Источник

Базедов И. Б.

Базедов, Иоанн Бернард, – один из родоначальников так назыв. «рациональной педагогики», на деистической подкладке. Родом из Гамбурга (1723 г.), он изучал богословие в Лейпциге; был домашним учителем в одном благородном семействе в Голштейне, 1749–53. Бурно проведя молодость, он после разных приключений добился места профессора в академии Соре в Дании, 1753–61, и позже – профессора гимназии в Альтоне, 1761–68. Во время пребывания в Альтоне он издал несколько богословских сочинений, как Philalethia, «Теоретическая система здравого разума: опыт свободомысленной догматики» и проч., которые принадлежат к самым поверхностным и грубым, но, в то же время, к самым занимательным образчикам немецкого рационализма. За эти сочинения он лишен был причастия в Альтоне и изгнан из города. Под влиянием «Эмиля» Руссо он отстал от богословия, и в 1768 порешил сделаться своего рода Колумбом в педагогике. Находя, что существовавшие дотоле методы воспитания страдали крайней узкостью, так как рассчитаны были на воспитание в сословном и узконациональном духе, он порешил выработать такой метод, который воспитывал бы «мировых граждан». Изданный им в этом смысле большой труд не встретил особенного сочувствия в публике, и особенно Гете подверг его суровой критике. Но в то время не было недостатка в любителях сильных экспериментов, и потому Б. удалось найти себе горячего покровителя в лице князя Леопольда фон-Дессау, который дал ему средства не только для издания его сочинений, но и для основания особого педагогического «филантропина», как образцового учебно-воспитательного заведения по идее Базедова. Согласно с принципами Руссо, он хотел поставить воспитание совершенно на естественную почву, надеясь чрез это восстановить на земле потерянное чрез искаженное воспитание «райское состояние». Всю вину в этом искажении он приписывал господствовавшему дотоле в школах латинскому и греческому гуманизму и историческому христианству. Рациональная школа должна быть чужда всяких национальных и религиозных предрассудков и должна воспитывать «мировых граждан» – «всечеловеков», и для этого должна состоять преимущественно в изучении природы с ее наиболее полезными явлениями и притом чрез наглядное обучение. Весьма большое место отводилось физическому воспитанию и вообще выдвигались «игры», как один из главных способов воспитания, причем имелось в виду все облегчить для ребенка до последней степени. Самая религия и нравственный закон преподавались только в пределах естественного разума. Сначала эта система, как резкий протест против господствовавшего тогда сурового педантизма, возбудила живой интерес; но вскоре обнаружилась ее крайняя односторонность, и такие знаменитые лица, как Гете и Гердер, решительно высказались против нее. Последний, ознакомившись с «филантропином», высказался так: «Все здесь мне кажется ужасным. Недавно мне рассказывали о способе – в десять лет вырастить дубовые рощи, – именно, если у молодого дуба под землей подрезать сердцевинный корень, то все поверх земли быстро пойдет в ствол и ветви. Весь секрет Базедова, мне думается, заключается именно в этом, и я не дал бы ему на воспитание даже теленка, не говоря уже о человеке». Б. умер в 1790 г. в Магдебурге с характеризующими его натуру словами: «я хочу быть анатомированным к пользе моих ближних». Система Б. имела у нас немало горячих приверженцев, особенно во времена всеобщего увлечения страстью к переустройству всей жизни «отсталого» русского народа по образцам передового запада (в 60-х годах). Дух Базедова явно витает над многими педагогическими сочинениями того времени и не испарился даже до настоящего времени.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 2: Археология — Бюхнер. — 1901. — VI, [2] с., 1305 стб., 7 л. ил., портр., карты, план.

Комментарии для сайта Cackle