Здравствуйте, Евгения!
Вопрос о том, какими именно телами будут обладать люди после всеобщего воскресения, имеет достаточно древние корни. Так, еще в IV веке, рассуждая о состоянии воскресших, святитель
Григорий Нисский писал, что если они восстанут с теми недостатками, которые были им свойственны во временной жизни (младенческая недоразвитость, врожденные и приобретенные увечья, старческая дряблость), то: «лучше бежать от людей надежде воскресения» [1, т. 1, с. 142]. С другой стороны, он озадачивался: «если тело оживет опять не таким же, каким было, когда предавалось земле, то не мертвое воскреснет, но земля снова претворится в иного человека. Посему что для меня воскресение, если вместо меня оживет некто другой? Как узнать мне самого себя, видя в себе уже не себя? Ибо не буду подлинно я, если не буду по всему тот же с самим собою» [1, т. 1, с. 143].
Очевидно, что выяснить с детальною точностью, «каковыми будут тела воскресших», удастся лишь после воскресения мертвых.
Тем не менее, можно утверждать, что воскресшие тела в какой-то мере будут сопоставимы по облику с нынешними. Этому находят основание в аналогии, озвученной святым апостолом Павлом: «
Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? ...когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое, но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело» (1 Кор. 15:35-38). Ясно ведь, что произращенное семя подразумевает подобие по виду тому семени, от которого оно произрасло.
Опять же, полагают, что воскресшие тела будут иметь сходство и с телом Воскресшего Господа Иисуса Христа: «
Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его»
(Флп. 3:20-21).
Считается также, что тела воскресших, если сравнивать их с телами современных людей, будут соответствовать телу человека цветущего возраста — возраста Воскресшего Христа. Это касается и стариков, и младенцев (в том числе, умерщвленных посредством абортов).
Вот, например, что данному поводу пишет
блаженный Августин: «Что же скажем мы о младенцах, кроме того, что они воскреснут не в том малом теле, в котором умерли, а дивным и мгновеннейшим действием Божиим получат то тело, которое имело развиться у них с течением времени? Ибо изречение Господа: “И волос с главы вашей не пропадет” говорит, что не будет отсутствовать то, чего не было. У умерших же младенцев не было полной величины их тела, так как каждому младенцу не достает именно той меры высоты тела, которой бы он не перерос, если бы достиг полного возраста. Мера эта существует для всех, с нею каждый зачинается и рождается, но существует идеально, а не материально, подобно тому как в семени скрыто существуют уже все члены, хотя некоторые, например зубы, отсутствуют и после рождения... Остается заключить, что каждый получит свою меру роста, которую он или имел в юности, хотя бы он и умер стариком, или имел бы, если умер раньше» [2, с. 1249-1250].
Иными словами, несмотря на столь разительные ипостасные различия, присущие людям в нынешней жизни (возрастные признаки, рост, вес, наличие здоровья или, наоборот, старческой дряблости, увечий и т. д.), сущностность всех людей, естество, природа — одна: хоть у младенцев, хоть у юношей и стариков. С воскресением же многие из этих физических различий будут нивелированы. Однако это не приведет к изменению сущности людей, — она лишь будет проявлена в ипостаси каждого человека иначе, чем в нынешней жизни, как бы более единообразно (по отношению к рассматриваемым характеристикам). Зато духовно-нравственные различия выразятся в людях гораздо очевидней, чем сейчас.
Что же касается мнения о том, будто после воскресения люди станут однополыми в буквальном понимании слова, отмечу, что Священное Писание об этом ничего не говорит. Другое дело, что после воскресения между людьми уже не никогда не возникнут те похотливые, эротические проявления, какие представители одного пола обнаруживают ныне в отношении представителей другого (ср.:
блаженный Августин: «Некоторые... полагают, что женщины воскреснут не в женском, а в мужском поле, так как Бог сотворил из земли одного лишь мужчину, а уж из мужчины — женщину. Но, по моему мнению, вернее смотрят на дело те, которые не смоневаются, что воскреснет тот и другой пол. В самом деле, там не будет уже похоти, которая служит причиной стыда. Ведь и до грехопадения муж и жена были наги и не стыдилсиь. Поэтому тогда тела человеческие очистятся только от недостатков, но природа останется. Женский же пол есть не недостаток... и хотя природа будет тогда свободна от соития и рождения, однако женские члены останутся, служа не к прежнему употреблению, а к новой красоте, которой бы не похоть взирающего на нее возбуждалась, так как похоти тогда не будет, а восхвалялась премудрость и милость Бога, и несущее сотворившего, и не-сущее избавившего от повреждения» [2, с. 1252]).
Относительно умственных способностей воскресших людей, умерших в младенческом возрасте, скажу так: вспомните, каковыми были способности первозданного Адама, сумевшего дать имена всем без исключения животным. И ведь он, для того чтобы так хорошо мыслить и запоминать, не нуждался в предварительном многолетнем взращивании своих умственных способностей: такие способности были изначально вложены Богом в его естество (а оно у него с нами — одно). Определенная же скудость ума современного человека связана не с изъяном сущности (природы, естества), а с грехопадением. Однако вместе с воскресеним тел ум каждого человека будет восстановлен особым Божественным действием (равно как и прочие силы души).
Наконец, относительно уместности в будущем веке пищеварительной системы можно утверждать, что хотя потребление пищи и не будет являтся для человека жизненной необходимостью (как сейчас), он сможет наслаждаться потреблением райской пищи не обжорствуя, не чревоугодничая, а соразмерно здравому желанию, благодаря и восхваляя благость Творца (вспомним, что и Господь после Своего Воскресения вкушал пищу с апостолами).
Благодарю за вопрос!
1.Святитель
Григорий Нисский. Догматические сочинения. Краснодар: изд. Текст, 2006.
2.
Блаженный Августин. О граде Божием. Мн.: Изд. ХАРВЕСТ; М.: Изд. АСТ, 2000.