Здравствуйте! Этот дневник о врагах рода человеческого - дьяволе и бесах. Раз это наши враги, то нужно знать нам о них. О том, кто это такие и как они воздействуют на нас, как проявляются. Как говорится нужно знать врага своего в лицо. Если обобщить все высказывания святых отцов, то можно сделать вывод, что с дьяволом и бесами христианину должно вести борьбу через исполнение евангельских заповедей с Божией помощью и искоренение из своей души греховных наклонностей (страстей). В замен же страстей взращивать противоположные им добродетели. Например взамен страсти гнева - добродетель кротости, взамен гордости - смирение и так далее.
-----------------------------------------
1)...Диавол как враг мира, ненавистник согласия и отец злобы, сколько радуется и торжествует, когда мы предаемся гневу, ссоримся и нападаем друг на друга, столько же скорбит и печалится, когда мы сохраняем мир и согласие и обуздываем гнев.
(святитель Иоанн Златоуст)
***
2) Диавол любит полагающихся на себя потому, что они помогают ему и сами себе строят козни.
(преподобный авва Дорофей)
***
3) Главные наши враги – бесы, которые борют нас нашими страстями; на все их козни, стрелы и сеть главное оружие – смирение, так как они горды, то и низлагают тех, кто гордо думают с ними сражаться, а против смирения не могут устоять .
(преподобный Макарий Оптинский (Иванов))
***
4) Мы – воины духовные и имеем непримиримых врагов невидимых, бодрых, злобных, старающихся распленить град души нашей; не должно и нам продолжать жизнь нашу в лености и дремоте греховной, но, призывая в помощь Бога, противостоять врагу нашему. Он тогда только имеет силу против нас, когда мы самонадеянно и гордо думаем о себе, а если смиренномудрием во всяком случае водимся, то вся сила и сети вражии сокрушаются.
***
5) Враг наш невидимый сам же вложит мысль греховную в душу человека, да тут же и запишет ее как его собственную, дабы впоследствии на Страшном Суде Божием обвинить человека.
(преподобный Амвросий Оптинский (Гренков) )
***
6) Не имея возможности совершать плотские грехи телесно, <падшие духи> совершают их в мечтании и ощущении; они усвоили бесплотному естеству пороки, свойственные плоти...
(святитель Игнатий Брянчанинов)
***
7) Диавол всегда таков, — все предлагает с хитростью, а не прямо, чтобы мы не остерегались.
(святитель Игнатий Брянчанинов)
***
8) Бесы, слуги гнева и злобы, радуются, когда уменьшается добродетель, и весь труд свой обращают на то, чтоб увлекать души наши в постыдные мечтания.
(святитель Феодор Эдесский)
***
9) Изнемогают демоны, когда через исполнение заповедей уменьшаются в нас страсти, погибают, когда в силу бесстрастия души совершенно исчезают из нее, не находя в ней того, чем держались в ней и чем воевали против нее. Это-то значит: «изнемогут и погибнут от лица Твоего» (Пс. 9:4).
(преподобный Максим Исповедник)
***
10) Князем мира называется диавол не как властитель и господин мира. Да идет от нас такая богохульная мысль! И как возможно, чтоб властвовал над миром тот, кто не имеет власти даже над свиньями? Но называется он князем мира потому, что, раздражая пожелание богатства и других вещей мира этого, он порабощает себе прилепляющихся к ним и берет над ними власть. Князем же тьмы называется он потому, что отвергся от света Божественной славы, по причине гордости своей, и сделался наследником вечной тьмы.
(преподобный Симеон Новый Богослов)
***
11) Так как для демонов нет ничего дороже погибели человеческой, то и понятно, что они и услаждаются тем, что обыкновенно извращает нашу жизнь и истребляет все доброе с самого основания.
(святитель Иоанн Златоуст)
***
12) Верный Слову Божию обуздывает страсти, отражает нападения врага (Иак.4:7); действуя под руководством Евангелия против собственного самообольщения, укрощая страсти, этим уничтожая мало-помалу влияние на себя падших духов, он мало-помалу выходит из состояния прелести в область истины и свободы (Ин.8:32).
(святитель Игнатий Брянчанинов)