Источник

Глава 13

Евр.13:1. Братолюбие между вами да пребывает.

«Братолюбие да пребывает». Состав сего слова выражает усиление любви, ибо Апостол из слов «любовь» и «брат» сложил одно слово.

Евр.13:2. Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.

«Страннолюбия не забывайте: тем бо не ведяще нецыи странноприяша Ангелы». Патриарх Авраам, приступив, как к людям, обрел Ангелов и Владыку Ангелов. Так и блаженный Лот принял Ангелов, как людей, но приял благословение, как от ангелов.

Евр.13:3. Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.

«Поминайте юзники, аки с ними связани: озлобляемым, аки и сами суще в теле». Сострадательностию и приличным служением имейте общение с терпящими это за благочестие.

Евр.13:4. Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.

«Честна женитва во всех, и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог». Одно законно, а другое крайне беззаконно. И одно узаконил Бог в начале, ибо сказал: «Сотворим ему помощника по нему» (Быт. 2, 18), и, создав, привел, сочетал и дал брачное благословение, говоря: «Раститеся и множитеся, и наполните землю» (Быт. 1, 28). А прелюбодеяние и блуд ввел невоздержный помысл.

Евр.13:5. Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя.

«Не сребролюбцы нравом». Не приобретение собственности воспретил Апостол, но любовь к имуществу, потому что от нее рождается любостяжательность.

«Доволни сущими». Никто да не старается приумножать имение, ибо похвально довольствоваться тем, что имеешь у себя. Апостол же представляет и достаточное ручательство в том, чему учит.

«Той бо рече: не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити». Не лжив Обетовавший; с верою примем обетование. Сие и присовокупил Апостол.

Евр.13:6. Так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?

Яко дерзающым нам глаголати: «Господь мне помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек» (Пс. 117, 6)? По необходимости и сие наставление приложил Апостол, чтобы, возводя взор к Богу, смело смотрели на гонителей.

Евр.13:7. Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

«Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жителства, подражайте вере». Апостол сие сказал о скончавшихся уже святых: о Стефане первомученике, Иакове, брате Иоанновом, Иакове, по прозванию Праведный. Да и другие весьма многие умерщвлены были по неистовству иудеев. На них-то взирая, говорит Апостол, и изучая достохвальный образ их жизни, ревнуйте их вере.

Евр.13:8. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

«Иисус Христос вчера и днесь Той же и во веки». И сие сказал Апостол не просто, но причислил к умерщвленным, давая видеть, что и Сам Христос иудеями пригвожден ко Кресту. Но Апостол указывает и на вечное Его бытие. Ибо словами «вчера и днесь» назвал человеческое естество; Божество же нарек вечным. Сказал, что то и другое есть «Той же»; потому что един Сын Единородный, Он же и первородный.

Евр.13:9. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.

«В научения странна и различна не прилагайтеся: добро бо благодатию утверждати сердца, не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них». «Учениями странными» назвал Апостол учения, противные евангельским. Посему повелевает им пребывать в учении благодати и оставить наблюдения подзаконные. Ибо никто, говорил он, не получил от того пользы. Но поскольку и божественный храм в то время еще стоял, и жертвы по закону были приносимы, то Апостол по необходимости присовокупил:

Евр.13:10. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.

«Имамы же олтарь, от негоже не имут власти ясти служащии сени», то есть алтарь, гораздо досточестнейший ветхозаветного. Ибо тот есть тень; тот приемлет на себя бессловесные жертвы, а наш – жертву словесную и Божественную, почему ни один из тех священников не причащается сей жертвы, если не приимет прежде веры в Господа.

Евр.13:11. Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана.

Евр.13:12. То и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.

«Ихже бо кровь животных вносится во святая за грехи первосвященником, сих телеса сжигаются вне стана». «Темже Иисус, да освятит люди Своею кровию, вне врат пострадати изволил». Посмотрите на прообраз, сличите с ним истину и усмотрите сходство. Закон повелевал заколоть «юницу рыжу, от крове ея» взять архиерею и «седмижды» перстом покропить пред очистилищем. Самую же юницу сжигали «вне полка», брали пепел и им очищали называемых нечистыми (Чис. 19, 2–9). Сие-то составляло прообраз спасительного страдания, ибо и здесь тело, взятое от Адама (которого имя на еврейском языке значит: красный), «вне врат» пригвождено ко Кресту и Кровь Его очищает наши души; пепел же заменяет нам самое животворящее тело.

Евр.13:13. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание;

«Темже убо да исходим к Нему вне стана, поношение Его носяще». Будем «вне стана», то есть вне жития по закону, нося на себе поношения за Спасшего нас.

Евр.13:14. Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.

«Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем». Посему будем пренебрегать настоящими благами и ожидать оных благ, постоянных и пребывающих.

Евр.13:15. Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.

«Тем убо приносим жертву хваления выну Богу, сиречь плод устен исповедающихся имени Его». Ибо нимало нам не пользует песнопение, возносимое Богу без веры в Сына. Поскольку же Апостол писал к евреям, которые обыкли чтить одного Отца, то по необходимости прибавил: «Тем».

Евр.13:16. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

«Благотворения же и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог». Апостол указал на «жертву хваления», благоугодную Богу, но соединил с нею жертву «благотворения», которую справедливо назвал «общением». Ибо и Господь сказал: «Сотворите себе други от мамоны неправды, да егда оскудеете, приимут вы в вечныя их кровы" (Лк. 16, 9). И божественный Апостол говорит: «Ваше избыточествие во онех лишение: да и онех избыток будет в ваше лишение, яко да будет равенство» (2Кор. 8, 14). Посему общение есть и воздаяние. Один дает деньги, другой воздает благословением; и большее дается нуждающимся.

Евр.13:17. Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

«Повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся, тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще: да с радостию сие творят, а не воздыхающе, несть бо полезно вам сие». Апостол увещевает учеников быть послушными учителям. Но в то же время возбуждает и учителей к большему усердию, ибо учит их быть бдительными и страшиться ответственности.

Евр.13:18. Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

«Молитеся о нас: уповаем бо, яко добру совесть имамы, во всех добре хотяще жити». На Апостола клеветали евреям, что проповедует противное закону. Посему извещает их, что делает все не ради чего иного, а только из повиновения Божию слову. Посему-то и «совесть» призвал в свидетельство.

Евр.13:19. Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.

«Лишше же молю, сие творите, да вскоре возвращуся к вам». Подайте помощь молитвами, содействуйте моему усердию. Ибо сильно желаю увидеть вас.

Евр.13:20. Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа.

Евр.13:21. Да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

«Бог же мира, возведый из мертвых Пастыря овцам великаго Кровию завета вечнаго, Господа нашего Иисуса Христа», «да совершит вы во всяцем деле блазе, сотворити волю Его, творя в вас благоугодное пред Ним Иисус Христом: Ему же слава во веки веков, аминь». К учению по необходимости Апостол присовокупил благословение и как бы некие печати наложил на многие слова. «Пастырем» же «овцам великим» нарек Владыку Христа. Ибо Его это слова: «Аз есмь пастырь добрый» (Ин. 10, 11). А «вечным» назвал Новый Завет, так как после него не будет другого. Ибо, чтобы не предположил кто, будто бы и этот прекратится ради иного завета, справедливо указал на его нескончаемость.

Евр.13:22. Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.

«Молю же вы, братие, приимите слово утешения: ибо вмале написав послах вам». С любовию приимите это на письме посланное мною вам утешение, ибо, чтобы никого не утомить продолжительностию речи, вкратце написал я послание.

Евр.13:23. Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.

«Знайте брата нашего отпущена Тимофеа, с нимже, аще скорее приидет, узрю вас». Этим Апостол показал, что с ним отправил послание. Вероятно было, что они обрадуются Тимофею, так как и он был обрезан.

Евр.13:24. Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.

«Целуйте вся наставники ваша и вся святыя». Слово сие дает разуметь, что предстоятельствующие у них не имели нужды в таковом учении. Посему Апостол не им написал послание, но ученикам.

«Целуют вы иже от Италии сущии». Этим Апостол показал, откуда написал послание, и вместе дал видеть, что в краткое время евангельская проповедь распространилась всюду и язычники, по обетованию, данному Аврааму, улучили благословение.

Евр.13:25. Благодать со всеми вами. Аминь.

«Благодать со всеми вами. Аминь». Апостол приложил обычное заключение, пожелав им причастия благодати.

А мы восхвалим Законоположника всего нового и ветхого и будем умолять Его о том, чтобы улучить нам Его помощь, да, сохранив Божественные Его законы, улучим обетованные блага во Христе Иисусе Господе нашем. С Ним Отцу слава со Всесвятым Духом ныне и всегда и во веки веков! Аминь.

Послание к Евреям писано из Италии и послано с Тимофеем.


Источник: Бл. Феодорит Кирский. Творения. Под ред. А.И. Сидорова // Библиотека отцов и учителей Церкви. - М.: Паломник, 2003. – С. 502-575.

Комментарии для сайта Cackle