Вопрос о Тайной Вечере.

Харьков
Православный христианин
Здравствуйте! У человека возник вопрос:"если мы на Литургии причащаемся преображенных Тела и Крови воскресшего Спасителя, то как же тогда объяснить установление Таинства Господом на Тайной Вечере прежде Своих Страданий и Воскресения?" Как можно аргументировано и правильно ответить на этот вопрос? Или сам вопрос некорректно сформулирован? Спасибо.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Евгений, вы задали важный и интересный вопрос. Что же касается вашего сомнения насчёт некорректности формулировки, отвечу вам так. Суть вашего недоумения («если мы на Литургии причащаемся преображенных Тела и Крови воскресшего Спасителя, то как же тогда объяснить установление Таинства Господом на Тайной Вечере прежде Своих Страданий и Воскресения?») выражена достаточно ясно, форма же требует некоторых поправок и уточнений. Прежде всего, я бы хотел обратить ваше внимание на то, что как до Своих Крестных Страданий, так и после, Господь обладал не какими-то там различными Телами, а одною и тою же человеческой Плотью, — той, которую восприял в Свою Божескую Ипостась в момент зачатия в утробе Пресвятой Богородицы. И, следовательно, в этом отношении ваши слова: «если мы на Литургии причащаемся преображенных Тела и Крови воскресшего Спасителя...» и действительно — не корректны. Думаю, ваш вопрос, смысл которого сводится к следующему: «КАКОЕ ТЕЛО и КРОВЬ потребляется верующими в Таинстве Святой Евхаристии?», — лучше переформулировать так: «КАКИМИ СВОЙСТВАМИ обладают Тело и Кровь Спасителя, потребляемые верующими в Таинстве Святой Евхаристии (теми, которыми обладала Плоть Христа до совершения Им Искупления на Кресте, или теми, которыми стала обладать по Воскресении?)?». Конечно же, христиане причащаются обоженных Тела и Крови, то есть Тела и Крови, преисполненных Божьей благодати. Корень вашей загадки кроется вот в чем. По-видимому, вы полагаете, будто Плоть Иисуса до Его Крестных Страданий и Воскресения имела иную степень обожения, нежели после. Но это не так. Человеческая природа Христа обожилась не в момент Его смерти, и не в момент Воскресения, а в момент восприятия человеческого естества в Ипостась Бога Слова, то есть в момент воплощения (или, что то же, в момент зачатия). Она уже тогда была совершенной (хотя и не прославленной). По Своему человеческому естеству Спаситель был преисполнен Божественной благодати на всем протяжении Своего жизненного пути, как преисполнен и ныне. Другое дело, что на разных этапах служения Христа она (благодать) ПРОЯВЛЯЛАСЬ по-разному: иначе в Рождестве, иначе на Кресте, иначе — в Воскресении. Стяжание благодати от ступени к ступени характерно для христианина, но не для Самого Христа. То, что Господь (по человеческой природе) был обожен и до Своих Крестных Страданий, Он ясно продемонстрировал во время Преображения на горе Фавор: «и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 2). Этот свет и есть свет нетварной Божественной благодати, сияние славы Божества. Итак, несмотря на то, что Господь установил Таинство Святой Евхаристии до Своего Воскресения, то есть до прославления (Своего) человеческого естества, Тело и Кровь Его были обожены и обожены сполна.
 
Сверху