на изображении Евангелия) выступил в виде четко очерченного креста.

15.02.2004 г., в праздник Сретения Господня, перед началом Литургии отмечено истечение благоухающего мира, которое исчезло к концу службы. Кроме того имели место факты елееточения и других икон, в том числе: 12.10.2002 г. в день празднования Владимирской иконы Божией Матери — на одноименной иконе, лежащей на аналое перед алтарем, а также на лежащей рядом иконе Воскресения Христова; 23.10.2002 г., память прп. Амвросия Оптинского, сразу после окончания Литургии на стекле киота с иконой Преподобного обнаружены капли елея с потеками; 28.11.2002 г., память св. апостола Филиппа и новомучеников российских, вскоре после окончания Литургии обнаружены обильные потеки елея на стекле киота с иконой «Святцы». За период с 2000 г. были и другие случаи елееточения икон в нашем храме, не записанные по различным причинам.

1Но самое удивительнейшее чудо явил нам Господь в субботу 6 ноября 2004 года, 2когда на всенощном бдении во время елеепомазания множество прихожан через открытые царские врата ясно увидели на ризе престола изобразившийся из складок ткани и отбрасываемых ими теней лик Христа, имеющий большое сходство с ликом на Туринской плащанице.

Свидетелем этого чуда был и настоятель храма отец Алексей Денисов. Более того, впервые явленное чудо удалось запечатлеть с помощью фотоаппарата, что вы и можете видеть здесь.

Престольные праздники[править | править код]

День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи

Как добраться[править | править код]

Адрес: 163045, г. Архангельск, ул. Комсомольская, 1

Телефоны: (8182) 27-64-38; (8182) 24-00-33

Электронная почта: strinity@mail.ru

Паломнику[править | править код]

Актуальное расписание богослужений

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Сайт Свято-Троицкого храма