Здравствуйте. Сегодня мой дневник о покаянии. В нем двадцать пять высказываний святых отцов на эту тему. Обобщив сказанное в них можно сказать, что покаяние необходимо нам и через него мы осознав свою греховность и желая отстать от пути греха обращаемся за помощью к Богу и Бог побеждает греховность и зло в нас. Так как сами мы не можем этого сделать. Так же можно из этих высказываний узнать, что покаяние действует только во время этой земной жизни, а после смерти мы уже не сможем покаяться. Покаяние вводит нас в Царство Небесное. Вообще так как человек не может не грешить, то ему постоянно нужно покаяние. Как если бы он испачкавшись нуждался в воде и мыле, чтобы смыть с себя грязь.
-----------------------------
1) Христос непременно явит Себя в нас, если мы истинным покаянием докажем решительное произволение, чтобы Он обитал в нас
(святитель Игнатий (Брянчанинов))
***
2) Нам, которые впали в ров беззакония, невозможно быть извлеченными из него, если не погрузимся в бездну смирения кающихся.
(преподобный Иоанн Лествичник)
***
3) Погиб человек по свободному произволению и спастись предоставляется ему по свободному произволению. Покайтесь и веруйте.
(святитель Игнатий (Брянчанинов))
***
4) Смертный грех решительно порабощает человека диаволу и решительно расторгает общение человека с Богом, пока человек не уврачует себя покаянием.
(святитель Игнатий (Брянчанинов))
***
5) Воспользуемся спасительным лечением покаяния, или лучше, получим от Бога врачующее нас покаяние, потому что не мы приносим Ему покаяние, а Он даровал его нам.
(святитель Иоанн Златоуст)
***
6) Пока не пришла смерть, пока не заключены двери, не отнята возможность войти, пока не напал на вселенную ужас, пока не померк свет... проси, грешник, милосердия у Господа.
(преподобный Ефрем Сирин)
***
7) Если пост не украсится плодом покаяния, то и постный подвиг останется тщетным. Этого мало: он принесет нам вред, усилив в нас самомнение и самоуверенность.
(святитель Игнатий (Брянчанинов))
***
8) Если приступишь к Таинству Покаяния с небрежением, с лукавством, со скрытностью, то совершишь начинание сатанинское, надругаешься над Всемогущим и Всевидящим Богом.
(святитель Игнатий (Брянчанинов))
***
9) Бог радуется (покаянию людей), как силе Своего творчества, потому что кого грех пытается погубить, тех покаяние воссозидает к Божией славе.
(преподобный Ефрем Сирин)
***
10) Если Бог увидит, что мы обратились к добродетели, и уклонились от греха, и ревнуем о совершении добрых дел, то примет наше обращение и, освободив от бремени грехов, подаст нам дары Свои.
(святитель Иоанн Златоуст)
***
11) Никогда Бог не отвергает искреннего раскаяния, но даже если бы кто дошел до самой крайней порочности, а потом решил опять возвратиться на путь добродетели, и того Он принимает, и приближает к Себе, и делает все, чтобы привести его в прежнее (и даже лучшее) состояние.
(святитель Иоанн Златоуст)
***
12) Твои грехи записаны в книге; твои слезы могут послужить для них губкой. Плачь — и они сотрутся; плачь — и книга окажется на Небе чистою. Сокрушение о грехах — великая губка; велика сила слез.
(святитель Иоанн Златоуст)
***
13) Согрешивший, если будет бодрствовать, покаянием скоро исправляет свой проступок; а кто отчаивается и не кается, тот потому и остается без исправления, что не употребил врачевства покаяния.
(святитель Иоанн Златоуст)
***
14) Пока ты еще дышишь, даже в последний день, на самой постели, даже при последнем издыхании, оставляя поприще этой жизни, и тогда покайся. Ограниченность времени не стесняет человеколюбия Божия.
(святитель Иоанн Златоуст)
***
15) ...Покаяние без милостыни мертво и лишено крыльев; не может окрылиться покаяние, не имея крыла милостыни.
(святитель Иоанн Златоуст)
***
16) Плачь и стенай, когда согрешишь, не о том, что будешь наказан, так как это ничего не значит, но о том, что ты оскорбил своего Владыку, Который так кроток, так любит тебя, так заботится о твоем спасении, что и Сына предал за тебя. Вот о чем плачь и стенай, и делай это непрестанно, потому что в этом и состоит исповедание.
(святитель Иоанн Златоуст)
***
17) ...Ничто так не умилостивляет Бога, как исповедание грехов. А это бывает тогда, когда избегают обществ, заглушающих страх ко грехам и располагающих к беспечности.
(святитель Иоанн Златоуст)
***
18) Через грех дьявол низводит нас в геенну, — через покаяние Христос вводит нас в Царство Небесное.
(святитель Иоанн Златоуст)
***
19) Дьявол, зная, что исповедание греха есть избавление от греха, склоняет душу к бесстыдному упорству. Но ты, возлюбленный, когда согрешишь, говори: я согрешил.
(святитель Иоанн Златоуст)
***
20) Для Господа не нужны многие дни и продолжительное время покаяния. Если Он оказал такое человеколюбие ниневитянам за то, что они совершили трехдневное покаяние, тем более не презрит нас, если только мы покажем искреннее раскаяние, и, отстав от греха, вступим на путь добродетели.
(святитель Иоанн Златоуст)
***
21) Грех есть рана, покаяние — врачевство.
(святитель Иоанн Златоуст)
***
22) Стыдись грешить, но не стыдись каяться.
(святитель Иоанн Златоуст)
***
23) Не говори только «я грешник», но и старайся избавиться от этого позора; не говори только, но и сокрушайся. Если ты сокрушаешься, то прилагаешь старание, если не стараешься, то и не сокрушаешься.
(святитель Иоанн Златоуст)
***
24) <Покаяние> отверзает человеку небо, оно возводит его в рай, оно побеждает дьявола.
(святитель Иоанн Златоуст)
***
25) Разве Бог требует от нас чего-либо трудного и тягостного? Требует сокрушения сердца, смирения ума, признания во грехе, усердного прошения о прощении и за это дарует не только исцеление от ран и очищение от грехов, но и делает праведным того, кто доселе обременен был бесчисленными тяжестями грехов.
(святитель Иоанн Златоуст)