Источник

41. Последние советы пред исповедью и причащением

Вот подошло уже время исповедаться, а за ним сладчайший момент причащения Святых Христовых Тайн! Благослови, Господи, то и другое совершить вам достодолжно. К сему и труды говения, и все вами задуманное здесь запечатлеется печатью Божией.

Но зачем у вас, как пишете, страх идти на исповедь? Он точно бывает у многих, но у вас зачем бы ему быть? Извольте уяснить себе дело. Исповедающий есть только свидетель, приемлет же грехи Господь, Он же повелевает духовнику и разрешение во грехах давать исповедующемуся. Господь же – весь милость. Он только ждет, чтобы кто исповедал грех свой, и, как только скажет кто грехи, тотчас и прощение. Такого ли Господа бояться?

Отчасти эта страшливость происходит и оттого, что не уяснено, что именно должно сказать на духу. Но когда вы сделаете все по прописанному, то для вас ясно будет все. И страшиться нечего.

И оттого также эта страшливость, что редко исповедуемся. Если бы почаще исповедовались, не страшились бы так. Авось Бог даст, с этих пор чаще будете приступать к трапезе Господней и, следовательно, исповедаться.

Вот что сделайте, однако ж! Запишите все, что найдете нужным открыть на духу, и, пришедши к духовнику, расскажите все при помощи записки. Ведь настоящая исповедь должна быть своя, то есть сам исповедающийся должен рассказать, в чем грешен, а не дожидаться, что спросит духовник. Это у нас так завелось, и исповедь редко идет как следует. Исповедающий по необходимости много спрашивает лишнего, что не идет к исповедающемуся, а того, что нужно, случается, и не спросит. Так оно и проходит неисповеданное. Сказать самой, что лежит на совести, и без записки можно, если надеетесь припомнить все, только непременно сами все расскажите. Благослови вас, Господи, исповедаться с духом сокрушения и с твердой решимостью быть после во всем исправною, но без всякой страшливости: она совсем лишняя и делу мешает.

Отрывали меня от письма на несколько – и пресекли нить мыслей, какие имел я намерение передать вам.

Так придет страх пред исповедью – гоните его. Благоговейный страх пред Богом есть дело многоценное, но эта ребяческая страшливость, что у вас, есть дело вражье. Никакого к нему на деле повода нет, а так – враг навевает. Идите к Господу спокойно, хоть и с сокрушением сердца; идите, как в притче сын нехороший шел к отцу. Отец возвращающегося сына не бранил и не поносил, а объятия к нему простер и облобызал его (Лк. 15, 20). То же самое и для вас готово. Объятия Господни уже простерты к вам. Остается вам ринуться в них. И сотворите сие с благоговейной любовью.

Главное в покаянии есть болезнь сердца о своей неисправности пред Господом и твердое намерение стараться вперед быть во всем исправною. Свое решение благоугождать Господу вы уже изъявили, и Господь, все видящий, конечно, уже принял. Но болезнь сердца о неисправностях есть ли? Потрудитесь возбудить. Как ни мало у вас грехов и как ни представляются они легкими, все же они грехи суть и под Божиим неблаговолением состоят. Пред людьми как стыдимся иногда по причине пустого неосторожного слова или движения! А тут Господь, и не пустое что, а грехи. Умудритесь из-за всего сокрушиться и поболеть пред Господом. После из этого сокрушения будет источаться крепость не вдаваться в неисправности.

Вы загадывали подробно пересмотреть все снова и переладить. Может быть, не успели все сделать и не так полно сделали, как загадывали; не смущайтесь тем. Господу дорого главное ваше намерение и решение быть во всем исправною пред Ним. Ради него и прощение грехов, и очищение благодати. И идите к Господу с этим твердым намерением быть исправною взамен всех неисправностей, познанных уже и имеющих быть познанными. Твердое намерение несите Господу неуклонно исполнять все, что теперь совесть обязательным для вас считает и что найдет таковым после; прочим всем не смущайтесь.

Исповедаться лучше с вечера пред причащением, чтобы ночь и утро посвятить уже вполне одним помышлениям о принятии Господа. Читайте в это время проповеди пред Святым Причастием в той книжке, что я вам дал. А то так сидите и думайте о Господе, молясь Ему в сердце: «Господи, как хочешь, так и устрой со мною и во мне, только не лиши меня общения Твоего». И все молитесь такой краткой молитвой, прилагая к ней и поклоны. Если отложите исповедь до утра, то вечером мысль будет двоиться и выйдет нечто смятенное.

Приступая к Святым Тайнам, приступайте в простоте сердца, с полной верою, что Господа приемлете в себя, и с соответственным тому благоговеинством. Чему быть на душе после сего, предоставьте сделать то Самому Господу. Многие наперед вожделевают получить от Святого Причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу таинства колеблются. А вина не в таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а все предоставьте Господу, прося у Него одной милости: укрепить вас на всякое добро в угодность Ему. Плод причащения чаще всего отзывается в сердце сладким миром; иногда приносит оно просвещение в мыслях и воодушевление в преданности Господу; иногда ничего почти не видно, но после в делах обнаруживается большая крепость и стойкость в обещанной исправности. Замечу и здесь, что плодов от Святого Причастия ощутительных не видим мы оттого, что редко причащаемся. Положите себе как можно чаще причащаться – и увидите плоды от сего таинства утешительные.

Все время молюсь и буду молиться, да поможет вам Господь приступить к сим двум таинствам в полное обновление духа вашего. И во всем, чего желает душа ваша доброго, Господь буди вам помощник!


Источник: Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? : письма / свт. Феофан Затворник. - Москва : Отчий дом, 2012. - 301 с. ISBN 5-87301-120-6

Комментарии для сайта Cackle