Источник

Глава 10

1–4. Судьба неправедных судей израильских. 5–11. Высокомерие Ассура, 12–19. и суд Божий над ним. 20–27. Утешение Израилю. 28–34. Ассур под Иерусалимом.

Ис.10:1–4. Судьи израильские своими решениями и приговорами нарушают закон правды Божией и являются безжалостными по отношению к вдовам, сиротам и нищим. Этим нечестивцам предстоит или плен или смерть; но этим гнев Божий на Израиля еще не удовлетворится.

Ис.10:1. Горе тем, которые по­становляют несправедливые законы и пишут жестокие реше­ния,

Ис.10:2. чтобы устранить бедных от правосудия и по­хитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот.

Речь идет не только о судебных решениях, но и о законах, вводимых вновь в государственную жизнь в царстве Израильском. Эти новые законы несправедливы и тяжелы для людей слабых и бедных, как, напр., вдовы и сироты.

Ис.10:3. И что вы будете делать в день по­сеще­ния, когда при­дет гибель издалека? К кому при­бегнете за по­мощью? И где оставите богат­с­т­во ваше?

«День посещения» – день наказания (как в кн. Исх.34:7).

«Гибель издалека» – несомненно, здесь разумеется нашествие ассирийцев, живших сравнительно на очень далеком расстоянии от Палестины.

«Богатство» – в евр. тексте: славу (kevod). Ясно, что современники Исаии всю свою силу и славу полагали в своем богатстве, какое они накопили в счастливые и спокойные времена. При нападении врагов обыкновенно богатые люди старались спрятать и свои сокровища куда-нибудь подальше.

Ис.10:4. Без Меня согнут­ся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратит­ся гнев Его, и рука Его еще про­стерта.

«Без Меня». Без помощи Божией, лишившись ее по своим грехам, им ничего более не остается как смиренно склониться под тяжестью колодок среди узников или подставить шею свою под меч врага. Однако и этим не ограничится Судия в наказании Израиля.

Ис.10:5–11. И Ассуру угрожает суд Божий за его высокомерие. Ассур не понял возложенной на него миссии по отношению к избранному народу. Он должен был только наказать Иудейское царство, а между тем он возомнил совершенно покорить его себе.

Ис.10:5. О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его – Мое негодование!

«Ассур» – это имя принадлежало одному из сыновей Сима (Быт.10:22), а потом перешло на происшедший от него народ, обитавший по восточному берегу Тигра, примерно в среднем течении этой реки, собственно, между Тигром, его притоками и первыми отрогами горной цепи. Эта местность была очень выгодна, с точки зрения военной обороны и внутреннего развития, и там юный народ в течение многих лет укреплял в себе независимый дух, постепенно вырабатывая отличавший его впоследствии задорный и энергичный характер и проходя военную школу в мелких, но непрестанных войнах с окружавшими его дикими горцами и кочевниками. Впоследствии Ассирия расширилась и владения свои простерла до Евфрата, занявши не менее 75 000 квадратных миль (Рагозина З.А. История Ассирии. 1902 г., с. 6–7). До 608 г. (год падения столицы Ассирийского царства, Ниневии) Ассирийское царство считалось самым могущественным царством в мире и ассирийские войска не один раз занимали даже Египет. Культурное значение Ассирии для древнего мира также было громадно и влияние его простиралось даже на Египет, который сам обладал древнейшей культурой. От Ассирии осталось множество памятников – остатков ее дворцов, храмов, целые библиотеки, государственные архивы, которые изучаются и по настоящую пору (подробное и прекрасное описание всех этих памятников можно видеть в вышеупомянутом сочинении Рагозиной).

«Жезл гнева Моего» – орудие, посредством которого Бог наказывал Свой провинившийся пред Ним народ. (Слова в руке его критикой считается вставкой и вторая часть стиха читается в новых переводах так: «бич Моего негодования»).

Ис.10:6. Я по­шлю его про­тив народа нечестивого и про­тив народа гнева Моего, дам ему по­веле­ние ограбить грабежом и добыть добычу и по­пирать его, как грязь на улицах.

О каком народе здесь идет речь – неясно. Но по связи речи, вероятнее всего, видеть здесь народ еврейский. Этот народ возбудил своим нечестием гнев Всевышнего, и Господь посылает против него ассирийцев, которые должны смирить его, причинить ему значительный вред, хотя и не истреблять его вовсе.

Ис.10:7. Но он не так подумает и не так по­мыслит сердце его; у него будет на сердце – разо­рить и истребить немало народов.

Ассирияне не удовольствуются разорением Иудейского царства, опустошением его. Они захотят истребить, т. е. совершенно уничтожить и это царство и многие другие.

Ис.10:8. Ибо он скажет: «не все ли цари князья мо­и?

Период времени от 900 до 650 г. до Р. Х. был самым цветущим периодом в истории Ассирийской монархии, и Исаия, живший в 8-м веке, был, конечно, свидетелем этого расцвета Ассирии. Цари ассирийские подчинили себе всю «западную страну», включая Финикию, Филистимскую землю, Едом и царство Израильское. Царь Асаргаддон завоевал весь Египет, а при Ассур-Банипале (668–626 г.) Ассирийское царство включало в свои пределы все страны от Мидии и Персии до Средиземного моря и от Армении до Аравийской пустыни. Иноземные страны, после их завоевания ассирийцами, оставлялись в том же положении, в каком существовали и раньше, но цари этих стран делались вассалами ассирийского царя и платили ему дань (на это и указывает выражение: князья мои). Поэтому ассирийские цари величали себя титулами: sarru rabbu (великий царь) и sar sarrani (царь царей).

Ис.10:9. Халне не то же ли, что Кархемис? Емаф не то же ли, что Арпад? Самария не то же ли, что Дамаск?

Царь ассирийский не считает для себя невозможным взятие самой сильнейшей вражеской крепости. Халне, а по-евр. kalno – город неизвестный. Одни считают его тожественным с древним Ктезифоном, который находился на восточ. берегу Тигра к югу от Багдада, другие отожествляют его с г. Куллани, по-видимому, принадлежавшим к владениям Емафским. Этот последний город, действительно, в 738 г. был взят ассирийским царем Тиглат-Пилезером (в ассир. памятниках этот город назван Kunulua или Kinаlиа).

«Кархемис» – город в земле Хеттеев на правом, западном, берегу Евфрата. Он был присоединен к Ассирии Саргоном (в 717 г.), – но еще раньше его мог взять во время своего похода на запад и Тиглат-Пилезер.

«Емаф» – по-евр. Hamath – главный город северной Сирии, на р. Оронте. Невдалеке от него, к северу, находился г. Арпад (ныне Tell-Erfad), взятый в 740 г. Тиглат-Пилезером, тогда как Емаф был присоединен к Ассирии только в 720 г. при Саргоне.

«Дамаск» был взят ассирийцами в 732 г., а Самария – в начале царствования Саргона, в 722 г.

Ис.10:10. Так как рука моя овладела царствами идоль­скими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии, –

Ис.10:11. то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее?»

От «кумиров», по верованию древних, зависело благополучие и крепость царства. Чьи кумиры или боги были сильнее, то государство и должно было одолеть в борьбе. Царь ассирийский поэтому хочет прежде всего взять кумиров, существование которых он предполагает и в Иерусалиме. Взявши себе кумиров иудейских, он этим самым будет держать у себя в подчинении и иудейский народ.

Но какого царя имеет в виду здесь Исаия? Тон речи этого царя (ст. 8–11) очень похож на хвастливый тон одной надписи, в которой Тиглат-Пилезер утверждает, что он забрал богов покоренной им Филистеи (Палестины) в таком множестве, как охотники птицеловы захватывают птиц (ср. Ос.8:5; Ос.10:5). Кроме того, 10-й ст. 10-й главы предполагает еще существование Самарии – наряду с Иерусалимом; – отсюда следует, что Исаия, по-видимому, говорит не об окончательном ее разрушении (ст. 11), которое сопровождалось переселением израильтян в Ассирию, а о взятии ее Тиглат-Пилезером в 734 г.

Ис.10:12–19. Давши Ассуру наказать Иерусалим, Господь воздаст царю ассирийскому за его надменность и царство Ассирийское ослабеет, причем главным образом уменьшится численность ассирийского войска, которою и было, собственно, сильно это царство.

Ис.10:12. И будет, когда Го­с­по­дь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: по­смотрю на успех надмен­ного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его.

«Свое дело» – т. е. суд над Иудою и, в частности, над Иерусалимом, не желавшим подчиниться воле Божией; какую возвещал ему, напр., пророк Исаия (гл. 7).

«Посмотрю». Евр. глагол, здесь стоящий (pha kad), часто имеет значение наказывать.

«Успех надменного сердца» – в переводе с евр. плод гордости, т. е. гордые, надменные речи, составляющие плод внутреннего надменного настроения ассирийского царя.

«И на тщеславие» правильнее и проще: «и его хвастливую гордость».

Ис.10:13. Он говорит: «силою руки моей и моею мудростью я сделал это, по­тому что я умен: и пере­ставляю пред­елы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с пре­столов, как исполин;

«Переставлять пределы народов», установленные Самим Богом (Втор.32:6), – ясный признак нечестия и гордости царя ассирийского, возмнившего себя самым мудрым существом в мире.

«Как исполин» – по-евр. keabir, т. е. как бык. Здесь может быть намек на фигуры могучих быков, которые украшали собою входы в ассирийские дворцы. Сильный ассирийский бык мчится по вражеским странам и своими рогами опрокидывает царские престолы.

Ис.10:14. и рука моя захватила богат­с­т­во народов, как гнезда; и как забирают оставлен­ные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не по­шевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул».

«Никто не пошевелил крылом». Этими словами указывается на ту панику, какая находила на всех при приближении ассирийских полчищ.

Ис.10:15. Величает­ся ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордит­ся ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает про­тив того, кто поднимает его; как будто палка поднимает­ся на того, кто не дерево!

Ассур – есть только слепое орудие в руках Божиих.

«Восстает» правильнее было бы сказать: управляет рукою, которая поднимает его.

«Поднимается» правильнее; заставь двигаться руку.

Ис.10:16. За то Го­с­по­дь, Го­с­по­дь Саваоф, по­шлет чахлость на тучных его, и между знаме­нитыми его воз­жет пламя, как пламя огня.

«Тучные» – очевидно, синоним следующего далее выражения: знаменитые. Здесь разумеются прежде всего могучие воины ассирийские, а потом и все знатные и богатые ассирийцы, сила которых будет уничтожена – они зачахнут.

«Чахлость и пламя» – также синонимы, указывающие на разные бедствия, которые обрушатся, по суду Божию, на ассирийцев.

Ис.10:17. Свет Израиля будет огнем, и Святый его – пламенем, которое сожжет и по­жрет терны его и волчцы его в один день;

«Свет Израиля... и Святый его» – синонимы, обозначающие Всевышнего – Покровителя израильского народа. Господь – есть огонь, поедающий нечестивых (Втор.9:3), и, в частности, ассирийцев, которые здесь названы тернами и волчцами для Израиля ввиду тех многочисленных несчастий, какие они ему причиняли.

«В один день» – т. е. однажды навсегда Господь уничтожит Ассирийское царство и притом в самый короткий срок. Пророчество это исполнилось на довольно быстро совершившемся падении Ассирийского государства в 608 г. до Р. Х.

Ис.10:18. и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умира­ю­щий.

Ис.10:19. И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись.

«Лес... и сад» – это указания на ассирийское войско. От этого войска так мало останется воинов, что маленькое дитя, которое умеет считать только до десятка или до двух, сумеет счесть всех оставшихся в живых ассирийских воинов. Конечно, здесь выражение гиперболическое (преувеличение).

Ис.10:20–27. Израиль, или собственно Иудейское царство, из этого столкновения с Ассирией выйдет умудренным и перестанет искать помощи у кого бы то ни было, кроме Господа. На этот правильный путь станут, впрочем, только немногие из иудеев (остаток). Они-то и спасутся от всеобщей погибели, какая скоро обрушится на народы; суд для них будет только переходом ко спасению.

Ис.10:20. И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более по­лагаться на того, кто по­раз­ил их, но воз­ложат упование на Го­с­по­да, Святаго Израилева, чисто­сердечно.

Ис.10:21. Остаток обратит­ся, остаток Иакова – к Богу сильному.

«В тот день» – очевидно, после разрушения Ассирийского государства.

«Остаток Израиля». Конечно, здесь нужно разуметь одно Иудейское царство, потому что Израильское было уже уничтожено до падения Ассирии.

«Кто поразил их», т. е. ассирийцев. Ассирийцы будут уже сами поражены Всевышним, Который называется поэтому здесь Богом сильным (El gibbor).

Ис.10:22. Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратит­ся; истребле­ние определено изобилу­ю­щею правдою;

Ис.10:23. ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле.

От Израиля (иудейского народа) обратится или возвратится (из плена вавилонского) только остаток, незначительная часть всего народа, а прочим евреям, недостойным милости Божией, определено истребление. Они, как и прочие народы, живущие на земле, подвергнутся каре по всей строгости Суда Божия, т. е. затеряются в тех странах, куда их переселят победители.

Ис.10:24. Посему так говорит Го­с­по­дь, Го­с­по­дь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он по­раз­ит тебя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет.

«Посему», т. е. имея в виду скорое падение Ассирийского царства.

«Как Египет», т. е. как сделал некогда египетский фараон, решивший истребить живших в Египте потомков Иакова.

Ис.10:25. Еще немного, очень немного, и прой­дет Мое негодование, и ярость Моя обратит­ся на истребле­ние их.

Ис.10:26. И поднимет Го­с­по­дь Саваоф бич на него, как во время по­раже­ния Мадиама у скалы Орива, или как простер на море жезл, и поднимет его, как на Египет.

В этих стихах предсказывается о том поражении Ассура, которое последует в очень непродолжительном времени. Поэтому всего лучше видеть здесь пророчество о поражении Ангелом Господним ассирийского войска под стенами Иерусалима (Ис.37:36).

«Поражение Мадиама» – при судии Гедеоне совершилось в одну ночь (Суд.7 и сл.).

«Скала Орива» – та скала, где погиб мадиамский князь Орив-ворон (Суд.7:25).

«Или как простер» – точнее перевести: и как на море жезл Его. Всевышний, следовательно, истребит ассириян так, как некогда потопил в Чермном море фараона и его войско.

Ис.10:27. И будет в тот день: снимет­ся с рамен тво­их бремя его, и ярмо его – с шеи твоей; и распадет­ся ярмо от тука.

«Распадется ярмо от тука». Еврейский народ, очевидно, сравнивается здесь с рабочим скотом, который так разжиреет от хорошей свободной жизни, что ярмо, каким была стянута его шея, не выдержит и треснет.

Ис.10:28–34. Но до своей погибели Ассур причинит еще много вреда Иудее, шествие по которой ассирийских войск пророк и изображает. В конце концов этому нашествию Господь положит конец!

Ис.10:28. Он идет на Аиаф, про­ходит Мигрон, в Михмасе складывает свои запасы.

Пророк начинает перечислять те иудейские города, какими, при своем нашествии на Иудею, овладеют ассирияне.

«Аиаф» – то же, что Гай (Быт.12:8), лежавший к юго-востоку от Вефиля, в колене Вениаминовом.

«Мигрон» – вероятно, тот город, развалины коего теперь называются Makrun. Город этот, по-видимому, находился на пути между Гаем и Михмасом.

«Михмас» – город в кол. Вениаминовом, теперь носящий имя Мухмаса. Тут ассирийцы оставляют свой обоз, потому что дорога дальше становится очень трудной и еще потому, что они скоро надеются достигнуть Иерусалима, где найдут себе достаточно провианта.

Ис.10:29. Проходят теснины; в Геве ночлег их; Рама трясет­ся; Гива Саулова раз­бежалась.

«Теснины» – узкий проход от Михмаса (1Цар.13:23) через Вади Сувейнит (долина), которым ассирийцы проходят, чтобы дойти до Гевы (ныне Джева) и там остановиться на ночлег. На следующее утро они идут к пораженной ужасом Раме (в кол. Вениаминовом), мимо Гивы Сауловой самого высокого пункта в кол. Вениаминовом.

Ис.10:30. Вой голосом тво­им, дочь Галима; пусть услы­шит тебя Лаис, бедный Анафоф!

Из трех здесь упоминаемых городов хорошо известен Анафоф, родина пророка Иеремии. Пророк говорит о нем по-евр. anija anatoth! Очевидно, здесь выбрано прилагательное, созвучное названию города. Анафоф находился в ¾ часа пути к северу от Иерусалима и к востоку от Гивы.

«Галлим» упоминается в 1Цар.25:44.

Ис.10:31. Мадмена раз­бежалась, жители Гевима спешат уходить.

«Мадмена» (навозная куча) и Гевима (колодцы) – местности, находящиеся к северу от Иерусалима.

Ис.10:32. Еще день про­сто­ит он в Нове; грозит рукою своею горе Сиону, холму Иерусалимскому.

«Новь» (1Цар.22:19) – к сев.-востоку от Иерусалима, который уже виден с высот, на которых расположен Новь (возвышение).

Ис.10:33. Вот, Го­с­по­дь, Го­с­по­дь Саваоф, страшною силою сорвет ветви дерев, и велича­ю­щиеся ростом будут срублены, высокие – повержены на землю.

Ис.10:34. И по­сечет чащу леса железом, и Ливан падет от Всемогущего.

Господь как бурный вихрь поломает могучие деревья (ассирийское войско) «и Ливан падет», т. е. ассирийские полчища, похожие на могучий и непроходимый Ливанский лес.

Заметить нужно, что ассирийские памятники иначе представляют поход царя ассирийского Сеннахирима на Иудею. Сначала он пошел в Финикию, потом спустился по морской дороге в Филистимскую землю, и наконец, напал на Иудею с юго-запада. Но Исаия вовсе и не имел в виду давать точное изображение всего маршрута ассирийских войск и он, конечно, по-своему рисовал себе этот поход, потому что частности будущих событий не были во всей подробности открываемы пророкам. Главное же – внезапность и ужас ассирийского нашествия у пророка изображены с поразительной силой и рельефностью.

Новейшие критики в 10-й главе находят немало вставок позднейшего времени, принадлежащих издателю пророчеств Исаии. Так Marti указывает на то, что Исаия не мог вложить в уста языческого царя выражение: «царства идольские», «идолы» (ст. 10 и 11). Cheyne и Marti стихи 16–19 считают «мозаикой разнохарактерных образов», а стихи 20–23 считает не подлинны потому, что они содержат в себе рассуждения, неожиданные со стороны Исаии. Стихи 24–27 по Cheyne также не принадлежат Исаии, потому что стих их – очень тяжелый и потому еще, что в них отсутствует ритм.

Все эти возражения основаны на чисто субъективных воззрениях и потому не имеют достаточно убедительной силы. Напр., в 20–23 ст. мы находим на самом деле не только мысли, совершенно согласные с общим мировоззрением Исаии, но даже и его собственные выражения (ср., напр., ст. 20 и 9 гл. ст. 12; 21-й ст. и гл. 1 ст. 27; 23 и гл. Ис.6:12). А что Исаия здесь иногда говорит прозой, то разве это было для него невозможно или запрещено?


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с. / Книга пророка Исаии. 4-424 с.

Комментарии для сайта Cackle