Православие
Том 1
Содержание
Предисловие Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
Раздел I. История
Глава I. Первое тысячелетие 1. Раннее христианство Христос – основатель Церкви Апостольская община Эпоха мученичества Раннехристианская письменность 2. Эпоха Вселенских Соборов Тринитарные споры Христологические споры Иконоборческий спор Значение Вселенских Соборов в истории христианства Богословская литература эпохи Вселенских соборов 3. Становление монашества и аскетическая письменность Становление монашества Аскетическая письменность 4. Крещение славянских народов 5. Итоги первого тысячелетия Глава II. Второе тысячелетие 1. Поздняя Византия Великий раскол Крестовые походы и Лионская уния Церковная литература поздневизантийского периода. Исихазм и паламитские споры Флорентийская уния и падение Византии. Православие под турецким игом 2. Православие на Руси Православие в Киевской Руси Православие в Московской Руси Православие в Западной Руси. Брестская уния и ее последствия 3. Русская Церковь в синодальный период Синодальная эпоха в истории Русской Церкви Русские духовные писатели синодального периода Православие в русской культуре XIX века Русская религиозная философия 4. Православие в XX веке Гонения на веру в России Русское рассеяние в XX веке Возрождение Русской Православной Церкви Древние восточные Патриархаты на современном этапе Православие в Европе Православие в Америке, Австралии и Азии 5. Православная Церковь на пороге третьего тысячелетияРаздел II. Каноническое устройство
Глава I. Каноническая структура мирового Православия 1. Формирование канонической структуры Православной Церкви. Принцип канонической территории 2. Современная каноническая структура Православной церкви 3. Практическое применение принципа «канонической территории» 4. Расколы и разделения Глава II. Каноническое устройство Русской Православной Церкви 1. Высшее церковное управление Поместный Собор Архиерейский Собор Патриарх Священный Синод Московская Патриархия и синодальные учреждения 2. Епархии, экзархаты, автономныеи самоуправляемые Церкви 3. Епархиальные и викарные архиереи 4. Приходы и приходское духовенство 5. Монастыри и монашество 6. Духовные учебные заведения 7. Церковный судРаздел III. Вероучение
Глава I. Источники православного вероучения 1. Писание и Предание 2. Священное Писание в Православной Церкви 3. Состав Библии. Библейская критика 4. Состав и авторитет Предания. Святоотеческое наследие Глава II. Бог 1. Откровение личного Бога. Богословие и богопознание 2. Бог в Ветхом Завете Имя Божие и слава Божия Дух Божий, Слово Божие, Премудрость Божья Пророчества о Мессии 3. Бог в Новом Завете Новый Завет – новое откровение о Боге Иисус Христос – Бог воплотившийся Имя Иисуса Святой Дух 4. Бог в творениях Отцов Восточной Церкви Непостижимость Бога Единство и троичность Троица: формирование догмата Имена Божии Свойства Божии. Бог и зло. Промысл Божий Любовь Божия Сущность и энергии Божии Божественный свет Исхождение Святого Духа Глава III. Мир и человек 1. Творение 2. Ангелы 3. Диавол и демоны 4. Человек Первозданный человек Тело, душа и ум Грехопадение и предопределение ко спасению Глава IV. Христос 1. Боговоплощение 3. Две природы, два действия, две воли 4. Страдания и смерть Спасителя. Догмат искупления 5. Крест Христов 6. Сошествие во ад 7. Воскресение Христово 8. Спасение как обожение Глава V. Церковь Единство Церкви. Тело Христово Невеста Христова. Святость Церкви Соборность Церкви Апостольство Церкви. Иерархия и священство Почитание святых Богородица Глава VI. Эсхатология Смерть как переход в вечность Второе Пришествие Христа Всеобщее воскресение Страшный Суд Посмертное воздаяние «Новое небо» и «новая земля»
Предисловие Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Предпосылая эти строки книге епископа Венского и Австрийского Илариона «Православие», хотел бы, прежде всего, отметить своевременность ее появления. Необходимость в столь всеобъемлющем исследовании истории, учения и богослужения Православной Церкви давно назрела. Убежден, что выход в свет первого тома этой книги вызовет живой интерес у отечественного и зарубежного читателя.
Православие является одной из немногих религиозных конфессий, численность которых не уменьшается, а возрастает. Отрадно, что количество приходов, монастырей и духовных школ в России и других странах «постсоветского пространства», где после многих десятилетий гонений происходит полномасштабное возрождение церковной жизни, увеличилось в значительной степени.
Ныне Православная Церковь в России занимает подобающее ей место в жизни народа, оказывает мощное положительное влияние на многие сферы общественного бытия. Миллионы людей обрели в Церкви духовную родину. Церковь помогает людям найти нравственные ориентиры, ибо на протяжении веков она защищает те ценности, на которых зиждется стабильность и духовное здоровье нации, семьи и отдельного человека.
Храмы сегодня доступны для каждого, в изобилии издается религиозная литература, в свободной продаже имеются иконы и репродукции с них, по телевидению транслируются богослужения, по радио звучат проповеди священнослужителей и архипастырей, на компакт-дисках распространяется церковная музыка.
Но тем не менее для многих – как в нашем Отечестве, так и за рубежом – Православие остается загадкой. Чему учит Православная Церковь? Какова ее история и как она связана с современностью? Каковы основы православного богословия? По каким правилам совершается богослужение в православном храме? В чем смысл иконы? Какие принципы лежат в основе церковного искусства?
На эти и многие другие вопросы призвана ответить настоящая книга. Речь в ней не только об истории и современном бытии Православной Церкви, но и о Православии как таковом – как о богословской, этической и мировоззренческой системе, как об образе жизни и образе мысли.
Автор книги не понаслышке знаком с богатством богословского и литургического Предания Православной Церкви. Получив разностороннее образование, епископ Иларион стал автором многочисленных монографий и статей на богословские и церковно-исторические темы, переводов с древних языков, духовно-музыкальных произведений. Многолетнее служение Матери Церкви, богатый опыт творческой деятельности и широкий кругозор позволяют ему представить Предание Православной Церкви во всем его многообразии.
Выражаю надежду на то, что книга увидит свет не только на русском, но и на других языках.
Преосвященному автору желаю помощи Божией в дальнейших архипастырских и научно-богословских трудах во благо Православной Церкви и народа Божия, а читателям – углубленного и вдумчивого знакомства с Православной Церковью, которая есть «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины». (1Тим 3:15).
« Патриарх Московский и всея Руси Алексий II»
Предисловие автора
Настоящая книга представляет собой первый том задуманного автором подробного систематического изложения истории, канонического устройства, вероучения, нравственного и социального учения, богослужения и духовной жизни Православной Церкви.
Основная идея данного труда заключается в том, чтобы представить православное христианство как цельную богословскую, литургическую и мировоззренческую систему. В этой системе все элементы взаимосвязаны: богословие основано на литургическом опыте, из литургии и богословия вытекают основные характеристики церковного искусства, включая икону, пение, храмовую архитектуру. Богословие и богослужение влияют на аскетическую практику, на личное благочестие каждого отдельного христианина. Они влияют на формирование нравственного и социального учения Церкви, ее догматического учения и канонического устройства, ее богослужебного строя и социальной доктрины. Поэтому обращение к истории, к истокам будет одним из лейтмотивов настоящей книги.
Данная книга охватывает широкий круг тем, относящихся к истории и современному бытию Православной Церкви. Книга содержит множество цитат из творений отцов Церкви, из литургических и исторических памятников, из трудов современных богословов. В то же время книга не претендует на то, чтобы исчерпать поднимаемые в ней темы: это не энциклопедия, не словарь и не справочное пособие. Это попытка осмысления Православия во всем его многообразии, в его историческом и современном бытии, – осмысления через призму собственного восприятия автора.
Книги под названием «Православие» имеются в арсенале русской богословской мысли: укажем хотя бы на труды епископа Варнавы (Беляева), протоиерея Сергия Булгакова и Павла Евдокимова. Эти книги вносят несомненный и важный вклад в понимание православного Предания, однако в каждой из них отразились личные пристрастия авторов, особенности среды их формирования и эпохи, в которую они жили. В настоящее время ни одна из этих книг, на наш взгляд, не может служить адекватным систематическим введением в Православие.
Существует также немало книг о Православии, написанных западными богословами. Классическим введением в историю, богословие, богослужение и духовность Православной Церкви стала книга епископа (ныне митрополита) Диоклийского Каллиста (Уэра) «Православная Церковь». Эта книга, выдержавшая несколько переизданий и переведенная с английского оригинала на целый ряд других европейских языков, рассчитана на читателя, мало знакомого с Православием, в частности на представителей инославных христианских конфессий.
Автору настоящих строк принадлежит книга «Таинство веры», представляющая собой попытку осмысления православного богословия на основе творений святых отцов и литургического Предания Церкви. Эта книга неоднократно переиздавалась в России и за рубежом, однако и она имеет вводный характер и рассчитана скорее на начинающих, чем на «преуспевших».
Особенностью настоящего труда и его отличием от названных вводных книг является стремление к достаточно подробному и объемному представлению материала. Адресатом книги является читатель, уже ознакомившийся с «азами» Православия и желающий углубить свои знания, а главное – привести их в систему. Книгу характеризует неспешный ритм повествования, требующий терпеливого и вдумчивого чтения.
Первый раздел настоящего, первого тома книги представляет собой краткое изложение исторического пути Православной Церкви, насчитывающего почти двадцать столетий. В течение первых десяти веков по Рождестве Христовом у христиан Востока и Запада была общая история, однако после «великого раскола» XI века Восточная и Западная Церкви пошли разными путями.
По истории Православной Церкви написано достаточное количество исследований на русском языке. Существует обширная литература, посвященная отдельным периодам жизни Православной Церкви, отдельным персоналиям, истории догматических движений и богословских споров, монашества и богослужения. История Русской Православной Церкви получила широкое и многообразное освещение в трудах отечественных и зарубежных ученых. К уже написанному и сказанному трудно добавить что-то принципиально новое, если речь идет не о специальном исследовании, а об историческом очерке общего характера, каковым является настоящий раздел.
И все же без такого очерка невозможно написать книгу о Православии. Поэтому, прежде чем говорить о современном положении Православной Церкви, необходимо выделить некоторые ключевые моменты ее истории и упомянуть о некоторых наиболее значимых персоналиях.
Второй раздел настоящего тома посвящен каноническому устройству Православной Церкви. Краткий исторический очерк освещает возникновение и развитие епархиальных структур, митрополий и Патриархатов на христианском Востоке. Далее говорится о современной структуре мирового Православия. Отдельно рассматривается каноническая структура Русской Православной Церкви.
Третий раздел данного тома посвящен вероучению Православной Церкви. При подготовке этого раздела в качестве основных источников использовано Священное Писание Ветхого и Нового Заветов и творения отцов и учителей Церкви с I по XIV века. При этом предпочтение отдается восточным отцам; мнения западных церковных авторов приводятся чаще всего в качестве сравнительного материала. Такой выбор источников сознателен: он основан на том факте, что именно творения восточных отцов легли в основу вероучительного Предания Православной Церкви.
Первая глава раздела посвящена источникам православного вероучения, включая Священное Писание, постановления Вселенских и Поместных Соборов, творения отцов и учителей Церкви, памятники литургической поэзии. В последующих трех главах излагается православное учение о Боге, творении и человеке. Отдельные главы посвящены изложению православной христологии, экклезиологии и эсхатологии.
Излагая православное вероучение, мы не ставили перед собой задачу написать еще один учебник по догматическому богословию в дополнение к уже существующим. Некоторые аспекты вероучительного предания изложены нами более подробно, другие менее. В то же время мы стремились представить православное вероучение как когерентную богословскую систему, в которой основные вопросы бытия нашли свое осмысление.
Значительная часть цитат из произведений отцов Церкви, включенных в настоящую книгу, дана в нашем собственном переводе с греческого или сирийского языков. Во многих случаях мы также пользовались существующими русскими переводами, редактируя их по мере необходимости. Однако далеко не во всех случаях нам удалось сверить переводы цитируемых текстов с оригиналом.
Второй том настоящего исследования, находящийся в работе, будет посвящен богослужению, Таинствам и обрядам Православной Церкви, а также церковному искусству, включая пение и иконопись.
Третий том будет посвящен нравственному, социальному, аскетическому и мистическому учению Православной Церкви. В нем будут также рассмотрены взаимоотношения Православной Церкви с инославием, другими религиями, секулярным миром.
«Епископ Венский и Австрийский Иларион »
«Вена, 1 августа 2007 года»