Источник

Глава 24

Путешествие к гробу Христову жен мироносиц (1–11) и Петра (12). Явление Воскресшего путникам еммаусским (13–35) и апостолам, бывшим вместе (36–49). Вознесение Господне (50–53).

Лк.24:1–12. О путешествие к гробу жен мироносиц ев. Лука повествует с некоторыми такими подробностями, каких нет в первых двух Евангелиях, но некоторые из повествуемых там, опускает. – «В первый день недели»: см. прим. к Мф.28:1. Мк.16:2. – «Очень рано»: менее определенно, чем у первых двух евангелистов. – «Приготовленные ароматы»: см. Лк.23:56. Мк.16:1. – «Пришли они»: т. е. женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи (Лк.23:55). Их был целый сонм, из которого ев. поименовывает только трех, прибавляя двукратно, что были и другие с ними (ст. Лк.24и Лк.24:10; ср. прим. к Мф.28:1. Мк.16:1). – «Нашли камень отваленным»: см. прим. к Мф.28:2–4. Мк.16:3–4.

«Вдруг предстали перед ними два мужа»: не упоминая об Ангеле, сидевшем на отваленном камне, ев. Лука говорит только о том, что видели они в гробе, как и ев. Марк. Но Марк упоминает об одном Ангеле, Лука же о двух. В объяснение этого надобно заметить, что Ангелов тут было несколько, и одни из жен видели одного вне, другие двух внутри, иные одного внутри; потому и речи Ангелов, в сущности сходные, передаются несколько различно: одни ангелы говорили так, другие так, но говорили об одном и том же и согласно, различаясь лишь в частных чертах, или точнее – указывая на те или другие частные черты события. Прекрасно некто негде сказал о различии в этом отношении повествований евангельских: «холодные выискиватели противоречий в евангельских сказаниях, неужели вы не видите, что евангелисты не перечисляют являвшихся женам Ангелов? Весь гроб, вся окружность гроба исполнена была ликов ангельских невидимо. Там было не только два-три Ангела, там были их тысячи, и являлись они женам не постоянно один и тот же, не постоянно одни и те же два. То являлся один, то другой, то два вместе; то в этом месте, то в другом; то с такой речью в устах, то с такой». В самом деле, надобно полагать, что евангелисты и в этом случае, как и во многих других, не описывают события вполне, а излагают те или другие стороны события, те или другие подробности, и очень может быть, что остались еще подробности, не упомянутые ими, так что и из совокупности их сказаний не выходит еще подробная история события. Излагая один такую преимущественную частность, другой другую, третий иную, они, без сомнения, не разногласят между собой, а только восполняют один другого. – «Что ищете живого между мертвыми»: выражение это не значит, что в гробе кроме Христа были еще другие мертвые схороненные (ср. Лк.23:53); смысл его такой: зачем вы полагаете, что мертв Тот, Кто на самом деле жив? – «Вспомните, как Он говорил вам» и пр.: см. прим. к Лк.9:22, 18и парал. По сказаниям евангелистов Матвея и Марка, Ангел напоминает женам об обетовании Господа предварить, по воскресении своем, учеников в Галилее; Ангелы же у ев. Луки, для удостоверения жен в истине воскресения Христова, указывают на предсказание об этом великом событии самого Христа, когда Он был с ними еще в Галилее. Одна подробность не исключает другую, и евангелисты не стоят в разногласии между собой. – «Возвестили все это»: послушные повелению Ангелов (Мф.28:7. Мк 16:7) и самого Господа (Мф.28:10), женщины, возвратившись поспешно, рассказали о виденном и слышанном ими Апостолам и всем прочим, т. е. бывшим с ними. – «Не поверили им»: см. прим. к Мк.16:11. – «Петр побежал ко гробу»: подробнее об этом путешествии Петра (вместе с Иоанном) повествуется в Евангелии Иоанновом (Ин.20:1–10).

Лк.24:13–35. Сказание о явлении воскресшего Господа Еммаусским путникам, о котором лишь кратко упоминает ев. Марк (Мк.16:12–13), составляет особенность Евангелия от Луки, который подробно передает об этом замечательном явлении.

Лк.24:13–14. «В тот же день»: в который утром жены мироносицы и Петр с Иоанном ходили к гробу (Лк.24:1–12), т. е. в самый день воскресения Христова. – «Двое из них»: не из одиннадцати учеников, от которых далее эти два ученика прямо отличаются (ст. Лк.24:33), а из бывших в то время вместе с одиннадцатью прочих (ст. Лк.24:9), т. е. может быть из числа 70 Апостолов (Лк.10:1), во всяком случае весьма близких к Апостолам (ст. Лк.24:22, 24). Один из этих путников называется далее (ст. Лк.24:18) Клеопой: это может быть тот Клеопа, о жене которого – сестре Богоматери, Марии, упоминается в Евангелиях и в предании (ср. прим. к Мф.1:24, 12:46–47). Другой же, по преданию, был сам ев. Лука (ср. Феофил.), который может быть по тому самому, что был сам свидетелем -очевидцем этого события, и описывает его так подробно и наглядно. – «В селение, называемое Еммаус»: это не тот Еммаус, который лежал в долине Иудейской, недалеко от Геннисаретского озера, и после назывался Никополем (хотя Евсевий и Иероним и разумеют этот Еммаус). Это был довольно большой город, а евангельский Еммаус – селение; тот отстоял от Иерусалима на 176 стадий, а евангельский – на 60 только стадий. – Полагают, что евангельский Еммаус – селение на западе от Иерусалима по дороге в Иоппию (нынешнее Кулониех), в двух добрых часах пути от Иерусалима. – «Стадий шестьдесят»: приблизительно 10–12 верст. – «Разговаривали о всех сих событиях»: т. е. о событиях последних дней жизни Иисуса Христа, или событиях этого дня, описанных в начале этой главы Евангелия. Эти события, как видно, тяжело легли на их душу; они не знали, что думать о них, находились в недоумении и от того были печальны (ст. 17).

Лк.24:15–16. «Приблизившись, пошел с ними»: догнал их дорогой и пошел как спутник их, которому нужно идти дальше одной дорогой с ними. – «Глаза их были удержаны»: по сказанию ев. Марка, Господь явился им в ином образе, и это выражение достаточно объясняет, почему они не узнали Его. Сверх того, они не знали о Его воскресении, по крайней мере не знали, как думать о нем (ст. Лк.24:21–24); и как могли они в этом спокойном и обыкновенном по-видимому путешественнике узнать недавно измученного и распятого их Учителя и Господа? Впрочем нет сомнения, что к этой естественной причине присоединялась причина сверхъестественная: Господу не угодно было, чтобы они тотчас узнали Его, и иной образ Он употребил, как средство, дабы не быть узнанным до времени. Почему это Ему угодно было, и для чего Он не хотел, чтобы они узнали Его тотчас же? Может быть, «для того, чтобы они открыли все свои недоумения, обнаружили свою рану и потом уже приняли лекарство; чтобы после долгого промежутка явиться им более приятным; чтобы научить их из Моисея и пророков, и тогда уже быть узнанным; чтобы они лучше поверили, что тело Его уже не таково, чтобы могло быть усматриваемо всеми вообще, но что хотя воскресло то же самое, которое и пострадало, однако же видимо бывает только для тех, кому Он благоволит; чтобы они приобрели отсюда и ту великую пользу, чтобы не колебаться уже недоумениями, – почему Он снова не обращается среди народа, – но размышляли в себе, что образ жизни Его по воскресении далеко разнится от обыкновенного, не человеческий, но божественнейший» (Феофил.); чтобы вера их утвердилась сначала разумно, а потом уже видением.

Лк.24:17. «О чем это вы рассуждаете?» Всеведущий – Он хочет от них самих узнать, что составляет предмет их беседы, чтобы тем сильнее запечатлеть в душе их учение свое; хочет, чтобы они сами раскрыли перед Ним болезни души своей, дабы действеннее на нее было лекарство. Он обращается к ним с таковым же вопросом, с каким обращался не задолго перед этим к Марии Магдалине, также на время скрывая от нее Себя самого (Ин.20:15).– «Отчего печальны?» Это показывает, что вера в воскресение их Учителя не осветила еще и не обрадовала их сердца, что они находились еще в тяжелом недоумении относительно всего случившегося с их Господом; сладость веры еще не разогнала горечи сердечной, каковая слышится в словах Клеопы, особенно первых.

Лк.24:18. «Неужели Ты один из пришедших» и пр.? Клеопа считает вопрошавшего за пришельца, т. е. за иудея, пришедшего в Иерусалим на праздник из другой какой-либо страны, каких пришельцев стекалось в Иерусалим на праздник множество; потому считает он Его за пришельца, что не может допустить мысли, чтобы житель Иерусалима или пришедший в него из другого места Палестины мог не знать о случившемся на днях в Иерусалиме. Да и то, чтобы какой-нибудь пришелец мог не знать об этом случившемся, Клеопа считает тоже весьма сомнительным (неужели ты «один»?).

Лк.24:19–21. На вопрос Господа – о чем это, происшедшем в эти дни, Он один (будто бы) не знает, – из уст обоих путников слышится их недоумение и скорбь душевная, и уныние, и раздумье. Это объяснение их замечательно особенно тем, что показывает, как смотрели они на Иисуса, Учителя своего, даже в то время, когда их лучшие надежды, по их мнению, не осуществились. – «Что было с Иисусом Назарянином»: слово Христос (Мессия) не слышится теперь из уст их, потому что надежды свои в этом отношении они считают несбывшимися; называют Его только Иисусом из Назарета, предполагая, что и с этим одним именем Он не может быть неизвестен кому-либо, бывшему на этих днях в Иерусалиме. Что этот Иисус, несмотря на свою позорную смерть на кресте наряду с разбойниками, – «пророк», чрезвычайный посланник Божий, каких кроме пророка Иоанна Крестителя давно уже не видал у себя еврейский народ, – это для них несомненно, и они, не обинуясь, перед незнакомцем выражают свою веру в Него и исповедание Его как истинного пророка. Пророческое достоинство свое Он засвидетельствовал, по их мнению, что был «силен в деле», творя великие чудеса, свидетельствующие о Его божественном посланничестве, и в «слове», проповедуя такое учение, которое Он мог принять непосредственно от Бога. Об этой силе Его в деле и слове свидетельствовал и Сам Бог и весь народ.

Не обинуясь также путники говорят почитаемому ими пришельцем иерусалимским, что относительно этого пророка между ними и начальниками народными решительная разность мнений. Если эти начальники народные предали Его, как злодея, на позорную смерть, то они, т. е. путники Еммаусские, вместе с другими учениками этого пророка, «надеялись», что Он есть Тот, который должен избавить Израиля. – Какого рода были эти их надежды, какого избавления Израиля они ожидали, они не говорят. Но каковы бы ни были эти их надежды и ожидания, имели ли они более политическое или более религиозное направление, они, как полагают путники, не сбылись, или, по крайней мере, они не понимают, что делается. – «Вот уже третий день» доходит, как все это произошло, как Он распят, умер и погребен, и – надежды их не сбываются. Господь говорил ученикам о своем воскресении в третий день, но ученики не понимали тогда слов Его; впрочем, как кажется, ожидали в это время чего-то необыкновенного, что и случилось действительно, но они не понимают, что это такое. «Мне кажется, что эти два мужа были в сильном колебании мыслей, ни слишком верили, ни слишком не верили. Ибо слова: «мы надеялись, что Он избавит Израиля» обнаруживают неверие: «ныне уже третий день» показывают, что люди уже близки к тому, чтобы вспомнить слова Господа – в третий день воскресну. Рассматриваемые же в совокупности слова эти поистине свойственны людям, находящимся в сильном сомнении, так как люди эти необычайностью воскресения приведены были в состояние недоумения и в затруднительное положение» (Феофил.).

Лк.24:22–24. «Некоторые женщины из наших», продолжают путники, т. е. из общества учеников и учениц Иисусовых, «изумили нас» (ἐξε’στησαν ср. Деян.2:12), привели в такое расположение духа, что и не знаем, что и думать обо всем этом деле. Они рано пошли к гробу и, вскоре возвратившись, сказывали, что не нашли там того, чего искали, т. е. тела погребенного Иисуса, а видели то, чего не искали, явление Ангелов, и слышали то, чего не ожидали – Ангелы сказали им, что Он жив. Примечательна эта безыскусственность, с какой путники повествуют о посещении женами гроба, о виденном и слышанном там ими. – Вследствие такого изумительного известия, принесенного женщинами, некоторые из наших, т. е. из учеников, пошли ко гробу. (Это выражение – «некоторые из наших» показывает, что и по сказанию ев. Луки не один Петр приходил к гробу, хотя он в повествовании об этом и называет одного Петра, ст. Лк.24:12. Это выражение подтверждает достоверность сказания Иоанна, что Петр ходил с другим учеником, которого любил Иисус – Лк.20 и дал.). Но, оканчивают речь путники, хотя пошедшие ко гробу ученики и нашли так, как говорили женщины, т. е. нашли гроб пустым и тела Господа в нем не было, однако «самого Его они не видели». Это и ставит их в затруднение, и они не знают, что думать обо всем этом. Ученики Ангелов не видали, благовестия их о воскресении Иисусовом не слыхали, тела Его во гробе не нашли, самого Его не видели, а женщины говорили, что видели Ангелов и слышали от них о воскресении Христовом... Что же все это значит? – Путники не говорят, чтобы от женщин они слышали о явлениях Воскресшего сначала Магдалине (Ин.20:14–18. Мк.16:9), а потом ей же вместе с другой Марией (Мф.28:9–10). Не говорят или потому, что ушли из Иерусалима еще до возвращения Магдалины и другой Марии после того, как им явился Воскресший, или потому, что ученики не поверили им. «Его не видели»: этими словами путники оканчивают рассказ свой и этим как бы дают знать, почему они теперь в недоумении и почему они печальны.

Лк.24:25–27. «Тогда Он сказал им»: не открываясь еще им, Господь принимает вид и тон искусного в Писании равви, и прямо дает им понять, что причина такого их неопределенного духовного состояния в них самих. Он называет их (ἀνο’ητοι) – «несмысленными и медлительными сердцем, чтобы веровать всему», предсказанному пророками. Что они нечто понимали и отчасти веровали, это словами Христа не отрицается, но указывается, что они не всему веровали. «Ибо можно веровать отчасти и веровать всецело» Феофил.); что вера их была односторонняя, и потому не могла вполне осветить божественным огнем все стороны их души, а потому некоторые стороны души их были темны и оттого скорбь и недоумение обдержали их. Надобно веровать «всему», что предсказано было пророками, и тогда они поймут силу совершившегося на их глазах с их Учителем и поверуют Его воскресению.

«Не так ли надлежало пострадать Христу» (Мессии)? Господь говорит о необходимости страданий Мессии, которые для веры людей основываются на том, что так предсказали о Нем пророки. То, что их соблазняло, было неизбежно по высшим планам божественного мироправления, и они не соблазнились бы, если бы вполне верили предсказаниям пророков, правильно понимая их. – «И войти (страданиями) в славу Свою»: что казалось им несоединимым и несовместимым со славой Мессии, было однако неизбежным предопределенным путем к этой славе; слава разумеется как слава царя нового духовного Царства Божия на земле и на небе, в противоположность их чувственному представлению об избавлении Израиля Мессией (ст. Лк.24:21). Чтобы убедить их в истине своих слов, Господь объяснил им пророчества о Мессии всех ветхозаветных пророков, начиная с первого из них, оставившего писания, Моисея. Как счастливы были путники Еммаусские, удостоившиеся слышать из уст самого Господа изъяснение пророчеств о Нем! Но св. Апостолы, а отчасти и Он сам, раскрыли их и для нас достаточно, чтобы утвердить нашу веру в них и в Него.

Лк.24:28–29. «Показывал вид, что хочет идти далее»: может быть, произнося обычные при расставании приветствия. Показывая такой вид, Он, вероятно, хотел вызвать добрые чувства путников своих, чтобы произвести затем сильнейшее впечатление на их душу. – «Удерживали Его»: что показывало их доверие к Нему и душевное расположение. Причину они выставляют не ту, по которой действительно удерживали Его, а ту, что день склонялся уже к вечеру, что ночью одному не совсем удобно и, может быть, не совсем безопасно путешествовать (ср. Быт.19:23. Суд.19:9). Но Сердцеведец видел расположение их души и склонился на их просьбу, конечно не по той причине, какую они выставляли. – «Остался с ними»: не имел ли один из этих путников своего дома в Еммаусе, где и приготовлена была вечеря для них после дневного пути?

Лк.24:30–31. «Когда возлежал с ними»: за вечерней трапезой. – «Взяв хлеб, благословил»: благословение и преломление хлеба за трапезой совершалось хозяином дома. Но путники, может быть, из уважения к столь усладившему своим учением душу их равви, предложили Ему честь эту, или, может быть Он сам, намереваясь теперь открыться им и именно в действии преломления хлеба, Сам взял на себя это право и обязанность главы семейства, как Господь и Учитель их. Если имело место последнее, то, может быть, это самое уже обратило их особенное внимание на спутника. Потом, благословение и молитва перед вечерей, может быть, напоминали им характеристическое в благословениях и молитвах Господа при подобных случаях: наконец, не приметили ли они при этом знаков крестных на руках Его (ст. Лк.24:39–40), и по всем этим признакам узнали Его? Но этими одними естественными причинами нельзя объяснить отверзения очей их. Как удержаны были глаза их по особенному намерению и действию Господа, так и отверглись глаза их по тому же особенному намерению и действию. – И «Он стал невидим для них»: действие, несомненно, чудесное. Сколько известно из Евангелий о прославленном теле Господа, оно, не затрудняемое никакими естественными преградами, вдруг могло являться и вдруг быть невидимым. – Примечательна противоположность в выражениях повествователя: «открылись» у них глаза, но Он «невидим» для них стал. – «Они узнали Его», и уверились, что это действительно Он, не призрак, не дух, но Он сам в своем собственном, только теперь особенном, прославленном теле.

Лк.24:32. «Не горело ли в нас сердце»: подтверждение большее своей уверенности в явлении им Воскресшего путники находят в том глубоком чувстве, которое возбуждала в них беседа с ними спутника их на дороге, когда Он объяснял им Писание. Выражение горело сердце означает необычайно-приятное и сладостное душевное движение, производимое особенно сильным, приятным впечатлением (Пс.38:4. Иер.20:9). Таково было их душевное состояние во время беседы с ними Господа на пути, произведенное Его толкованием Писания. «Сердце их горело или от огня слов Господних, когда при изъяснении Господом писаний они внутренне разогревались и соглашались с Его речами, как истинными; или, когда Он изъяснял им писания, сердце их билось и внутренне говорило: этот самый, который изъясняет нам, есть Господь» (Феофил.).

Лк.24:33–35. «В тот же час»: день уже склонился к вечеру; но если бы то была и полночь, они поспешили бы с радостной вестью в Иерусалим. Вероятно, вечеря осталась неприкосновенной, ибо путники чувствовали высшую потребность, чем удовлетворение телесных потребностей (ср. Ин.4:31–34), потребность поделиться радостной вестью с Апостолами. – «Нашли вместе одиннадцать» и пр.: с запертыми дверями (Ин.20:19), но друзьям друзьями двери тотчас были отворены и последовал обмен радостных известий; дело любви путников вознаграждено было, как это обыкновенно бывает, особенной радостью и для них самих. Они услышали от них, что Господь точно «воскрес и явился Симону»; в свою очередь, и они рассказали о явлении им Воскресшего. О явлении Воскресшего Апостолу Петру в Евангелиях не находим, кроме этого места, никаких указаний, – верный признак, что евангелисты не все сполна описывали, что знали, но многое совершенно известное им опускали. Ап. Павел упоминает, без сомнения, на основании достовернейшего известия, что Господь явился Петру прежде, чем прочим ученикам (1Кор.15:5). Но обстоятельства этого явления неизвестны.

Лк.24:36–37. «Когда они говорили об этом»: вероятно, в присутствии еще Еммаусских путников. Так за свою веру и извещение Апостолов о бывшем им явлении они удостоились не только услышать радостное подтверждение их уверенности от Апостолов, но и снова видеть самого Воскресшего. – «Сам Иисус стал посреди их»: при запертых дверях, как видно из повествования Иоаннова (Ин.20:19), когда ученики возлежали на вечери, как повествует ев. Марк (Мк.16:14). Это – то же самое явление, о котором повествует ев. Марк (Мк.16 и дал.), и при этом явлении ев. Лука, подобно Марку, сосредоточивает различные наставления Господа, почему эти наставления у того и другого евангелиста несколько разнятся. Сам же ев. Лука говорит, что Господь в продолжение 40 дней по своем воскресении являлся ученикам своим, поучая их истинам Царствия Божия (Деян.1:3), но из всех этих явлений Он говорит только об одном всем ученикам, и потому сосредоточивает здесь все наставления Господа, какие он почел нужным сообщить, так что нельзя решить положительно, все ли, что здесь сообщает евангелист, было сказано Господом при этом явлении, или не все, а нечто из этого относится в последующим дням и явлениям. – Выражения: «и сказал, и сказал» (ст. Лк.24:44, 46) может быть, указывают, что сказанное сказано в другое время, ибо иначе, если считать это сказание ев. Луки непрерывно-последовательным (равно как и Марково в этом отделении), то пришлось бы предполагать, что и вознесение Господа (Лк.24:50, 51) случилось в этот же первый день воскресения, что совсем не согласно с другими евангельскими сказаниями. – «Мир вам»: обычное взаимное приветствие у иудеев, имеющее в устах Господа, даровавшего пред своими страданиями свой мир ученикам (Ин.12:27), теперь, когда они в особенности смущенны были и страхом от иудеев, и еще не вполне рассеявшимися недоумениями относительно Учителя своего, особенное значение и смысл. Это внезапное явление Господа при запертых дверях смутило и испугало учеников. Они подумали, что это дух, отрешенный от тела и пришедший из шеола, или тень (umbra), имеющая призрачное тело, что, следовательно, это мертвец явился им.

Лк.24:38–40. «Но Он сказал им»: Сердцеведец видел помышления их таковые, а потому дает им уверение, что – это Он сам живой стоит перед ними, не в призрачном, но в истинном, только измененном – прославленном теле. Для уверения, что это именно Он, указывает им на руки и ноги Свои, на коих раны гвоздинные свидетельствуют, что это то же самое тело, которое было распято на кресте, что это – Он Сам, с тем же воскресшим телом. Предлагает им «осязать» Себя и «рассмотреть» и тем убедиться, что это именно Он. Дух, отрешенный от тела, тень с призрачным телом, мертвец из шеола не имеют ни плоти, ни костей; а у Него и та и другие есть, хотя Он и прошел сквозь запертые двери. – «Показал им и руки и ноги»: и они, вероятно, осязали их для удостоверения своего; на это указывают слова Ап. Иоанна в его послании: что «мы рассматривали, что руки наши осязали» и пр. (1Ин.1:1), и это дерзновение Фомы, по которому он желание вложить персты свои в язвы гвоздинные и руку свою в прободенное ребро Господа (Ин.20:25) поставил условием своей веры в воскресение Господа.

Лк.24:41–43. «От радости еще не верили и дивились»: глубоко верное психологическое замечание евангелиста. Радость их была так велика теперь, что и не верилось им, что все это так, что все это правда, что все это не сон, не видение, не мечта. Господь дарует им новое удостоверение в том, что это Он сам, а не дух, не тень, не мертвец: Он вкушает пред ними пищу, чего не могут делать ни дух, ни тень, ни мертвец из шеола. – «Они подали ему» и пр.: вечеря их, вероятно, только что окончилась, яства убраны, а они еще возлежали, продолжая разговаривать обо всем случившемся, когда внезапно предстал пред ними Христос. По требованию Господа ему подана была часть печеной рыбы и сотового меда и – Он вкушал их пред лицом учеников, «потребляя ядомое некоторой божественной силой» (Феофил.).– Большего удостоверения они уже не могли желать, а потому без сомнения поверили теперь вполне истине воскресения своего Учителя и Господа.

Лк.24:44–45. «Вот то» и пр.: вот вы видели и видите исполнение того, о чем Я вам говорил прежде, еще до Моих страданий и смерти, когда Я был еще неразлучно с вами, а не так, как теперь – только являясь вам по временам. Господь указывает на свои предречения им о своих страданиях, смерти и воскресении во исполнение древних пророчеств, о чем нередко прежде говорил Он им (Лк.18:31–33 и парал.). – «В законе Моисеевом и пророках и псалмах»: евреи разделяли свои священные книги на три разряда, – закон, под которым разумелись пять книг их законодателя Моисея, – пророки, под которыми разумелись почти все остальные исторические (канонические) и пророческие (за исключением Даниила) книги, и – агиографы, к которым причислялись так называемые у нас учительные книги и малые из исторических. Третий отдел Спаситель означает словом псалмы, или потому, что эта книга занимала первое место в числе агиографов, или потому, что из них она важнейшая по своим пророчествам о Христе. Таким образом, по указанию самого Господа, весь Ветхий Завет в целом его составе исполнен пророчеств о Нем. Многие из этих пророчеств изъяснены для нас Им самим и затем особенно Его Апостолами в их писаниях.

«Отверз им ум к уразумению Писаний»: через особенное непосредственное озарение их, по которому они стали верно понимать Писания. – Прежде, когда Он говорил им на основании писаний ветхозаветных о своих страданиях, смерти и воскресении, они не понимали Его (Лк.18и парал.), следовательно, не понимали и писаний. Теперь же Господь озарил их ум к разумению писаний о Нем; а так как Он сам служит главным предметом всех писаний, то вместе с этим ум их озарен был к уразумению и всех писаний. Это чудесное, непосредственное озарение сопровождалось без сомнения и непосредственным наставлением их в уразумении писаний, когда Господь в продолжение 40 дней по воскресении являлся им и учил их тайнам Царствия Божия (Деян.1:3).

Лк.24:46–49. «Так написано»: еще раз указание на написанное в книгах ветхозаветных, как на несомненное доказательство истины всего совершившегося и имеющего совершиться. – «Так надлежало пострадать Христу» и пр.: см. прим. к Лк.18:31 и дал. и парал. – «Проповедану быть»: через Апостолов Христовых. О проповеди их всему миру говорится и в последних наставлениях Господа, по Евангелиям от Матфея и Марка. – «Во имя Его»: на основании совершенного Им дела искупления. – «Покаянию и прощению грехов»: как необходимому условию для вступления в новоустроенное царство Христово на земле (см. прим. к Мф.3:2, 4и парал.). – «Во всех народах»: см. прим. к Мф.28:19–20. Мк.16 и дал. – «Начиная от Иерусалима»: в котором совершено все дело искупления человечества, от которого началось спасение (Ин.4:22).

«Свидетели этому»: всему тому, кем и как совершено искупление человечества, свидетели всей жизни Господа и Его учения, Его страданий, смерти и воскресения. Так как они свидетели-очевидцы, то мир обязан веровать их проповеди об искуплении и об Искупителе.– «Пошлю обетование Отца Моего на вас»: т. е. обетование, данное Отцом небесным через посредство Иисуса Христа Его ученикам, обетование ниспослать Св. Духа Апостолам, для содействия делу их всемирной проповеди. Разумеется обетование Иисуса Христа, изложенное у Мф.10и парал.; см. прим. к этому стиху, ср. Ин.14:16, 17–26. Это обетование предсказано было еще одним из древних пророков (ср. Деян.2:16–21). – «Оставайтесь в Иерусалиме»: не расходитесь из него на всемирную проповедь до тех пор, пока не пошлется вам это обетование Отца, по исполнении которого вы облечетесь силою свыше, т. е. силой Духа Святого, которая укрепит вас, даст вам силы исполнить это высочайшее назначение ваше – проповедать Евангелие во всем мире. Речь идет об имеющем вскоре совершиться чудесном сошествии на Апостолов Духа Святого, о котором повествует тот же ев. Лука в другой своей книге – Деяний Апостольских (Деян.2 и дал.), и которое совершилось в день Пятидесятницы.

Лк.24:50–51. «И вывел их»: это было через 40 дней по воскресении Спасителя (Деян.1 и дал.). – «Вон» из города Иерусалима, где, как видно, Он провел с учениками последний день, точно так же как и первый день по воскресении своем, остальное время проводя отчасти в Галилее. – «До Вифании»: лежащей на восточном склоне горы Елеонской. Не до самого селения Вифании довел Он их, но только до вершины горы Елеонской вблизи Вифании и с этой горы вознесся (Деян.1:12). – Об обстоятельствах вознесения евангелист говорит здесь (как и Марк) кратко, подробнее же излагает в книге Деяний (Деян.1:3–11). – «Подняв руки свои»: символическое действие благословения и молитвы (ср. Лев.9:22). – «Благословил их»: самые слова благословения здесь не изложены. Не они ли отчасти изложены в книге Деяний Деян.1:9, сходные с приведенными выше (ст. 49) и так приличествующие Учителю-Искупителю при прощании Его с учениками, будущими проповедниками Евангелия Христова во всей вселенной? «Стал отдаляться от них и возноситься на небо»: см. Деян.1и прим. к Мк.16:19.

Лк.24:52–53. «Поклонились Ему»: не в знак только прощания, но в смысле религиозного поклонения, которое подобает возносящемуся к Отцу Своему Богочеловеку. – «С великою радостью»: несмотря на разлуку со своим возлюбленным Учителем и Господом, ученики Его чувствуют не скорбь (как прежде, когда Он только еще предсказывал им об этом, Ин.16:6–7), но великую радость. Радость эта происходила от того, что они своими очами видели теперь Господа, входящего «в славу свою» (ст. Лк.24:26) и ожидали исполнения обетования Его о ниспослании на них Св. Духа. Эта глубокая радость их – сильное доказательство величайшей перемены, происшедшей в их духовном настроении в продолжении этих последних 40 дней пребывания с ними Господа. Они как будто переродились теперь и – слабые и по временам непонятливые, являются с этого времени могучими, непобедимыми и премудрыми, особенно по сошествии Св. Духа на них в день Пятидесятницы. – «Пребывали всегда в храме» или горнице (Деян.1:13, 2:1), по преданию – в той, где совершена была тайная вечеря.– «Пребывали всегда» и пр.: до дня Пятидесятницы (Деян.2:1), в продолжение 10 дней со дня вознесения. – «Прославляя и благословляя Бога»: торжественное выражение того духовного состояния, молитвенного и вдохновенного, в каком находились ученики Христовы, ожидая исполнения обетования своего Господа – сошествия Духа Святого. – Аминь.


Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе) / Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с. / Книга вторая. Евангелие от Марка и Луки. ISBN 985-6503-67-1

Комментарии для сайта Cackle