От Фоминой недели до Троицы

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Христос воскресе, дорогие!
Задавала уже этот вопрос когда-то на форуме, но не получила ответа.

От Воскресения Христова до Фоминой недели вместо утреннего и вечернего правила читаются часы Пасхи. От Фоминой недели читаются уже обычные правила, кроме "Царю Небесный" и заменяется заключительная молитва Богородице на "Светися, светися...", кроме этого правила начинаются и заканчиваются "Христос воскресе..."
Все логично. Впервые молитва Святому Духу прозвучит в службе Троице. Но в вечернем правиле есть другая молитва Святому Духу:

Молитва 3-я, ко Пресвятому Духу: Го́споди, Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, умилосе́рдися...


Вопрос: как это соотносится с отсутствием в это время обращения к Третьему Лицу Троицы?
 
Православный христианин
Вопрос: как это соотносится с отсутствием в это время обращения к Третьему Лицу Троицы?
Вы слишком расширительно понимаете отсутствие молитвы "Царю Небесный..." правилах. То, что мы это молитву не читаем, лишь знак ожидания Пятидесятницы, но не следствие какого-то запрета обращения к Духу.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
От Воскресения Христова до Фоминой недели вместо утреннего и вечернего правила читаются часы Пасхи. От Фоминой недели читаются уже обычные правила, кроме "Царю Небесный" и заменяется заключительная молитва Богородице на "Светися, светися...", кроме этого правила начинаются и заканчиваются "Христос воскресе..."
Все логично. Впервые молитва Святому Духу прозвучит в службе Троице. Но в вечернем правиле есть другая молитва Святому Духу:

Молитва 3-я, ко Пресвятому Духу: Го́споди, Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, умилосе́рдися...

Вопрос: как это соотносится с отсутствием в это время обращения к Третьему Лицу Троицы?
Христос сказал «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будетУтешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан.14:16-26).
Если Христос просил Отца послать Святого Духа, то, как мы можем, ожидая исполнения этих слов Христа о приходе Святого Духа, сами обращаться непосредственно к Святому Духу, чтобы Он пришел к нам и вселился в нас? Нам надо верить Христу, что исполнятся Его слова, ожидать исполнения Его слов и на время ожидания не просить самим, дублируя Христа, придти и вселиться в нас Святого Духа.
Поэтому, как я думаю, до прихода Святого Духа в Пятидесятницу мы не молимся о приходе и вселении в нас Святого Духа «Царю́ Не́бесный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, Иже везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от всякия скве́рны, и спаси́, Блаже, ду́ши на́ша».

В вечерней же молитве ко Пресвятому Духу нет просьбы о приходе и вселении в нас Святого Духа, дублирующей просьбу Христа к Отцу послать к нам Святого Духа. И поэтому эта молитва не исключается из состава молитв на сон грядущий.
А то, что мы можем молиться Духу Святому в любое время, в том числе и во время ожидания вселения Святого Духа в нас, можно заключить из вышеприведенных слов Христа - "вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет" (Иоан.14:16-26).
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Христос воскресе, дорогие!
Задавала уже этот вопрос когда-то на форуме, но не получила ответа.

От Воскресения Христова до Фоминой недели вместо утреннего и вечернего правила читаются часы Пасхи. От Фоминой недели читаются уже обычные правила, кроме "Царю Небесный" и заменяется заключительная молитва Богородице на "Светися, светися...", кроме этого правила начинаются и заканчиваются "Христос воскресе..."
Все логично. Впервые молитва Святому Духу прозвучит в службе Троице. Но в вечернем правиле есть другая молитва Святому Духу:

Молитва 3-я, ко Пресвятому Духу: Го́споди, Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, умилосе́рдися...


Вопрос: как это соотносится с отсутствием в это время обращения к Третьему Лицу Троицы?
Христос Воскресе, Елена Анатольевна!

Вчера в Евангельском чтении мы слышали слова о том, как Господь, явившись Своим ученикам вечером в день Его Воскресения, дунул, и сказал им: "Примите Духа Святаго".

Св. Иоанн Златоуст, толкуя это место, говорит:
"Потому-то, говорят, Христос не сказал: вы прияли Духа Святого, но – приимите Дух Свят. Но не погрешит тот, кто скажет, что и тогда ученики получили некоторую духовную власть и благодать, только – не воскрешать мертвых и совершать чудеса, а отпускать грехи, так как различны дарования Духа. Потому-то Христос и присовокупил: имже отпустите, отпустятся, – показывая, какой род благодатной силы даруется им. А впоследствии, спустя сорок дней, они получили силу чудотворений, почему Христос и говорит: приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетелие во Иерусалиме же и во всей Иудеи (Деян. 1, 8); а свидетелями они сделались посредством чудес."

То есть, даже если мы знаем, что Святые Апостолы получили Благодать Святаго Духа во всей полноте только в день Пятидесятницы, мы видим, что отдельные Дары Святаго Духа были сообщены им уже в день Воскресения Господня.

Поэтому, даже если мы опускаем молитву "Царю Небесный..." в Правилах и Службах, например, при чтении Часов, молиться Святому Духу мы можем и должны. Мы ведь получили Дар Святаго Духа в таинстве Святаго Крещения и обновляем Его в Причащении Святых Христовых Таинств.
 
Сверху