Здравствуйте! Предлагаю прочитать мой дневник с подборкой высказываний святых отцов о зле. Если подвести итог всем этим высказываниям, то можно сказать, что зло людям внушают злые духи через помыслы и если человек примет злой помысел и исполнит на деле его, то он через это уподобляется дьяволу т. к. творит зло. И за это от человека отходит Святой Дух Божий. Из этого так же можно сделать вывод, что ведя борьбу с грехом в себе (а значит и со злом) человек отрекается от дьявола и добровольно выбирает добро, т. е. Бога.
----------------------
1) …Зло <происходит>… от беспечности, от праздности, от обращения со злыми и от презрения к добродетели.
(святитель Иоанн Златоуст)
***
2) Если человек решится исправиться и начнет избегать всякого зла, вооружившись против него подвигами — плачем, сокрушением, воздыханиями, постом, бдениями, бедностью и многими к Богу молитвами, — то Господь по Своей благодати поможет ему и от всех душевных страстей избавит его.
(преподобный Антоний Великий)
***
3) Как огонь сожигает большие леса, когда понебрежешь о нем, так злоба, если допустишь ее в сердце, погубит душу твою, и тело твое осквернит, и много принесет тебе неправых помышлений; возбудит брани, раздоры, молвы, зависть, ненависть и подобные злые страсти, отягчающие самое тело и причиняющие ему болезни.
(преподобный Антоний Великий)
***
4) …Все время, как мы подчиняемся и служим этому лукавому посредством злых дел, какие делаем, Благий Бог не имеет части в нас, и мы недостойны Царствия Его, так что ложно называем мы Его Богом и Отцом нашим, когда имеем диавола властителем над собою… и богом своим, коего и черты подобия имеем в себе, открывающиеся в злых делах наших…
(преподобный Симеон Новый Богослов)
***
5) Князь тьмы… приставляет к человеку одного из лукавых духов, который, повсюду следуя за человеком, старается вовлечь его во всякий вид греха.
(святитель Игнатий (Брянчанинов))
***
6) Диавол как раб и тварь Владыки не сколько ему угодно искушает и не в той мере, в какой сам хочет, наводит скорби, но сколько попускает ему Владыка.
(преподобный Макарий Великий, Египетский)
***
7) Человек участвует в падении отверженных ангелов и если последует злым внушениям, приносимым ими и возникающим из падшего естества, то делается подобным демону.
(святитель Игнатий (Брянчанинов))
***
8) Мы должны знать, что не все демоны возбуждают все страсти в людях. Но ко всякому пороку подстрекают известные духи. Иные подстрекают услаждаться нечистотой и скверной похоти, иные располагают к богохульству, иные к гневу и ярости, иные располагают к печали, иные внушают утешаться тщеславием и гордостью. И всякий всевает в сердце человеческое ту страсть, какою сам преимущественно недугует. Но не все вместе внушают свои пороки, а попеременно, смотря по тому, как будет благоприятствовать время или место, или восприимчивость человека.
(преподобный Иоанн Кассиан Римлянин)
***
9) Мы должны знать, что не все демоны возбуждают все страсти в людях. Но ко всякому пороку подстрекают известные духи. Иные подстрекают услаждаться нечистотой и скверной похоти, иные располагают к богохульству, иные к гневу и ярости, иные располагают к печали, иные внушают утешаться тщеславием и гордостью. И всякий всевает в сердце человеческое ту страсть, какою сам преимущественно недугу ет. Но не все вместе внушают свои пороки, а попеременно, смотря по тому, как будет благоприятствовать время или место, или восприимчивость человека.
(преподобный Иоанн Кассиан Римлянин)
***
10) Не переставайте противиться злому духу, ибо когда человек приступает к добрым делам и к прекрасному подвигу, приближается и этот дух, чтобы войти с нами в часть или чтобы совсем отклонить нас от добрых начинаний. Он не терпит, чтобы человек поступал праведно, и противится всем, которые желают быть верными Господу. Многих он совсем не допускает к добродетели, в дела других вмешивается и губит плоды их, научая совершать добродетели и творить дела милосердия, примешивая к ним тщеславие. О таких люди думают, что они обогащены плодами, тогда как они совсем их не имеют, а похожи на ту смоковницу, о которой думали, что на ней много сладких плодов, когда смотрели на нее издали, подойдя же ближе, ничего не нашли на ней. Бог иссушает их за то, что не находит на них никакого доброго плода, а не только лишает несравненной сладости Своего Божества.
(преподобный Антоний Великий)