Январь
Земное – образ и тень небесного
01 января.
«Священники... которые служат образу и тени небесного... смотри сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе» (Евр. 8:4–5)
Наше представление об умерших часто является чем-то неясным, туманным, как бы принадлежащим к миру облачному, несуществующему. У апостола Павла взгляд совсем иной: для него мир духовный составляет более живую действительность, чем мир вещественный. Земная жизнь представляется ему как сон, в котором снятся небесные видения.
Мы спрашиваем иногда, сохраним ли мы в загробной жизни воспоминания о земном нашем существовании? Но ведь все, созданное на земле, есть только образ и тень небесного и было сотворено по образу, показанному на горе.
Какая радость в этом откровении! Когда нас пугает неизвестность будущей жизни, когда мы скорбим о том, что ничего не унесем с собою в могилу, вспомним, как много принес Господь с неба на грешную нашу землю, как щедро одарил Он ее всеми чудесами природы! Начало и основание всего того, что составляет для нас действительность видимого мира, положено в вечности. Все видимое нами исходит от мира невидимого, все, что есть в нас самих лучшего, указывает на Божественное начало всего существующего, на искру Божию, тлеющую в каждом сердце.
Сам Господь есть источник всего прекрасного, всего высокого на земле. Наши земные привязанности, священные узы семейного очага, самые возвышенные, самые чистые побуждения человека – суть только слабое отражение любви, превосходящей разум, бесконечной любви божественной, отдавшей Сына Единородного для искупления рода человеческого.
Итак, настоящая наша родина не на земле, а на небе; здесь мы странствуем на чужбине – туда мы идем домой, на отдых после долгого пути. И там мы узнаем сущность и значение того, что здесь было лишь прообразом.
Образ Христа
02 января.
«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27)
Всем нам известно предание о св. Веронике, которая, встретив Христа на Его крестном пути к Голгофе, в порыве жалости к Божественному Страдальцу предложила Ему платок, чтобы утереть капли крови и пота, струящиеся по изнуренному лицу Его. Когда платок был возвращен Веронике, на нем запечатлелись прекрасные черты Спасителя. Самый платок будто бы исчез, и с тех пор нерукотворенный лик Спасителя рисуется в память этой легенды.
На самом деле образ Христа никогда не исчезнет. Он отражается на жизни всякого истинного христианина и оживает в каждом деле любви, самозабвения. Он встает перед нами там, где в каждом поступке, в каждом побуждении свято исполняется завет Спасителя. Напрасно мы ищем в художественных произведениях отвечающее нашему идеалу изображение Христа. Самая искусная кисть не в силах передать эти Божественные, святые черты. Будем искать Его среди скромных, незаметных тружеников, творящих дело Божие вдали от человеческих глаз, отдающих часто жизнь свою за братьев только ради Христа! Там явится перед нами во всем Своем величии истинный облик Иисуса Назарянина.
Образ Христа
03 января.
«Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20)
Царство Небесное есть то великое и драгоценное сокровище, о котором возвещается нам в Евангелии. Но только одни совершенные праведники имеют в нем часть. «Будьте святы, потому что Я свят», – сказал Господь (Лев. 11:44, 19:2; 1Пет. 1:16). Итак, праведность, открывающая нам дверь в это благодатное Царство Божие, должна вполне соответствовать святости Божией. Она должна быть совершенна и, следовательно, должна превосходить праведность книжников и фарисеев. По словам Христа, их праведность недостаточна для Царства Небесного: они, творя дела закона по букве его, не ходили перед Богом в той истинной, совершенной любви, которой требует Царство Божие; такое хождение возможно только при действии благодати, дарованной нам во Христе.
«Закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17). Закон Моисея, как закон писанный, есть дело несовершенное, откровение недостаточное. Свет его, не переставая быть светом, уступает, однако, свету, открывшемуся нам в воплощенном Слове, в Богочеловеке Иисусе Христе, Который есть полнота откровения Божия, Слово, вмещающее в Себе все слова Божии. С Ним прекращается все несовершенное, все недостаточное. «Не убивай», – говорит закон (Исх. 20:13; Втор. 5:17), но тот еще далеко не свят и не совершен, кто по букве не нарушает эту заповедь. Кто лишь настолько любит брата своего, что не убивает его, того любовь недостаточна для Царствия Небесного. Господь как бы говорит этим: ты хорошо делаешь, что не убиваешь брата своего, ибо это заповедь Божия; но ты этим не достигаешь того, чего требует закон любви; для вступления в более тесное общение с Богом необходима совершенная святость. Необходимо не только не убивать брата своего, но и не гневаться на него напрасно; не только не совершать греха на деле, но и в мыслях.
Оживи меня, Господи
04 января.
«И небеса Его каплют росу» (Втор. 33:28)
Действие Духа Святаго на человеческую душу подобно действию росы орошающей, освежающей царство природы. Как все мы нуждаемся в этом благотворном влиянии! Без благодати Духа Святаго душа наша не что иное, как земля сухая, как увядающее, погибающее растение. Оно обновляется, освежается этой благодатной росой, ниспосланной Богом.
Дух Божий дает нам жизнь и все то, что жизнь с собою приносит. Одаренные дарами Духа Святаго, мы чувствуем себя счастливыми, добрыми, сильными, и у нас ни в чем нет недостатка. Но без этого священного дара мы бессильны. Молитва наша остается сухою, чтение слова Божия не приносит нам пользы, слова жизни превращаются для нас в мертвую букву, наша деятельность нас не удовлетворяет, в душе нашей нет жизни духовной.
Какое это чудное обещание: «Небеса Его каплют росу» – эти слова дают нам уверенность в том, что Господь нас не оставит. Знойный ветер сомнения и соблазна, готовый опалить удалившихся от Господа, будет отвращен спасительным действием благотворной росы. Дух Божий победит в нашем сердце духа злобы, Он преобразит всю нашу жизнь, Он откроет наш ум к уразумению слова Божия и чудным Своим светом озарит окружающий нас мрак.
Господи, Ты, Который насыщаешь землю живительной влагой, Ты, Который жалеешь бессловесные растения, умилосердись и над моей изнывающей душой, оживи меня, Господи, Духом Твоим Святым, ниспошли мне благотворную росу Твоей любви, утоли жажду души моей и не дай мне погибнуть!
Жертва Богу – дух сокрушен
05 января.
«И открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2:11)
Волхвы не удовольствовались одним поклонением Младенцу Иисусу и наружным выражением своих чувств, но принесли свои дары к Его ногам. И мы должны принести Ему дары наши, залог нашей любви, повергая ее перед Ним, не довольствуясь одними песнопениями и коленопреклоненною молитвой. Есть большая примесь напускной чувствительности в человеческом поклонении Божеству. Люди готовы воспевать хвалебные песни Творцу, но останавливаются перед жертвою своего сокрушенного сердца, которая одна угодна Богу. Они просят Бога послать делателей в виноградник Свой (см. Мф. 20:1–2), но не отвечают сами на Его призыв.
Волхвы же не только принесли дары, но дары богатые, драгоценные, то, что они имели лучшего. И нам следует принести Богу то, что мы ценим всего больше, чистое золото нашей любви, фимиам лучших наших чувств, драгоценную смирну наших лучших побуждений. Слишком часто мы отдаем Богу лишь жалкие остатки духовных наших сокровищ, то, что мы не могли применить в нашей себялюбивой жизни, то, что не нужно нам, то мы жертвуем Богу, от Которого получили все. Нет, лучшую часть нашего существа, самое дорогое, самое возвышенное отдадим Ему на служение.
Как встретить праздник?
06 января.
«Не было им места в гостинице» (Лк. 2:7)
Вспомним трогательный рассказ о Рождестве Христовом и проникнемся чувством глубокого духовного значения этого величайшего события. Не нашлось места в гостинице для Того, Кто пришел спасти человечество, Кто был Сын Божий и Царь мира!
Наплыв в Вифлееме был слишком велик, все спешили туда для того, что казалось им самым важным в эту минуту, и это вытеснило из их среды Самого Спасителя! Приближаясь к воспоминаниям о величайшем событии христианского мира и готовясь встретить праздник Рождества Христова, не дадим земным заботам заглушить главное в нашем сердце, дадим в нем первое место нашему Спасителю, примем Его в свое сердце с тою любовью, которая стремится помочь и утешить, облегчить жизнь наших братьев.
Среди шума житейской суеты, сопровождающей обыкновенно большие праздники, будем постоянно иметь перед глазами образ Божественного Младенца, чтобы нельзя было сказать, что у нас Ему не нашлось места! И во имя Его будем творить добро, отложив земные заботы.
Рождество Христово
07 января.
«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2:14)
По всей земле, где только проповедуется имя Христа, празднуется Рождество Христово. И каждый год этот праздник приносит с собою как бы свежую струю любви и света. В каждом доме, в каждой семье, ежегодно идут приготовления к этому дню. Дети ожидают его с радостным нетерпением, родители с любовью думают о предстоящем детям удовольствии, мысль о праздничной елке наполняет все сердца.
Но не надо забывать, что Рождество есть прежде всего день священный, божественный день, который мы чтим по воспоминанию о той бесконечной любви, не пожалевшей Сына Своего для спасения рода человеческого. Итак, чтобы достойно встретить и провести этот праздничный день, каждый должен исполниться благоговения перед Пречистым образом Младенца Иисуса, иначе исчезает все значение праздника. Празднуя Рождество Христово, будем молиться, чтобы дух Его любви проснулся и возродился в нашем сердце, пусть в нем найдутся ясли, готовые Его принять, драгоценные дары, готовые Ему принадлежать. Значение Рождества есть любовь, мир и благоволение, а благоволение – это всепрощение, это желание добра всем и каждому, это полное самозабвение и любовь, объемлющая все человечество.
Будем же все стремиться к осуществлению среди нас в правде и в истине праздника Рождества Христова. Тогда и в наши дни повторится то дивное чудо. Христос снова сойдет на землю, потому что Дух Его будет обитать в каждом из нас, и звуки ангельской песни постоянно будут звучать в нашей душе, наполняя ее радостью бесконечною.
Жизнь с избытком
08 января.
«Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком» (Ин. 10:10)
Спаситель хочет одарить нас с избытком духовной жизнью. Бесконечно снисходительный к человеческим слабостям, готовый всегда сострадать нашим немощам, Он, однако, хочет видеть нас сильными, твердыми, непоколебимыми в нашей вере, светильниками, всегда горящими, светящими далеко вокруг себя. Внутренняя, духовная наша жизнь не требует громкой славы. Напротив, самые богатые плоды ее созревают незаметно, в тени.
Великий подвиг искупления совершился в тишине, сбылось тогда пророческое слово: «Не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его» (Мф. 12:19). Громкие слова, наружный блеск и шум не составляют нравственной силы, она растет и укрепляется в смирении, Господь «смиренным дает благодать» (Притч. 3:34; Иак. 4:6; 1Пет. 5:5). Любовь одна может ответить великой нужде, окружающей нас повсюду. Нам нужен избыток любви для того, чтобы иметь избыток жизни.
Однако мы все сознаем скудность нашей духовной жизни: мы слабы, изнемогаем под тяжестью забот и скорбей, бессильны перед препятствиями. Источник любви нашей иссякает при первом же соприкосновении со злом. Нам нечем восполнить нужду наших братий. Как часто просящему у нас хлеба мы даем камень! Но когда сердце наше проникнется жизнью Христа, «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5), – тогда и наша жизнь обратится в благословение всем окружающим.
Пока мы не получим этого избытка жизни и любви, сердце наше будет пусто и существование наше бесполезно. Об этом должны мы молиться, это искать прежде всего. Свет Христов, Его любовь исполнят нас неземной радостью, которая победит мирскую злобу и мирскую скорбь. Дух Христов переполнит нас избытком жизни, которую мы будем изливать в любви на всех и каждого.
Молитва веры
09 января.
«Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20)
«Илия был человек, подобный нам» (Иак. 5:17), но по его молитве «и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5:18). Эта пламенная, неотступная молитва, это настояние в мольбе есть пример для каждого из нас. Никто не вправе говорить, что он молиться не умеет.
Илия был человек, подобный нам, его смелость возможна и для нас, его вера, его твердое, непоколебимое упование может стать и нашим достоянием. Самый слабый и немощный из нас, самый ничтожный может возгореться верою непоколебимою и, приняв в свое сердце этот величайший дар, сдвинет горы, достигнет недостижимого!
Будем же и мы в полном смирении молиться с тою силою, которою берется Царство Небесное, ибо употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12), будем настоять в молитве, пока не надвинется над нами облако и не польется обильно дождь благодати на нашу иссохшую землю. И бедное человеческое сердце, и целая несчастная страна бывают подобны земле засохшей, бесплодной, по-видимому, безнадежно погибшей. Но небо дало дождь, и земля произрастила плод свой, когда человек, подобный нам, обратился к Господу, когда он горел любовью и верою к Нему, когда он неотступно требовал исполнения своей молитвы!
Не забудем же это, научимся молиться, как Илия. И в ответ на усиленную молитву самое сухое сердце, самая бесплодная почва, орошенная свыше потоком благодати, возродится к новой жизни и принесет плод сторицею.
Дар слова
10 января.
«Положи, Господи, хранение устам моим» (Пс. 140:3)
Слово Божие должно обитать и расти в нашем сердце, только тогда нам будет возможно приносить пользу и помогать окружающим. Когда мы всецело проникнемся словом Божиим, оно смягчит наше сердце, укротит наш нрав, успокоит наши мятежные мысли и исполнит нас любовью, которая будет отражаться в каждом нашем слове и действии.
Всего более мы нуждаемся в охранении уст наших. Забывая о последствиях наших речей, как легко, как неудержимо роняем мы необдуманное слово, которое может оскорбить, уязвить или вообще принести вред нашим ближним.
Дар выражаться по-христиански для многих кажется недостижим. Даже с лучшими намерениями мы часто неосторожно касаемся открытой раны и причиняем боль там, где хотели принести утешение. Мы должны молиться непрестанно, чтобы язык наш был в подчинении у Господа, молиться, чтобы в трудные минуты Святый Дух научил нас, что должно говорить (Лк. 12:12). И тогда наши речи смогут действовать благотворно. Наша жизнь никогда не будет бесполезна, если мы научимся служить Христу в наших речах и употреблять во славу Его чудный дар слова.
Прибежище в скорби
11 января.
«И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби» (Пс. 9:10)
Куда нам идти в нашей скорби? Нет человека, который бы не испытал горя, поэтому и вопрос этот касается каждого. Господь и Учитель наш, за Которым мы хотим следовать, указал нам путь к убежищу во время скорби: «и находясь в борении, прилежнее молился» (Лк. 22:44). Подойдя мысленно к саду Гефсиманскому, научимся от Него этой молитве. Великая скорбь посетила Его, и Он молил Отца о миновании этой скорби. Пример Спасителя дает нам право молиться, чтобы Господь избавил нас от горя или грозящей нам опасности.
Но молитва Сына Божия была неразрывно связана с чувством совершенной покорности воле Отца: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Молитва истинная, молитва, угодная Богу, должна быть всегда проникнута таким же духом.
Мы не знаем, что для нас лучше. Мы не знаем, какую пользу наше горе может принести нам или другим, не знаем, чего бы мы лишились, если бы это горе нас миновало. Поэтому предоставим все Ему: «Не моя воля, но Твоя да будет».
Молитва Спасителя не осталась без ответа. Он получил подкрепление и помощь. Хотя горькая чаша не миновала Его, хотя Он должен был испить ее до последней капли, однако ответ явился другим образом. Молитва подкрепила Божественного Страдальца и дала Ему силу принять на Себя тяжелый крест и нести его до конца. Не лучший ли это ответ на всякую скорбь?
Три раза Спаситель удалялся в глубину Гефсиманского сада, и с каждым разом смертельная тоска Его уменьшалась, и наконец борьба окончилась, Он одержал победу, и полный мир водворился в душе Его.
Господь всегда отвечает на молитву. Ответ является или прямо, даруя нам то, о чем мы просим, или же выражается в возможности с покорностью и с радостью принять волю Божию. Уединяясь для молитвы, мы всегда найдем утешение и мир. В этом уединении нам явится Ангел Господень, укрепляющий нас в смертельной тоске, и мы получим силу вынести всякое испытание.
Любовь пребудет во веки
12 января.
«Любовь никогда не перестает; хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор. 13:8)
Наступающий новый год наводит обыкновенно на мысль о кратковременности всего земного. Мне кажется, однако, что это время года должно напоминать о том, что никогда не перестает. Когда год уходит за годом в вечность, я не скорблю о том, что он уносит с собою, скорее поражаюсь тому, что он оставляет нам. Такое же впечатление, по-видимому, испытал ап. Павел. Для него естественно, что пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится, но он поражен тем, что любовь никогда не перестает, – торжествующая нота слышится в этом возгласе.
И мы, заканчивая этот год, постараемся вспомнить о всем том, чем мы обогатились в течение его не на время, а навсегда. Что же сказать о любви, которая никогда не стареет, которая не знает ни времени, ни пространства, которая по существу своему бесконечна, безгранична? Я бы сказал, что мысль о ней должна преобладать в нас при начале нового года.
Есть нечто в мироздании, над чем время не имеет власти: это человеческое сердце. Все остальное истощается, как бы изнашивается; способности слабеют, силы изменяют нам, память притупляется, но сердце остается неизменным – оно не должно утратить способности к любви, оно должно всегда оставаться широко открытым для всего высокого и прекрасного, для всякой нужды, для всякого горя. Сердце человеческое – это то растение, которое не гибнет от бури и непогоды, но зеленеет и цветет даже среди морозных снежных дней.
В нем звучит песнь любви и тогда, когда голос изменяет нам. Когда взор помрачен, ясный луч веры проникает в этот мрак и озаряет его. Не смотрите же на увядающие листья. Сердце ваше осталось юным вопреки протекшим годам.
Та вечная любовь Божия, пославшая радугу после потопа, не изменилась и до сего дня, взор Божественной любви не омрачился, силы ее не ослабели, небо и земля исчезнут, но любовь пребудет во веки.
По влечению Духа
13 января.
«И вот, ныне я, по влечению Духа, иду во Иерусалим, не зная, что там встретится со мною» (Деян. 20:22)
Что там встретится со мною. Павел не имел ни малейшего понятия о том, что будет, какие опасности, неудачи, напасти, огорчения ожидали его, – он не мог предвидеть. Впереди была полная неизвестность, однако с обычным ему мужеством Павел говорит: «Иду в Иерусалим». Он был не из тех, которые уклоняются от своего долга, не зная, чего потребует от них этот долг.
Все мы точно так же стоим на пороге неиспытанной, неизвестной будущности; мы ничего перед собою не видим, мы только пытаемся со страхом и трепетом проникнуть в эту неизвестность.
«Что там встретится со мною?» Я не знаю, и никакая сила не может мне этого открыть. Догадки наши тщетны, мы не узнаем, какие случайности могут нам встретиться, ожидает ли нас горе или радость, будущая судьба наша похожа ли на прошлое, или настанет полная перемена? Не будем же теряться в догадках, а пойдем смело вперед, как ап. Павел, следуя повелению Господа, и Сам Он очистит путь наш перед нами.
Что же встретится со мною? Перемены, неожиданности неизбежны, а затем, впереди, близко или далеко, ожидает нас неминуемый конец.
Это и есть наш «Иерусалим», наша конечная цель.
Пойдем же туда по влечению Духа. Одно только упование на Бога может побудить нас идти вперед спокойно и мужественно. Не станем же заботиться о завтрашнем дне, Господь Сам позаботится о нем.
Окруженные мраком, ничего не видя перед собою, прострем нашу руку и ухватимся за Его руку, готовую поддержать и вести нас. Тогда и мы сможем сказать: «Когда я пойду долиною смертной тени, не убоюсь зла, ибо Ты со мною» (Пс. 22:4).
Я обязан образумиться
14 января.
«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему: господин! Оставь ее и на этот год...» (Лк. 13:6–8)
В этих словах есть намек на предыдущие годы. Не в первый раз Хозяин виноградника обращает внимание на смоковницу и не впервые Он тщетно ищет на ней плода. Быть может, и я в прежние годы не сумел достаточно усовершенствоваться? Я тоже, быть может, не сумел воспользоваться представляющимся случаем к добру и, как эта смоковница, не оправдал ожидания моего Хозяина? Неужели же и в этом году будет повторение того же самого? В прошедшие годы много было потеряно времени, много случаев было пропущено, мало было ответов на призывы моего Господина! Оглядываясь назад, на все эти годы, я должен сознаться, что они прошли вполне бесплодно! Неужели же и этот год будет подобен прошлым бесплодным годам?
Нет, чем меньше остается мне времени для исполнения воли Божией, чем ближе я подвигаюсь к концу, тем более я обязан образумиться, очнуться и многое изменить в моей жизни! Перебирая в уме все прошлое, я не могу не вспомнить о тех бесчисленных благодеяниях, которыми осыпал меня Господь. Как же мне не надеяться, что в этом году Он меня не оставит Своею любовью, Своим милосердием? Что бы ни ожидало меня в будущем, я не сомневаюсь, что Господь Сам направит каждый мой шаг, и потому, в полном уповании, переступаю порог начинающегося года.
Спрошу себя только – как я провел прошедший год? Я начинал его с усердными обещаниями, с лучшими намерениями, но они скоро испарились, и я провел его без пользы, ничего в нем не приобрел, не двинулся вперед! О, Господи! Не дай мне повторить то же самое и на этот год! Помоги принести Тебе плод в терпении и смирении сердца моего!
Приметы Царствия Божия
15 января.
«И сказал им Иисус в ответ: «пойдите скажите Иоанну, что вы видели и слышали» (Лк. 7:22)
Иоанн Креститель, тот, про которого Христос Сам сказал, что он был светильник горящий и светящий (Ин. 5:35), томился в темнице правды ради. Верный, неподкупный свидетель Божий прогневил своею искренностью и смелым обличением греха порочного царя, и тот лишил его свободы, после того как раньше слушал его с удовольствием, и заключил его в тюрьму. Да, пока Иоанн не касался его лично, Ирод готов был восхвалять его, но лишь только огненное, обличительное слово Божией правды задело его и его греховную жизнь, он стал врагом Божьему посланнику.
И теперь бывает то же самое: люди восхваляют слово Божие, доколе оно не станет свидетелем против грехов их. Лишь только душа почувствует обличение и не захочет покаяться и удалить от себя грех, она отталкивает то Евангелие, которое ее смутило, и, не желая покориться, возмущается.
Иоанн покорился несправедливому приговору, несомненно, потому, что за произволом человека он увидел волю Божию, которая допустила это испытание. Но туча сомнения пронеслась над душой его, и скорбные ученики его пришли передать об этом Иисусу.
Иисус твердо надеется на Своего Предтечу; знает, что эта временная туча скоро минует и что за кровавым исходом этой жизни последует вечная слава. Он знает, что сильный дух Иоанна и теперь гораздо более занят Царствием Божиим, нежели своею личною участью, и посылает ему ответ достойный его: «Пойдите скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют». Вот они, приметы и проявления того Царствия Божия, которое ты пришел возвестить. А тебе, мученик, какое же слово? «Блажен, кто не соблазнится о Мне» (Лк. 7:23).
Господь видит, что ты не соблазнишься, что претерпишь до конца, и называет тебя блаженным. А по отшествии учеников Иоанна Он продолжает речь о нем, говоря, что он больше пророка, что он тот, о котором написано: «вот Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим» (Мал. 3:1). Блажен, кто не соблазнится, даже когда не видит собственного избавления; блажен, кому дано терпеть, страдать и даже умереть за правду! Блаженны и те смиренные ученики, которых Господь посылает к Своим узникам и страдальцам, чтобы поддержать и утешить их словом Его неизменной любви!
Наше упование
16 января.
«Да не скорбите, как прочие, не имеющие упования» (1Сол. 4:13)
Каким образом утешает нас слово Божие? Чем врачует оно наши открытые раны? О, не так, как утешают слова людские! Оно не предлагает нам развлечения, не отвлекает от скорби, не прикрывает наши раны забвением. Нет! Спаситель не велит нам забывать наше горе, Он допускает наши слезы, Он Сам плакал над могилой Лазаря. Но Он не велит нам скорбеть так, как не имеющие упования. И это упование есть Утешитель, ниспосланный нам свыше, чтобы отвлекать нас от всего земного, направить наш взор к Господу, там наши сокровища, и там надо искать утешения и радости.
Отшедшие в лучший мир друзья наши уже не вернутся к нам, мы на земле уже не увидим дорогого лица, не услышим любимого голоса, но все не кончается земною жизнью. Смерть есть только переход к полноте жизни совершенной – в этом наше утешение, вся наша надежда. Хотя они не вернутся к нам, но мы пойдем к ним, когда призовет нас Господь. Путь наш длиннее, труд наш еще не окончен, мы еще не заслужили успокоения, что-то еще остается нам довершить для Господа. Задача наша должна быть исполнена здесь, на земле. Тогда начнется и для нас вечный, радостный праздник на небе.
Примиримся же с этой задачей, будем выполнять ее добросовестно до конца, сколько бы она нам ни стоила слез и труда. Будем же с терпением проходить предлежащее нам поприще и терпеливо ждать Божьего призыва в вечную отчизну. Какое это будет блаженство, когда в сиянии Его любви мы всегда вместе с Господом будем! (Евр. 12:1). Неужели, скорбящие братия, вы не находите утешения в этом живом уповании? Неужели ваши слезы застилают от вас это светлое видение?
О, идите к Нему искать утешения и мира! Он, зная вашу слабость, успокоит вас Своим любящим взором; Его объятия открыты для вас, поспешите укрыться в них от всех ваших смущений и тревог. Уповайте на Божественного Утешителя, Который призывает вас к Себе и готов излить на вас, недостойных, немощных, тот мир и радость, источник которых Он Сам.
Примите со смирением и любовью ниспосланный вам крест и несите его терпеливо. Еще немного, и наступит блаженная минута, когда Спаситель призовет нас на покой – туда, где уже не будет ни слез, ни болезни, ни воздыханий.
Цель испытаний – спасение нашей души
17 января.
«Сия болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» (Ин. 11:4)
Болезнь, скорбь, горе встречаются на каждом шагу. Нет ни одного человека, который мог бы этого избежать. Но, хотя горе, в сущности, вещь такая обыкновенная, оно, в то же время, и весьма загадочно. И среди горя всего чаще, всего естественнее является вопрос: зачем? Полный ответ мы получим, вероятно, лишь за гробом; но отчасти нам дано и здесь познать цель и назначение ниспосланных нам испытаний.
Для того, чтобы понять эту цель, мы должны помнить, что наша скорбь не касается только нас лично, но действие ее простирается гораздо дальше. В истории болезни, смерти и воскрешения Лазаря мы видим подтверждение вышесказанного. Это чудо, совершенное Спасителем в Вифании, имело четыре различных действия и значения. Оно было нужно для Самого Спасителя: «да прославится через нее Сын Божий». Оно было нужно для апостолов: «и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали» (ст. 15).
Спаситель знал, какое сильное впечатление это чудо произведет на апостолов, и сказал: «Я радуюсь». Всего ближе это событие касалось, конечно, сестер Лазаря, и когда им был возвращен любимый брат, оплакиваемый ими, как умерший, они получили и уверенность в Божестве Иисуса Христа. Они познали впервые, чем Он может быть для всех истинно верующих в Него. Наконец, эта же скорбь, это чудо было нужно и для самих иудеев. Вспомним слова Спасителя: «Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня! Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин. 11:41–42).
Великая скорбь, обрушившаяся на сестер Лазаря, должна была, таким образом, коснуться благотворно и народа, собранного по этому случаю в Вифании.
Назначение ниспосланного испытания является нам здесь в совершенно новом смысле, оно озарено новым светом, в который мы, быть может, не привыкли облекать скорбь. Однако же и в наши дни все испытания и скорби имеют ту же определенную цель – спасение души человеческой. Каждое испытание есть для Господа лишь способ явить пред людьми всемогущество спасительной Своей благодати. Ободритесь же, братия! Мужайтесь, укрепляйтесь надеждою, учитесь хвалиться и скорбями, ибо «терпение должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1:4).
Дай, Господи, терпение
18 января.
«Господь да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово» (2Сол. 3:5)
Мы все, конечно, готовы обратиться к Господу с такою молитвою, потому что все нуждаемся в терпении. В Иисусе Христе терпение, как и все прочие Его свойства, достигло совершенства. «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). Спаситель никогда не терял терпения, никогда не переставал любить, благословлять, благотворить всем и каждому, всегда был готов излить дары Своей любви, хотя знал и видел, что люди, в жестокосердии своем, отвергали и не принимали их.
Он открывал Свои объятия, простирал руки Свои к народу, и этот же народ пригвоздил их ко Кресту! Но, пригвожденные ко Кресту, святые руки несли искупление и жизнь. Как часто сами ученики не понимали Господа, как часто они огорчали Его своим неверием, своим малодушием, своими колебаниями; однако Он никогда не раздражался – не умолкало его учение, не ослабевала любовь к ним.
Сколько терпения нужно было, чтобы быть ежедневно в этой страждущей, несчастной, часто неистовой толпе, которая не давала Ему покоя, требуя от Него исцеления и помощи. Однако Он с постоянной кротостью отдавался этой толпе, истощая все Свои силы в служении падшему и страждущему человечеству.
Когда же Он очутился лицом к лицу со Своими врагами, что за чудный пример смирения видим мы в Нем! С тех пор, как существует мир, никогда ни в ком не проявлялось такого смирения! На жестокие речи, на угрозы, на грубые обвинения Он отвечал любовью, молитвою за Своих убийц. В ответ на злобу человеческую Он отдавал Свою жизнь.
Нас изумляет такое поразительное терпение и постоянство Спасителя в Его тяжелом труде на земле, так часто казавшемся неблагодарным, непроизводительным. Он Сам почти не видел благотворного действия Своего учения; в этой толпе, следовавшей за Ним, не много было уверовавших. Спаситель был Сеятелем: жатва была впереди!
Итак, во всех обстоятельствах Своей земной жизни Господь подавал нам пример божественного терпения. Будем же молиться: «Господь да управит сердца наши в любовь Божию и в терпение Христово!» Научимся терпеливо сносить неудачу в труде, не унывая; выжидать время благоприятное для действия, опасаясь поспешностью принести вред вместо пользы и помня, что незрелый плод, преждевременно сорванный, не имеет надлежащей силы и вкуса.
Дайте Христу действовать в вас
19 января.
«Когда я немощен, тогда я силен» (2Кор. 12:10)
Отдайтесь всецело Христу! Дайте Ему полную власть над собой: пусть Он Один царствует в вашей душе. Даже среди вашего труда во имя Христа дайте себе время передохнуть, опомниться и ждать в безмолвии Его посещения, чтобы не вы, а Он Сам действовал в вас и через вас. Берегитесь слишком большой суеты в труде вашем. Мы все нуждаемся в ежедневном обновлении, в ежедневном общении и просвещении свыше. Мы нуждаемся в смирении и мы должны помнить, что сила Его в немощи совершается (2Кор. 12:9). Должны сознавать свою немощь, сделаться малыми детьми в руках Божиих, дабы рука Господня управляла нами постоянно.
Вспомните, как «остался Иаков один, и боролся Некто с ним» (Быт. 32:24). Не в многолюдной толпе, не в водовороте кипучей деятельности является нам Господь – нет, Он нисходит к нам и находит нас в одиночестве и тишине. Быть может, и вы одиноки, больны? Быть может, вы чувствуете себя отчужденными от ближних, покинутыми всеми? Или же вы лишились того дорогого, близкого человека, который был вашей опорой, вашим утешением в жизни?
Но вы не одни! Христос посетит вас Духом Своим, вы увидите его очами веры, и Он исполнит вас Своею силою! Но для того, чтобы принять от Него этот дар, надо проникнуться смирением, надо обратиться и быть, как дети, тогда только можно получить дары Духа Святаго. Прежде всего, нам необходимо сознать наше собственное бессилие и силу Божию, которую Иаков узрел в борьбе с Богом, когда увидел Бога лицем к лицу.
«И повредил состав бедра у Иакова» (Быт. 32:25). Он и прежде был верующим человеком, но после встречи с Господом превратился в «Израиля», т.е. одолевающего. Наши постоянные неверности, наши отступления, наши падения происходят от того, что душа наша еще не встретилась с Господом, что мы не приняли в себя Святаго Духа Божия. Только в ежедневном общении с Богом, получая из рук Его силу вечной жизни, можем мы побороть немощи наши, чтобы не ослабеть, не упасть и не погибнуть на земном пути.
Богатство – талант, в котором придется дать отчет
20 января.
«Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16:9)
Притча о лукавом управителе смущает многих. И в особенности в ней для многих непонятно, почему Спаситель как бы ставит в пример управителя лукавого, почему Он хвалит его и говорит ученикам: «приобретайте себе друзей богатством неправедным». Но, рассмотрев внимательно этот рассказ, мы найдем объяснение.
Во-первых, Спаситель не ставит в пример этого человека – Он выставляет его неправильный и бесчестный поступок как предупреждение тем, кто склонен впасть в тот же грех. Далее, Он указывает, насколько «сыны века сего догадливее сынов света, в своем роде», т.е., напрягая все усилия к извлечению пользы из каждого представляющегося случая, они, другими словами, предусмотрительно откладывают на черный день и поступают догадливее сынов света.
Хотя многие и сознают на словах, что время ничто в сравнении с вечностью, однако же вся их забота сосредоточена на временном, преходящем благе. Они не проявляют в стремлении к вечным благам того усердия, которым исполнен управитель лукавый в достижении своих житейских целей. Вот что хотел сказать Господь, а никак не оправдать этого человека.
Часто говорится, что Спаситель похвалил управителя лукавого, но, прочтя со вниманием стих 8-й, мы увидим, что его хвалит хозяин за то, что он поступил догадливо. Остается третий пункт, заключающийся в словах Спасителя: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным». Что разумеет Спаситель под этим выражением? Он называет богатством неправедным деньги, которые так часто, и даже в большинстве случаев, служат соблазном и средством для греха.
«Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (Мк. 10:23). Считая всякое земное богатство неправедным, Спаситель указывает на тот единственный путь, которым оно может послужить нам во спасение: мы должны приобретать заботой о нищих и неимущих таких друзей, которые встретят нас с радостью в загробной жизни и откроют нам двери в вечные обители. В этой притче Господь учит нас смотреть на богатство, как на талант, вверенный нам на пользу ближних, в употреблении которого от нас потребуется строгий отчет. Итак, в этом свете притча становится нам ясна, и ни одно слово, сказанное Спасителем, не должно быть камнем преткновения. Каждое смущение мы можем устранить молитвою о том, чтобы Господь «отверз наш ум к уразумению Писания» (Лк. 24:45).
Бодрствовать со Господом
21 января.
«Душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26:38)
Это повеление, или, скорее, просьба, Спасителя к ученикам, но бедные, усталые ученики ее не исполнили. «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:4); даже в апостолах человеческая плоть заглушила духовную бодрость. Не обращен ли отчасти и к нам этот призыв Спасителя: «побудьте здесь, и бодрствуйте со Мною»? Он нас не оставляет; хотя и невидимо, Он всегда с нами. При этой мысли земная жизнь наша превращается в нечто торжественное и священное.
«Побудьте здесь», – говорит Господь, и ждите Моего призыва. Ждите, подчас среди тоски и страдания, но со взором, всегда устремленным к восходящей заре, в твердой уверенности, что Он видимо предстанет пред нами. Мы услышим Его голос, зовущий нас: «встаньте, пойдем», – уже не к Голгофе, не ко кресту, но к воскресению, к небесной отчизне, В вечную радость!
«Бодрствуйте со Мною». Мы никогда не бываем одни в нашей скорби; «Близок Ты, Господи!» (Пс. 118:151). Так близок, что каждый наш шепот Ему слышен, каждый вздох Им замечен. Отец Небесный сочувствует нам и ожидает той минуты, когда Он найдет нас готовыми принять Его помощь; тогда Он пошлет нам облегчение. Спаситель Сам нуждался в сочувствии, но по телесной своей немощи ученики не сумели в тяжелую минуту поддержать Его этим сочувствием. Кто же лучше Его может понять нашу тоску? Он всегда к нам близок и Сам поможет нам ответить на Его призыв: «Бодрствуйте со Мною». Так, Господи! Помоги нам, пробуди нас от сна греховного, дай нам настолько быть в единении с Тобою, чтобы нам невозможно было дремать душою, когда Твое дело зовет нас, когда Ты нуждаешься даже в немощных Твоих соработниках! «Жатвы много, делателей мало» (Мф. 9:37), – Ты Сам сказал. Ты Сам ушел на небо, но дело Твое осталось на земле; дай, чтобы, по нашему нерадению, не было ущерба этому святому делу!
Господь утолит всякую жажду
22 января.
«Так говорит Господь, создавший тебя, и образовавший тебя... не бойся... ибо Я излию воды на жаждущее и потоки на изсохшее» (Ис. 44:2–3)
Он понимает все наши нужды, потому что Он создал нас Своею рукою, образовал нас, как горшечник образует из глины все, что ему угодно. Создавший, без сомнения, и поддержит Свое создание. «Не бойся, ибо Я излию воды и потоки всюду», – вот что Он говорит нам; где жажда, там будут источники воды живой. Мы жаждем ежеминутно Его присутствия, Его мира, Его спасения, и Он обещает потоки!
«Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим» (Пс. 104:41). Только один Господь может это сделать. Тяжелый жизненный путь – это часто сухая, бесплодная пустыня, в которой изнемогают наши силы. Горе не всегда смягчает, а чаще ожесточает нашу душу; но когда Господь прострет руку Свою над нашим горем, когда Он достучится до нашего ожесточенного сердца, тогда, и только тогда, польются на нас целебные потоки воды живой, орошающие все сухие, бесплодные места.
И если даже наши нравственные силы истощены до того, что мы сами не сознаем нашу жажду, поверим Ему, что мы земля иссохшая, нуждающаяся в небесной влаге, и попросим Его послать потоки вод, чтоб оросить и оживить пустыню. Он облегчит, восполнит нужду нашу обильнее, чем мы можем себе представить, и утолит всякую духовную жажду.
В св. Писании сказано: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Откр. 22:1). Пока река эта течет, все жаждущие души могут приступить к ней и пить эту воду сколько хотят, ибо: «из потока сладостей Твоих Ты напояешь их». (Пс. 35:9). Полнота радостей бесконечных ожидает нас, когда все земные скорби пройдут и когда Господь найдет нас готовыми вкусить блаженство небесное, которое Он уготовал нам.
Я ничего не имею
23 января.
«Ты, Господи, не удаляйся от меня, Сила моя! поспеши на помощь мне!» (Пс. 21:20)
Спаситель! Я прихожу к Тебе не потому, что могу принести Тебе веру твердую, непоколебимую, сердце, полное упования и покорности. Нет! Я прихожу, потому что я ничего не имею, потому что я обнищал. Я терплю голод и жажду, и Ты один можешь насытить меня хлебом жизни и напоить источником воды живой.
Господи! Я ничего не могу принести Тебе, кроме сердца сокрушенного, которое кладу к Твоим ногам. В мучительные часы одиночества из глубины моей скорби взываю к Тебе, зная, что Ты хочешь извлечь меня из бездны сомнений и греха, в которой я погряз, и призываешь меня Сам на Твой брачный пир. Да, хотя я нищ и убог, я знаю, что Господь хочет облечь меня в светлую одежду, превратить мою нищету в богатство нетленное и мое убожество увенчать вечною славою. Он один силен истребить все злое в душе моей, озарить мрак Своим светом, наполнить всю пустоту мою полнотою Своей благодати.
Какие мы на самом деле
24 января.
«Сокровенный сердца человек» (1Пет. 3:4)
Каждый из нас живет двойною жизнью. Есть человек внешней жизни, каким он представляется посторонним, и есть человек сокровенной жизни, каким он предстоит перед Богом. Кто-то даже сказал, что в каждой личности сидят четыре человека: тот, которого люди знают; тот, которого близкие друзья знают; тот, которого он сам знает, и тот, которого Бог знает. Эти четыре человека друг на друга большею частью мало похожи.
Человек не тот, каким он кажется не только людям, но даже и себе. Тот, которого знает и видит Бог, – это сокровенный человек без притворства, без лжи, без всякой прикрасы.
Помнится у родительского дома одна тяжелая доска, которая лежала прямо на земле, на заднем дворе. Мы, дети, иной раз подбегали к ней и с большим усилием приподнимали ее, чтобы посмотреть, что там под нею. Ах, какой ужас! Ползли во все стороны какие-то серые, отвратительные гады, и как они прятались от света! Мы скорее опускали доску, убегали подальше, а потом опять приходили посмотреть.
Пожалуй, у каждого есть такая доска в душе и в жизни. Наружная сторона ее, может быть, полированная, изящная, она нам самим нравится, и мы охотно показываем ее другим. Но есть внутренняя сторона, спрятанная, темная, которая к земле приникла и все нечистое прикрывает. Поднять надо эту доску, пусть пропитается она насквозь светом Божиим, пусть очистится внутренность, и пусть предстанет пред Богом сокровенный человек, Ему угодный, которого «грех покрыт, и в чьем духе нет лукавства» (Пс. 31:1).
Мы следуем за Христом издали
25 января.
«Петр же следовал за Ним издали» (Мф. 26:58)
Петр следовал, но это следование привело его к отречению, потому что он следовал издали. Он отдалился от Христа, в этом было начало зла; он отстал от Него, и между ним и Учителем образовалось слишком большое расстояние. Он чувствовал некоторое влечение, он следовал за Ним, но не довольно близко.
Совершенно таким же образом и в наши дни многие следуют за Христом: они не покидают Его вполне, они не переходят на сторону неверующих, но они не связаны с Ним тесными узами, они не идут за Ним шаг за шагом, они следуют издали. Сколько людей отдаются мирским заботам, светским удовольствиям и через то теряют общение со Христом; они слишком поглощены всякими делами, они подходят ко Христу лишь по обычаю в воскресный день, но теряют Его из виду в продолжении недели.
Молитвы их становятся реже и короче, они перестают изучать Слово Божие, вера их охладевает, все духовное обращается в мертвую букву. Только на вид они еще следуют за Христом, но на деле они очень далеки от Него и близки к полному отречению.
Спросим же и мы самих себя, как мы идем за Христом? С ревностью ли, с любовью, или отстаем мы, подобно Петру, отвлекаясь посторонними предметами? Такой путь всегда опасен: тот, кто сегодня удаляется от Христа, тому угрожает завтра полное отречение от Спасителя – и сколько горьких слез это будет стоить, сколько вреда будет через это принесено и себе, и другим!
Будем хвалиться скорбями
26 января.
«Господь показал ему (Моисею) дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою» (Исх. 15:25)
В истории странствования народа Израильского по пустыне есть много утешительного для нас. Израильтяне пришли к источнику, но вода оказалась горькой, и они ее пить не могли. По обыкновению, они стали роптать на своего вождя, Моисея, и он возопил к Господу. Тогда «Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою». Вода осталась та же, но вкус ее изменился.
Поразительно, как часто Господь и теперь обращается с нами, как некогда с народом Израильским. Испытания, болезни и скорби не минуют христиан, напротив, часто кажется, что они ими наделены вдвое больше других. Но на все эти испытания, на все скорби наши Господь отвечает словами: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир» (Ин. 16:33). Вот наше целебное дерево. Сам Господь наш Иисус Христос – один Он может утешить в скорби и исцелить в болезни.
Какая духовная высота в словах апостола Павла: «Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения – опытность, от опытности – надежда» (Рим. 5:3). И чем ярче описывает он испытанные им скорби, тем глубже и сильнее воздает хвалу той благодати, тому чрезвычайному утешению, которыми все эти горести покрыты и услаждены. «Мы отягчены были чрезмерно… но Бог избавил... избавляет... и еще избавит» (2Кор. 1:8–10). Павел безбоязненно вкусил из этой горькой чаши, уповая на то, что, по мере умножения страдания, умножается Христом и утешение (2Кор. 1:5).
Не будем же предаваться унынию, зная, что никогда не может пересилить нас никакая горесть земная, потому что довольно для нас Его благодати во всякое время.
Наша жизнь – служение
27 января.
«Она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу» (1Тим. 5:10)
Таковы были диакониссы в первые века христианства; верные, усердные, отзывчивые на все нужды, неутомимые, проникнутые одной мыслию, одним стремлением – все делать во славу Божию.
«Все у вас да будет с любовью», – говорит апостол Павел (1Кор. 16:14). Что же могло внушить такой женщине совершать дела милосердия, что могло поддержать ее на высоте полного самоотречения, если не любовь, способная согревать, оживлять и освещать все и всех вокруг себя. Забывая о себе, она отдавала себя Богу, а в Нем и всякому ближнему.
Такое служение доступно и нам. Господь, Который был среди людей как служащий, научил Своих учеников служить. Так же и теперь: для истинных Его учеников вся жизнь – одно служение; они ходят с места на место, делая добро, и испытывают, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). И когда перейдет такая душа в вечность, дела ее пойдут вслед за нею (Откр. 14:13). Да, сделанное добро не умирает, зажженный светильник не угасает; он светит нам долго после того, как отнято у нас дорогое существо; влияние его бесконечно, и даже смерть не может его уничтожить, оно влечет нас к небесному.
Светлая звезда хоть и скрылась с нашего небосклона, но не угаснет никогда, и у Бога сохранится всякое доброе слово, всякая попытка ободрить и утешить несчастного, всякий благой совет, данный своевременно и почерпнутый из единого Источника истинной любви. Снова и снова встречаются нам, и на нас самих и на других людях, следы благодатного влияния тех, кого мы лишились, они становятся для нас тогда особенно живы, и мы с радостью и благодарением сознаем, что «видимое временно, а невидимое вечно» (2Кор. 4:18).
Не пренебрегайте и малыми делами
28 января.
«Теперь призовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея» (4Цар. 3:15)
У пророка Елисея, возмущенного нечестием царя Иорама, стало тяжело на душе, он не мог ни на что смотреть, ничего решать, ему захотелось хоть на минуту чего-то, успокаивающего растревоженный его дух. И вот он призывает гуслиста, и этот человек, имя которого даже не упоминается, исполняет именно то, для чего был призван. Бог ему дал музыкальное дарование, и он этим дарованием беспрекословно, своевременно послужил пророку Божию. Более того: чудное, великое дело совершилось во время его игры. «Рука Господня коснулась» смущенного сердца раба Своего Елисея, и ему открылось, ЧТО именно он должен решить и сказать от Имени Господа.
Разум его прояснился, и уста его опять с торжественною уверенностью произнесли: «Так говорит Господь». Он успокоился и в утихшей душе расслышал опять голос Божий. А способствовал всему этому послушный, усердный гуслист; он откликнулся на зов и послужил, чем мог. Может быть, он был очень незначительный человек, но тут он совершил великое дело.
Что же нам за польза от этого всего? Большинство людей хочет делать большие дела, ищет самостоятельности и славы и пренебрегает малой услугой, мелким, по-видимому, делом, считая его или ниже себя, или безполезным. Не понимают они, что не то действительно велико, что кажется таким: мысли Божии не наши мысли, и Его оценка с нашей не сходится. Две лепты вдовицы были Ему дороже всех прочих сокровищ; каждое одеяние, сшитое для бедных благочестивой женщиной (Деян. 9:36–43), перечисляется в Его слове, и музыка этого гуслиста тоже не забыта.
С другой стороны, многие громкие, видные дела человеческие не имеют у Него цены. Итак, «служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрый домостроитель многоразличной благодати Божией» (1Пет. 4:10), и помните, что служение, принесенное одному из Его учеников, или пророков, или вестников, получит от Него великое воздаяние.
Крест Христов есть основание и центр
29 января.
«Многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос» (Мф. 24:5)
Древняя легенда гласит о странном случае в жизни св. Мартиниана. Однажды, усердно занимаясь в своей келлии изучением Священного Писания, он услышал легкий стук в дверь. «Войди», – сказал монах. Дверь отворилась и перед ним очутился прекрасный незнакомец с орлиным взглядом, в княжеской одежде. «Кто ты?» – спросил св. Мартиниан. «Я – Христос», – ответил незнакомец.
Повелительный голос и гордая осанка нежданного посетителя не смутили скромного инока; окинув его пытливым взглядом, он тихо сказал: «Где раны от гвоздей?» Он заметил отсутствие ран, этой неминуемой принадлежности распятого Спасителя. Царская осанка, богатая одежда незнакомца не могли свидетельствовать о его подлинности. На холеных, покрытых драгоценными кольцами руках недоставало следов распятия.
Обличенный во лжи, застигнутый в злом замысле, сатана – ибо это был он – поспешно бежал из келлии.
Мы можем и теперь извлечь полезный урок из этой легенды. Именем Христа прикрывается многое и в наши дни. Как узнать веру истинную, как разобраться в бесчисленных новых началах и учениях, которыми хотят заменить все древнее, освященное веками? Святой инок нашел разрешение этого вопроса: он искал следы распятия на явившемся ему видении человеческой славы.
Без крестной смерти Спасителя, без искупительной жертвы Его Евангелие потеряло бы всю силу. Крест Христов есть основание и центр, из которого исходят светлые лучи мира, радости и надежды. То, что не носит на себе следов распятого Спасителя, что не проникнуто духом Креста и противоречит Евангельскому учению, не может называться Именем Христовым, не может принадлежать Ему и не от Бога исходит. «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1Ин. 4:1).
Праздные слова
30 января.
«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36)
В снежных горах Швейцарии, в некоторых местностях, проводники предупреждают путешественников, чтобы они не произносили ни одного слова, т.к. от малейшего колебания воздуха нависший снег может отделиться от глыбы и произвести обвал, уносящий все за собою в пропасть. Кто бы подумал, что одно слово может иметь такие страшные последствия? Однако нравственное влияние наших слов еще невыразимо значительнее. Необдуманные слова, которые мы так часто и легко бросаем на ветер, двигают событиями в течение веков, и великий день суда обнаружит страшные последствия наших слов.
В тот день мы дадим ответ за всякое праздное слово. Не страшно ли подумать о множестве сказанных нами слов, которые предстанут пред нами тогда с неумолимой ясностью? «Праздные слова» – это те, которые возникают из праздной жизни, слова ненужные, легкомысленные, часто вредные. Такие пустые слова, переходящие, от нечего делать, из уст в уста, нередко чернят нравственный облик человека, наносят раны, выражают злорадство при виде чужой неудачи и из пустых становятся жестокими.
К «праздным словам» принадлежат и те разговоры, вторгающиеся в сокровенную область семейной жизни, которые под видом пустой шутки или неуместного намека могут пошатнуть основы семейного счастья. Нужно быть достаточно осторожным в употреблении слов. Пусть слова наши будут правдивы, просты, чистосердечны, пусть будут они доброжелательны и любвеобильны.
«Слово ваше да будет всегда с благодатью», – говорит ап. Павел (Кол. 4:6). Мысль о суде Божием должна быть уздой нашему языку. Мы говорили бы с большей мудростью, если бы помнили постоянно, что слова наши слышны на небе и что в них мы найдем себе оправдание или обличение в последний день. Как священно было бы для нас каждое слово, как чисто, как правдиво, если бы мы помнили, что одно из имен Самого Иисуса Христа было – «Слово» (Ин. 1:1).
Молитва превращает зло в добро
31 января.
«Ибо знаю, что это послужит мне во спасение, по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа» (Флп. 1:19)
Когда an. Павел писал эти слова, он находился в весьма тяжелом положении, был в тюрьме и, быть может, накануне мученической смерти. Многие братья изменили ему, «думая увеличить тяжесть уз его» (Флп. 1:16), а забота о всех насажденных им Церквах постоянно угнетала его.
Однако все это представляется Павлу в ясном свете, и он видит во всем благое значение. "Я знаю, – говорит он, – что это послужит мне во спасение». Все, что случилось с ним в Риме, представлялось Филиппийским друзьям его большим бедствием, но у Павла другая точка зрения: он во всем видит спасение, успех благовествования, победу над злом и ожидает самых лучших последствий от всех постигших его напастей.
Только при ниспосланной свыше благодати Божией возможен такой благоприятный исход переносимых испытаний, достижимый молитвой и содействием Духа. Сами по себе никакие обстоятельства не послужат нам во благо. Только перенесенные с молитвой и смирением, они могут достигнуть цели. Действие молитвы поразительно: как часто она превращает зло в добро! Под ее влиянием из тьмы появляется свет, горе обращается в радость, среди бури возникает тишина и утихает всякая боль. Ответом на молитву прежде всего бывает содействие Духа, и только при Его божественном содействии все то, что бы с нами ни случилось, послужит нам во спасение.