Источник

Глава 2

1–5. Явление Ангела Господня в Бохиме и его увещание народу. Общий очерк смены и взаимной связи событий в истории израильского народа во время Судей (6–23).

Суд.2:1. И пришел Ангел Господень из Галгала в Бохим [и в Вефиль и к дому Израилеву] и сказал [им: так говорит Господь]: Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, о которой клялся отцам вашим [дать вам], и сказал Я: «не нарушу завета Моего с вами вовек;

Суд.2:2. и вы не вступайте в союз с жителями земли сей; [богам их не поклоняйтесь, изваяния их разбейте,] жертвенники их разрушьте». Но вы не послушали гласа Моего. Что вы это сделали?

Суд.2:3. И потому говорю Я: [не стану уже переселять людей сих, которых Я хотел изгнать,] не изгоню их от вас, и будут они вам петлею, и боги их будут для вас сетью.

После того как израильтяне не исполнили заповеди Господней об изгнании из земли обетованной народов Ханаанских, пришел из Галгала (ср. Нав.4:19–20) в Бохим, по LXX также в Вефиль, к представителям израильского народа, Ангел Господень, который именем Господа указал им на неисполнение ими заповеди Господней относительно хананеев и на ожидающее их за такое неисполнение воли Божией Божие наказание: неизгнанные народы будут петлей для народа израильского и боги их – предметом соблазна. Под Ангелом Господним одни разумеют Ангела Господня, ведшего народ израильский в землю обетованную (ср. Исх.32:34, 33:1–3), другие – какого-либо пророка, явившегося вестником Божиим (ср. Агг. 1:13, Мал. 3:1), иные – первосвященника Финееса, поскольку первосвященник есть вестник Господа Саваофа (ср. Мал. 2:7). Местечко Бохим (Плачущие) можно отождествлять с аllon bacuth (дуб Плача), который находился недалеко от Вефиля (Быт.35:8), где полагается Бохим.

Суд.2:4. Когда Ангел Господень сказал слова сии всем сынам Израилевым, то народ поднял громкий вопль и заплакал.

Суд.2:5. От сего и называют то место [Бохим]1. Там принесли они жертву Господу.

Речь Ангела Господня вызвала в слушавшем ее народе израильском чувство раскаяния, так что народ пролил слезы, почему и это место потом называлось Бохим (Плачущие, LXX – Kλαυθυωνες).

Суд.2:6. Когда Иисус распустил народ и пошли сыны Израилевы, [каждый в свой дом и] каждый в свой удел, чтобы получить в наследие землю,

Суд.2:7. тогда народ служил Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все великие дела Господни, какие Он сделал Израилю.

Суд.2:8. Но когда умер Иисус, сын Навин, раб Господень, будучи ста десяти лет,

Суд.2:9. и похоронили его в пределе удела его в Фамнаф-Сараи, на горе Ефремовой, на север от горы Гааша;

Приступая к характеристике времени Судей, бытописатель для более отчетливой характеристики событий этого времени упоминает о состоянии народа во время последних дней Иисуса Навина и при жизни старейшин израильских, видевших дивные дела Господа во время странствования евреев по Аравийской пустыне. Ср. Нав. 24:28–31.

Суд.2:10. и когда весь народ оный отошел к отцам своим и восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю, –

Суд.2:11. тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам;

Суд.2:12. оставили Господа Бога отцов своих, Который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили Господа;

Суд.2:13. оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам.

По смерти Иисуса Навина и старейшин, видевших дела Господа и во время странствования народа по Аравийской пустыне, явившиеся вновь потомки сынов Израилевых забыли Господа Бога и стали служить богам ханаанских народов Ваалам и Астартам. Ваал, во множественном числе Ваалы (Baalim) отождествляемый с вавилонским Беном (Дан Бил), буквально «Господин» (dominus), xaнaaнское божество, был олицетворением господства, могущества, производящей силы природы. Применительно к отдельным моментам своего проявления и отдельным областям влияния он получал частные определения и названия. Как стоящий выше всего он назывался Елион, Baaл Тамиpaл (ср. греч. Ζευς Δημαρους). Как бог неба он назывался Баал Самин. Как бог солнца он назывался Баал Шемеш, или Баал Хамман. Как производительная сила природы он назывался Таммуз (Адон, ср. греч. Αδωνις). Как всепопаляющая сила солнца и как грозный царь вселенной он назывался Баал-Мелех, или Молох, а как бог ветров и погоды – Баал Сефон. Как покровитель города (Тира), он назывался Баал Мелькарт. Kaк покровитель заветов, он назывался Ваал Берит, как покровитель плодородия – Баал-пеор и проч. Соответственно различным определениям Ваала, народная речь различала как бы многих «Ваалов». Астарта, во множественном числе Астарты (Aschtaroth), вероятно, буквально «Госпожа счастья, плодородия», называемая также Ашера (Счастливая), ханаанское божество, была олицетворением воспринимающей и рождающей силы природы, почему называлась «лицом Ваала» (facies Baali) и соответствовала вавилонской Белите (супруге Вила). Соответственно различным обрядам проявления Ваала, отражением которого была Астарта, как свет луны или Венеры является отражением света солнца, Астарта представлялась иногда богиней счастья и плодородия (ср. греч. Афродита, Венера), иногда же богиней войны и мщения (ср. греч. Артемида, Немезида). Соответственно различным определениям Астарты, народная речь различала многих «Астарт» (ср. Троицкого И.Г. Религиозное общественное и государственное состояние евреев во время судей, c. 104–124; Пальмова М.С. Идолопоклонство у древних евреев, с. 217–322, Zimmern H. und Winckler H. Die Keilinschriften und das alte Testament, von Eberhard Schrader (1902), II-te Halfte, I-te Liefer, SS. 354–358, 420–432. Iastrow Morris, Die Religion Babyloniens und Assyriens, (1902), SS. 52–55, 61–83, 140–143, 214–218). Уклонение израильтян от веры в истинного Бога и увлечение культами ханаанских народов было неоднократно во время судей.

Суд.2:14. И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять пред врагами своими.

Суд.2:15. Куда они ни пойдут, рука Господня везде была им во зло, как говорил им Господь и как клялся им Господь. И им было весьма тесно.

За таковое уклонение от истинного Бога Господь, наказывающий того, кого Он милует, как орудие для неверного народа израильского, избрал те же народности, которые оставили на своей территории израильтяне и богам которых они служили: эти народности являлись притеснителями израильтян.

Суд.2:16. И воздвигал [им] Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их;

Когда, под влиянием внешних притеснений, израильтяне обращались к Господу Он воздвигал им из среды народа особых лиц, которые спасали народ от внешних притеснителей и назывались судьями (schofetim) народа израильского. В спасении Израиля заключалось главное назначение судей. Их власть, подобно римским диктаторам, оканчивалась с их жизнью и не была наследственной. Для того чтобы быть судией (Schofet) народа, требовались личные достоинства, а не происхождение от того или иного, хотя бы и знатного в народе, лица. Всех судей упоминаемых в книге Судей, было двенадцать.

Суд.2:18. Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел их Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их.

Судьи были только орудием спасения Господня, действительным же Спасителем народа являлся Сам Господь, как Единый и Верховный Правитель народа.

Суд.2:19. Но как скоро умирал судья, они опять делали хуже отцов своих, уклоняясь к другим богам, служа им и поклоняясь им. Не отставали от дел своих и [не отступали] от стропотного пути своего.

Во время жизни судей как руководителей народа израильтяне оставались верными Господу. Когда же умирал тот или иной судья, они опять уклонялись от Господа и в своей большей части впадали в идолопоклонство. Такая картина несчастия, обращения, спасения и обратного уклонения наблюдается во все время судей.

Суд.2:20. И воспылал гнев Господень на Израиля, и сказал Он: за то, что народ сей преступает завет Мой, который Я поставил с отцами их, и не слушает гласа Моего,

Суд.2:21. и Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус, [сын Навин, на земле,] когда умирал, –

Суд.2:22. чтобы искушать ими Израиля: станут ли они держаться пути Господня и ходить по нему, как держались отцы их, или нет?

Суд.2:23. И оставил Господь народы сии и не изгнал их вскоре и не предал их в руки Иисуса.

В наказание за такую неустойчивость израильского народа в вере в Истинного Бога и неисполнение повеления Господня относительно уклонения от идолопоклонства Господь оставил некоторые из ханаанских народностей жить в пределах обетованной земли для искушения посредством их самих израильтян.

* * *

1

Плачущие


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 2: Исторические книги. - 1054 с. / Книга Судей Израилевых. 4-68 с.

Комментарии для сайта Cackle