Адам не мог не согрешить. Он видел, что
Ева не умерла и сказанное Богом о смерти не произошло. Более того, они неизбежно оба должны были согрешить по той причине, что не познали еще практически последствий нарушения заповедей Бога. Можно сказать, что есть такой закон свободного произволения личности –
кто не испытал последствий зла, тот согрешит. Наиболее совершенный ангел Денница по мере своего совершенства впал в злое состояние самоутверждения и отрицания Бога.
Адам и Ева также в своей жизни не знали зла и поэтому неизбежно согрешили.
Как иронически выразился р.Б. Андрей "Пожалуйте братец на прививку" в теме «
Какую человеческую природу воспринял Христос?», попущение лукавого в рай это своего рода прививка. Действительно, Бог попустил лживым и сладким словам лукавого проникнуть в чистый ум Адама и Евы, не утвержденных пока в добре. Так и в прививке пускают ослабленные вирусы и человек, не имеющий иммунитета, слегка заболевает, и организм начинает бороться с вирусами. В борьбе с ними слегка заболевший организм ставит защиту от болезнетворных бактерий. В дальнейшем человек становится устойчивым, невосприимчивым даже к сильным вирусам. Также и святые становятся устойчивыми ко всякому злу.
Преграда к греховному состоянию формируется только тогда, когда испытаешь последствия действия греха – скорби.
Без испытания последствий зла, без преграды к злу, без отторжения всего злого в себе, без страха лишиться Бога невозможно утверждение в добре. А если нет преграды к злу, то грех захватывает в плен и находишься в этом плену, пока не обратишься к Богу. Адам должен был осознать всю свою нищету без Бога, чтобы стремиться возвратиться к Богу - источнику своей жизни. А как осознать свою нищету без Бога, если не пожить без Него практически?
Кроме того,
Адам, не испытав в своей жизни скорби или неудобств, не мог оценить дары Бога. Он не испытывал потребности в Боге, потому что никогда не был лишен Его, потому что никто не делал ему плохое и Бог его ни от кого не защищал. Он жил блаженно и беззаботно – без настоящей любви к Богу.
Он пользовался всеми благами, но не отдавал свою жизнь Богу, не имел понятия о жертве, потому что все имел. Бог создал мир и человека, как образ и подобие Свое, чтобы отдать, распространить, пребывающую в преизбытке Любовь между Тремя, вовне Себя. И человеку также необходимо было воспитать главное свойство своей личности - отдавать свою любовь Богу и всему Его Творению.
Святыми не рождаются, а становятся, познав борьбу со злом. Адам, созданный Самим Богом, не был святым, хотя и был совершенным, насколько мог быть совершенным человек со свободной волей, не испытанный лукавым.
Чтобы стать святым, Адаму необходимо было пройти испытание, познать падение и возвращаться к Богу скорбным путем. И этот путь был бы невозможен без того, чтобы его грехи взял на Себя Иисус Христос.